Педагогический совет на тему Как избежать насилия в школе

Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается разработка педагогического совета на одну из актуальных тем: Как избежать насилия в школе, или Воспитание милосердия. Всем участникам педагогического совета (заместителям директора по УВР и ВР, социальному педагогу, психологу, классным руководителям) для участия в серьезном разговоре необходимо подумать над вопросами: 1.     Что такое насилие и как с ним бороться? 2.     Можно ли любить всех и нужно ли человеку милосердие? 3.     Что такое педагоги...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Как избежать насилия в школе,

или Воспитание милосердия

Педагогический совет










Составитель: Костина С. В., заместитель

директора по воспитательной работе.





Тема: Как избежать насилия в школе, или Воспитание милосердия.

Цель педагогического совета: оказание методической помощи классным руководителям, учителям-предметникам по организации работы с детьми и родителями в вопросах нравственного воспитания.

Задачи:

  • показать классным руководителям, учителям-предметникам, администрации школы на примере статистики актуальность обсуждаемой проблемы;

  • обсудить возможные пути, выходы из трудной жизненной ситуации.

Подготовительная работа:

  1. Индивидуальная работа классного руководителя с различными источниками по теме педсовета.

  2. Анкетирование учащихся по проблеме насилия. (См. Приложение 1, 2, 3.)

  3. Анкетирование родителей по проблеме насилия среди учащихся. (См. Приложение 4.)

  4. Предварительная беседа с социальным педагогом школы по теме педсовета.

  5. Работа с экспертной группой (члены группы выбираются по желанию классных руководителей или по просьбе заместителя директора по ВР).

  6. Подготовка печатного материала:

  • объявление (см. Приложение 5);

  • программы зарубежных психологов;

  • карточки с названиями положительных и отрицательных качеств человека.

  1. Наглядный материал:

  • эпиграфы:

«Разумное и нравственное всегда совпадают» (Л. Н. Толстой);

«Издевательство над чужими страданиями не должно быть прощаемо» (А. П. Чехов);

«Люди, я прошу вас, ради Бога,

Не стесняйтесь доброты своей» (Р. Гамзатов).

  • схема:

Педагогический совет на тему Как избежать насилия в школе

План педагогического совета



Тема выступления

Время выступления

Ф. И. О. выступающего

Деятельность педагогического коллектива

Тема, цели и задачи педагогического совета

3 минуты

директор школы

Слушатели

Рефлексия

1 минута

Костина С. В., зам. директора по ВР

Слушатели

Погружение в тему педсовета

3 минуты

Педагогический коллектив

Чтение выдержек из газет и журналов о примерах насилия в школе

Проблема насилия в школе

3 минуты

Костина С. В., зам. директора по ВР

Слушатели

Виды насилия

3 минуты

социальный педагог

Слушатели

Анализ анкет учащихся и родителей

10 минут

Классные руководители

Анализ анкет, выводы по результатам опроса

Зарубежные педагоги и психологи о проблемах насилия среди подростков

5 минут

Костина С. В., зам. директора по ВР

Слушатели

Анкета-игра «Какие качества мы хотим (не хотим) видеть в ребенке»

5 минут

Костина С. В., зам. директора по ВР

Заполнение листов анкеты, выводы

Ролевая игра «Как избежать насилия в семье и школе» (составление проекта)

10-12 минут

Костина С. В., зам. директора по ВР, члены группы

Работа в группах, составление проекта

Подведение итогов педсовета. Принятие решения педсовета. Рефлексия.

10 минут

Экспертная группа

Отзывы, мнения, предложения, выводы



ХОД ПЕДСОВЕТА


Тема, цели и задачи педагогического совета.

Рефлексия

- Трудовой день заканчивается, припомните, пожалуйста, не обидел ли вас кто-нибудь. А вы никого не обидели?

Есть слова пострашнее, чем порох,
Чем снаряд над окопными рвами.
Я советую людям при ссорах
Осторожнее быть со словами.

Вы к словам проявляйте терпенье.
Не берите в расчет кривотолков.
Ведь от них остаются раненья,
Как от мелких, но острых осколков.
(М.Матусовский.)

- Очень часто случается, что оскорбление человека, жестокость могут послужить причиной возникновения конфликта и вызвать ответную реакцию - месть.

Психологи утверждают, что существует три способа разрешения конфликта:

  1. Промолчать и подавить в себе отрицательное чувство.

