- Преподавателю
- Директору, завучу
- Педагогический совет на тему Как избежать насилия в школе
Педагогический совет на тему Как избежать насилия в школе
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Костина С.В. |
Дата | 03.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Как избежать насилия в школе,
или Воспитание милосердия
Педагогический совет
Составитель: Костина С. В., заместитель
директора по воспитательной работе.
Тема: Как избежать насилия в школе, или Воспитание милосердия.
Цель педагогического совета: оказание методической помощи классным руководителям, учителям-предметникам по организации работы с детьми и родителями в вопросах нравственного воспитания.
Задачи:
-
показать классным руководителям, учителям-предметникам, администрации школы на примере статистики актуальность обсуждаемой проблемы;
-
обсудить возможные пути, выходы из трудной жизненной ситуации.
Подготовительная работа:
-
Индивидуальная работа классного руководителя с различными источниками по теме педсовета.
-
Анкетирование учащихся по проблеме насилия. (См. Приложение 1, 2, 3.)
-
Анкетирование родителей по проблеме насилия среди учащихся. (См. Приложение 4.)
-
Предварительная беседа с социальным педагогом школы по теме педсовета.
-
Работа с экспертной группой (члены группы выбираются по желанию классных руководителей или по просьбе заместителя директора по ВР).
-
Подготовка печатного материала:
-
объявление (см. Приложение 5);
-
программы зарубежных психологов;
-
карточки с названиями положительных и отрицательных качеств человека.
-
Наглядный материал:
-
эпиграфы:
«Разумное и нравственное всегда совпадают» (Л. Н. Толстой);
«Издевательство над чужими страданиями не должно быть прощаемо» (А. П. Чехов);
«Люди, я прошу вас, ради Бога,
Не стесняйтесь доброты своей» (Р. Гамзатов).
-
схема:
План педагогического совета
Тема выступления
Время выступления
Ф. И. О. выступающего
Деятельность педагогического коллектива
Тема, цели и задачи педагогического совета
3 минуты
директор школы
Слушатели
Рефлексия
1 минута
Костина С. В., зам. директора по ВР
Слушатели
Погружение в тему педсовета
3 минуты
Педагогический коллектив
Чтение выдержек из газет и журналов о примерах насилия в школе
Проблема насилия в школе
3 минуты
Костина С. В., зам. директора по ВР
Слушатели
Виды насилия
3 минуты
социальный педагог
Слушатели
Анализ анкет учащихся и родителей
10 минут
Классные руководители
Анализ анкет, выводы по результатам опроса
Зарубежные педагоги и психологи о проблемах насилия среди подростков
5 минут
Костина С. В., зам. директора по ВР
Слушатели
Анкета-игра «Какие качества мы хотим (не хотим) видеть в ребенке»
5 минут
Костина С. В., зам. директора по ВР
Заполнение листов анкеты, выводы
Ролевая игра «Как избежать насилия в семье и школе» (составление проекта)
10-12 минут
Костина С. В., зам. директора по ВР, члены группы
Работа в группах, составление проекта
Подведение итогов педсовета. Принятие решения педсовета. Рефлексия.
10 минут
Экспертная группа
Отзывы, мнения, предложения, выводы
ХОД ПЕДСОВЕТА
Тема, цели и задачи педагогического совета.
Рефлексия
- Трудовой день заканчивается, припомните, пожалуйста, не обидел ли вас кто-нибудь. А вы никого не обидели?
Есть слова пострашнее, чем порох,
Чем снаряд над окопными рвами.
Я советую людям при ссорах
Осторожнее быть со словами.
Вы к словам проявляйте терпенье.
Не берите в расчет кривотолков.
Ведь от них остаются раненья,
Как от мелких, но острых осколков.
(М.Матусовский.)
- Очень часто случается, что оскорбление человека, жестокость могут послужить причиной возникновения конфликта и вызвать ответную реакцию - месть.
Психологи утверждают, что существует три способа разрешения конфликта:
-
Промолчать и подавить в себе отрицательное чувство.
