Организация профориентационной работы с одаренными учащимися (из опыта сотрудничества ГБОУ СОШ № 1137 и ИПССО МГПУ)

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Организация профориентационной работы с одаренными учащимися

(из опыта сотрудничества ГБОУ СОШ № 1137 и ИПССО МГПУ).

Федотов К.В.,

ГБОУ СОШ № 1137, г.Москва,

e-mail: [email protected]


Одной из воспитательных задач общеобразовательной школы, конечно же является профориентация учащихся.

В практике школы по проведению профориентации нет деления учащихся или выделение каких либо категорий детей. Сама профориентационная работа предполагает в себе систему мер направленных на оказание помощи в профессиональном самоопределении в виде диагностики, консультирования, развития, профилактики и просвещения. Все эти виды профориентационной работы не предполагают в себе деления учащихся на категории или группы, да и необходимости в этом нет, мы же не будем говорить о том, что одаренным учащимся необходим свой набор специальностей и профессий, а другим другой набор. Целью профориентации является осознанный и адекватный выбор личности своей профессии, специальности.

В школе в основном профориентация учеников достигается путем: просвещения, диагностики, консультирования и развития на предметных учебных занятиях и школьных (внешкольных) воспитательных мероприятиях.

Просвещение учащихся в нашей школе происходит комплексно.

На различных предметах и внеклассных (внешкольных) мероприятиях учителя стараются всесторонне развивать личность ученика, не забывая и о профориентации. На таких предметах как: информатика, учащиеся могут узнать о таких специальностях и как «программист», «оператор», «системный администратор», «Web - дизайнер» и др., на предмете «право» - «адвокат», «юрист», «судья», - задача учителя состоит не только в том, что бы дать новые знания учащимся согласно учебнику или ФГОС, но и дать понять, для чего нужен этот предмет и в каких специальностях или профессиях он пригодиться, или будет основным, тем самым вызывая у детей интерес к предмету.

На школьных (внешкольных) различных мероприятиях, ребята узнают о таких профессиях и специальностях как: «DJ», «звукорежиссёр», «журналист», «фотооператор», «актер», «экскурсовод», «режиссер», «культуролог», «костюмер», «стилист», «учитель» и многие многие другие. Особенностью вне учебной профориентацией является то, что учащихся может побывать в «роли» данного специалиста.

На этом стоит остановиться и поподробнее рассмотреть профориентационные воспитательные мероприятия.

Для того, что бы ученику попробовать себя в роли профессионального специалиста, не достаточно просто изъявить желание, необходимо иметь долю необходимых знаний, умений и упорства. Ребенок проходит своеобразное собеседование, на котором сотрудник школы определяет уровень знаний и умений учащегося и его желания, причины интереса к данной специальности. Конечно же, в данном случае собеседование является формальным, если у учащегося нет достаточных знаний и навыков для минимального исполнения роли специалиста в их приобретении помогает учитель (или группа учителей) который становиться наставником для учащегося, до тех пор пока ученик не достигнет самостоятельности. Когда ребенок достигает необходимого «уровня» и способен выполнять задачи по своей специальности сам, учитель отходит на второй план, становится помощником - куратором в работе учащегося, ставит перед ребенком задачи с которыми он способен справиться и в то же время развивает его как «специалиста».

Данная форма работы не только, с некоторой стороны, облегчает работу преподавателя, ведь ученик становиться его помощником, но и способствует профессиональному самоопределению учащегося.

Однако если выше рассмотренные формы работы происходят при желании ученика, которое исходит из его интересов, то психологическая диагностика и консультирование, по результатам диагностики, помогают ребенку в профессиональном самоопределении не только с общепринятых точек зрения, таких как: «за компанию», «престижность», «доходность», «на что могу», а всесторонне рассказывают ребенку о его личности.

В нашей школе 1 психолог на 715 учащихся, поэтому сотрудничество с ГБОУ ВПО МГПУ ИПССО, в некотором смысле, не только упростила работу сотрудников школы, но и в тоже время подняла методическую базу школы.

Совместно были организованы и проведены профориентационные мероприятия для учащихся, семинары и круглые столы для преподавателей и администрации школы. Где были рассмотрены современные направления и представлен современный опыт работы.

Компьютерный комплекс психологического сопровождения профориентационной работы «Career guidance» позволил не только достаточно быстро провести полную диагностику учащихся, но и достаточно широко охватывает их личност. Он дает ученикам, педагогам и родителям глубокую информацию о ребенке, о его способностях, склонностях, задатках и возможностях, предлагает детям к рассмотрению различные будущие профессии и специальности, а гид м мире профессий позволяет с ориентироваться и представить ученику и его родителям профессиограмму по полученным специальностям и профессиям.

В результате психологической диагностики возможно определить одаренность учащегося, и данные результаты использовать при консультировании, однако при других видах профоринтационных работ личностные особенности детей не является фактором деления детей на группы или категории.


Подводя итог профориентационной работы при сотрудничестве школы с ИПССО, хочется подчеркнуть важность таких совместных действий.

Сотрудничество школа - ВУЗ , помогает решить множество различных организационных, методических и практических вопросов, повышает профессиональный уровень сотрудников школы, улучшает качество работы и позволяет найти формы и методы работы которые будут является более современными для учителя и интересными для учащихся.


© 2010-2022