Общая методика обучения и воспитания

Раздел Завучу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Губин Геннадий Александрович

МБОУ «Ромашкинская средняя школа»

учитель истории и обществознания;

с. Ромашкино Сакского р-она Республики Крым

Вернуть детям детство

«Мы склонны думать о создании детей по нашему образцу и подобию, а сами являемся созданием тех условий жизни, которые уже стали несносны для огромного большинства людей. Мы жестоко критикуем нашу школу; а ведь её результаты должны сказаться на нас. Тем более оснований дать детям, нашим заместителям в жизни, жить и учиться не так, как это выпало на нашу долю». Данная мысль высказана талантливым педагогом С.Т. Шацким почти столетие назад. Но как свежо и актуально она звучит в наше время.

Недостатки школы, хотя смутно, но осознаются широкими общественными слоями. Это смутное осознание проявляется в глухом недовольстве и брюзжании в адрес школы, но реально озаботиться бедственным положением школы и её идеологическим/философским бессилием, по-видимому, в настоящее время некому.

Как решительные изменения в обществе, так и всякая болыпая реформа начинается с «распахивания мозгов, предварительной работы свободных общественных сил, заинтересованных в ней более или менее глубоко». К сожалению, не всегда общество и общественные деятели руководятся верными идеями - скорее такими, которые им понятны и близки. Такой ложной идеей в деле воспитания ныне является идея «подготовки детей к будущему». Вместо неё должна быть поставлена другая задача перед педагогами: «вернуть детство детям.

Если эта мысль беспокоила С.Т. Шацкого и педагогическую общественность почти столетие назад, то ныне она стала ещё более актуальной.

В деле воспитания и обучения мы наблюдаем явный парадокс: дети готовятся к жизни в будущем обществе, но их «начиняют» множеством предрассудков и устаревших знаний. Школа и общество захламляет ум и душу ребёнка отбросами нашего сегодняшнего общества и, таким образом, программируют движение общества по замкнутому кругу. Учить следует, по моему глубокому убеждению, не наталкивая в детские головы, какой угодно хороший, на наш взгляд, набор знаний, а умению самим добывать знания и информации, технологии самообучения и экспериментирования.

Размышляя над проблемой формирования детей «по нашему образу и подобию» следует определиться, что больше наносит вреда детям, а, следовательно, и обществу - вера ли в необходимость создавать детей по обозначенному образцу, или вера в законченность круга знаний, которые необходимо вместить в голову ребёнка. И то и другое враждебно движению людей вперёд, содействует застою жизни и разума. И то и другое направлено, как говорят, к поддержанию существующего строя, всегда составляющегося из самых разнообразных идей и привычек, от самых «новых» или кажущихся новыми, до пережитков и суеверий очень отдалённого прошлого, в особенности в области практической жизни. Подобная установка в воспитании привела к тому, что школа на протяжении веков воспитывала и воспитывает популяцию «людей испуганных», которые верят во всякую чушь и бред. Неустойчивость мировоззрения толкает их в объятия неимоверно расплодившихся «целителей, знахарей, магов ...» и прочей мистической сволочи, спекулирующей на людской наивности, невежестве и желании обрести нечто существенное, материально осязаемое, не прилагая при этом никаких умственных, физических, нравственных сил. Настоящие Содом и Гоморра.

Мы все убеждены, что из целого ряда наук можно выбрать специальные школьные науки: таковыми традиционно принято почитать грамматику (языкознание), географию, математику, историю; причем в наших школах они - науки только по имени, а в действительности являются весьма сомнительными отбросами той живой, ищущей и исследующей науки, которая должна быть уделом якобы только «профессоров» и вообще «серьёзных» людей. Мало того, причисленные к «школьным наукам» учебные предметы признаются ценными именно за тот «законченный» вид, который никогда не может измениться; таким образом, у ученика, благодаря целому ряду «законченностей», постоянно находящихся у него перед умственным взором, создаётся мнение вообще о незыблемости всего существующего, о том, что есть люди, которые всё знают, пишут книги, и нечего стараться над тем, что всем давным-давно известно. Отсюда такая вера в результаты чужих усилий и полный отказ от собственных.

Таким образом, современная идеология/философия воспитания и образования направлена на «выращивание» верноподданных Её Величества, существующей Системы, существующего порядка вещей, какими бы несправедливыми они бы ни были. Из современной школы выходят закоренелые метафизики, вместо диалектачески мыслящих личностей, которые обладали бы здоровым скепсисом.