-
Агрессивно выразить эти чувства.
-
Высказать свою обиду.
- Сегодня мы с вами поговорим о конфликтах, насилии и способах борьбы с ними в школе.
Погружение в тему педсовета: чтение выдержек из газет и журналов о примерах насилия в школах (например, из газеты «Комсомольская правда» от 23.11.2001).
Зам. директора по ВР: Конфликты в школе между детьми, к сожалению, дело обычное. Но учителя и школьные психологи не должны относиться к этому как к нормальному явлению. Конфликты переходят в насилие, некоторые ученики становятся изгоями, что приводит к тяжелым психологическим травмам у детей. Как относиться к случаям насилия в школе, какие пути существуют для преодоления негативных взаимоотношений в детской среде - об этом и о том, как научить детей и взрослых милосердию, пойдет разговор на нашем педсовете. Что же такое насилие?
Насилие - притеснение, беззаконие. Принудительное воздействие на кого, что-нибудь. (Словарь Ожегова.)
Виды насилия. Социальный педагог:
Ученые выделяют несколько видов насилия: физическое, психологическое, экономическое, сексуальное и др.
Физическое насилие. Любое принудительное или насильственное поведение, направленное против другого лица. Физическое насилие может проявляться в виде пощечин, пинков, толчков, царапин, нанесения ожогов, удушения, щипания, укусов, грубого хватания другого человека, ударов кулаком, пихания, шлепков, отбрасывания партнера в сторону или наземь, бросания предметов в другого человека, использования оружия и т. д.
Сексуальное насилие. Любой сексуальный акт или сексуальное поведение, навязываемое партнерше/партнеру без ее/его согласия. Навязывание сексуальной близости, когда партнерша/партнер дает понять, что не хочет этого. Физический контакт с эрогенными зонами тела партнерши/партнера (любое прикосновение, навязываемое против воли). Навязывание партнерше/партнеру особых видов сексуального контакта против ее/его воли.
Психологическое насилие. Насилие, причиняющее обиду, вызывающее гнев, страх, психологический упадок и эмоциональную неуверенность в собственной значимости или неспособность защитить себя от физического, сексуального или дальнейшего психологического насилия. Психологическое насилие имеет следующие проявления: употребление бранных слов и/или крика в отношении партнера; постоянное приставание, допросы и унижение партнера, оскорбления, наносящие вред самооценке; проявление грубости по отношению к друзьям и родственникам партнера, оскорбление их; контроль и/или ограничение действий партнера, например, контроль/ограничение телефонных разговоров, запрещение общаться с друзьями, слежка за партнером; запрещение лечь спать или насильственное пробуждение партнера, прерывание завтраков, обедов и ужинов, обвинение партнера во всех проблемах, принуждение его/ее к унизительным действиям, создание ситуации, при которой партнер вынужден просить денег; критика мыслей, чувств, мнений, убеждений, действий партнера, обращение с ним/с ней как со слугой; проявление ревности в крайней степени. Любая угроза нанесения телесных повреждений детям, другим членам семьи, друзьям, домашним животным или себе (угроза самоубийства). Угрозы нанести удары кулаком, рукой, пнуть ногой, дать пощечину и т.д.; использовать оружие; сделать с собой что-нибудь, если партнер уйдет; наказать детей, чтобы «отомстить» партнеру; причинить вред домашним животным. Бросание предметов в направлении партнера. Неясные угрозы типа: «Ты у меня доиграешься!» или «Ох, ты допрыгаешься, я тебе обещаю!»
Экономическое насилие. Использование денег для контролирования партнера, при этом деньги отбирают, выдают партнеру определенные суммы как пособие, «дополнительные» траты контролируются, партнер вынужден просить деньги и отчитываться в любых тратах и др.
Другие виды насилия. Причинение вреда домашним животным (чтобы «отомстить» партнеру), поломка и уничтожение личных вещей и имущества и т. д.
Анализ анкет учащихся и родителей. Классные руководители 1-9 классов.
Анкетирование обучающихся показало (см. Приложение 6):
-
35,1% обучающихся отмечают, что проблема насилия в школе существует.
