• Преподавателю
  • Директору, завучу
  • Педсовет: «Эффективность деятельности педагогического коллектива в реализации программы по сохранению и развитию здоровья учащихся»

Педсовет: «Эффективность деятельности педагогического коллектива в реализации программы по сохранению и развитию здоровья учащихся»

Забота о здоровье – это важнейший труд педагога.  От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное                 развитие, прочность знаний, вера в свои силы…      Осуществление системы и анализ работы школы по сохранению и укреплению здоровья детей и наметить пути и способы совершенствования этой деятельности.            Ознакомление педагогов школы с сущностью понятия «культура здоровья» и возможностями ее влияния на образовательный процесс. Рассмотреть Модель организации по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни  обучающихся «Я- волонтер».
Раздел Завучу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Педсовет- 6.11.2013г.

Педсовет: «Эффективность деятельности педагогического коллектива в реализации программы по сохранению и развитию здоровья учащихся».

Видеоролик ( Ералаш №189 За здоровый образ жизни)


Как вы уже догадались, речь пойдет о культуре здорового образа жизни. В нашей школе с 2012г. создана и реализуется комплексно - целевая программа «Школа - территория здоровья».

Название нашего педсовета: «Эффективность деятельности педагогического коллектива в реализации программы по сохранению и развитию здоровья учащихся». СЛАЙД № 1

СЛАЙД №2

Забота о здоровье - это важнейший труд педагога.

От жизнедеятельности, бодрости детей зависит

их духовная жизнь, мировоззрение, умственное

развитие, прочность знаний, вера в свои силы…


В. А. Сухомлинский

СЛАЙД №3

Цель педагогического совета: Осуществить системный анализ работы школы по сохранению и укреплению здоровья детей и наметить пути и способы совершенствования этой деятельности.

СЛАЙД №4

Задачи:

  1. Ознакомить педагогов школы с сущностью понятия «культура здоровья» и возможностями ее влияния на образовательный процесс.

  2. Изучить и проанализировать работу школы по использованию здоровьесберегающих подходов к организации образовательного процесса.

  3. Определить возможности, условия и основные направления совершенствования педагогической деятельности по формированию культуры здоровья в школе.

4. Рассмотреть Модель организации по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся «Я- волонтер».

СЛАЙД №5

План проведения педсовета:

1. «Культура здоровья. Школа как носитель физического и умственного здоровья детей и взрослых. Анализ работы по программе Школа - территория здоровья» Зам. директора по ВР/Евдокимова Л.В./

2. Сообщение фельдшера гимназии «Анализ здоровья учащихся школы» /Матренова Н.М./

3. Мониторинг физической подготовки учащихся гимназии. Результаты и перспективы. /Киселева Н.Э/

4. Изучение отношения к собственному здоровью у школьников. Результаты мониторинга по ПАВ. Модель волонтерского движения как одно из направлений программы «Школа - территория здоровья». /Еремина Е.А./

5. Работа в творческих группах:

  • Проблемная группа № 1 «Школьный урок и здоровье учащихся»

  • Проблемная группа №2 «Здоровье учителя»

  • Проблемная группа №3 «Формирование культуры здоровья ученика»

6. Выработка решения педсовета, исходя из результатов деятельности творческих групп.

Образование - необходимый, если не самый важный элемент социально-культурного и экономического развития страны. В этой связи на образование, как на целостную государственную систему, обеспечивающую социальное развитие личности, ложится, помимо прочих задача сохранения физического, психического и нравственного здоровья подрастающего поколения.

Здоровье - основа полноценного физического развития ребенка взаимосвязано с его общим психическим развитием. Сформированное сознание, развитой интеллект, понимание значимости здоровья - основа культурной личности. Обращенность современного общества к культуре, человеку, его здоровью и духовному миру становится доминантой цивилизованного общества.

Состояние здоровья детей в России вызывает обоснованную тревогу. Сохраняется тенденция ухудшения здоровья школьников от первого класса к одиннадцатому. Статистика говорит: к окончанию школы около 85% детей страдают различными хроническими заболеваниями.

