- Преподавателю
- Директору, завучу
- Статья: «Реализация ФГОС через призму управленческих решений»
Статья: «Реализация ФГОС через призму управленческих решений»
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Омельченко У.А. |
Дата | 05.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Реализация ФГОС через призму управленческих решений
У.А. Омельченко, заместитель директора по
УВР МБОУ СОШ №9, г Ноябрьск, ЯНАО
Внедрение нового образовательного стандарта определило изменения в образовательном пространстве школы, которые потребовали от педагогического коллектива существенной корректировки профессионально-ценностной позиции, освоения нового содержания образования, проектирования необходимых изменений в организации образовательного процесса в школе.
Вместе с тем, у каждой школы разный уровень кадрового потенциала, что вызвало необходимость проверки в реальных условиях школы способов и последовательности действий по созданию развивающей образовательной среды, соответствующей требованиям нового образовательного стандарта.
Этапы введения ФГОС в школе:
-
2008/2009 учебный год - школа окружная экспериментальная площадка по «Апробации материалов федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования II поколения» (приказ Департамента образования ЯНАО от 28.02.2008 г. № 153);
-
2010/2011учебный год - экспериментальное опережающее введение ФГОС НОО (один класс);
-
2012\2013 учебный год - школа с 1 сентября перешла на обучение в первых, вторых, третьем «б» классах по федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования второго поколения (ФГОС НОО);
-
2012\2013 учебный год школа приступила к реализации ФГОС основного общего образования в 5 б классе.
-
2013\2014 учебный год - школа приступила к реализации ФГОС основного общего образования в параллели 5 -х классов.
Особо важное место занял процесс подготовки школы к переходу на работу по федеральным государственным образовательным стандартам второго поколения. Была создана «дорожная карта» введения ФГОС, в которой определялись способы и последовательность деятельности педагогического коллектива по созданию развивающей образовательной среды, соответствующей требованиям образовательного стандарта второго поколения.
Алгоритм действий по введению ФГОС в школе:
-
определение необходимых изменений в существующей образовательной системе для приведения ее в соответствие с требованиями ФГОС
-
разработка проекта модернизированной образовательной системы начальной и основной ступени школы
-
разработка плана-графика модернизации образовательной системы начальной и основной ступени школы
-
реализация запланированных изменений в образовательной системе школы в соответствии с «дорожной картой»
-
определение на внутришкольном уровне эффективных способов управления введением государственного образовательного стандарта второго поколения в практику работы;
-
последовательность действий для создания образовательной программы начальной и основной школы: работа с документами - изучение опыта работы экспериментальных площадок - создание рабочей группы - разработка проекта образовательной программы - публичная защита и обсуждение на Управляющем совете, Педагогическом совете - апробация и реализация ООП НОО - анализ - коррекция результатов, обоснованная внесением изменений в ФГОС НОО, изменением кадровых, материально-технических финансовых условий;
-
отработка процедуры создания внутришкольной системы оценки качества образования.
Реализация стратегии управления в школе осуществлялась в следующих направлениях:
I. Организационно - управленческое обеспечение:
- Создание Координационного Совета подготовки и введения ФГОС НОО, ООО; назначение координатора;
- формирование социокультурной среды;
- установление взаимодействия МБОУ СОШ №9 с другими организациями социальной сферы, в т.ч. дополнительного образования;
- проведение экспертизы готовности школы к введению ФГОС ООО на заседании Координационного совета школы;
- мотивация педколлектива, родительской общественности к реализации ФГОС через информационно-просветительскую работу;
- введение механизмов материального стимулирования педагогов школы;
- разработка перспективного плана-графика методического сопровождения введения ФГОС; повышения квалификации педагогических и руководящих работников ОУ в связи с введением ФГОС.