  2. Агрессивно выразить эти чувства.

  3. Высказать свою обиду.

- Сегодня мы с вами поговорим о конфликтах, насилии и способах борьбы с ними в школе.

Погружение в тему педсовета: чтение выдержек из газет и журналов о примерах насилия в школах (например, из газеты «Комсомольская правда» от 23.11.2001).

Зам. директора по ВР: Конфликты в школе между детьми, к сожалению, дело обычное. Но учителя и школьные психологи не должны относиться к этому как к нормальному явлению. Конфликты переходят в насилие, некоторые ученики стано­вятся изгоями, что приводит к тяжелым психологическим травмам у детей. Как от­носиться к случаям насилия в школе, какие пути существуют для преодоления негативных взаимоотношений в детской среде - об этом и о том, как научить детей и взрослых милосердию, пойдет разговор на нашем педсовете. Что же такое насилие?

Насилие - притеснение, беззаконие. Принудительное воздействие на кого, что-нибудь. (Словарь Ожегова.)

Виды насилия. Социальный педагог:

Ученые выделяют несколько видов насилия: физическое, психологическое, экономическое, сексуальное и др.

Физическое насилие. Любое принудительное или насильственное поведение, направленное против другого лица. Физическое насилие может проявляться в виде пощечин, пинков, толчков, царапин, нанесения ожогов, удушения, щипания, уку­сов, грубого хватания другого человека, ударов кулаком, пихания, шлепков, отбра­сывания партнера в сторону или наземь, бросания предметов в другого человека, использования оружия и т. д.

Сексуальное насилие. Любой сексуальный акт или сексуальное поведение, навязываемое партнерше/партнеру без ее/его согласия. Навязывание сексуальной близости, когда партнерша/партнер дает понять, что не хочет этого. Физический контакт с эрогенными зонами тела партнерши/партнера (любое прикосновение, на­вязываемое против воли). Навязывание партнерше/партнеру особых видов сексу­ального контакта против ее/его воли.

Психологическое насилие. Насилие, причиняющее обиду, вызывающее гнев, страх, психологический упадок и эмоциональную неуверенность в собственной значи­мости или неспособность защитить себя от физического, сексуального или дальнейше­го психологического насилия. Психологическое насилие имеет следующие проявле­ния: употребление бранных слов и/или крика в отношении партнера; постоянное при­ставание, допросы и унижение партнера, оскорбления, наносящие вред самооценке; проявление грубости по отношению к друзьям и родственникам партнера, оскорбление их; контроль и/или ограничение действий партнера, например, контроль/ограничение телефонных разговоров, запрещение общаться с друзьями, слежка за партнером; за­прещение лечь спать или насильственное пробуждение партнера, прерывание завтра­ков, обедов и ужинов, обвинение партнера во всех проблемах, принуждение его/ее к унизительным действиям, создание ситуации, при которой партнер вынужден просить денег; критика мыслей, чувств, мнений, убеждений, действий партнера, обращение с ним/с ней как со слугой; проявление ревности в крайней степени. Любая угроза нане­сения телесных повреждений детям, другим членам семьи, друзьям, домашним живот­ным или себе (угроза самоубийства). Угрозы нанести удары кулаком, рукой, пнуть но­гой, дать пощечину и т.д.; использовать оружие; сделать с собой что-нибудь, если партнер уйдет; наказать детей, чтобы «отомстить» партнеру; причинить вред домаш­ним животным. Бросание предметов в направлении партнера. Неясные угрозы типа: «Ты у меня доиграешься!» или «Ох, ты допрыгаешься, я тебе обещаю!»

Экономическое насилие. Использование денег для контролирования партнера, при этом деньги отбирают, выдают партнеру определенные суммы как пособие, «дополнительные» траты контролируются, партнер вынужден просить деньги и от­читываться в любых тратах и др.

Другие виды насилия. Причинение вреда домашним животным (чтобы «отомстить» партнеру), поломка и уничтожение личных вещей и имущества и т. д.

Анализ анкет учащихся и родителей. Классные руководители 1-9 классов.

Анкетирование обучающихся показало (см. Приложение 6):

  • 35,1% обучающихся отмечают, что проблема насилия в школе существует.

  • Чаще всего, с точки зрения обучающихся, в школе встречается физическое, психологическое и экономическое виды насилия.

