Построение развивающего пространства ДОУ с учетом ФГОС дошкольного образования

Материал раскрывает возможности формирования предметно-пространственной среды, представлены модели взаимодействия участников педагогического процесса, модель индивидуальной ответственности специалистов, воспитателей и родителей ДОУ за организацию развивающей среды, модель предметно-развивающей среды внутреннего пространства ДОУ, модель развивающей среды в группах младшего и старшего дошкольного возраста, модель создания среды на участке ДОУ в летний и зимний период.  Раскрыты вопросы кадрового, ...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Построение развивающего пространства ДОУ с учетом ФГОС дошкольного образованияПостроение развивающего пространства ДОУ с учетом ФГОС дошкольного образованияПостроение развивающего пространства ДОУ с учетом ФГОС дошкольного образованияПостроение развивающего пространства ДОУ с учетом ФГОС дошкольного образованияПостроение развивающего пространства ДОУ с учетом ФГОС дошкольного образованияПостроение развивающего пространства ДОУ с учетом ФГОС дошкольного образованияПостроение развивающего пространства ДОУ с учетом ФГОС дошкольного образованияПостроение развивающего пространства ДОУ с учетом ФГОС дошкольного образованияПостроение развивающего пространства ДОУ с учетом ФГОС дошкольного образованияПостроение развивающего пространства ДОУ с учетом ФГОС дошкольного образованияПостроение развивающего пространства ДОУ с учетом ФГОС дошкольного образованияПостроение развивающего пространства ДОУ с учетом ФГОС дошкольного образованияПостроение развивающего пространства ДОУ с учетом ФГОС дошкольного образованияПостроение развивающего пространства ДОУ с учетом ФГОС дошкольного образованияПостроение развивающего пространства ДОУ с учетом ФГОС дошкольного образованияПостроение развивающего пространства ДОУ с учетом ФГОС дошкольного образованияПостроение развивающего пространства ДОУ с учетом ФГОС дошкольного образованияПостроение развивающего пространства ДОУ с учетом ФГОС дошкольного образованияПостроение развивающего пространства ДОУ с учетом ФГОС дошкольного образованияПостроение развивающего пространства ДОУ с учетом ФГОС дошкольного образованияПостроение развивающего пространства ДОУ с учетом ФГОС дошкольного образованияПостроение развивающего пространства ДОУ с учетом ФГОС дошкольного образованияПостроение развивающего пространства ДОУ с учетом ФГОС дошкольного образованияПостроение развивающего пространства ДОУ с учетом ФГОС дошкольного образованияПостроение развивающего пространства ДОУ с учетом ФГОС дошкольного образованияПостроение развивающего пространства ДОУ с учетом ФГОС дошкольного образованияПостроение развивающего пространства ДОУ с учетом ФГОС дошкольного образованияПостроение развивающего пространства ДОУ с учетом ФГОС дошкольного образованияПостроение развивающего пространства ДОУ с учетом ФГОС дошкольного образованияПостроение развивающего пространства ДОУ с учетом ФГОС дошкольного образованияПостроение развивающего пространства ДОУ с учетом ФГОС дошкольного образованияПостроение развивающего пространства ДОУ с учетом ФГОС дошкольного образованияПостроение развивающего пространства ДОУ с учетом ФГОС дошкольного образованияПостроение развивающего пространства ДОУ с учетом ФГОС дошкольного образованияПостроение развивающего пространства ДОУ с учетом ФГОС дошкольного образованияПостроение развивающего пространства ДОУ с учетом ФГОС дошкольного образованияПостроение развивающего пространства ДОУ с учетом ФГОС дошкольного образованияПостроение развивающего пространства ДОУ с учетом ФГОС дошкольного образованияПостроение развивающего пространства ДОУ с учетом ФГОС дошкольного образованияПостроение развивающего пространства ДОУ с учетом ФГОС дошкольного образованияПостроение развивающего пространства ДОУ с учетом ФГОС дошкольного образованияПостроение развивающего пространства ДОУ с учетом ФГОС дошкольного образованияМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 9 «Березка» г. Петровска Саратовской области



2014 год

Построение развивающего пространства ДОУ с учетом ФГОС дошкольного образования

(из опыта работы ДОУ)

Выступление Киселевой Ирины Васильевны старшего воспитателя МБДОУ № 9 «Березка»









Построение развивающего пространства ДОУ с учетом ФГОС дошкольного образования

В комплексе актуальных социально-педагогических проблем, связанных с преобразованием системы образования в нашей стране, большое внимание уделяется развитию ее первоначального звена - дошкольного воспитания.

