Доклад на тему: Рейтинговая накопительная система оценивания

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление на тему: «Рейтинговая накопительная система оценивания».

На сегодняшний день происходит значительное изменение и обновление содержания образования. Технологии обучения становятся все более инновационными. Но вот система школьного оценивания ещё мало изменилась. Школьники часто бывают разочарованы оценками, которые, по их мнению, не соответствуют истинному результату затраченных усилий. Считается, что для ребенка оценки служат стимулом к получению знаний, а для родителей к тому, чтобы вести контроль за знаниями ребенка.

В результате этого можно выявить недостатки 5-ти бальной системы оценивания:

​ Нет эталона для сравнения, измерения и объективного оценивания знаний.

​ Обостряются отношения между учителем и учащимся.

​ Отсутствие системы оценивания, ориентированной на индивидуальную, проектную, опытно-экспериментальную, творческую работу подростков.

​ Отсутствие целенаправленной работы, направленной на развитие у учащихся способностей к самоконтролю и самооценке.

По ФГОС учитель должен оценивать не только знание предмета, но и универсальные учебные действия учащихся. Такой системой, позволяющей оценивать и УУД может считаться рейтинговая накопительная система оценивания.

Основную идею рейтингового подхода можно выразить так: ответил ученик тему на уроке - получил баллы, написал реферат - еще пару баллов, сдал зачет - еще баллы, помог товарищу - еще несколько и так далее. В конце некоторого периода все баллы, набранные учеником, суммируются и сравниваются в процентном отношении с максимально возможной суммой. После этого учеников можно ранжировать, определив их рейтинг.

Что дает рейтинговая система ученику? - новую возможность:

• самому распоряжаться своим временем;

• выбирать порядок выполнения учебных заданий;

• самостоятельно планировать их выполнение;

• постоянно получать информацию об успешности своих результатов;

• сравнивать уровень своих знаний с уровнем знаний других обучающихся;

• углубляться в интересующие его области науки.

Рейтинговая система позволяет более объективно оценивать знания учащихся, стимулирует их к самостоятельному поиску материалов, началу самостоятельной научно - исследовательской работы.

Кажется все просто, но почему-то широкого применения, особенно в школе, рейтинговая система не получила. Причин здесь несколько: дополнительная нагрузка по регистрации баллов и их обработке; недостаточно дидактического материала по применению системы на конкретных уроках.

Предлагаю на ваше рассмотрение материал, обобщающий опыт учителей по совершенствованию рейтинговой системы оценки знаний учащихся .

Задачи рейтинга:

- построение системы комплексного мониторинга эффективности образовательной программы;

- повышение уровня мотивации учащихся в разных сферах деятельности;

- построение индивидуальных образовательных программ.

Условия организации рейтинговой системы оценивания:

- модульная организация учебного процесса;

- постоянное отслеживание уровня знаний;

- многобалльное оценивание обученности учащихся.

Что может войти в рейтинговую накопительную систему?

- Перечень видов деятельностей, сформулированных в виде результатов. Среди них могут быть обязательные, которые определены стандартом, программой курса. Но есть еще и вариативный список, из которого учащийся, в процессе курса «набирает» то количество баллов, которое ему необходимо, чтобы выйти на желаемый уровень компетентности. К этим видам деятельности могут относиться: выступления на занятии, подготовка сообщений, письменные работы, ассистирование учителю, оформление кабинета, составление портфолио, и многое другое, связанное с тематикой курса.

- Нормативные требования: посещаемость, активность, поведение на занятии и т.п., которые учитель определяет исходя из списка значимых качеств.

- Дополнительные параметры оценивания. Если та деятельность, которую учащиеся выполнили в русле изучения определенной темы, получила общественный резонанс, то учитель может это учесть при составлении рейтингового списка.

В рейтинговой накопительной системе выделяется обязательная часть и накопительная.

Что входит в обязательную часть?

Ответ на этот вопрос зависит от целей, которые преследует учитель, реализуя образовательный стандарт. В зависимости от этой цели и определяется содержание обязательной части.

Это может быть:

- выполнение итогового теста на определенном уровне,

- выполнение разноуровневой ДКР на определенном учителем уровне,

- выполнение определенного количества проверочных работ на определенном уровне,

- написание текста по определенным требованиям,

- проведение и презентация результатов мини-исследования,

- представление индивидуального ученического проекта и др.

В отличие от привычного способа обучения, здесь учителю необходимо сообщить учащимся, родителям и администрации, каким образом будет оцениваться результативность, привести примеры, обеспечить доступ к примерным заданиям. Возникает проблема формулировки и объяснения критериев.

Помимо содержательных моментов, в обязательную часть могут входить и нормативные моменты: посещаемость, поведение, активность, ответственность и т.п.

