Мастер -класс по теме Создание ситуации успеха

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное профессиональное

образовательное учреждение

«Первомайское многопрофильное училище»















Методическая разработка

мастер -класса по теме «Организация ситуации успеха на занятии»

в рамках работы лаборатории научно -методической информации.

17.12.2014













П. Первомайский, 2014 г.



Семинар "Организация ситуации успеха на занятии.

Цели семинара:

  • Анализ влияния успеха на различные аспекты деятельности обучающихся.

  • Систематизация приемов и методов конструирования на занятии ситуации успеха.

  • Создание "Банка ситуаций успеха".

Идея семинара: За последние полтора десятка лет словосочетание "ситуация успеха в учебной деятельности" стало привычным в педагогической практике. Никто не оспаривает тот факт, что именно положительные эмоции могут стать важнейшим стимулом для обучающегося в учебной деятельности. Когда говорят о ситуации успеха, то обычно подразумевают, что предназначена она для обучающегося. Но тогда забывается основной признак педагогических технологий - двусторонний характер процесса познания, субьект-субьектные отношения. Да, начинает создавать ситуацию успеха педагог, но обязательно должен наступить такой момент, когда обучающиеся будут стараться создать ситуацию успеха для своего педагога. Этот момент является ценным критерием действительной оптимизации учебного процесса.
Подумайте, что необходимо педагогу для создания ему ситуации успеха? Уйдет ли обиженным педагог или обучающийся - все зависит от ситуации на занятии? Как этого избежать? Как организовать ситуацию успеха? На эти вопросы мы должны ответить в ходе семинара.

Функции семинара: информационные, коллективно образующие, мотивационно-целевые.

Технология: локально-модульная.

Предварительная подготовка к семинару

  1. Организационный этап:

Определение организаторами семинара проблемы, выбор руководителей в будущих творческих группах;

  • установочная беседа с руководителями групп, выбор цели, технологии организации деятельности группы;

  • индивидуально - групповая работа руководителей групп;

  • самоопределение педагогических работников относительно творческих групп, в которых они хотели бы работать.

II. Подготовительный этап:

1. Анкетирование обучающихся по вопросам:

  • Если я получаю хорошую оценку работы, это значит….

  • Если я получаю плохую оценку работы, это значит….

  • Мне всегда приятно, когда взрослые…

  • Когда я смотрю на педагога, мне кажется, что он…..

  • Я чувствую себя уверенно, когда педагог…

2. Тематическая административная проверка "Приемы создания ситуации успеха на занятиях". Результаты проверки представляются в виде аналитической справки.

3. Работа с литературой по вопросам, обсуждаемым в группах.

4. Анализ занятий членами администрации и самоанализ занятий педагогами.

5. Оформление результатов анкетирования и деятельности групп, подготовка их представлений на семинаре.

III. Этап деятельность на семинаре

Коллектив делится на 5групп, в каждой группе свой руководитель;

1 группа (руководитель Мосеева Е.А.)

Цель группы: изложить теоретический подход к проблеме создания ситуации успеха на занятии.

2 группа: (руководитель Кабанова Г.И.)

Цель группы: рассмотреть способы использования приемов и методов организации ситуации успеха на различных этапах занятия.

3 группа: (руководитель Решетова Ю.А.)

Цель группы: выявить неоднозначность влияния успеха на деятельность обучающегося.

4 группа: (руководитель Марцинкевич М.М.)

Цель группы: доказать необходимость создания ситуации успеха на занятии.

5 группа: экспертная группа (руководитель Любина С.Н.)

Цель группы: подвести итоги и предложить проект решения семинара.

ХОД семинара

1 этап: мозговой штурм

Работа длиться 20-30 минут, каждая группа должна решить проблему поставленную перед ними ведущими и оформить свои ответы в виде схемы, алгоритма, проекта, банка данных.

В.Ф. Шаталов утверждал, что для того, чтобы работа была эффективной, должен сработать "эффект соленого огурца". Главное - создать рассол, тогда какой бы огурец не был, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится.
Проблема: Как создать такой рассол? Что взять за его основу?
На эти вопросы мы и должны ответить. Каждая группа работает над данной проблемой и делает свои выводы, которые затем обобщаются и делается общий вывод.

Многие педагоги считают, что главный смысл деятельности педагога в том, чтобы создать каждому ребенку ситуацию успеха на занятии. Она создается путем сочетания условий, которые обеспечивают успех. Задача педагога состоит в том, чтобы дать каждому обучающемуся возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Успех в обучении - один из источников внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание научиться.

2 этап: работа мастерских

Работа длиться 30 - 40 минут. Каждая группа получает карточку с вопросами и вспомогательный теоретический материал, листы ватмана и маркеры для записи приемов и методов, оформлению своих работ.

1. Существуют ли различия в реакции на успех:

а) подростков и старшеклассников;

б) девочек и мальчиков;

2. Какова роль ситуации успеха:

а) при изучении нового материала;
б) при закреплении знаний;
в) на других этапах занятия?

3. Каковы негативные последствия непрерывного успеха в учебной деятельности?

4. Какова необходимость создания ситуаций успеха на занятиях?

3 этап: работа в группах, формируем "Банк ситуаций успеха"

Каждая группа представляет результаты своей работы в виде презентации "Банка ситуаций успеха".

Представление и обсуждение проектов по группам:

  • 1 группа + 3 группа - "Приемы ситуации успеха".

  • 2 группа + 4 группа - "Методы ситуации успеха".

Пока готовится проект решения семинара, с педагогами проводится игра.

Игра: "Корзина грецких орехов" (по методике Н.Е. Щурковой). Грецкий орех - зрительный образ трудного вопроса, поэтому разговор пойдет о том, что заботит педагогов, с чем они пока не могут справиться. Каждый бросает орех и делится неразрешимой ситуацией. Не обязательно сразу давать какие-то советы, но брать на заметку нужно все.

4 этап: проект решения

Рефлексия осуществленной деятельности через заполнение рефлексивных листов.

Рефлексивный лист:

Порадовало

Заинтересовало

Огорчило

Хочу сказать спасибо

Кому:

За что:


© 2010-2022