Организация деятельности по обеспечению готовности ОУ к реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения

Во втором полугодии 2013/2014 уч. года была продолжена работа по  организации предпрофильной подготовки и профильного обучения  и  начата подготовка нормативных документов, обеспечивающих реализацию предпрофильной подготовки и профильного обучения в условиях сетевого взаимодействия. Была подготовлена следующая документация: - Примерное Положение об опорной школе по профильному обучению; - Проект договора о взаимодействии Информационно-ресурсного центра с ОУ по предпрофильной подготовке уч-ся 9-х...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Организация деятельности

по обеспечению готовности ОУ к реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения в ОУ Алагирского р-на.

Во втором полугодии 2013/2014 уч. года была продолжена работа по организации предпрофильной подготовки и профильного обучения и начата подготовка нормативных документов, обеспечивающих реализацию предпрофильной подготовки и профильного обучения в условиях сетевого взаимодействия. Была подготовлена следующая документация:

- Примерное Положение об опорной школе по профильному обучению;

- Проект договора о взаимодействии Информационно-ресурсного центра с ОУ по предпрофильной подготовке уч-ся 9-х классов;

- Предложения по созданию муниципальной образовательной сети профильного обучения

Для выработки прогноза создаваемой сети профильного обучения было предложено заполнить учащимся 9 классов специальные анкеты для выявления их намерений в отношении получения образования в 10 и 11 классах.

Цель анкетирования:

• выявить, какие профили будут востребованы учащимися разных школ;

• установить, какое количество учащихся в школах желает обучаться на универсальном и др. профилях;

• установить количество учащихся в школах сети, которые хотят изучать профильные дисциплины и определить перечень этих дисциплин;

• определить потребность учащихся школ в элективных курсах различной направленности и содержания;

• выявить цели школьников и степень готовности переходить в другие образовательные учреждения сети, спрогнозировать возможные варианты перемещения учащихся по сети;

• спрогнозировать вероятность конкурсного набора в учреждения сети и, наоборот, недостатка контингента учащихся по предлагаемым профилям.

Анкетирование проводилось среди учащиеся 9-х классов МОУ СОШ

№ 1,2,3,5, сел. Ногкау, Дзуарикау, Бирагзанг, Суадаг, Хаталдон, Майрамадаг и пос. Мизур, В.Фиагдон. Всего в ОУ района обучается 538 девятиклассников, из них в анкетировании приняли участие 379. Итоги подведены конкретно по каждой школе и составлен сводный анализ по району. Результаты следующие:

1. Где ты предполагаешь учиться после окончания школы?

Организация деятельности по обеспечению готовности ОУ к реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения.

2. По какому из следующих направлений ты предполагаешь получить образование:

физико-математическому,

35

естественнонаучному,

53

социально-экономическому,

30

гуманитарному,

75

5.

филологическому,

0

6.

информационно-технологическому,

30

7.

агро -технологическому,

4

8.

индустриально-технологическому,

28

9.

художественно-эстетическому,

25

10.

оборонно-спортивному

38

11.

по индивидуальным учебным планам.

18

3. Какое образование ты хотел бы получить в старших классах.

Организация деятельности по обеспечению готовности ОУ к реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения.

23 ученика еще не определились с выбором. Следует отметить, что из 98 учащихся, отдающих предпочтение непрофильному обучению в МОУ СОШ №2 обучается 28, с. Ногкау- 13, Суадаг-15, Хаталдон-7.

4. Какие из школьных предметов и на каких условиях ты бы хотел(а) изучать на профильном (углубленном уровне). Указать не менее двух предметов профильного уровня.

Предметы профильного уровня

В своей школе

В другой школе

Математика

Русский язык

Обществознание

История

Физика

Химия

Биология

Информатика

331

1 (математика , сош №3, Дзбоева З.К.)

Не определились с выбором профильных предметов 47 учащихся.

5. Укажи из названных тобой предметов профильного уровня те, по которым ты бы был готов(а) (хотел (а) дополнительно изучать элективные курсы, а также условия приемлемые для их изучения.

Предметы профильного уровня

В своей школе

В другой школе

История

Физика

География

Английский язык

Биология

Информатика

338

3

38 девятиклассников считают лишним прохождение элективных курсов. Немаловажную роль при выборе элективных курсов играет личность преподавателя и наличие оборудованного кабинета .