  • 30-35% детей поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания;

  • за годы обучения в школе в 5 раз возрастает число больных с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата;

  • в 4 раза увеличивается количество детей с нарушением психического здоровья;

  • в 3 раза - с заболеваниями органов желудочно-кишечного тракта.

«Анализ здоровья учащихся школы» Матреновой Н.М.
Контроль за состоянием здоровья учащихся является основой профилактической и оздоровительной работы в школе.

Основная цель контроля за состоянием здоровья школьников заключается с одной стороны в оценке влияния школьных программ, организации режима и условий обучения и воспитания в школе на здоровье детей и подростков, с другой - в определении эффективности проводимых профилактических и оздоровительных мероприятий, направленных в первую очередь на укрепление здоровья здоровых детей.

В настоящее время на первый план выдвигается проблема профилактики среди учащихся неинфекционных заболеваний. Характер отклонения в состоянии здоровья современных школьников зависит от многих факторов - малая двигательная активность, большая суммарная учебная нагрузка, нарушение режима дня. Всё это способствует формированию ряда отклонений (гипертония, ожирение, близорукость, нарушение осанки, сколиозы и болезни органов пищеварения). Существенное влияние на заболеваемость учащихся оказывает и внутренняя среда школьных зданий, в первую очередь вентиляция и освещение классов.

На примере нашей школы, если сравнивать с 2012 годом, число детей состоящих на диспансерном учёте в 2012 году - 258 , в 2013 году - 324 .

2012

2013

Болезни глаз

57

74

Болезни нервной системы

8

4

Болезни уха

6

1

Болезни органов дыхания

47

39

Болезни органов кровообращения

12

10

Болезни органов пищеварения

59

73

Болезни мочеполовой системы

19

24

Болезни опорно-двигательного аппарата

41

49

Болезни эндокринной системы(ожирение)

9

11

Исходя их этих данных видим, что растут заболевания, такие как болезни глаз, органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата и заболевания эндокринной системы (ожирение).

Такое плачевное состояние здоровья детей не только результат длительного неблагоприятного социально-экономического и экологического факторов, но и целого ряда таких организационно-педагогических факторов как:

  • несоответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям учащихся;

  • несоблюдение элементарных гигиенических требований к организации учебного процесса;

  • чрезмерная интенсификация учебного процесса (увеличение темпа и объема учебной нагрузки);

  • неоправданно объемные домашние задания;

  • недостаточная осведомленность педагогов в вопросах развития и охраны здоровья ребенка;

  • недостаточная грамотность родителей в вопросах формирования, сохранения и укрепления здоровья детей.

Здоровье детей и подростков, их успеваемость в школе - наглядное отражение системы воспитания и обучения, которую можно рассматривать как ведущий фактор воздействия на растущий организм. Для наиболее полной реализации творческого потенциала ребенка необходимо гармоничное сочетание социальной, физической, интеллектуальной и духовной составляющих его жизни.

Современная школа находится в поисках новых методов обучения, новых моделей образовательных учреждений. Усложнение программы обучения и интенсификации учебного процесса, вследствие чего снижается двигательная активность и сокращается продолжительность отдыха, ведут, как правило, к нежелательным изменениям в состоянии здоровья учащихся, которые могут усугубляться от класса к классу школы в основном не ориентированы на активное сохранение здоровья детей. Наличие в школе большого количества учащихся с различными отклонениями в состоянии здоровья выдвигает на первое место проблему формирования мотивации на деятельность, сберегающую здоровье, проблему охраны и укрепления здоровья школьников различных возрастных групп.

СЛАЙД №

В законе РФ «Об образовании» (ст. 51) сказано: «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся», поэтому одной из приоритетных задач, стоящих перед современной школой, является сохранение и укрепление здоровья детей. Здоровье детей и подростков, их успеваемость в школе - наглядное отражение системы воспитания и обучения, которую можно рассматривать как ведущий фактор воздействия на растущий организм. Для наиболее полной реализации творческого потенциала ребенка необходимо гармоничное сочетание социальной, физической, интеллектуальной и духовной составляющих его жизни.
Данное направление работы является предметом валеологии.