В концепции модернизации российского образования заложена реализация идеи преобразования развивающего пространства ДОУ. Необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.

Важной задачей дошкольных образовательных учреждений становится совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации развивающей среды, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребенка, позволяющей ребенку проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя.

В самом широком контексте развивающая среда - это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение.

В центре развивающей среды стоит образовательное учреждение, работающее в режиме развития и имеющее своей целью процесс становления личности ребенка, раскрытие его индивидуальных способностей, возможностей, формирования познавательной активности.

ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования представляют собой совокупность требований, обеспечивающих реализацию ООП, направленных на достижение планируемых результатов дошкольного образования.

Интегративным результатом реализации ФГТ является создание развивающей образовательной среды обеспечивающей:

  • духовно-нравственное развитие и воспитание;

  • высокое качество дошкольного образования, его доступность, открытость и привлекательность для детей и их родителей (законных представителей) и всего общества;

  • гарантирующей охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, комфортной по отношению к воспитанникам (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) и педагогическим работникам.

В связи с введением в практику работы ФГТ к основной общеобразовательной программе и ФГТ к предметно-развивающей среде, нами был проведён анализ существующих условий в учреждении. В результате была выявлена проблема: созданная много лет назад развивающая среда в ДОУ отвечает некоторым Федеральным государственным требованиям, но не всегда учитываются психолого-педагогические принципы её построения, страдает качественный и количественный состав предметной и игровой среды.

Также выявлена проблема неэффективности существующей среды в группах детского сада: присутствует некоторая перенасыщенность в одном из направлений и не достаточность в другом, то есть наличие дисбаланса в оформлении и практическом применении оборудования и игр, используемых детьми. Таким образом, возникает противоречие: в детском саду создана богатая предметно-развивающая среда, но она не отвечает в полной мере требованиям федерального государственного стандарта и не несёт той положительной роли в развитии детей, которую могла бы нести. В связи с этим в 2012 - 2013 учебном году нами был разработан и реализован управленческий проект: «Создание предметно-развивающей среды в соответствии с требованиями ФГТ к Основной общеобразовательной программе ДОУ» под творческим названием «Волшебный мир детства». Целью проекта стала: разработка модели развивающей предметно-пространственной среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей в конкретно заданных условиях МБДОУ детского сада № 9 «Березка» г. Петровска Саратовской области с последующим её формированием и доведением соответствия ФГТ до 85%.

ФГТ включают 7 групп требований:

  1. требования к кадровому обеспечению;

  2. требования к материально-техническому обеспечению;

  3. требования к учебно-материальному обеспечению;

  4. требования к медико-социальному обеспечению;

  5. требования к информационно-методическому обеспечению;

  6. требования к психолого-педагогическому обеспечению;

  7. требования к финансовому обеспечению.

  1. Кадровое обеспечение ДОУ

ДОУ полностью укомплектовано руководящими и педагогическими кадрами в соответствии штатного расписания, типа и вида учреждения: заведующая, старший воспитатель; специалисты: педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию; воспитатели: 8 человек и технический персонал. Уровень квалификации педагогических и иных работников ДОУ соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей должности.

Образовательный ценз:

  • Количество педагогических и руководящих работников учреждения, имеющих высшее профессиональное (педагогическое) образование -

6 педагогов - 43%;

  • Количество педагогических и руководящих работников учреждения, имеющих среднее профессиональное (педагогическое) образование -

8 педагогов - 57%;

  • Количество педагогических и руководящих работников учреждения имеющих высшую квалификационную категорию - 6 педагогов - 43%;

  • Количество педагогических и руководящих работников учреждения имеющих первую квалификационную категорию - 7 педагогов - 50%; 1 педагог - 7% - соответствие занимаемой должности;

  • Количество педагогических и руководящих работников учреждения, имеющих государственные и отраслевые награды - «Почетный работник общего образования РФ» 2 педагога - 14% - Волкова Т.В., Киселева И.В.;

  • Количество педагогических и руководящих работников учреждения, участвующих в конкурсах профессионального мастерства -

Участники - 8 педагогов - 57%; Победители - 5 педагов - 35%.