  • С проблемой насилия в школе столкнулись 24,5% обучающихся 1-9-х классов.

  • Отвечая на последний вопрос, ребята заметили, что помощь нужна всем
    обучающимся, но помогать должны не только социальные службы, но и роди­тели, учителя, специальные программы на ТВ, специальная литература.

Готовясь к педсовету, мы попросили и родителей проанализиро­вать причины проявления различных видов насилия среди обучающихся. Более 30% родителей назвали основной причиной этого жестокость и гру­бость в СМИ, засилье на ТВ иностранной кинопродукции; 22% родителей видят причину в нестабильности экономического положения в стране и снижении соци­ального статуса семей. Были названы и другие причины, в том числе и то, что со­временная школа больше стала учить, но меньше воспитывать.

А какие причины проявления агрессии и насилия среди обучающихся, как мальчиков, так и девочек, как старшеклассников, так и малышей, видите вы? (Педагоги высказывают свое мнение.)

А теперь обратимся к нашей статистике. В анкете «Недописанный тезис» (см. Приложение 3) обучающимся 9 класса было предложено дать определение некоторым видам на­силия, вот наиболее типичные ответы ребят:

1. Физическое насилие - это когда бьют, дают пощечины, жестоко избивают, пинают, толкают, ставят подножки и т. д.

2. Психологическое насилие - это когда тебя оскорбляют словами, обзыва­ют, грубят, говорят в твой адрес нецензурные слова, оскорбляют при тебе твоих
родных и др.

3. Экономическое насилие - это когда родители не дают денег ни на что; ко­гда старшие в школе вымогают, отбирают деньги, требуют принести деньги за какой-нибудь «проступок» и др.

Итак, однозначно, что проблема насилия в современной школе очень актуальна. Это осознают и дети, и родители, и учителя. Какие же варианты решений видят дети и взрослые?

  • Учащиеся считают, что надо:

    1. Обсуждать проблемы насилия на классных часах, индивидуально с психологом.

    2. Улучшить контроль со стороны администрации и учителей школы за учащимися.

  • Родители в решении данной проблемы почти единодушно отмечают, что надо:

    1. Ужесточить систему мер наказания тех, кто совершает акты насилия.

    2. Усилить надзор и контроль за наиболее опасными местами в школе (раздевалка, туалеты, рекреации, коридоры).

    3. Обсуждать проблему насилия на уроках, классных часах.

С проблемой насилия в учебных заведениях столкнулись и наши коллеги за рубежом. Наиболее известная программа вмешательства в школьное насилие была использована в Норвегии педагогом и психологом Д. Олвеусом. В качестве первого шага был выпущен 32-страничный буклет, который распространялся во всех нор­вежских школах. В нем выдвигается четыре основных принципа:

  • создавать школьную среду, характеризующуюся теплом, положительным интересом и участием взрослых;

  • устанавливать ограничения на неприемлемое поведение;

  • последовательно применять санкции и строгие наказания против насилия;

  • участвовать взрослым в качестве представителей школьной власти.

В программе Д. Олвеуса взрослым отводится важная роль: они должны осуществлять «строгие и простые» правила поведения. От них зависит последователь­ное (нефизическое!) наказание агрессивных детей и вознаграждение тех, кто ведет себя по правилам. Задача родителей - научить детей доброжелательному и друже­скому отношению друг к другу. Экспериментальная проверка программы проводи­лась в Бергене (Норвегия). Спустя 20 месяцев после ее начала количество школь­ников, жалующихся на насилие, сократилось на 50%.

А психолог Э. Роланд из Норвегии предложил еще одну программу по преодолению насилия. Ее основными положениями являются следующие:

  • эффективно чтение и обсуждение в классе рассказов или историй о тех
    или иных фактах насилия;

  • учащиеся описывают в небольшом сочинении то, что, по их мнению,
    чувствуют жертвы насилия, что они эмоционально переживают;

  • предлагаются ролевые игры, в которых разыгрывается поведение задиры и жертвы;

  • старшеклассники наравне со взрослыми участвуют в наблюдении за
    малышами;

  • обсуждение этой проблематики на классных собраниях.

(Выдержки из программ распечатаны и лежат на столах участников педсовета - см. Приложение 7.)

