- Преподавателю
- Директору, завучу
- «Формы и методы повышения учебной мотивации обучающихся школы»
«Формы и методы повышения учебной мотивации обучающихся школы»
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Гаврилова Т.Е. |
Дата | 17.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
«Формы и методы повышения учебной мотивации
обучающихся школы»
Качество образования - залог успеха школы.
Цель педсовета
-
Способствовать осознанию учителями педагогической проблемы формирования мотивации учения как важнейшей из определяющих результативность образовательной деятельности
-
Формировать у педагогов установку на использование методов и приемов повышения учебной мотивации школьников
Задачи педсовета
-
Выявление проблем снижения успеваемости в среднем звене школы.
-
Анализ результатов уровня успеваемости и качества учащихся школы.
-
Обсуждение методов и форм обучения в развитии и стимулировании познавательной мотивации учащихся в подростковом возрасте.
-
Разработка дополнительных мер, направленных на повышение мотивации учащихся.
Уважаемые коллеги, Постараемся уловить основные моменты.
Оценивая работу школьников, учитель тем самым оценивает и свою собственную.
Один из основных показателей успешной работы педагога - качество знаний школьников, умение ими распоряжаться.
Увеличение неуспевающих и уменьшение количества ранее успевающих на "хорошо" и "отлично" - свидетельство ущербной работы педагога.
Одинаковое состояние знаний и умений школьников свидетельствует о топтании на месте.
Периодически повторяющиеся спады и подъемы в успеваемости учащихся характеризуют неритмичную работу педагога.
Следующим показателем эффективной работы учителя является степень продвижения обучающихся в учении (совершенствование умений; участие в кружках и факультативах; участие и количество победителей в олимпиадах; общественная активность; адаптация в новых условиях).
Уровень знаний, умений и навыков учащихся зависит от того, насколько педагог компетентен, может учитывать в своей деятельности уровень мотивации учащихся, уровень их общеучебной подготовки.
Очень актуальными являются курсы повышения квалификации при подготовке к аттестации работников образования.
Одним из критериев обеспечивающим качество обучения является учебная мотивация учащихся. О путях повышения успеваемости и качества мы и поговорим сегодня.
Участники образовательного процесса - учителя, родители, - выделяют как глобальные проблемы, касающиеся всего общества, и влияющие на уровень образования, так и более близкие нам - содержание образования, формы, методы обучения. Изменилось общество, изменились ценности, изменились дети и учителя.
Каждому учителю известна такая ситуация: ребенок может учиться, но ленив, безынициативен, ко всему относится спустя рукава.
О таком говорят: немотивирован…
Если процесс формирования учебных мотивов развивается спонтанно, а не произвольно, уровень учебных мотивов снижается. Поэтому проблема учебной мотивации считается одной из центральных в педагогике и педагогической психологии. Актуальна для всех участников учебно- воспитательного процесса: учащихся, родителей и учителей.
Повышение учебной мотивации - это учить детей так, чтобы им захотелось учиться. Для этого учителя должны знать и владеть различными формами и методами обучения, учитывать возрастные особенности учащихся.
^ Среднее звено школы - это подростковая школа. В педагогической психологии всё больше делается упор на особенности этого возраста. 5-6 класс относят к переходному возрасту, 7-9 собственно подростковый.
При работе с 5-9 классами стоит всегда помнить портрет подростка:
а) «подростку важно, чтобы его взрослость была замечена окружающими»;
б) для подростка важно, чтобы форма его поведения была не детской;
в) ценность для подростка некоторой работы определяется ее «взрослостью» (т.е. соответствием некоторому представлению о взрослости);
г) «любимый герой подростка - человек активный, стремящийся к цели, преодолевающий серьезные, почти непреодолимые препятствия и выходящий из них победителем». В любом начинании он предпочитает быть деятелем, а не наблюдателем;
д) склонность к мечтанию и фантазированию в сочетании со склонностью рассказывать о своих реальных (или выдуманных) качествах. «Ребята больше хотят что-то делать, чем реально делают»;
е) возникающие представления о нормах поведения провоцируют на обсуждение поведения взрослых. Зачастую, обсуждение весьма нелицеприятное.
Учителя проводят нетрадиционные уроки в форме конференций, семинаров, игры, викторины, КВНа. Такие уроки требуют дополнительной подготовки, затрат времени учителя, поэтому проводятся не часто, но они всегда работают на повышение мотивации учеников, внося разнообразие в учебный процесс.
Следующей причиной понижения успехов в учёбе является недостаточное стимулирование учебной деятельности учащихся, скудный арсенал используемых стимулов во время урока, формирующих мотивацию успеха.
Диапазон стимулов колеблется от двух до шести. В основном это:
-
Оценка
-
Запись благодарности в дневник
-
Словесное поощрение
-
Групповая работа
-
Назначение консультантом
-
Выставка лучших работ
Следующая причина - познавательный интерес - это факел, горение которого нужно всегда поддерживать и не допускать, чтобы он затухал.
Одним из способов повышения качества знаний учащихся является организация учебного процесса. К современному уроку предъявляются высокие требования. Но мы не сможем добиться их выполнения, если будем относиться к уроку как к фрагменту жизни и превратим его в стихийный процесс.
Вовремя начатый урок, организация пространства класса, чёткая организация этапов урока, взаимодействие между учителем и учащимися, реакция учителя на те или иные поступки учащихся, подбор учебного материала и способы его подачи, использование современных методик и технологий обучения, использование наглядности и ТСО - всё это влияет на образовательный результат деятельности учащихся.
Общие показатели успешного обучения:
-
Качество успеваемости - качество знаний, умений, навыков.
-
Интерес к обучению, мотив ответственности, высокая мотивация достижения успеха, социально- нравственные ориентации.
-
Бесстрессовое обучение, особенно в кризисные периоды развития.
-
Стабильность здоровья учащихся.
-
Удовлетворённость учителя своей работой.
Притча
«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «скажет живая - я ее умертвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
В наших руках сделать нашу школу современной, интересной и полезной для современного молодого общества.