Что входит в накопительную часть?

Смысл накопительной части заключается в предоставлении учащемуся возможности для осмысленного выбора направлений собственной активности в рамках образовательного стандарта.

Это могут быть:

- задания повышенного уровня сложности,

- дополнительные задания для самостоятельного обучения,

- социально значимая деятельность, связанная с содержанием курса,

- ведение портфолио,

- участие в конкурсах и соревнованиях, связанных с тематикой курса,

- ассистирование учителю,

- выполнение аналитических заданий,

- результаты работы с текстом,

- работы над ошибками,

- участие во внеклассных мероприятиях, связанных с содержанием курса,

- активное участие в работе малых групп,

- выступление перед классом по тематике курса и многое другое.

Как и в случае с содержанием обязательной части, учительстолкнется с проблемой определения и разъяснения критериев качества выполнения заданий.

Этапы проектирования и внедрения рейтинговой системы

I. Планирование:

 весь курс обучения по предмету разбивается на тематические разделы (16 - 32 часа);

 составление оценочной шкалы по теме, с учетом требований к знаниям, умениям и навыкам в соответствии с программным материалом и учебником.

 формирование базы данных для самостоятельной деятельности учащихся (I - III уровни);

 формирование баз данных для организации творческой деятельности (от реферативной до исследовательской);

 формирования базы данных контроля знаний (промежуточного и итогового);

 составление календарно-тематического плана с учетом требований оценочной шкалы и баз данных.

II. Внедрение:

 организационный этап (ознакомление учащихся с рейтинговой системой);

 выдача заданий для самостоятельной и творческой деятельностей по изучаемой теме (на первом занятии по теме);

 ведение рейтингового журнала.

III. Обработка результатов:

 обработка результатов по теме;

Содержание этапов проектирования рейтинговой системы

1. Составление оценочной шкалы по теме, с учетом требований к знаниям, умениям и навыкам в соответствии с программным материалом и учебником.

Начинать необходимо с составления списка всех учебных действий, которые вы собираетесь учитывать при оценивании учеников. Затем полученный список следует расположить по значимости для обучения, и определить стоимость каждого действия в баллах, в результате вы получите «таблицу стоимости».

Вариант 1 Таблица баллов

Виды деятельности

Балл

1.

Выполнение домашней работы (за 1 задачу)

основная

0,15

2.

Выполнение физического теста (за 1 ответ)

основная

1

3.

Ответ устной темы

основная

10

4.

Написание реферата

основная

10

5.

Выполнение лабораторной работы

основная

15

6.

Сдача зачета

основная

20

7.

Выполнение самостоятельной работы (за 1 урок)

основная

2

8.

Выполнение контрольной работы (за 1 урок)

основная

50

9.

Распечатка, ксерокопирование материала (за 1 страницу А4)

дополнит.

0,25

10.

Проверка домашнего задания

дополнит.

1

11.

Поиск информации по физике в Internet (200 кБ)

дополнит.

1

12.

дополнительный вопрос отвечающему

дополнит.

1

13.

За дополнение ответа

дополнит.

2

14.

Рецензирование ответа

дополнит.

2

15.

Объяснение темы другим ученикам

дополнит.

3

16.

Объяснение задачи

дополнит.

3

17.

Проверка темы

дополнит.

3

18.

Проверка задачи

дополнит.

3

19.

Опережающая сдача темы, самостоятельной работы (за 1 день)

дополнит.

3

20.

Защита оригинального решения (точки зрения)

дополнит.

3

21.

Решение дополнительных задач

дополнит.

5

22.

Участие в физических школах (за 1 задачу)

дополнит.

5

23.

Составление оригинальной задачи с решением

дополнит.

5

24.

Решение олимпиадных задач (за 1 задачу или тему)

дополнит.

10

25.

Доклад на конференции

дополнит.

30

Вариант 2 Рейтинговая оценочная шкала

 организационная деятельность - 1 балл.

а) посещение урока - 0,25 балла

б) наличие обязательных средств обучения (книга, тетрадь, письменные принадлежности и т.п.) - 0,25 балла

в) работа на уроке - 0,25 балла

г) дисциплина - 0,25 балла.

 выполнение домашней работы - 1 балл

 самостоятельная деятельность:

а) задание I уровня сложности - 0,25 балла

б) задание II уровня сложности - 0,5 балла

в) задание III уровня сложности - 1 балл

 творческая деятельность:

а) задание I уровня сложности (рефераты, кроссворды и т.п.) - 2 балла

б) задание II уровня сложности (практическая деятельность) - 3 балла

в) задание III уровня сложности (исследовательская) - 15 баллов

 промежуточный контроль (тестирование, не менее 5 тестов за тему) - 1 балл за тест;

 итоговый контроль по теме;

а) итоговый зачет (устный опрос по теме) - 5 баллов

б) итоговая контрольная работа - 10 баллов

2. Составление календарно-тематического плана с учетом требований оценочной шкалы и баз данных.

