Выступление на педагогическом совете по теме “Эффективное использование учебного времени

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Нет ничего более легкого, чем быть занятым, и нет

ничего более трудного, чем быть результативным»
Ален Маккенз


Важнейшее условие рационального использования времени - расстановка приоритетов, или глобальных целей. Ведь это именно то, на что вы хотели бы эффективно потратить время. Поэтому вначале составьте план важнейших дел: на год, месяц, неделю, и, наконец, на день. Что мы с Вами и проделываем в начале года составляя календарные, поурочные и др

«Рациональное использование времени урока, это важное условие получения качественных знаний по предмету», поскольку в массовой школе урок - это основная организационная форма, в рамках которой и строится творческая работа педагогов.

Есть еще одна причина, осознание которой в полном объёме пришло с годами опыта: классы, ученики в них чрезвычайно неоднородны, уровень успешности различен, вот и возникла потребность в технологичной, а значит сменной, гибкой, функциональной модели, которая быстро настраивается и позволяет не допустить снижения уровня успеваемости и качества ЗУН. А еще это позволяет решать не мене важную задачу: эффективное использование рабочего времени учителя.

Эффективное использование учебного времени заключается в анализе и целенаправленном распределении времени учебной деятельности

Причины дефицита времени

1. Неверная расстановка приоритетов в учебе
2. Неумение планировать учебное время

Вопросы, помогающие учителю сделать учебное время эффективным

  • На чем я должен сконцентрироваться в первую очередь на этом уроке? (какова центральная задача)?

  • Какая задача на этом уроке самая существенная и требует наибольших затрат времени?

  • Какие другие дела на этом уроке необходимо завершить, подготовить к завершению или начать (обязательные задачи)?

  • К каким нерешенным вопросам следовало бы приступить (возможные задачи)?

  • Что было бы еще целесообразно, желательно или уместно сделать?

Эффективность использования учебного времени для учителя определяется:

Фиксацией результатов вместо действий.Фиксируйте в планах результаты или цели, а не просто какие-либо действия.


Определением резервов времени
1. Оставляйте определенный процент своего времени в качестве резерва для неожиданных заданий или на случай недооценки продолжительности отдельных этапов урока

2. Старайтесь сократить количество и объем «помех» вашего времени

Выделением свободного времени


1. Планируйте и используйте с толком свое свободное время. В этом вам поможет дневник, в котором вы фиксируете все самое важное, что необходимо сделать, в том числе и в рамках учебной деятельности
2. Резервируйте часть времени для творческой работы, это способствует саморазвитию.
Нужно знать что существуют «Поглотители» времени
1. Недостаточно четкая постановка цели, которую вы как учитель хотите добиться.
2. Отсутствие приоритета в заданиях.
3. Попытка слишком много сделать за один урок.
4. Нерациональное планирование урока.
5. Отсутствие представления о предстоящих учебных задачах и путях их решения.
7. Отсутствие дисциплины.
8. Неумение довести дело до конца.
9. Недостаточная подготовка к урокам.
10. «Болтовня» на частные темы во время занятий.
11. Синдром «откладывания на завтра».

Совет!

Отдавайте себе отчет в том, что вы не можете и не должны делать!

Устанавливайте приоритеты и начинайте с важных дел!

Ваше время на уроке - в ваших руках…


Рациональная организация урока


От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное нарушение утомления. Физиологически обоснованной является продолжительность урока в 45 минут. Исключение составляют лишь ученики 1 - х классов, для которых урок должен длиться 35 минут соответственно низкой устойчивости их внимания. Для учащихся 2-х классов рекомендуется комбинировать урок с использованием последних 10 минут для снятия утомления (чтение художественной литературы, настольные игры, разучивание комплекса физических упражнений и др.). В остальных классах рекомендуется проведение физкультминуток на 4-ом уроке через 20 мин от его начала или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса (фазы умственного беспокойства). Такая работа необходимо для повышения умственной работоспособности детей и снятия у них мышечного статического напряжения. Сдвоенные уроки не рациональны, за исключением тех случаев, когда проводятся лабораторные, контрольные работы, уроки труда и занятия физкультурой в зимнее время при выполнении программы по лыжной подготовке.