Важнейшим организационным условием явилось построение системы взаимоотношений участников образовательного процесса:
- организация Государственного общественного управления через создание и функционирование Управляющего совета школы;
- построение системы социального партнерства с учреждениями высшего профессионального образования: Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования и социальных технологий» г. Курган - повышение квалификации учителей, рецензирование методических материалов; Филиал Уральского федерального университета им. Б.Н.Ельцина - работа с одаренными и высокомотивированными учащимися; организация дополнительного образования в рамках профильного обучения; Омский государственный педагогический университет, Центр образовательных инициатив - методическое сопровождение научными работниками ФГБОУ ВПО «Ом ГПУ» программы русского языка, направленной на выработку новых подходов к обучению школьников в условиях нового формата итоговой аттестации школьников; исследование новой практики деятельности школы; изучение, анализ методических материалов учителей школы, распространение лучших практик через публикацию материалов в научных сборниках ФГБОУ ВПО «Ом ГПУ», семинары и практикумы для учителей.
С целью эффективной реализации внеурочной деятельности по выбранной модели дополнительного образования выстроена работа на договорной основе: курс «Экономика» - на базе партнерства с городским центром интеллектуального развития «Ювента», секция волейбола - городская детская юношеско-спортивная школа; кружки робототехники, вязания, хореографии, технического творчества - «Многофункциональный молодежный центр «Современник», «Молодежный центр творчества и межкультурных коммуникаций «Вектор», для группы детей «дезадаптантов», испытывающих трудности в обучении при переходе из начальной в среднюю школу на базе сотрудничества с городским Центром детского творчества проходят уроки общения, обучение ребят досуговой деятельности.
II. Нормативно-правовое обеспечение. Потребовалось изучение и осмысление концептуальных изменений в системе образования, овладение новой терминологий. Возникла необходимость в проектировании внутришкольной системы обучающих семинаров, консультаций, мастер-классов, а также активизация работы в рамках профессионального сообщества: участие в системе тематических видеоконференц-семинаров, вебинаров. Управленческий алгоритм действий, реализованный на практике, следующий:
1. создание нормативно-правовой базы введения ФГОС:
- Положение о центре дополнительного образования,
-Положение о информационно-коммуникационном центре,
-Положение о информационно-библиотечном центре;
-Положение об организации внеурочной деятельности;
-Положение о творческих группах учителей;
- Положение о проектной деятельности;
-Положение о школьном конкурсе учебных кабинетов;
-Положение о социально-психологической службе;
-Положение о публичном отчёте;
- Положение об официальном Интернет-сайте;
- соглашение с родителями (законными представителями) о персональных данных для ведения электронных журналов и дневников.
2. составление перспективного плана обновления локальной базы школы в связи с требованиями ФГОС;
3. разработка основной образовательной программы НОО, ООО школы;
4. коррекция должностных инструкций педагогических работников школы в соответствии с требованиями ФГОС;
5. разработка и утверждение рабочих программ учебных предметов (инвариантная и часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, включая внеурочную деятельность).
6. Заключение договоров с родителями (законными представителями).
III. Кадровое и методическое обеспечение. Ключевой фигурой успешности реализации ФГОС неизменно остается учитель. Важна систематичность и продуманность методического сопровождения. Этот процесс подчас не дает моментального результата, но он является фундаментом успешности, так как личность учителя, понимание процесса обучения с инновационной, непривычной позиции, потребовало перестройки привычных способов не только взаимоотношений с учащимися и родителями, а коснулось всех компонентов обучения: от планирования до оценивания результатов деятельности.
- Диагностика образовательных потребностей и профессиональных затруднений работников школы и внесение изменений в план курсовой подготовки
- научно-методическая поддержка и развитие практических действий учителей, переходящих на работу по новым образовательным стандартам в рамках внутришкольной системы методической работы по направлениям: формирование универсальных учебных действий, технологии личностно-деятельностного урока, новые подходы к оценке качества образования (критерии оценивания метапредметных, личностных результатов);
- повышение квалификации педагогических и управленческих кадров;
- распространение опыта учителей, перешедших на работу по новым образовательным стандартам.
