«Мониторинг как инструмент повышения эффективности управления школой»

Сегодня каждое образовательное учреждение стремиться стать успешным,что означает достижение высокого качества образования,которое во многом в свою очередь детерминировано качеством управления. Современная школа из режима функционирования должна перейти в режим развития.Одним из необходимых условий  для этого является  организация эффективной управленческой деятельности. Важнейшим  самостоятельным звеном управленческой деятельности  является мониторинг .Директора школ как лидеры должны играть бол...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дуйсенова Жанат Сагиджановна

Директор Приозерной основной школы

Каргалинский район

Доклад на областном семинаре

« Мониторинг как инструмент повышения

эффективности управления школой»

Сегодня каждое образовательное учреждение стремиться стать успешным,что означает достижение высокого качества образования,которое во многом в свою очередь детерминировано качеством управления. Современная школа из режима функционирования должна перейти в режим развития.Одним из необходимых условий для этого является организация эффективной управленческой деятельности .Автор концепции «постоянного улучшения качества» Эдвардс Деминг считал, что только 15 % отклонений в качестве зависит от непосредственных исполнителей, а 85 % дефектов определяется недостатками управления. Важнейшим самостоятельным звеном управленческой деятельности является мониторинг .Директора школ как лидеры должны играть более активную роль в процессе преподавания и обучения путем усвоения новых форм мониторинга и эвалюации. Исследованием вопроса мониторинга в образовании занимались многие видные ученые-.Мокшеев В.А, Севрук А.И., Юнина ,Беспалько В.М,Поташник,.Вовна В.И., Короченцев В.В. и др.

Один из основоположников этой идеи А. С. Белкин определил педагогический мониторинг как процесс непрерывного научно обоснованного диагностико-прогностического слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в целях его оптимизации, организации на научной основе и повышения результативности качества образования.

А. И. Майоров дает определение «педагогического мониторинга» как «такую форму организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, которая обеспечивает непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование ее развития.

Действительно, в мониторинге можно выделить три четко различимых этапа: выработка стандартов или нормативов, сопоставление с ними реальных результатов и принятие корректирующих воздействия. Создание системы педагогического мониторинга является одной из важнейших задач школы. В той или иной мере мониторинг в системе школьного образования существовал всегда. Это и контрольные срезы знаний учащихся, экзамены, инспекторские проверки. Однако опыт показывает, что все эти формы традиционного мониторинга сегодня недостаточны,так как их эпизодичность и направленность на итоги не позволяло отследить динамику и ход тех или иных процессов. А нам необходимо знать причины выявленных недостатков и факторы ,оказывающие влияние на полученные результаты. Однако в школьной практике мониторинг рассматривался, как правило, не как средство управления, а всего лишь как форма получения, передачи и накопления информации. Все это затрудняет отслеживание качества преподавания, воспитания, методической работы, повышения квалификации и других видов педагогической деятельности.

Мы используем мониторинг деятельности организаций образования как средство оперативного анализа состояния и тенденции развития образовательного учреждения. Это позволяет установить степень соответствия, фактического состояния организации образовательного процесса в школе запланированному и предложить рекомендации по предупреждению развития негативных явлений.

Основными объектами мониторинга в школе могут быть такие составляющие как управление, кадры ,содержание образования, воспитательная работа, взаимодействие с внешней средой,физическое и психическое здоровье обучающихся, материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Методы сбора и обработки информации также известны и применяются на практике в той или иной степени. Особенное внимание нужно обратить на моделирование, экспертный опрос ,наблюдение, самооценку. Это сделает процесс развития школы научно обоснованным ,исследовательским.

Управление школой на основе мониторинговой информации позволяет осуществлять стратегическое планирование и принятие управленческих решений.

Информация, полученная в результате педагогического мониторинга крайне важна и полезна для образовательного учреждения, служит основанием для прогнозирования дальнейшего развития, для постановки новых ближних и дальних целей.

Контроль качества обучения нуждается в объективных методах педагогических измерений. Педагогический мониторинг как средство управления и контроля учебно-воспитательным процессом обеспечивает учителя обратной связью об уровне усвоения учебного материала с помощью регулярного системного отслеживания степени или уровня обученности. В условиях инновационной деятельности педагогический мониторинг может стать механизмом в системе учебно-воспитательного процесса, который будет способствовать стимулированию, активизации, развитию учащихся, будет связан с предоставлением им большей свободы и ответственности.

А ведь именно это является ключевым инструментом преобразований вносимых в школу для формирования модели ученика 21 века.

Таким образом, результаты мониторинговых исследований позволяют скорректировать содержание обучения, обосновать правомерность тех или иных управленческих действий. Точнее сказать, мониторинг качества образования является одним из основных инструментов, способствующих повышению эффективности управления школой. Постоянный мониторинг за качеством учебно-воспитательного процесса, результатами обучения школьников становится особенно актуальным в условиях обновления содержания образования, введения образовательных стандартов, нормализации учебной нагрузки, сохранения и укрепления здоровья обучающихся, обостряющихся проблем нравственного воспитания школьников.

Решение данных задач определило требования к учебно-воспитательному процессу, в рамках которого осуществляется обучение и воспитание учащихся. Администрация школы проводит мониторинг, координирует и регулирует образовательно-воспитательный процесс и усилия учителей, обеспечивая их соответствующей информацией и создавая условия для эффективного обучения и воспитания учащихся и профессионального роста самого учителя.

Можно с уверенностью сказать, что результаты мониторинговых исследований позволяют скорректировать содержание обучения, обосновать правомерность тех или иных управленческих действий. Точнее сказать, мониторинг качества образования является одним из основных факторов повышения эффективности управления школой

Мониторинг качества образования необходим системе в ситуации становления и развития общеобразовательной школы. Такая потребность очевидна, поскольку на управленческом уровне возникает необходимость в сознательном воздействии на ситуацию, что требует выявления соответствия запланированного разработанным мероприятиям и нормам. Требования Лидерства директоров ,выдвигаемые сегодня ,ставят мониторинг как основу процесса эвалюации, без которого немыслимо реализация развития наших школ

Литература

1.Мокшеев В.А. Организация системы мониторинга в образовании // Школьные технологии, 2005, № 1.

2.Севрук А.И., Юнина Е.А. Мониторинг качества преподавания в школе. - М., 2005.

3.Беспалько В.М. Мониторинг качества обучения - средство управления образованием. - М., 1996.

4.Вовна В.И., Короченцев В.В. и др. Мониторинг качества обучения как важнейший инструмент управления образованием // Инновации в образовании, 2005, № 5.

5 Катаев Е.С. Некоторые подходы в изучении деятельности школ









© 2010-2022