  • Количество педагогических и руководящих работников учреждения, обученных ИКТ - 14 педагогов - 100%;

  • Количество педагогических и руководящих работников учреждения, повысивших квалификацию за последние 5 лет - 14 педагогов - 86%;

2 педагога - 14% - Волкова Т.В., Киселева И.В., (руководитель и старший воспитатель нуждаются в прохождении курсов в 2014 году);

  • Количество педагогических и руководящих работников учреждения, имеющих публикации по результатам инновационной и экспериментальной деятельности, в т.ч. на сайтах в сети Интернет - 13 педагогов - 93%;

  • Количество педагогических и руководящих работников учреждения, имеющих учёную степень, учёное звание - НЕТ;

  • Количество педагогических и руководящих работников учреждения, разработавших авторские программы (в т.ч. дополнительного образования детей) утверждённые на федеральном и региональном уровне - НЕТ;

  • Количество и ФИО педагогических работников учреждения, подготовивших победителей и призеров (1, 2, 3 место) региональных, муниципальных конкурсов и соревнований - 9 педагогов - 63%: Толстова Н.В., Синькова О.В.. Каткова О.М., Ломовцева Т.Ю., Фомичева М.А., Сироткина Е.А., Куделя Т. Мещерякова О.О., Трифонова В.Я.

  • Количество педагогических работников учреждения, прошедших аттестацию -12 человек - 86% (воспитатели и специалисты - аттестованы); 2 педагога - 14%: освобождены от прохождения аттестации;

  • Количество педагогических работников учреждения, прошедших курсовую переподготовку - 12 человек - 86% (воспитатели и специалисты имеют курсы; 2 педагога - 14%: (руководитель и старший воспитатель - необходимо прохождение курсов в 2014 году);

  • Количество и ФИО педагогических работников учреждения, которым требуется переобучение в 2014 году - 1 педагог - 7%: Сироткина Е.А. (учитель начальных классов необходимо дистанционное переобучение в 2014 году).

  1. Материально-техническое обеспечение

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 9 «Березка» создано 18 марта 1996 года. Общая площадь здания - 880,9 кв.м. Общая площадь групповых помещений - 383кв.м. Проектная мощность здания рассчитана на 144 места. Двухэтажное типовое здание детского сада предусматривает расположение шести возрастных групп. В ДОУ имеется музыкальный и спортивный зал, кабинет заведующей, методический кабинет, кабинет музыкального руководителя и учителя-логопеда, кабинет педагога-психолога, сенсорная комната, музей краеведения, два лестничных марша, длинный узкий коридор на первом этаже. Служебные помещения - медицинский блок, пищеблок. Подсобные помещения - прачечная, гладильная, кастелянная, костюмерная. Внутренняя отделка стен и полов соответствуют требованиям пожарной и санитарной безопасности. Территория детского сада имеет ограждение - металлический забор, пять прогулочных участков, спортивную площадку, зелёную зону с лесным насаждением (50%), мини-огород, хозяйственный двор. Перед зданием ДОУ и его периметру проложена асфальтированная дорожка. Водоснабжение и канализация, отопление и вентиляция, электроснабжение централизованное, соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам. Санитарное состояние и содержание помещений хорошее. Соблюдаются правила пожарной безопасности. Пожарная сигнализация в рабочем состоянии. Установлена тревожная кнопка на мобильные телефоны 5 сотрудников ДОУ. В соответствии с планом проводятся учебные тренировки по пожарной безопасности и ЧС с детьми и взрослыми. Огнетушители в рабочем состоянии, своевременно заправляются и заменяются в случае необходимости. Все члены коллектива умеют правильно пользоваться огнетушителем, хорошо знают свои обязанности при возникновении нештатных ситуаций, угрожающих жизни и здоровью дошкольников и сотрудников ДОУ. Состояние и содержание территории, здания, и помещений образовательного учреждения соответствует санитарным и гигиеническим нормам. Имеются необходимые, хорошо оснащенные помещения для питания воспитанников, а также для хранения и приготовления пищи. Оснащенность кабинетов, спортивного и музыкального зала, спортивных площадок необходимым игровым и спортивным оборудованием достаточная.

В 2012/2013 учебном году усилиями заведующей ДОУ Волковой Т.В. был оборудован, оснащен всем необходимым и лицензирован медицинский кабинет и изолятор, что позволило более качественно строить оздоровительно-профилактическую работу в ДОУ.

Строго выполняются правила внутреннего распорядка в соответствии с инструкциями, соблюдается режим работы детского сада: 5-дневная рабочая неделя с выходными днями (суббота, воскресенье), группы с 10,5 часовым пребыванием детей работают с 7.30 до 18.00. Группы с кратковременным пребыванием детей работают на базе основных, по запросу родителей в соответствии с договором. Их посещают 5 детей разного возраста. На сегодняшний день учреждение посещают 115 детей в возрасте от 2 до 7 лет, функционируют пять возрастных групп. Контингент воспитанников социально благополучный. Преобладают дети из полных семей.