Зам. директора по ВР: Уважаемые коллеги, прежде чем мы попытаемся создать собственный проект «Как избежать насилия в семье и школе», выскажите свое мнение об этих программах.

(Педагоги высказывают свое мнение.)

Обратите внимание на те качества, какие родители и педагоги хотели бы воспитать у своих детей, и те черты, которые они не желали бы видеть у них.

Положительные качества: ум, доброта, целеустремленность, воспитанность, красота, отзывчивость и др.

Отрицательные качества: агрессия, глупость, невежество, лень, жестокость и др.

Уважаемые коллеги, на ваших столах - карточки-магниты со словами-качествами (см. Приложение 8, 9). Составьте списки положительных и отрицательных качеств, которые вы, соответст­венно, хотели и не желали бы видеть в своих воспитанниках.

(Через 5 минут зачитываются ответы.)

- Обратите внимание, есть ли в ваших ответах слово «милосердие»?

- На каком оно месте?

- Как вы понимаете значение этого слова?

- Почему милосердие было предано забвению, считается ли это нравст­венное качество актуальным сегодня?

- Можно ли доброту отождествлять с милосердием?

(Беседа с элементами диспута.)

Итог. Милосердие как интегративное нравственное качество представляет собой сострадательную и деятельную любовь, которая служит основой для разви­тия способностей человека к сопереживанию, сочувствию, душевной щедрости, бескорыстному оказанию помощи окружающим. Понимание милосердия как обще­человеческой ценности ставит в центр воспитания внимание к чувствам, интересам и проблемам человека, способствует формированию у детей отношения к человеку как высшей ценности в мире.

Любовь и сострадание к людям являются главными показателями проявления милосердия. Л. Толстой в «Беседах с детьми по нравственным вопросам» писал: «Чем добрее бывает жизнь человека, тем больше бывает в ней разума. А чем разумнее чело­век, тем добрее бывает жизнь человека... Постарайся полюбить того, кого ты не любил, кто обидел тебя... На душе бывает особенно хорошо, когда вместо злобы и досады по­чувствуешь любовь... Для того, чтобы не делать злых дел, надо удерживаться не только от самих дел, но и от злых разговоров. Корень злых дел в дурных мыслях... Никогда не откладывай доброго дела, если можешь сделать его нынче».

Мы переходим к заключительному этапу работы нашего педсовета. Мы пом­ним, что у семьи и школы общие дела и заботы. Семья и школа всегда сообща пы­талась решать проблемы воспитания.

Ролевая игра. Участники педсовета делятся на 2 группы: «Родители» и «Учителя». Задание: создать и защитить проект.

  • «Как избежать насилия в семье. Приемы и методы воспитания
    милосердия» («Родители»).

  • «Как избежать насилия в школе. Несколько необходимых шагов
    в воспитании милосердия» («Учителя»).

Работа в группах 10-12 минут.

Далее - защита проектов (см. Приложение 10), обсуждение предложенных программ.

Рефлексия: Ответ на вопрос «Что мне дал сегодняшний педсовет?». Ответ начните со слов «Я сегодня…».

Слово экспертной группе.

Экспертная группа на основе этих проектов и предложений составляет программы деятельности семьи и школы, направленные против проявления разных ви­дов насилия и на воспитание милосердия у детей.

Во время работы экспертной группы представители классных руководителей 1-9-х классов делятся опытом, дают советы и рекомендации по вос­питанию у детей таких качеств, как доброта, миролюбие, терпимость, предлагают свою памятку для обучающегося (см. Приложение 11).

Экспертная группа зачитывает примерную программу по преодолению насилия в школе (см. Приложение 12).

Экспертная группа зачитывает также и памятку для родителей:

  • Создайте дома среду, характеризующуюся теплом, положительным интересом и участием взрослых членов семьи к детям.

  • Не используйте метод угроз и запугивания детей в решении домашних проблем.

  • Не опускайтесь до взаимных оскорблений и резких обвинений в адрес друг друга и детей.

  • Помните, что психологическое насилие (т. е. унижение чувства собственного достоинства, словесные оскорбления, грубость по отношению к детям) способно глубоко ранить ребенка.

  • Не используйте экономическое насилие к членам семьи.

  • Старайтесь никогда не применять физическое насилие к кому бы то ни было.

  • Заведите дома рыбок, хомячка, собаку, кошку или других животных. Помогите ребенку в воспитании братьев наших меньших.