6. Укажи предметы базового компонента, по которым тебе будет необходима дополнительная подготовка (дополнительные курсы) и желательные условия их изучения:


Предметы базового уровня

Варианты изучения элективных курсов

В своей

школе

В соседней

школе

У репети-

тора

На базе вуза

На базе техникума

Русский язык, математика,

Иностранные языки, История,

Физика,

Химия,

География

319

10

77

23

12

У ребят была возможность выбора двух вариантов ответа из предложенных пяти.

7. Считаешь ли ты достаточным качество подготовки по профильным дисциплинам в своей школе для успешной сдачи экзаменов в вуз. Укажи один из ответов, против тех дисциплин, которые ты бы хотел в 10-11 классах изучать на профильном уровне.

Организация деятельности по обеспечению готовности ОУ к реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения.

Следует отметить, что на профильном уровне в основном ребята желают изучать математику, русский язык, физику, обществознание, информатику, химию, биологию. Хотя в каждой конкретной школе выбор предметов разный.

8. Какой способ подготовки к экзаменам в вуз ты считаешь для себя наиболее эффективным, гарантирующим успешное поступление:

Организация деятельности по обеспечению готовности ОУ к реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения.

Следует отметить, что уже четыре года на базе школ г.Алагира ведутся курсы СКГМИ по подготовке ребят к сдаче ЕГЭ. В текущем учебном году такие курсы были организованы по математике, русскому языку, физике и обществознанию. Занятия ведутся преподавателями СКГМИ. Но опрос показал, что подавляющее большинство девятиклассников предпочитают прохождение всех видов дополнительных занятий в своих школах.

9. Насколько ты уверен в успешности достижения поставленных целей продолжения образования в избранном вузе:

Организация деятельности по обеспечению готовности ОУ к реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения.

Как видно из диаграммы подавляющее большинство опрошенных «больше уверены, чем не уверены» в успешности достижения поставленных целей и только 13 из них «абсолютно не уверены».

10. Что, с твоей точки зрения, необходимо сделать школе для более успешной подготовки учащихся к поступлению в вуз:


1.

Организовать обучение на базе вузов

50

2.

Открыть профильное обучение в школе по разным направлениям

92

3.

Освободить старшеклассникам больше времени для подготовки к экзаменам в вуз

121

4.

Дать возможность старшеклассникам учиться по индивидуальным учебным планам и, прежде всего, изучать те предметы, которые нужно сдавать в вуз.

164

Опрос показал, что среди девятиклассников есть четкое понимание того, что на старшей ступени обучения гораздо предпочтительнее является организация занятий по индивидуальным учебным планам. В то же время нет четкого понимания, того какие из школьных предметов являются для них более важными и что следует изучать более углубленно.

11. Из каких источников преимущественно ты узнаешь о возможностях получения образования:


1.

От друзей

34

2.

От родителей

104

3.

От знакомых, других взрослых

53

4.

Из СМИ

35

5.

Из справочной литературы

10

6.

Из интернета

70

7.

От школьных учителей

241

8.

Дни открытых дверей в вузах

12

Профориентационная работа в ОУ р-на проводится регулярно. Регулярны также встречи с представителями различных вузов республики и поездки на Дни открытых дверей. Ребята получают много наглядно агитационного материала, смотрят презентации. Однако большинство опрошенных высказались, что преимущественно узнают о возможностях получения информации от школьных учителей и от родителей.

12. Если ты считаешь, что в 10 и 11 классе лучше учиться в своей школе, то причины этого выбора следующие (назови основные 2):

Организация деятельности по обеспечению готовности ОУ к реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения.

Если ты считаешь, что в 10 и 11 классе лучше учиться в новой школе, то причины этого выбора следующие (назови 2 основных):

Организация деятельности по обеспечению готовности ОУ к реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения.

На этот вопрос ответили те из ребят (115), которые вообще-то предпочитают продолжить обучение в своей школе, но возможность выбора другой школы тоже не исключают. При этом они называют причины, по которым был бы возможен такой переход.