СЛАЙД № «Валеологизация» образовательного процесса состоит из культуры здоровья и формирования здоровьесберегающих условий в образовательном учреждении.

В связи с данным направлением работы необходимо выявить пути и способы формирования культуры здоровья.

СЛАЙД №

Культура здоровья ( в образовательном процессе) - это совокупность элементов, оказывающих жизненно значимое влияние на нормальную деятельность детского организма в процессе образования.

СЛАЙД №

Элементы, определяющие культуру здоровья:

1).ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ УРОКА С УЧЕТОМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ УСЛОВИЙ

2) СОЦИАЛЬНО -ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ

3) ЗДОРОВЬЕ УЧИТЕЛЯ

4).БЛАГОПРИЯТНЫЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КЛИМАТ В КОЛЛЕКТИВЕ

СЛАЙД №

Образование-культура-здоровье являются фундаментальной основой здоровьесберегающей системы, стратегической целью которой является формирование культуры здоровья.

В системе здоровьесберегающего направления в ОУ обязательными компонентами являются:

СЛАЙД №

Программа развития системы здоровьесберегающей деятельности в ОУ.

  1. Нормативно-правовое регулирование здоровьесберегающей деятельности в ОУ (Положение о Школе Здоровья, согласованные программы обучения здоровью всех возрастных категорий обучающихся, соответствующие положения в Уставе школы, правилах жизни школы, приказах директора и других нормативных документах).

  2. Информационно-аналитическая служба ОУ (мониторинг здоровья, оценка эффективности здоровьесберегающих воздействий, обеспечение дифференцированного подхода в зависимости от возраста и уровня здоровья ученика).

  3. Система подготовки кадров по здоровьесберегающим образовательным технологиям.

  4. Система обучения здоровому образу жизни с 1-го по 11-й класс, но к сожалению предмет ЗОЖ исключен из базисного учебного плана.

  5. Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения, отвечающая требованиям СанПиН, в том числе:

- рациональная организация учебного процесса;

- оптимальная организация физкультурно-оздоровительной работы;

- организация качественного питания;

- организация качественного медицинского сопровождения.

В 2012 году, как я уже говорила, педагогическим советом нашей школы была принята программа «Школа-территория здоровья»

Целью программы является: сохранение и укрепление здоровья обучающихся и педагогов. Формирование у школьников навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды в образовательном учреждении.

Для реализации этой цели необходимо решение следующих задач:

-укрепление материально-технической базы школы, приведение условий обучения в полное соответствие с санитарно-гигиеническими нормами

-формирование у школьников через цикл учебных дисциплин и внеурочных форм деятельности системы знаний о здоровье человека и здоровом образе жизни, мотивации на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих людей

-осуществление медико-физиологического и психолого-педагогического мониторинга состояния здоровья обучающихся, создание информационного банка «Состояние здоровья учащихся»

-разработка и внедрение системы оздоровительных, профилактических и коррекционных мероприятий.

Очевидна необходимость строить образовательный процесс на основе личностно-ориентированного обучения, основанного на изучении психологических особенностей учащихся, дифференцированном и индивидуализированном подходе к обучению и развитию ребенка, использовать личностно-ориентированные технологии в обучении. Именно эти технологии являются на сегодняшний день здоровьесберегающими.

Под здоровьесберегающими технологиями, в широком смысле, можно понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровью учащихся.

СЛАЙД№

Здоровьесберегающая технология предполагает:

- сокращение и индивидуализацию аудиторной нагрузки,

- сокращение и индивидуализацию домашнего задания,

- сокращение количества стрессовых и конфликтных ситуаций,

- повышение мотивации учащихся.

Здоровье, как биологический феномен, определяется функциональным ресурсом организма, обеспечивающим его приспособление к меняющимся условиям внешней и внутренней среды.

Только тот организм можно считать здоровым, который затрачивает свои ресурсы и успешно их восстанавливает.