  • Учите детей заботиться о младших, о пожилых людях, о больных и немощных.

  • Рекомендуйте детям читать настоящую художественную литературу, помогайте им развивать хороший вкус в выборе видеофильмов. Читай­те вместе с детьми.

  • Искренне любите детей. Помните, что «лаской всегда добьешься боль­ше, чем грубой силой». В.А. Сухомлинский говорил: «Ребенок ненавидит того, кто бьет». Помните о личном примере. Будьте во всем образ­цом своим детям!


Решение педагогического совета.

1. Включить в план работы с классным коллективом беседы на этические темы, в т.ч. обзор материалов периодической печати на нравственные темы.

  1. Проводить сюжетно-ролевые игры с учащимися.

  2. Составить и обсудить «Правила учащихся», «Кодекс чести ученика» и
    памятки поведения учащихся в школе и в общественных местах.

  3. Активнее вовлекать учащихся в школьное самоуправление. Активизиро­вать деятельность СОПРа.

  4. Учителям, родителям, старшеклассникам наблюдать за школьниками
    младших классов с целью предотвращения актов насилия, оказания по­
    мощи жертвам насилия и применения наказания по отношению к нарушителям дисциплины и порядка.

  5. Пресс-центру школы рекомендовать освещать в школьной газете проблемы насилия в школе.

  6. Социальному педагогу спланировать индивидуальную и групповую работу с учащимися по данной теме.

  7. Классным руководителям наладит более тесное сотрудничество с родителями учеников.

  8. МО классных руководителей разработать мероприятия с детьми и родителями по предупреждению насилия в школе и семье, составить методическую копилку разработок.

  9. Выносить вопросы педагогики ненасилия и воспитания милосердия на
    заседания МО классных руководителей.


Приложение 1

Анкета для учащихся 1-4 классов

по проблеме насилия в школе


Ребята, ответьте на вопросы. Ваши откровенные ответы помогут в проведении педсовета по проблеме насилия. Анонимность гарантируется.


  1. Нравится ли Вам ходить в школу?

Да Нет


  1. Обижают ли Вас в нашей школе?

Да Нет


  1. Кто чаще всего Вас обижает?

а) одноклассники;

б) старшие ребята;

в) учителя;

г) взрослые (работники школы);

д) свой вариант.


  1. Какое насилие чаще всего применяют по отношению к Вам?

а) бьют, толкают, ставят подножки;

б) отбирают обед в столовой;

в) отбирают деньги;

г) заставляют что-либо сделать (сходить в магазин, обидеть другого и т.д.);

д) обзывают, оскорбляют, говорят в твой адрес нецензурные слова.

  1. Приходилось ли Вам самим кого-нибудь обижать? Да Нет

Спасибо за ответы.



Приложение 2

Анкета для учащихся 5-8 классов

по проблеме насилия в школе


Ребята, ответьте на вопросы. Ваши откровенные ответы помогут в проведении педсовета по проблеме насилия. Анонимность гарантируется.


  1. Существует ли проблема насилия в школе?

Да Нет

  1. Какие формы насилия в школе встречаются чаще всего?

а) физическое;

б) психологическое;

в) сексуальное;

г) экономическое;

д) свой вариант.


  1. Становились ли Вы жертвой насилия в нашей школе?

Да Нет


  1. От кого чаще всего исходит насилие?

а) от одноклассников;

б) от старших ребят;

в) от учителей;

г) от взрослых (работников школы);

д) свой вариант.

  1. Какие варианты решения проблемы насилия в школе Вы предлагаете?

а) обсуждение на классных часах проблемы насилия;

б) ужесточение дисциплины в школе;

в) улучшение контроля и надзора за поведением учащихся;

г) тесное сотрудничество школы с родителями;

д) свой вариант.

  1. Видите ли Вы необходимость в создании социальной службы в помощь жертвам насилия?

Да Нет


  1. Приходилось ли Вам применять насильственные действия по отношению к кому-нибудь?

Да Нет

Спасибо за ответы.

Приложение 3

Анкета «Недописанный тезис»

(для учащихся 9-11 классов)

Ребята, закончите предложения. В своих ответах будьте предельно краткими, точными и корректными.