Таким образом, проведенный опрос позволил установить, какое количество учащихся в школах желает обучаться в универсальных классах и какое - в профильных , выявить, какие профили будут востребованы учащимися в каждой конкретной школе и в общем по району. Определена потребность учащихся школ в элективных курсах различной направленности и содержания.

Также можно видеть, что на сегодняшний день среди девятиклассников нет готовности переходить в другие образовательные учреждения сети профильного обучения. Поэтому нет возможности спрогнозировать возможные варианты перемещения учащихся по сети и составить расписание сети. Возможно, данный опрос отражает и мнение родительской общественности, т.к. большинство опрошенных высказали мнение о том, что для себя наиболее эффективным , гарантирующим успешное поступление считают занятия по индивидуальным учебным планам и с репетиторами. Тем не менее, работа в данном направлении будет продолжена и далее.

Тем не менее, на основе данного анкетирования и систематизированного анализа, проведенного координаторами профильного обучения были определены образовательных потребностей учащихся 9-х классов и определены профили обучения в 2010/2011 уч. году. На сегодняшний день информация следующая:

ОУ

Профильные 10-е классы.

МОУ СОШ №1

Естественно-научный

МОУ СОШ №2

Гуманитарный

Химико-биологический

МОУ СОШ №3

Социально-гуманитарный

Химико-биологический

Информационно-технологический

МОУ СОШ №4

Естественно-научный

Социально-гуманитарный

МОУ СОШ №5

Социально-гуманитарный

Естественно-математический

МОУ СОШ п. Мизур

Естественно-научный

Социально-гуманитарный

МОУ СОШ п. В. Фиагдон

Социально-экономический

МОУ СОШ с.Бирагзанг

Социально-экономический

МОУ СОШ с.Хаталдон

Социально-гуманитарный

МОУ СОШ с. Дзуарикау

Естественно-научный

Социально-гуманитарный

МОУ СОШ с. Майрамадаг

Социально-гуманитарный

Химико-биологический

Не предполагается открытие профильных направлений в МОУ СОШ с. Ногкау, Црау, Суадаг.

Выводы и рекомендации:

1. Анализ спроса на профильное обучение и трудности при комплектовании профильных классов говорят о том, что существует проблема выбора профиля обучения на старшей ступени. Несмотря на то, что к моменту окончания 9 класса уч-ся уже прошли предпрофильную подготовку, нельзя быть уверенными, что выбор, который они сделают, будет осознанным. Опрос родительского мнения тоже показал, что в этом вопросе родители часто оказываются некомпетентными : могут недооценить или переоценить возможности ребенка и т.д. С учетом этого возникает необходимость работы в ОУ над усилением психолого-педагогической поддержки старшеклассников:

- создание условий, способствующих формированию у школьника реального представления о своей личности, о своих способностях и возможностях;

- обучение способам самоанализа в решении проблемных ситуаций, связанных с профессиональной деятельностью;

- организация индивидуальных маршрутов профильной подготовки старшеклассников с учетом их профессионального самоопределения;

- консолидация профильной школы с высшими учебными заведениями;

- отслеживание и своевременная коррекция возможных факторов неравномерности развития детей и подростков.

Все это возможно при тесном взаимодействии всего педагогического коллектива, родителей и школьного психолога.

2. В профильных классах очень важной и необходимой составной частью учебного процесса является проверка и оценка знаний, умений и навыков. Вместе с тем, в ОУ р-на плохо налажен мониторинг уровня освоения программ профильного обучения. В связи с этим в 2013/2014 уч. году рекомендовать координаторам в ОУ внести в План внутришкольного контроля проведение контрольных срезов, тестов и провести на их основе подробный анализ уровня освоения программ профильных предметов с тем, чтобы разработать дальнейшие цели и стратегию преподавания в профильных классах.

3. Важным показателем качества преподавания профильных программ является составление школьной документации и отчетности. Во многих ОУ качество и своевременность их исполнения оставляют желать лучшего. Есть нарекания и по составлению расписания уроков и элективных курсов. Поэтому в План мероприятий по предпрофильной подготовке и профильному обучению на 2014/2015 уч. год необходимо внести вопрос проверки совместно с инспекторским отделом качества ведения школьной документации по ( наличие локальных актов, заполнение журналов, расписание элективных куров.


© 2010-2022