Физкультурные минутки препятствуют нарастанию утомления, снимают статические нагрузки. Физкультминутки проводятся в классе под руководством учителя или подготовленного ученика. Проводят их в то время, когда у учащихся появляются первые признаки утомления: снижается активность, нарушается внимание. Чаще всего физкульминутки проводятся на 27 минуте урока. Учащимися выполняется 4-5 упражнений, повторяемых по 5-6 раз. В комплекс подбираются простые, доступные упражнения, не требующие сложной координации движений.

Какие предъявляются требования к уроку с позиций здоровье сбережения


1. Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.

2. Количество видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма: 4 - 7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомлению школьников, как бывает, например, при выполнении контрольной работы. Сочинение - более творческая задача, и коэффициент утомления при этом несколько ниже. Наоборот: частая череда смен одной деятельности другой потребует у учащихся дополнительных адаптационных усилий.

3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма - 7-10 мин.

4. Количество видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма: не менее трех.

5. Чередование видов преподавания. Норма: не позже чем через 10-15 минут.

6. Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению и созиданию. Это такие методы как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучения действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки).

7. Место и длительность применения ТСО, умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения.

8. Поза учащихся, чередование позы (наблюдает ли учитель реально за посадкой учащихся; чередуются ли позы в соответствии с видом работы).

9. Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на уроке физминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек; соответствуют ли условия в классе для проведения таких норм работы, особенно для дыхательных упражнений. Норма: на 15-20 минут по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.

10. Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, демонстрация, прослеживание этих связей. Формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности к здоровому образу жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся о возможны последствиях выбора поведения и т.д.

11. Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент и т.п. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.

12. Психологический климат на уроке. Взаимоотношения на уроке: между учителем и учениками (комфорт - напряжение, сотрудничество - авторитарность, индивидуальные - фронтальные, учет возрастных особенностей: достаточный - недостаточный); между учениками (сотрудничество - соперничество, дружелюбие - враждебность, заинтересованность - безразличие, активность - пассивность).

13. Наличие на уровне эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, известное высказывание (афоризм) с комментарием, небольшое стихотворения, музыкальная минутка и т.п.

В конце урока обратить внимание на следующее.

14. Плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма: не менее 60% и не более 75 - 80%.

15. Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы. Норма: не ранее 25-30 минут в 1 классе, 35-40 минут в начальной школе, 40 минут в средней и старшей школе, 30 минут для учащихся классов компенсирующего обучения.

16. Темп окончания урока:

- быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев записывание домашнего задания(очень характерно для наших );

- спокойное завершение урока, учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, педагог комментирует заданное на дом задание, учитель и учащиеся прощаются.

- задерживание учащихся в классе после звонка (на перемене).

Рассмотрим прием, который играет значительную роль в экономном и эффективном использовании рабочего времени на уроке.

Активное слушание.

«Говорят, природа для того каждому дала два уха и один язык, чтобы говорить меньше, чем слушать»

Плутарх.

«Если вы хотите понравиться людям, соблюдайте правило: будьте хорошим слушателем».

Д.Карнеги.

Одной из распространённых форм, применяемых широко на уроках, контроля и проверки знаний, умений, навыков, на уроках совершенствования знаний, является тестирование. Споры о тестировании не прекращаются, как и их активное использование. Подготовка к ЕНТ требует ознакомления школьников и уверенного использования различных тестовых форм. В применении к нашей теме тестирование, охватывающее всех участников образовательного процесса, позволяет проводить этапные, тематические, итоговые проверки, с высокой продуктивностью и экономией времени.

Тест, как элемент мониторинга, позволяет постоянно держать под контролем вопросы: уровня знаний, устранения пробелов, выбора методики (слабые знания не позволят провести урок-конференцию, выбрать в качестве приема «мозговой штурм» или выполнить творческую работу на высоком уровне), дифференциации заданий и тд.

Естественно тест не отражает всей полноты освоенного школьниками комплекса знаний, умений (умения говорить, аргументировать, вести диалог, планировать), не охватывает всех освоенных школьниками видов умственный действий ( хотя, основные - анализа синтеза, сравнения, сопоставления и тд. позволяет оценить), но проверить сформированные базовые ЗУН, представляется возможным.

К тому же ошибки и негативные моменты стали исправляться. Тесты составляют всё более квалифицированные коллективы авторов. Элементы случайности остаются, но их уровень понижается. Сам учитель в условиях разнообразия тестового материала, способен выбрать или создать сам комплексный тест и соблюдать системность и периодичность при использовании этой формы.


