- Преподавателю
- Директору, завучу
- Методические рекомендации по выявлению уровня учебной мотивации щкольников
Методические рекомендации по выявлению уровня учебной мотивации щкольников
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Тесты |
Автор | Руф Ю.А. |
Дата | 21.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Учебная мотивация - важнейший фактор успешности школьников. Для выявления уровня мотивированности учащихся предлагаю следующий тест.
Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой
1. Тебе нравится в школе?
1)нравится
2)не очень
3)не нравится
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
1)иду с радостью
2)бывает по-разному
3)чаще хочется остаться дома
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?
1)пошел бы в школу
2)не знаю
3)остался бы дома
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
1)не нравится
2)бывает по-разному
3)нравится
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
1)не хотел бы
2)не знаю
3)хотел бы
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
1)не хотел бы
2)не знаю
3)хотел бы
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
1)часто
2)редко
3)не рассказываю
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
1)мне нравится наш учитель
2)не знаю
3)хотел бы
9. У тебя в классе много друзей?
1)много
2)мало
3)нет друзей
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
1)нравятся
2)не очень
3)не нравятся
Ключ
За каждый первый ответ - 3 балла,
промежуточный -1 балл,
последний - 0 баллов.
Чем выше балл, тем выше школьная мотивация. Максимальное число баллов - 30.
Первые четыре вопроса показывают эмоциональное отношение ребенка к школе. Выбор третьего варианта ответа на них может свидетельствовать о высокой тревожности, выбор второго варианта - о психологической защите.
О перегрузке учащихся свидетельствует выбор третьего варианта ответа на вопрос 5 («Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?»).
Конфликтные отношения учащихся с классным руководителем выявляет вопрос 8 («Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?»). О возможных проблемах свидетельствует выбор второго и особенно третьего вариантов ответа.
Для выделения детей группы риска по эмоциональному самоощущению в учебном коллективе анализируются ответы на вопросы 9 («Есть ли у тебя друзья в классе?») и 10 («Как ты относишься к своим одноклассникам?»). О полной изоляции или отвержении ребенка может свидетельствовать выбор третьего варианта ответов на оба эти вопроса.
5 основных уровней школьной мотивации:
1. 25 - 30 баллов (максимально высокий уровень) - высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.
Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования.Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.
2. 20 - 24 балла - хорошая школьная мотивация.
Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
3. 15 - 19 баллов - положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.
Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие дети изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.
4. 10 -14 баллов - низкая школьная мотивация.
Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой, присутствуют в школе.
5. Ниже 10 баллов - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителями. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывания в которой для них невыносимо. Могут плакать, проситься домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать нормам, правилам. Часто у таких школьников отмечаются нарушения нервно - психического здоровья. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.