  1. Насилие - это…

  2. Физическое насилие - это поведение, направленное…

  3. Психологическое насилие - это насилие, причиняющее обиду…

  4. Экономическое насилие - это насилие, направленное на то, чтобы…

  5. Сексуальное насилие - это принуждение…

  6. Запугивание - это…

Ответьте на вопросы. Ваши откровенные ответы помогут в проведении педсовета по проблеме насилия. Анонимность гарантируется.


  1. Какие формы насилия в школе встречаются чаще всего?

а) физическое;

б) психологическое;

в) сексуальное;

г) экономическое;

д) свой вариант.

  1. Становились ли Вы жертвой насилия в нашей школе?

Да Нет

  1. От кого чаще всего исходит насилие?

а) от одноклассников;

б) от старших ребят;

в) свой вариант.

  1. Следует ли поднимать вопрос о насилии в школе среди учеников?

Да Нет

  1. Какие варианты решения проблемы насилия в школе Вы предлагаете?

а) обсуждение на классных часах проблемы насилия;

б) ужесточение дисциплины в школе;

в) улучшение контроля и надзора за поведением обучающихся;

г) тесное сотрудничество школы с родителями;

д) свой вариант.

  1. Приходилось ли Вам применять насильственные действия по отношению к кому-нибудь?

Да Нет

Спасибо за ответы.

Приложение 4

Анкета для родителей

по проблеме насилия среди учащихся


Уважаемые родители, ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты. Ваши откровенные ответы помогут найти правильное решение по проблеме насилия в школе. Анкета анонимная.


  1. Согласны ли Вы, что проблема насилия в школе существует?

Да Нет


  1. С какими видами насилия сталкивался Ваш ребенок?


  1. Обсуждают ли проблемы насилия в Вашей семье?


  1. В чём Вы видите основные причины проявления различных видов насилия среди учащихся?


  1. Какие варианты решений проблемы по преодолению насилия в школе Вы предлагаете:

а) обсуждение в классе проблем насилия;

б) ужесточение дисциплины в школе;

в) улучшение контроля и надзора за поведением учеников;

г) свой вариант.

Спасибо за ответы.


Приложение 5

Педагогический совет на тему Как избежать насилия в школе









































Приложение 6


Статистические данные

по результатам опроса среди обучающихся 1-9 классов

Вопросы

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

Насилие в школе существует (да)

20 %

66,6%

33,3%

40%

-

-

100%

22%

28%

Какие виды насилия существуют?

1*

4

1

2

1

2

2

1

2

1

2

1

2

1

2

К тебе применялось насилие? (да)

20 %

66,6%

33,3%

40%

10%

20%

25%

-

32%

* Виды насилия: 1 - физическое,

2 - психологическое.

3 - сексуальное,

4 - экономическое,

5 - другие виды.






Приложение 7


Выдержки из программ зарубежных педагогов и психологов

Педагогический совет на тему Как избежать насилия в школеНаиболее известная программа вмешательства в школьное насилие была использована в Норвегии педагогом и психологом Д. Олвеусом. В качестве первого шага был выпущен 32-страничный буклет, который распространялся во всех нор­вежских школах. В нем выдвигается четыре основных принципа:

  • создавать школьную среду, характеризующуюся теплом, положительным интересом и участием взрослых;

  • устанавливать ограничения на неприемлемое поведение;

  • последовательно применять санкции и строгие наказания против насилия;

  • участвовать взрослым в качестве представителей школьной власти.

В программе Д. Олвеуса взрослым отводится важная роль: они должны осу­ществлять «строгие и простые» правила поведения. От них зависит последователь­ное (нефизическое!) наказание агрессивных детей и вознаграждение тех, кто ведет себя по правилам. Задача родителей - научить детей доброжелательному и друже­скому отношению друг к другу.

Педагогический совет на тему Как избежать насилия в школеПсихолог Э. Роланд из Норвегии предложил программу по преодолению насилия. Ее основными положениями являются следующие:

  • эффективно чтение и обсуждение в классе рассказов или историй о тех
    или иных фактах насилия;

  • учащиеся описывают в небольшом сочинении то, что, по их мнению,
    чувствуют жертвы насилия, что они эмоционально переживают;

  • предлагаются ролевые игры, в которых разыгрывается поведение задиры и жертвы;

  • старшеклассники наравне со взрослыми участвуют в наблюдении за малышами;

  • обсуждение этой проблематики на классных собраниях.

Приложение 8

Я хороший!