МБДОУ функционирует в соответствии с нормативными документами в сфере образования Российской Федерации. Реализует примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования «Детство» под редакцией Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайловой и др.

  1. Учебно-материальное обеспечение ДОУ

Создать условия для профессионального самосовершенствования участников педагогического процесса, для приобретения ими опыта построения и проектирования адаптивной воспитательно-образовательной среды дошкольников в соответствии ФГТ, формирование индивидуального стиля творческой педагогической деятельности - вот далеко не весь перечень задач, которые были реализованы в течение 2012-2013 учебного года в нашем детском саду. В их реализации приняли участие все педагоги ДОУ.

Поиск новых педагогических технологий, реализующих личностно-ориентированную модель взаимодействия педагога и ребёнка, заставил нас по новому посмотреть на функции предметной среды. Как сделать предметно-развивающую среду естественно комфортной, уютной. Обстановку группового пространства, рационально организованной, насыщенной разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. Для этого были разработаны модели построения развивающего пространства ДОУ, участка, группы, а также модель персональной ответственности руководителей, специалистов, воспитателей и родителей по вопросам построения развивающей среды.

Модель взаимодействия участников педагогического процесса при формировании развивающего пространства ДОУ




Модель индивидуальной ответственности специалистов, воспитателей и родителей ДОУ за организацию развивающей среды



Модель создания

предметно-развивающей среды

в МБДОУ детский сад № 9 «Березка»





Уголок государственной символики

Кабинет музыкального руководителя

Красная книга Саратовской области

Центр «Развивайка»

Мини-музей

«История цивилизации»

Картинная галерея

Логопедический кабинет

МБДОУ

детский сад № 9 «Березка»

Физкультурный зал



Фитнес клуб «Березка»

Музыкальный зал



«Центр театральной деятельности - студия «Сказка» (костюмерная)







Музей краеведения



Кабинет педагога-психолога

Медицинский кабинет



Комната ОПК

Сенсорная комната

Мини-типография ДОУ «В нашем нескучном детскому саду»





Уголок «Я расту»













Модель создания предметно-развивающейсреды в группах МБДОУ детский сад № 9 «Березка»




При построение развивающей среды учитывается интеграция образовательных областей, гендерный подход. Содержание и материал предметно-развивающей среды варьируется и меняется в соответствии с сезонными периодами, задачами и направлениями воспитательно-образовательной работы



Групповые комнаты

В гостях у Кисточки

Мини-музей

«Часов»,

«Головные уборы»,

«Воздух»


Центр природы

Игротека

Театральный центр

Физкультурный центр

Центр

художественно-эстетического развития

Стена творчества

Центр познавательного развития

Группы старшего дошкольного возраста

Игротека

Кукольный дом

Уголок отдыха, уединения

Центр книги

книги

Центр краеведения

Центр физического развития

Центр сенсорного развития

Группы младшего дошкольного возраста



















Центр краеведения



Мини-музей

«Игрушки»

«Собак»

«Кошек»

«Березки»

Уголок отдыха, уединения











Модель создания

предметно-развивающей среды на участке

МБДОУ детского сада № 9 «Березка»


в














Модель создания

предметно-развивающей среды

на участке

МБДОУ детского сада № 9 «Березка»

















  1. Учебно-материальное обеспечение

Роль развивающей среды рассматривалась нами с позиции её функций, основные из них - организующая, воспитывающая и развивающая.

Цель организующей функции - предложить ребенку всевозможный материал для его активного участия в разных видах деятельности. В определенном смысле содержание и вид развивающей среды служат толчком для выбора дошкольником того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его предпочтениям, потребностям или формировать интересы.

В соответствии с воспитательной функцией наполнение и построение развивающей среды было ориентировано на создание ситуаций, когда дети стоят перед нравственным выбором: уступить или взять себе, поделиться или действовать самому, предложить помощь или пройти мимо проблем сверстника. Среда является центром, где зарождается основа для сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения.

Развивающая функция предполагает, что содержание среды каждой деятельности должно соответствовать "зоне актуального развития" самого слабого и находиться в "зоне ближайшего развития" самого сильного в группе ребенка. Предметно-развивающая среда подбиралась с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудования для одной образовательной области используются в ходе реализации других областей.

Для того чтобы предметно-развивающая среда выполняла основные функции, педагоги руководствовались следующими принципами:

  • информативности: предусматривающего разнообразие тематики материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением;

  • вариативности: определяющейся видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями;

  • полифункциональности: предусматривающего обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса, и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды;

  • педагогической целесообразности: позволяющей предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка;

  • трансформируемости: обеспечивающей возможность изменений предметно-развивающей среды, позволяющей, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства;

  • половых и возрастных различий: как возможности девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.

