ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Основы электротехники

Программа учебной дисциплиныразработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии  150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы), учебного плана по профессии ОК 016-94 19906 «Электросварщик ручной сварки», рекомендаций  БПОУ «Седельниковское училище №65» по формированию нормативно-методической документации по реализации ФГОС СПО, от 01.09.2013 г.   Организация-разработчик: БПОУ  «Седельниковское училище №6...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Омской области

«Седельниковское училище № 65»











ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Основы электротехники


программы профессионального обучения рабочих, служащих СПО

по профессии 19906 Электросварщик ручной сварки



Срок обучения: 2.5 мес.














Седельниково 2015

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы), учебного плана по профессии ОК 016-94 19906 «Электросварщик ручной сварки», рекомендаций БПОУ «Седельниковское училище №65» по формированию нормативно-методической документации по реализации ФГОС СПО, от 01.09.2013 г.

Организация-разработчик: БПОУ «Седельниковское училище №65»,

с. Седельниково Омской области.

Разработчик:

Баранов Владимир Ильич мастер производственного обучения, преподаватель специальных дисциплин БПОУ «Седельниковское училище № 65», с. Седельниково.



Согласовано:

На заседании

педагогического совета

Протокол №__________

«__»___________2015г.

Рассмотрено:

на заседании методического совета

«__»____________2015г.


СОДЕРЖАНИЕ



стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


5

  1. условия реализации программы учебной дисциплины


10

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины


11


1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы электротехники

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС СПО по профессии:

15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы).

Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессии:

- 19906 Электросварщик ручной сварки, на базе имеющегося профессионального образования по профилю, профессиональной подготовки по профессии 19906 «Электросварщик ручной сварки» на базе среднего образования, основного общего. Опыт работы не требуется.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- читать структурные, монтажные и простые принципиальные электрические схемы;

- рассчитывать и измерять основные параметры простых электрических, магнитных и электронных цепей;

- использовать в работе электроизмерительные приборы;

- пускать и останавливать электродвигатели, установленные на эксплуатируемом оборудовании;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников;

- методы расчета и измерения основных параметров простых электрических, магнитных и электронных цепей;

- свойства постоянного и переменного электрического тока;

- принципы последовательного и параллельного соединения проводников и источников тока;

- электроизмерительные приборы (амперметр, вольтметр), их устройство, принцип действия и правила включения в электрическую цепь;

- свойства магнитного поля;

- двигатели постоянного и переменного тока, их устройство и принцип действия;

- правила пуска, остановки электродвигателей, установленных на эксплуатируемом оборудовании;

- аппаратуру защиты электродвигателей;

- методы защиты от короткого замыкания;

- заземление, зануление.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 12 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 8 часов;

самостоятельной работы обучающегося 4 часа.





2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Допуски и технические измерения.


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

12

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

8

в том числе:


лабораторные занятия

1

практические занятия

3

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

4

в том числе:

- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем).

Подготовка к лабораторным работам с использованием методических рекомендаций, оформление отчета и подготовка к защите.



4




Итоговая аттестация в форме зачета




2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Основы электротехники.

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)


Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4


ОП. 03.

Основы электротехники.












Тема 1.1.

Электрическое поле


Содержание






1

Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Понятие о формах материи: вещество, поле. Элементарные частицы и их электромагнитное поле. Диэлектрическая проницаемость, основные характеристики электрического поля: напряженность, электрический потенциал, электрическое напряжение.Проводники в электрическом поле. Электропроводность. Классификация веществ по степени электропроводности.

Начальные сведения об электрическом поле. Ток проводимости, ток переноса, ток смещения. Электрический ток в проводниках: величина и направление тока проводимости, плотность тока проводимости. Удельные электрические проводимость и сопротивление, электрические проводимость и сопротивление проводников. Зависимость сопротивления проводников от температуры. Эффект сверхпроводимости.

2

Самостоятельная работа

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем).



1










Тема 1.2.

Электрические цепи постоянного и переменного тока. Магнитное поле.

Содержание










1

Постоянный и переменный электрический ток. Проводимость металлов. Постоянный и переменный электрический ток, его характеристики. Синусоидальный ток, трехфазные цепи. Условия, необходимые для возникновения электрического тока. ЭДС. Закон Ома для участка цепи и полной цепи. Сопротивление.

Цепи постоянного тока и переменного тока. Элементы электрических цепей, их классификация. Последовательное и параллельное соединений элементов. Простые электрические цепи.. Закон Джоуля-Ленца. Мощность постоянного и переменного тока. Активная, реактивная и полная мощность переменного тока.
Режимы работы электрических цепей. Принцип обратимости в электрических машинах.

Электроизмерительные приборы. Электроизмерительные приборы (амперметр, вольтметр, мегометр), их устройство, принцип действия и правила включения в электрическую цепь. Мультиметр правила пользования.