Средство, позволяющее экономно и эффективно распоряжаться временем урока.

В условиях современного преподавания очень эффективно применение компьютеров.

1) Происходит охват всех учащихся деятельностью, в которой практические навыки работы на компьютере переплетаются с приобретением знаний.

2) Позволяет задействовать видео- и аудио- каналы получения информации.

Наглядность на высоком уровне.

3) значительно экономить время.

4) проводить работу по готовым электронным пособиям

5) позволяют уч-ся самим составлять тесты, в том числе опираясь на образцы.

6) позволяет готовить эстетически оформленные материалы для выступлений.

7) готовит к практическому применению знаний об особенностях тестирования в условиях ЕНТ.

8) позволяет действовать с индивидуальной скоростью.

А еще «конкуренция» между учителями за право использовать технику.

Значит, остаётся внеурочное время и использование множительной техники для выполнения тестовых заданий в письменном варианте, что активно используется.

Прием, способствующий в условиях ограниченного времени урока появлению полных распространённых ответов.

Значительную роль в организации процесса обучения играет эффективное использование кратких адаптированных лекций, особенность в том, что лекция содержит не материал учебника, а освещение учебного материала.

Эффективным приёмом, решающим задачи темы, является творческая работа по выбору уч-ся. Данная работа предусматривает, что это, этап, завершающий тему или раздел. Осуществляется она во временных рамках урока, что проявляет компетенцию уч-ся во многих аспектах деятельности:

Целеполагания,планирования,обобщения.дополнительных,знаний,интеграции теории и практики, авторской позиции, умения делать выводы. Творческие работы учащихся являются примером самостоятельности в изложении материала, работы, которые носят личностный оттенок, показывают, как учащиеся делают важный шаг от репродуктивной к сущностно - репродуктивной и продуктивно-творческой деятельности.

Анализ "поглотителей" времени

Попытайтесь в заключение идентифицировать пять причин временных потерь, которые повторяются.

Просмотрите следующий список, состоящий из 30 самых существенных «поглотителей», или «ловушек», времени, и наметьте «свои» пять важнейших:

1. Нечеткая постановка цели.

2. Отсутствие приоритета в делах.

3. Попытка слишком много сделать за один раз.

4. Отсутствие полного представления о предстоящих задачах и путях решения.

5. Плохое планирование трудового дня.

6. Личная неорганизованность, «заваленный» письменный стол.

7. Чрезмерное чтение.

8. Скверная система досье.

9. Недостаток мотивации (индифферентное отношение к работе).

10. Поиски записей, памятных записок, адресов, телефонных номеров.

11. Недостатки кооперации или разделения труда.

12. Отрывающие отдел телефонные звонки.

13. Незапланированные посетители.

14. Неспособность сказать «нет».

15. Неполная, запоздалая информация.

16. Отсутствие самодисциплины.

17. Неумение довести дело до конца.

18. Отвлечение (шум).

19. Затяжные совещания.

20. Недостаточная подготовка к беседам и обсуждениям.

21. Отсутствие связи (коммуникации) или неточная обратная связь.

22. Болтовня на частные темы.

23. Излишняя коммуникабельность.

24. Чрезмерность деловых записей.

25. Синдром «откладывания».

26. Желание знать все факты.

27. Длительные ожидания (например, условленной встречи).

28. Спешка, нетерпение.

29. Слишком редкое делегирование (перепоручение) дел.

30. Недостаточный контроль над перепорученными делами. Задумайтесь над этим.

Одолев свои пять важнейших «поглотителей» времени, вы сможете добиться значительного повышения своей продуктивности. В процессе чтения вы получите целый ряд импульсов, для того чтобы подступиться к комплексам проблем.

И если у вас якобы нет времени, чтобы предпринять что-либо для вашего самосовершенствования, то возьмите у себя время, чтобы больше иметь его! В этой связи небольшая история (притча).

Некто, гуляя по лесу, повстречал дровосека, который долго и упорно пилил сваленное дерево. Прохожий подошел ближе, чтобы разглядеть, почему работа дается с таким трудом, и сказал: «Извините, но мне кажется, что ваша пила совершенно затупилась! Почему бы вам ее не заточить?» На что дровосек простонал: «Для этого у меня нет времени - я должен пилить!»

А как обстоит дело у вас? Когда вы собираетесь «заточить свою пилу»?

6

© 2010-2022