Здоровьесберегающие ресурсы можно сравнить с денежными накоплениями: если они не обновляются и не растрачиваются, то они малоэффективны.

Одним из факторов, позволяющих приблизить школьную среду к естественной среде обитания ребенка, является оптимизация двигательного режима ученика. Гимнастика на уроке позволяет снимать состояние усталости на уроке, ослабить психологическую напряженность, вызванную интенсивностью занятия и просто дать ребенку возможность подвигаться.

Динамические паузы в течение учебного дня и физкультурные минутки должны обязательно включать в себя упражнения для снятия напряжения глаз и профилактики ухудшения зрения. В нашей школе физкультминутки регулярно проводятся только в начальных классах.

Уроки физического воспитания проходят по расписанию. При благоприятных погодных условиях уроки физкультуры и некоторых других предметов проводятся на природе.

Учителя физкультуры два раза в год проводят мониторинг физического здоровья и активности учащихся.

С результатами мониторинга вас познакомит Киселева Н.Э.

Важным моментом здоровьесберегающей деятельности является проблема внеурочной занятости детей, организации досуга, дополнительного образования:

СЛАЙД №

• Организация физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий;

• Реализация системы просветительской работы с учениками по формированию у учащихся культуры отношения к своему здоровью;

• Развитие системы внеурочной занятости детей.

В рамках реализации программы «Школа-территория здоровья»

-учителями начальных классов ведется программа «Разговор о правильном питании»

-восьмой год работает волонтерский отряд

-ежегодно проводится диспансеризация учащихся

- работает социально-психологическая служба

-классными руководителями совместно с медицинскими работниками проводятся беседы, лекции, мероприятия.

Проблему здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении невозможно отделить от организации физкультурно-оздоровительной работы с учащимися. В группе продленного дня во второй половине дня для детей проходят занятия, включающие в себя подвижные игры на свежем воздухе. Проводятся соревнования по волейболу, баскетболу, футболу. В сентябре проходит общешкольный День Здоровья с привлечением всех детей, преподавателей и родителей. В образовательном учреждении сложилась система просветительской работы с учениками, включающая в себя проведение уроков здоровья, тематических бесед, конкурсов рисунков и агитационных плакатов.

Определенная работа ведется учителем основ безопасности жизнедеятельности. Лекции, беседы, тренировочные эвакуации на случай чрезвычайных ситуаций формируют у детей желание заботиться о своем здоровье.

Система внеурочной занятости детей, сложившаяся в нашем образовательном учреждении, направлена на то, чтобы школьная жизнь стала для них интересной и полезной.

Во второй половине дня, после обеда для всех детей организованы занятия по интересам. Ученики посещают школьные спортивные секции и кружки, участвуют в спортивно-оздоровительных мероприятиях школы, а также организовываются экскурсии. В летнее время в школе работает оздоровительный лагерь дневного пребывания

Немаловажную роль играет и питание учащихся. В нашей школе 100% школьников получают горячее питание.

В начале учебного года учителем совместно с психологом отслеживается адаптация учащихся первого класса к школьным занятиям и в целом к школе, так как именно от этого зависит психическое здоровье детей. Аналогичная работа проводится и с учащимися 5 класса.

Информационно-аналитическая работа в школе изучает мониторинг здоровья, оценку эффективности здоровьесберегающих воздействий.

О результатах анкетирования по ПАВ и отношения школьников к собственному здоровью расскажет педагог-психолог Еремина Е.А.

СЛАЙД№

Человек может быть или здоров, или болен, или находиться в состоянии выздоровления.
СЛАЙД№

Здоровье не всё, но всё без здоровья - ничто.

Сократ.

Школа призвана обеспечить здоровый образ жизни для всего школьного коллектива путем создания окружающей среды, благоприятной для укрепления здоровья. Основные направления работы условно разделены на три взаимосвязанные группы.