Расчет электрических цепей постоянного тока. Цели и задачи расчета. Законы Ома, Кирхгофа. Последовательное соединение пассивных элементов, эквивалентное сопротивление резисторов. Потери напряжения в проводах, делитель напряжения. Электрические цепи с несколькими источниками ЭДС. Разветвленная электрическая цепь. Параллельное соединение пассивных элементов, эквивалентное сопротивление резисторов. Электрическая проводимость ветвей. Смешанное соединение пассивных элементов.

Магнитные цепи. Магнитная индукция, магнитный поток, собственное и взаимное потокосцепление. Механические силы в магнитном поле. Намагничивание ферромагнитных материалов. Магнитный гистерезис. Магнитно-твердые, магнитно-мягкие материалы. Магнитное сопротивление. Катушка индуктивности принцип работы трансформатора. Принцип работы катушки Рукморфа.



2

Практическое занятие



1

1. Чтение простых электрических цепей.

Лабораторная работа


1

1. Снятие электрических величин в цепи.

Практическое занятие


1

2. Расчет магнитных цепей, сборка простейшей катушки Рукморфа на стенде, объяснение принципа ее работы.

Самостоятельная работа

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем).

Подготовка к лабораторной работе и практическим занятиям с использованием методических рекомендаций, оформление отчета и подготовка к защите.



2





Тема 1.3.

Двигатели постоянного и переменного тока.

Содержание




1

Электрические двигатели. Роль двигателей переменного и постоянного тока в генерировании и потреблении электроэнергии. Электрические и магнитные явления, лежащие в основе принципа действия электрических двигателей. Принцип действия электрического двигателя. Принцип работы асинхронного и синхронного двигателя переменного тока.

Аппаратура защиты двигателя. Аппаратура защиты электродвигателей. Методы защиты от короткого замыкания. Предохранители, плавкие вставки, герконевые контакты. Заземление, зануление.

Практическое занятие

1

3. Эксплуатация электродвигателей.

Самостоятельная работа

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем).

Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций, оформление отчета и подготовка к защите.




1

Зачёт

1









3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия лаборатории электротехники и автоматизации производства.
Оборудование лаборатории:

по количеству обучающихся:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий «Электротехника»;

- тесты, раздаточный материал;

- стенды для проведения лабораторно-практических работ;

- измерительные приборы.

Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением и документ-камера EIKI

Залы:

библиотека, читальный зал с выходом в Интернет

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1.Бутырин П.А.Электротехника. Учебник для УНПО. Гриф МО. ИЦ"Академия", 2008.- 272 с.

2.Гуржий А.Н., Поворознюк Н.И.,Электрические и радиотехнические измерения. Уч. пособие, Гриф Рекомендовано Минобразованием России, Академия, 2004г., 272 стр.

Дополнительные источники:

1.Новиков П.Н., Кауфман В.Я., Толчеев О.В. и др. Задачник по электротехнике. Уч. пособие для УНПО. (3-Е ИЗД.), Гриф МО. ИЦ Академия, 2008. - 336 с.

2.Прошин В.М.,Рабочая тетрадь к лабораторно-практическим работам по электротехнике. Уч. пособие, Гриф Одобрено Экспертным советом по профессиональному образованию Минобразования России, Академия, 2008г., 80 стр.

3.Прошин В.М. Лабораторно-практические работы по электротехнике. Уч.пособие для УНПО. Гриф МО., "Академия", 2008. - 192 с.

4.Ярочкина Г.В., Володарская А.А.Электротехника: Рабочая тетрадь. Уч. пособие для УНПО., "Академия", 2008. 96 с.

Интернет-ресурсы:


4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков. Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических занятий и тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий. Формы и методы текущего контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся в начале обучения.

Для текущего контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств (ФОС).

ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки.



Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

читать структурные, монтажные и простые принципиальные электрические схемы;

рассчитывать и измерять основные параметры простых электрических, магнитных и электрических цепей;

использовать в работе электроизмерительные приборы;

пускать и останавливать электродвигатели, установленные на эксплуатируемом оборудовании.


Текущий контроль в форме:

защиты отчётов по практическим занятиям и лабораторной работе.

Знания:

- единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников;

- методы расчета и измерения основных параметров простых электрических, магнитных и электронных цепей;

- свойства постоянного и переменного электрического тока;

- принципы последовательного и параллельного соединения проводников и источников тока;

- электроизмерительные приборы (амперметр, вольтметр), их устройство, принцип действия и правила включения в электрическую цепь;

- свойства магнитного поля;

- двигатели постоянного и переменного тока, их устройство и принцип действия;

- правила пуска, остановки электродвигателей, установленных на эксплуатируемом оборудовании;

- аппаратуру защиты электродвигателей;

- методы защиты от короткого замыкания;

- заземление, зануление.



Текущий контроль в форме:

защиты отчётов по практическим занятиям и лабораторной работе, оценка выполнения самостоятельной работы.

Итоговая аттестация в форме зачета.

6


© 2010-2022