Нынешняя общепобразовательная школа в зародыше душит в ребёнке дар исследователя и желание что-либо исследовать, что-либо открывать новое и изменять несовершенное настоящее. А ведь наука, как и жизнь, течёт, ошибается, развивается. В ней существуют свои эпохи расцвета и упадка, есть свои революции и периоды «тёмной» реакции. Однако какое нам до этого дело - живому, растущему и мыслящему ребёнку мы суём программу, устраиваем ему экзамены и маним аттестатами, дипломами, чтобы вырастить ещё одного заурядного члена нашего общества, члена деятельно его поддерживающего и отравленного философией нашего ущербного образования. Наше воспитание и образование - цепь заблуждений и суеверий «старины глубокой».

С ними надо покончить и дать массовой школе возможность учить тому, как добывать знания, постоянно тренировать учеников в процессе их работы-учёбы, а не знакомить исключительно с сомнительными результатами чужих трудов. «Зачем содействовать отказу человека от самого себя? Он и без того делает это довольно охотно» - отмечает С.Т. Шацкий.

В итоге мы вынуждены сделать неутешительный вывод о том, что современная школа воспитывает пассивного человека-потребителя, иждивенца, но не человека ищущего, человека-созидателя. На воспитание такого человека направлено господствующее в умах педагогической и родительской общественности мнение, скорее убеждение в том, что труд ученический обязательно должен быть тяжким. Отсюда и создание насколько это возможно тяжких условий труда школьника.

Не облегчает труд учащихся и сам подход к выявлению объёма и качества их знаний. В современную школу, школу эры новейших научных достижений и открытий, по инерции, без изменений перешел из прошлого (Х1Х века) взгляд на знания, как на багаж, который ученик обязан хранить в памяти и должен предъявить по первому требованию учителя. Помнит ученик - значит знает. Не помнит или подзабыл - криминал. Таким образом нас интересует только процесс запоминания. Нас интересует память ученика, а не его способность мыслить. Учение при таком подходе превращается в усвоение по порциям: сегодня запомнил порцию необходимой информации, завтра выложил их перед учителем и как бы освободился от них. Весьма символично при этом звучит такое хорошо всем известное выражение как «сдал зачёт». Именно сдал и совершенно ничего в голове своей не оставил. Так чаще всего и бывает в жизни. Это, в свою очередь, постепенно прочно утверждает в сознании учащихся психологическую ориентацию на опрос, на механическое запоминание.

Вот и получается, что целью подготовки домашних заданий является для школьника, как правило, получение завтрашней оценки. А ведь о наличии знаний должно свидетельствовать умение не только запоминать их, но и умение применять их. При этом применению знаний на практике следует отдавать предпочтение.

Почти каждый урок в школе начинается с поиска учителем тех «ослушников», которые «не соизволили выполнить домашнее задание». Принцип поиска виновных приводит учителя не только к поиску игнорирующих выполнение домашних заданий, но и к дотошному заострению внимания на ошибках ученика. Ещё по дороге в школу ученик начинает смутно ощущать свою виновность в чём-то. Да и то верно: был бы ученик, а вина для него всегда найдётся. Ученик болезненно ощущает свою вину. Это угнетает его и у него пропадает желание и способностъ думать.

А зачем думать, если учитель за тебя сам отыщет твою ошибку? Нарушается один из основных приндипов обучения. Поэтому нет никакой необходимости проверять рабочие тетради учеников со скрупулёзным поиском ошибок и недочётов. Необходимо предоставить возможность делать эту работу самим ученикам. Представляю, как возмутятся некоторые из читателей подобному крамольном ныне утверждению. Но, тем не менее, учитель должен проверять тетради учеников с единственной целью: выяснить возможные пробелы в знаниях учеников и составить себе программу их преодоления. И не более того. Это - моё глубокое убеждение. Никаких чирканий красными чернилами в тетради, а тем более смачно нарисованных «колов» и «двоек». Ученик всегда при удобном случае старается избавиться от таких тетрадей, которые красными учительскими «занозами-отметинами» больно ранят душу и сердце ребёнка.