Педагогический совет на тему Как избежать насилия в школеПедагогический совет на тему Как избежать насилия в школеПедагогический совет на тему Как избежать насилия в школе


Педагогический совет на тему Как избежать насилия в школеПедагогический совет на тему Как избежать насилия в школеПедагогический совет на тему Как избежать насилия в школеПедагогический совет на тему Как избежать насилия в школеПедагогический совет на тему Как избежать насилия в школеПедагогический совет на тему Как избежать насилия в школе


















Приложение 9

Я плохой!

Педагогический совет на тему Как избежать насилия в школе

Педагогический совет на тему Как избежать насилия в школеПедагогический совет на тему Как избежать насилия в школе

Педагогический совет на тему Как избежать насилия в школеПедагогический совет на тему Как избежать насилия в школе

Педагогический совет на тему Как избежать насилия в школеПедагогический совет на тему Как избежать насилия в школеПедагогический совет на тему Как избежать насилия в школеПедагогический совет на тему Как избежать насилия в школеПедагогический совет на тему Как избежать насилия в школеПедагогический совет на тему Как избежать насилия в школе













Приложение 10




Проект «Как избежать насилия в семье». («Родители»)



  1. Учить уважать старших и младших.

  2. Учить общению с другими детьми.

  3. Исключить насилие в семье.

  4. Семейное благополучие, благоприятная семейная обстановка.

  5. Чтение художественной литературы.

  6. Проявление любви и заботы.

  7. Умение выслушать и услышать ребенка.



Проект «Как избежать насилия в школе». («Учителя»)



  1. Соблюдение режима образовательной организации.

  2. Просвещение родителей и школьников в вопросах нравственного воспитания.

  3. Улучшение материальной базы школы.

  4. Проведение диагностики среди родителей и учащихся.

  5. КТД.

  6. Учитель - лидер, а не тиран.














Приложение 11



Памятка учащемуся



ДОРОГОЙ ДРУГ!

Всегда и везде помни об основных нормах нравственности!

Обязанности человека делятся на 4 рода:

обязанности перед самим собой, перед семьей,

перед государством, перед другими людьми вообще.

(Гегель)



  1. Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует грани­ца между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопро­сом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо.

  2. Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди дают тебе счастье детства. Плати им за это добром.

  3. Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно
    жить. Народ учит: кто не работает, тот не ест. Навсегда запомни эту заповедь. Ло­дырь - это трутень, пожирающий мед трудолюбивых пчел. Учение - твой первый труд. Идя в школу, ты идешь на работу.

  4. Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помо­гай товарищам в беде. Не причиняй людям зла, уважай и почитай мать и отца - они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.

  5. Не будь равнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непримирим к тому, кто стремится жить за счет других людей, причиняет зло другим людям, обкрадывает общество.

Люби людей, если хочешь, чтобы люди тебя любили.







Приложение 12

Примерная программа по преодолению насилия в школе


  1. Включить в план работы с классным коллективом беседы на этические темы, в т.ч. обзор материалов периодической печати на нравственные темы.

  2. Планировать анализ художественных фильмов и прочитанных книг.

  3. Проводить сюжетно-ролевые игры с учащимися.

  4. Составить и обсудить «Правила учащихся», «Кодекс чести ученика» и
    памятки поведения учащихся в школе и в общественных местах.

  5. Активнее вовлекать учащихся в школьное самоуправление. Активизиро­вать деятельность штаба дисциплины и порядка.

  6. Учителям, родителям, старшеклассникам наблюдать за школьниками
    младших классов с целью предотвращения актов насилия, оказания по­
    мощи жертвам насилия и применения наказания по отношению к нарушителям дисциплины и порядка.

  7. Пресс-центру школы рекомендовать освещать в школьной газете проблемы насилия в школе.

  8. Сделать в классах или в рекреациях школы стенды «Советы и назидания великих», где бы помешались афоризмы, крылатые слова классиков ми­ровой литературы о поступках, манерах поведения, о достоинствах и не­достатках человека.

  9. Социальному педагогу спланировать индивидуальную и групповую работу с учащимися по данной теме.

  10. Выносить вопросы педагогики ненасилия и воспитания милосердия на
    заседания МО классных руководителей.

  11. Всегда и везде пресекать проявления разных видов насилия с любой сто­роны. Никогда не забывать о педагогической этике.


© 2010-2022