1.Для учащихся:

Профилактика и оздоровление
Образовательный процесс

Информационно-консультативная работа

Участие в создании внутришкольной среды

2.Для учителей и сотрудников школы

Профилактические мероприятия

Психотерапевтическая программа

Психотерапевтическая программа
3.Для родителей

Информационно-консультативная работа

Культуру здоровья школьников нужно постоянно формировать, воспитывать путем совершенствования здоровьесберегающих технологий методов, приемов, воспитательных подходов, которые необходимо находить путем совещания, обсуждения всего коллектива. Мы предлагаем вам творчески поработать…

Проблемная группа №1 «Школьный урок и здоровье учащихся»

Уважаемые коллеги!

От учителя - основной фигуры педагогического процесса - в наибольшей степени зависит, какое влияние на здоровье учащихся оказывает их пребывание в школе, процесс обучения, насколько здоровьесберегающими являются образовательные технологии и вся внутришкольная среда. Наряду с традиционными задачами учителя на уроке, описанными во всех учебниках педагогики, отметим те, которые имеют непосредственное отношение и к эффективности урока, и к задачам здоровьесбережения :

  • Связь своих задач и задач самого учащегося.

  • Творческий характер урока, определяемый ассоциативной активностью учащихся.

  • Предоставление учащимся средств для самостоятельной работы и оказание помощи в их освоении.

  • Оптимальное использование наглядных средств обучения, методов подключения всех органов чувств учащихся.

  • Психологический настрой всего класса на урок и динамику состояний учащихся, оптимальных для каждого этапа урока.

  • Преобладание у учащихся преимущественно позитивных эмоциональных реакций в ходе урока, получение школьниками удовольствия от процесса обучения.

  • Представление в начале урока его крупного плана - общей картины того, чему будет посвящён урок.

  • Включение в содержание урока элементов обучения тому, как надо учиться.

Для решения этих задач учитель должен выйти из привычных для себя в отечественной школе ролей лектора и инспектора усвоения знаний и реализовать свои возможности в первую очередь в качестве организатора работы класса и каждого ученика, мотиватора, консультанта тренера, психотерапевта.

Техническое задание:

1. Обсудите в группе следующие вопросы:

  • Как Вы оцениваете обычные уроки в нашей школе с точки зрения здоровьесбережения?

  • Почему педагоги не всегда соблюдают здоровьесберегающие требованиями к уроку.

  • Что необходимо предпринять для решения проблем?

Проблемная группа № 2 «Здоровье учителя»

Уважаемые коллеги !

Работа учителя характеризуется постоянными нервно-эмоциональными нагрузками, психо-эмоциональным напряжением, дистрессами.
Проблема здоровья педагогов имеет определённую специфику. Какое отношение педагога к своему здоровью? Грамотен ли он в вопросах здоровья? Ведёт ли здоровый образ жизни?
Нездоровый учитель не может обеспечить учащимся необходимый уровень внимания, индивидуальный подход. Он не может заниматься и воспитанием культуры здоровья школьников, так как в этой работе необходим личный пример. Неблагополучие психологического здоровья, деформация личности педагога, проявления синдрома выгорания самым непосредственным образом влияют на здоровье учащихся.
Предупредить болезнь - всегда легче, чем её потом лечить. Профессиональных деформаций, «выгорания», стрессов можно избежать, но это требует каждодневных, целенаправленных усилий.

Техническое задание.

1. Обсудите в группе следующие вопросы:

  • С какими трудностями при взаимодействии в нашей школе с учащимися, родителями, коллегами вы сталкиваетесь?

  • Какие меры внутри коллектива, на Ваш взгляд, можно предпринять для улучшения физического, психического и социального здоровья учителя.

Проблемная группа № 3«Формирование культуры здоровья ученика»

Уважаемые коллеги!
Без грамотного, целенаправленного решения проблемы формирования культуры здоровья учащихся школа не сможет выполнить свою задачу по охране их здоровья. Ребёнок, подросток, не заботящейся о своём здоровье, не мотивированный на его сохранение и укреплении, на ведение здорового образа жизни, при всём старании учителей остаться здоровым в современных условиях не сможет.

Методология воспитания культуры здоровья школьников основана:

  • Обеспечение грамотности в вопросах здоровья.

  • Формировании мотивации на ведение здорового образа жизни.