Вся наша система общего среднего школьного образования прочно покоится на многовековом постулате о том, что ребёнок должен иметь у себя в голове вполне определённый набор знаний. Традиционная система запоминания фактов, как правило, даёт неплохие результаты, то, значит, нет особого стимула к преобразованиям. Практически не делается попыток внедрения в практику нового опыта. Новаторы в наших школах не задерживаются, к тому же не секрет, что основная масса учителей сопротивляется любым инновациям из боязни, что они только усложнят их работу... Учителя слишком перегружены бессмысленным бумаготворчеством, часто не удовлетворены работой, чтобы браться за освоение неизвестных методик, не гарантирующих безусловный успех. Они как будто бы примирились с существующим положением и, невзирая на недовольство школьной практикой, встречают в штыки всякого, кто выступает за серьёзные преобразования.

Любая система, в том числе и педагогическая, имеет механизмы самосохранения, самозащиты и самовоспроизводства. Эти механизмы выполняют двойственную функцию: консервативно-положительную - безусловно необходимую на этапе становления и развития системы, и консервативно-отрицательную, когда система уже практически исчерпала свои возможности развития и самосовершенствования. Нынешний консерватизм школьной системы - второго порядка.

К сожалению, внутренний мир не так уж и малой части учителей маломерен. В этом не только их вина, но и их беда. Многообразные проявления общественной жизни для них укладываются в упрощенные схемы. Желая достачь какого-либо воспитательного или образовательного эффекта, они умозрительно строят схему, действуя по которой, по их разумению, они смогут получить желаемый результат. Они не желают, да и не могут понять, что реальная жизнь сложнейшее, многообразное и многовариантное явление, и потому пытаться на новые явления надеть узду старых схем и получить прежний результат -невозможно и, по меньшей мере, - абсурдно.

Чтобы получить результат, который программирует учитель, он должен жить мыслями и переживаниями воспитуемых и обучаемых, а не возвышаться над ними подобно грозному судии. Не пытаться воспитывать, важно надувая при этом щёки, а просто жить с ребятами одними чувствами, одними мыслями и делами. Таков удел настоящего Учителя. Кто не готов к этому - лучше на учительское поприще не вступать: и себе и детям накладно будет

Методики и методы постоянно должны приходить и уходитъ, уступая место всё более и более совершенным. Учитель - схоласт постоянно цепляется за давно апробированные и накатанные методы. Так что среди учителей можно встретить достаточное число догматиков, консерваторов, начётников...

Трудно, очень трудно работать в школе учителю, которого не устраивает дремучий консерватизм системы и ныне действующие принципы воспитания и образования. У противников перемен для зажима критики в свой адрес существует безошибочно действующее средство: они всячески тормозят, срывают, саботируют внедрение ростков нового, а затем с издевательской ухмылкой задают вопрос: «И чего ты тут развыступался? Ты нам сначала покажи результат, а потом уж и выступай». В этом суждении проглядывается элементарное нарушение логики: с начала всегда было слово, потом мысль, а затем уже и дело. Задача слова разбудить дремлющее сознание, создать предпосылки (психологические, идеологические и т.д.) для практической деятельности.

Принудительное уничтожение или подавление всех иных взглядов кроме догматических, господствующих в данное время, обедняет любую науку и теорию. Так как господствующее учение не имеет квалифицированных оппонентов, оно неминуемо самовырождается. В обществе падает философская культура и неоткуда черпать новые силы властвующей теории, нет молодой поросли продолжателей и мыслителей среди сторонников этой теории. На ней лишь паразитирует беспомощная так называемая «официальная» наука.

Нынешняя общеобразовательная школа стоит в глубоком раздумии на перепутье. «Педагогическое бездорожье» - отмена по умолчанию продуктивных идей основоположников советской педагогики.

Но свято место пусто не бывает. Педагогический «вакуум» тут же оказался заполнен, не весть откуда выползшими, теориями и теорийками, вековой, а то и болыпей, давности. Нынешняя школа погрузилась в идейный мрак, где воля поступать как угодно, отдана на откуп только дремучему мракобесию в лице её всеподавляющего бюрократического аппарата.


  1. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т.

/Под ред. Н.П. Кузина и др.- М.; Педагогика,1980г.

  1. Г.А. Губин, Е.Г. Губина Живая и мёртвая школа: покушение на миражи. Трилогия. - Симферополь: «Доля», 2011. - 388 с.


© 2010-2022