3. Рейтинговый журнал

Текущей ступенью хранения информации о баллах учащихся, с целью обеспечения актуальности, предотвращения случайных потерь и искажений, служит журнал рейтингового контроля по предмету на учебный год. Журнал состоит из 3-х типов рейтинговых листов, представляющих собой самостоятельные аналитические единицы.

Лист 1. Организация познавательной деятельности по теме.

Данный лист позволяет оценить отношение к процессу обучения. Представляет собой набор показателей по каждому уроку по следующим параметрам:

Основной параметр:

Составляющие:

Организационная деятельность:

- посещение урока;

- наличие обязательных средств обучения (книга, тетрадь, письменные принадлежности и т.п.);

- работа на уроке;

- дисциплина.

Выполнение домашней работы.

Самостоятельная деятельность:

- Баллы за выполнений заданий I, II, III уровней сложности.

Лист 2. Организация творческой деятельности по теме

Позволяет оценить творческую деятельность учащихся (как индивидуальную, так и коллективную) тем самым проанализировать потребности и удовлетворения высшего уровня.

Лист 3. Итоговый лист организации познавательно-творческой деятельности за курс.

Позволяет оценить достижения учащихся, как в коллективной, так и в индивидуальной деятельности.

Рейтинговые баллы этого листа могут, без особого труда, быть переведены в традиционный вид оценок.

Шкала соответствия рейтинговых и традиционных оценок

Менее 50 баллов

«Неудовлетворительно»

От 51 балла до 80 баллов

«Удовлетворительно»

От 81 балла до 90 баллов

«Хорошо»

От 91 балла до 100 баллов

«Отлично»

Таким образом, Рейтинговая система оценивания знаний учащихся заставляет ученика заниматься предметом систематически, внимательно слушать на уроке, заниматься самостоятельно, использовать дополнительную литературу. Но самое главное, что даёт эта система, это то, что происходит не принудительное, а сознательное и заинтересованное саморазвитие. Эта система позволяет к тому же формировать в сознании учащихся ценность постоянного саморазвития.

Рекомендации по совершенствованию рейтинговой системы

1. Одно из обязательных свойств системы является ее открытость -ученики должны знать «правила игры»: знать «стоимость» любой деятельности, знать, как можно получить баллы, и за что может их потерять и т. д. Для выполнения этого свойства «таблица стоимости» должна быть доступна ученикам. Можно сделать ее в виде плаката и повесить в кабинете; можно сделать распечатки таблицы для каждого ученика.

2. При поуровневом подходе к оценке знаний, одни и те же действия, выполненные на разных уровнях, оцениваются разным числом баллов. Например, баллы за решение задач разных уровней будут меняться от 3 до 10.

3. «Таблицу стоимости» можно варьировать. Так, например, если учитель считает, что ученикам необходимо больше внимания уделять решению задач, баллы за данную деятельность можно увеличить. Многие ученики не умеют правильно оформлять задачи: введите в таблицу баллов такую строку: «Правильное оформление задачи», - и при выставлении отметки за задачи учитывайте выполнение и этого действия. После закрепления этого навыка, его можно исключить из таблицы.

4. Использовать стимулирующую роль дополнительных баллов:

а) поощрять более быстрое выполнение заданий на уроке. Например, при выполнении письменной работы применять временной коэффициент, т. е. чем раньше сдал работу, тем больше дополнительных баллов получил.

б) поощрять более быстрое прохождение программы отдельными учениками. Например, если учащийся готов сдавать зачет или писать самостоятельную работу на 5 дней раньше всего класса, можно добавить ему за каждый день по 1 баллу;

в) поощрять учащихся, оказывающих помощь другим ученикам и учителю. Например, выставлять дополнительные баллы за объяснение или проверку темы; за ксерокопирование материала к урокам и т. д.

Подведение итогов

При подведении итогов необходимо определиться с выбором рейтинга. Возможны следующие виды:

· рейтинг по предмету общий или отдельно по теоретическим вопросам.

· рейтинг временной - за некоторый промежуток времени (четверть, полугодие, год и т. д.) или тематический - по отдельным разделам (темам).

Пятибалльная система оценки ЗУН конечно имеет свои недостатки, но и рейтинг не является идеальной системой. Каждый учитель должен искать и находить ту форму, которая наиболее приемлема для его учеников, преподаваемой системы и для него самого.


© 2010-2022