Построение развивающей среды с учетом перечисленных выше принципов обеспечивает воспитанникам чувство психологической защищенности, помогает формированию личности, развитию способностей, овладению разными способами деятельности. Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию.

Материальные затраты на реализацию проекта составят расходы на приобретение современного игрового и дидактического оборудования, рекомендованного примерным перечнем ФГТ предметно-развивающей среды в ДОУ в каждой возрастной группе.

Общая денежная сумма, реализованная для пополнения предметно-развивающей среды - 10000 тыс. руб. на группу дошкольного возраста. Данная денежная сумма распределена следующим образом:

1. Обновленный методический комплект программы «Детство» - 4 тыс. руб.

2. Материалы и оборудование для игровой деятельности - 1тыс. руб.

2.1. Игрушки-персонажи и ролевые атрибуты:

  • Игрушки-предметы оперирования

  • Маркеры игрового пространства

  • Поли - функциональные материалы

2.2. Материалы для игры с правилами - 1 тыс. руб.

  • Для игр на ловкость

  • Для игр на развитие психических процессов

  • Для игр на умственную компетенцию

3. Материалы и оборудование для продуктивной деятельности:

3.1. Материалы для изобразительной деятельности - 1тыс. руб.

  • Для рисования

  • Для лепки

  • Для аппликации

3.2. Материалы для конструирования -1тыс. руб.

  • Строительный материал

  • Конструкторы

  • Детали конструктора

  • Плоскостные конструкторы

  • Бумага, природные и бросовые материалы

  1. Материалы и оборудование для познавательно-исследовательской деятельности - 1тыс. руб.

  • Объекты для исследования в действии

  • Образно-символический материал

  • Нормативно-знаковый материал

  1. Материалы и оборудование для двигательной активности - 1тыс. руб.

  • Для ходьбы, бега и равновесия

  • Для прыжков

  • Для катания, бросания, ловли

  • Для ползанья и лазанья

  • Для общеразвивающих упражнений

Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса позволило реализовать возможности осуществления не только образовательной деятельности, но и присмотра и ухода за детьми; организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности по освоению общеобразовательной программы дошкольного образования, но и при проведении режимных моментов.

Подбор материалов и оборудования был осуществлен для тех видов деятельности ребенка, которые в наибольшей степени способствовали решению развивающих задач (игровая, продуктивная, коммуникативная, трудовая, двигательная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, чтение). Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая друг другу, разными видами деятельности.

Игры и игрушки подбирались с учетом соответствия техническому регламенту о безопасности продукции, имеющие сертификат качества.

Наличие в ДОУ необходимого квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительно-коррекционную работу с детьми (учитель-логопед, инструктор по ФИЗО, педагог-психолог, музыкальный руководитель, медицинский работник) позволяет оказывать более качественные услуги родителям и воспитанникам ДОУ.

Методический кабинет оснащен необходимым методическим комплектом, в соответствии с программой «Детство», оборудованием и техническими средствами. Имеется: телевизор цветной Avest -54 TЦ - 02, DVD, видеомагнитофон Samsung, синтезатор KASIO с акустической системой, 3 музыкальных центра, аудиоаппаратура, аудио и видеотека. Наличие компьютерной техники: 3 компьютера, 2 сканера, 3 принтера, мультимедиа. Компьютеры и мультимедиа используются педагогами на занятиях для обучения детей через презентации, использование УМК и собственных разработок. ДОУ имеет выход в Интернет, располагает собственным сайтом.

Дизайн интерьера детского сада

Дети, от самого рождения, начиная от детской комнаты до младшей школы, очень чувствительны к окружающей их среде, там ребенок проводит большую часть дня, поэтому мы постарались сделать пространства, которые их окружают безопасными и удобными, способствующими развитию ребенка.

Современные детский сад должен соответствовать многим критериям - правильное и функциональное зонирование (наличие мест для питания, сна, игр, обучения, места для творческой работы, прогулок на улице и т.д.). При планировании интерьера групп в саду нужно не забывать не только про яркое и необычное оформление стен, но и про качественное освещение. Большое количество окон, несравненный плюс, так как нет ничего лучше естественного освещения.

Воспитание и обучение детей - главная цель создания интерьера в дошкольном учреждении. Мы считаем, что нужно стремиться к лучшему и строить не только по типовым проектам из «советского» прошлого, но и придумывать новые креативные и творческие проекты детских садов. За детьми будущее, давайте создавать лучшее будущее для наших детей!



















© 2010-2022