Практическая значимость проведённой работы связана с подготовкой по результатам реализации ФГОС НОО методических рекомендаций, обеспечивающих необходимую поддержку педагогам основной школы при переходе на работу по новым образовательным стандартам.
IV. Материально-техническое и финансово-экономическое обеспечение.
Реализация этого направления работы потребовала тщательного анализа базы школы, ее материально-технических возможностей с точки зрения необходимых условий для реализации стандартов. Составление перспективного плана обновления, соответствующего требованиям, разработанным МО РФ стало необходимо. Прежде всего, в этом направлении важна объективная оценка ресурсов и реализуемость намеченных планов, определение стратегически первостепенных точек, инфраструктур школы, которые обеспечат требования стандарта. У нас такими важными объектами стали: модернизация библиотеки в информационно-библиотечный центр с медиаресурсами, организация зон игр и отдыха для обучающихся начальной школы, оборудование кабинета психологической разгрузки, создание и оснащение помещений для внеурочной деятельности. Значительно расширился спектр современной техники, обновлена значительная часть персональных компьютеров:
1.Для обеспечения материально - технических условий реализации федеральных стандартов второго поколения получено и установлено в учебных кабинетах 7 интерактивных досок; 127 нетбуков для 2-х классов в 5 специально оборудованных хранилищах.
2. 37 учебных кабинетов, включая мастерские, оборудованы техническими средствами обучения (компьютер, проектор).
3. С целью качественной реализации проекта «Школа - территория wi-fi», для бесперебойного функционирования локальной сети и сети интернет установлено новое серверное оборудование, обеспечены условия для беспроводного доступа к сети Интернет с точками доступа к wi-fi.
4. В кабинете математики установлена автоматизированная система проверки тестов (система голосования).
4. Созданы материально-технические условия для проведения внеурочной деятельности, часов физической культуры: оборудован для катания на коньках корт, возле корта построено блочно-модульное здание - раздевалка; значительно обновлено спортивное оборудование, приобретены: навесные брусья, турники, шведские стенки
5. Адаптирован первый этаж школы для маломобильных групп населения (дети-инвалиды колясочники): входная группа, оформлен пандус, расширены дверные проемы, для слепых и слабовидящих детей нанесены дорожки передвижения, сделана маркировка кабинетов, установлены датчики движения.
6. С целью обеспечения безопасности всех участников образовательного процесса в школе дополнительно установлены 15 видеокамер.
7. Функционирует 4 кабинета информатики с 60-ю рабочими местами, эти кабинеты предполагают по специальному графику свободный доступ в сеть Интернет, работу в программе «Сетевой город. Образование», оформление электронного классного журнала.
8. В учебных целях используется 381 компьютер, 307 из которых подключены в локальную сеть, 303 переносных компьютера (ноутбука, планшета), 11 из них находятся в библиотеке для доступного входа в к ресурсам интернет, выполнения учебных заданий.
Очевидно, что реализация стандартов потребовала больших затрат не только материально-технических, но и человеческих, поэтому введение системы обновления оплаты труда, предоставленная управленцам возможность стимулирования кадров, сыграли важную мотивационную роль. Введены на нормативно - правовой основе локальные акты школы: положение «О комиссии по распределению надбавок и доплат», положение «О фонде надбавок и доплат», в которых заложены показатели эффективности деятельности, являющиеся основанием для стимулирующих выплат работникам школы.
Можно обобщить цель такого обеспечения образовательного процесса следующим образом: создание условий для функционирования информационно-образовательной среды.
На данном этапе реализации ФГОС в образовательном процессе педагоги используют возможности информационно - образовательной среды через:
- использование в образовательном процесс ЭОР, ЦОР;
- размещение рабочих программ в программном комплексе «Сетевой город. Образование»;
- размещение дидактических, методических материалов на образовательных сайтах сети Интернет;
- дистанционное взаимодействие с родителями через программу «Сетевой город. Образование», сайт школы - размещение рекомендаций для обучающихся, индивидуальных заданий, заданий для занятий в актированные дни, и во время карантина, информации об итогах диагностических работ.