  • Воспитании ответственности за собственное здоровье и здоровье близких.

Техническое задание.

1. Обсудите в группе следующие вопросы:

  • Как вы ощущаете, достаточно ли компетентны педагоги нашей школы в вопросах формирования культуры здоровья школьников?

  • Напишите ваши предложения для повышения культуры здоровья школьников, воспитание ценности здоровья, повышения мотивации на ведение здорового образа жизни.

Защита творческих заданий по группам

Проект решение педагогического совета.

  • Формирование культуры здоровья школьников определить как одно из приоритетных задач гимназии. Продолжить реализацию программы - «Школа - территория здоровья»/Евдокимова Л.В./ в течение года.

  • Провести мониторинг здоровья учащихся. Сроки: до 15декабря 2013 /Матреновой Н.М./

  • Утвердить модель «Я - волонтер», применить в работе гимназии как одно из направлений программы «Школа - территория здоровья» по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся. Сроки: 6.11.2013г. /Ереминой Е.А./

  • Продолжать изучение отношения школьников к собственному здоровью с помощью мониторинговых исследований. Сроки: в течение учебного года. /Классные руководители/

  • Проводить мониторинг физической подготовки учащихся гимназии. Сроки: Два раза в год. /Киселева Н.Э/

  • Оптимизировать уроки с точки зрения здоровьесберегающих технологий, использовать современные методы и приемы данного направления. Сроки: в течение учебного года. /Учителя-предметники/

А в заключение педсовета посмотрите мультфильм, и пусть каждый из вас увидит и определит для себя три задачи в области сохранения и воспитания культуры здоровья своего и обучающихся.

youtube.com/watch?v=i6ilrZZUzU4&list=SP18DF4994312E23C1

Раздать добрые советы учителям.





Приложение

Добрые советы

против профессиональной деформации, «выгорания» и дистрессов.

1.Оцените ситуацию : как изменилось за последнее время отношение к работе , если мысль о ней вызывает раздражение и усталость , пора принимать меры.

2.Создайте себе комфортные условия работы.

3. «Уйдите в отключку», т.е. регулярно давайте себе возможность расслабиться , сделать себе что-либо приятное.

4.Уходя с работы, старайтесь не оставлять дела в хаотическом беспорядке : когда утром вы придёте на работу, это снова погрузит вас в состояние дискомфорта.

5.Разговаривайте с людьми по пустякам - тоже лекарство от стресса.

6.Используйте обеденный перерыв для прогулки, отдыха, разговоров на отвлечённые темы и непосредственно обеда, а не для подготовки к следующему уроку.

7.Избавьтесь от боязни ошибиться - достичь полного совершенства всё равно не получиться , а пробовать разные варианты необходимо.

8.Станьте заменимыми. Надо избавиться от иллюзии , что без Вас процесс остановится . Сочетание ответственности с незаменимостью - путь к выгоранию.

9.Готовьте пути отступления.

10.Старайтесь смотреть на вещи оптимистично.

11.Стремитесь побороть страх.

12.Найдите время, чтобы побыть наедине с собой

13.Не позволяйте окружающим требовать от вас слишком многого.

14.Не старайтесь делать вид, что вам нравится то, что вам на самом деле неприятно.

15.Старайтесь реже говорить: «Я этого не могу сделать».

16.Используйте возможность выступить с речью.

17. Следите за фигурой.

18.Маленькие радости в ваших руках.

19.Старайтесь больше шутить, смеяться, особенно над собой.

20.Увеличивайте время , которое посвящается другим интересам , а не работе.

21.Научитесь признавать право окружающих быть другими.

22.Больше доверяйте другим людям.

23.Старайтесь уменьшить нагрузку в течение дня.

24.Старайтесь быть терпимыми к себе и окружающим.

25. Общайтесь с людьми, с которыми чувствуете себя комфортно.

26.Активно занимайтесь восстановлением и укреплением своего здоровья.

27.Овладевайте методами психокоррекции.

28.Перестройте своё эмоциональное отношение к людям и событиям.









© 2010-2022