Таким образом, благодаря реализации управленческих решений, заложенных в основную образовательную программу школы, произошли следующие изменения:
- образовательный процесс организован в соответствии с разработанными локальными нормативно- правовыми документами в рамках ФГОС;
- освоены способы разработки рабочих программ по учебным предметам и внеучебной деятельности;
- обеспечена мотивационная готовность учителей к переходу на новые образовательные стандарта;
- осуществлён переход на УМК нового поколения;
- осваиваются способы реализации системно-деятельностного подхода;
- определены виды и формы работы с учителями школы по оказанию помощи в переходе на ФГОС второго поколения;
- организована работа по введению новой системы оценки качества образования;
- обновилась материально-техническая база школы.
К числу наиболее эффективных способов деятельности педагогического коллектива в рамках введения ФГОС можно отнести:
- изучение концепции и материалов сопровождения ФГОС второго поколения в разных формах (повышение квалификации, работа заседаний методического объединения, семинары, мастер- классы, видео - конференции);
- обмен опытом в ходе открытых уроков, участие в конкурсах, выступлений на методических объединениях, родительских собраниях, размещение методических наработок на образовательных сайтах.
К числу возможных рисков относятся:
- образовательное неравенство обучающихся: значительное отставание наименее успешных групп обучающихся от наиболее успешных, причем процент детей с низкими учебными возможностями растет;
- методическая неготовность части учителей к определению и использованию критериев и инструментария для оценки современных образовательных результатов обучающихся; переходу на работу по УМК нового поколения; реализации системно-деятельностного подхода в обучении; использования информационно - образовательной среды;
- недостаточная отработанность механизма организации внеурочной деятельности на уровне социального партнерства и трудность контроля ее эффективности за рамками учебного плана.
Особая миссия школы очевидна, пристально внимание к системе образования - необходимая мера дальновидного управления, поэтому вспоминается простая фраза, заключающая в себе суть заказа нам всем, работающим в системе образования: "...кого мы образуем сегодня, такая страна у нас и образуется завтра", (цитата из интервью Андрея Максимова (писатель, член Академии Российского телевидения «Российская газета» от 21.02.2011).
Список использованной литературы:
1. Копотева Г.Л., Логвинова И.М. Методическая готовность работников образования к реализации ФГОС начального, основного, среднего (полного) общего образования // Справочник заместителя директора школы - 2011. - № 10. - С. 8-12.
2. Логвинова И.М., Копотева Г.Л. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС // Управление начальной школой - 2011. - № 12. - С. 12-18.
3. Материалы из опыта работы образовательных учреждений Курганской области по реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования / ГАОУ ДПО «ИРОСТ». - Курган, 2011. - Ч. 1-2.
4. Низиенко Е., Шмелькова Л. Введение новых государственных образовательных стандартов общего образования // Образовательная политика. - 2010. - № 1-2. - С. 108-113.
5. Феденко Л.Н. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования: особенности и порядок введения // Справочник руководителя образовательного учреждения - 2011. - № 5. - С. 20-25.
6. Феденко Л.Н. Об особенностях введения ФГОС ООО по мере готовности ОУ (материалы координационного совета от 9.ноября 2011, Якутск).
7. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - М. : Просвещение, 2009. - 59 с. - (Стандарты второго поколения).
8. Шмелькова Л.В., Бурункин Д.А. Планирование и анализ реализации внеурочной деятельности // Управление начальной школой. - 2011. - № 12. - С. 5-11.
9. Шмелькова Л.В., Спасская Е.Б. О готовности образовательных учреждений к введению ФГОС // Управление начальной школой. - 2011. - № 8. - С. 6-18.