-
Чаще всего, с точки зрения обучающихся, в школе встречается физическое, психологическое и экономическое виды насилия.
-
С проблемой насилия в школе столкнулись 24,5% обучающихся 1-9-х классов.
-
Отвечая на последний вопрос, ребята заметили, что помощь нужна всем
обучающимся, но помогать должны не только социальные службы, но и родители, учителя, специальные программы на ТВ, специальная литература.
Готовясь к педсовету, мы попросили и родителей проанализировать причины проявления различных видов насилия среди обучающихся. Более 30% родителей назвали основной причиной этого жестокость и грубость в СМИ, засилье на ТВ иностранной кинопродукции; 22% родителей видят причину в нестабильности экономического положения в стране и снижении социального статуса семей. Были названы и другие причины, в том числе и то, что современная школа больше стала учить, но меньше воспитывать.
А какие причины проявления агрессии и насилия среди обучающихся, как мальчиков, так и девочек, как старшеклассников, так и малышей, видите вы? (Педагоги высказывают свое мнение.)
А теперь обратимся к нашей статистике. В анкете «Недописанный тезис» (см. Приложение 3) обучающимся 9 класса было предложено дать определение некоторым видам насилия, вот наиболее типичные ответы ребят:
1. Физическое насилие - это когда бьют, дают пощечины, жестоко избивают, пинают, толкают, ставят подножки и т. д.
2. Психологическое насилие - это когда тебя оскорбляют словами, обзывают, грубят, говорят в твой адрес нецензурные слова, оскорбляют при тебе твоих
родных и др.
3. Экономическое насилие - это когда родители не дают денег ни на что; когда старшие в школе вымогают, отбирают деньги, требуют принести деньги за какой-нибудь «проступок» и др.
Итак, однозначно, что проблема насилия в современной школе очень актуальна. Это осознают и дети, и родители, и учителя. Какие же варианты решений видят дети и взрослые?
-
Учащиеся считают, что надо:
-
Обсуждать проблемы насилия на классных часах, индивидуально с психологом.
-
Улучшить контроль со стороны администрации и учителей школы за учащимися.
-
-
Родители в решении данной проблемы почти единодушно отмечают, что надо:
-
Ужесточить систему мер наказания тех, кто совершает акты насилия.
-
Усилить надзор и контроль за наиболее опасными местами в школе (раздевалка, туалеты, рекреации, коридоры).
-
Обсуждать проблему насилия на уроках, классных часах.
-
С проблемой насилия в учебных заведениях столкнулись и наши коллеги за рубежом. Наиболее известная программа вмешательства в школьное насилие была использована в Норвегии педагогом и психологом Д. Олвеусом. В качестве первого шага был выпущен 32-страничный буклет, который распространялся во всех норвежских школах. В нем выдвигается четыре основных принципа:
-
создавать школьную среду, характеризующуюся теплом, положительным интересом и участием взрослых;
-
устанавливать ограничения на неприемлемое поведение;
-
последовательно применять санкции и строгие наказания против насилия;
-
участвовать взрослым в качестве представителей школьной власти.
В программе Д. Олвеуса взрослым отводится важная роль: они должны осуществлять «строгие и простые» правила поведения. От них зависит последовательное (нефизическое!) наказание агрессивных детей и вознаграждение тех, кто ведет себя по правилам. Задача родителей - научить детей доброжелательному и дружескому отношению друг к другу. Экспериментальная проверка программы проводилась в Бергене (Норвегия). Спустя 20 месяцев после ее начала количество школьников, жалующихся на насилие, сократилось на 50%.
А психолог Э. Роланд из Норвегии предложил еще одну программу по преодолению насилия. Ее основными положениями являются следующие:
-
эффективно чтение и обсуждение в классе рассказов или историй о тех
или иных фактах насилия; -
учащиеся описывают в небольшом сочинении то, что, по их мнению,
чувствуют жертвы насилия, что они эмоционально переживают; -
предлагаются ролевые игры, в которых разыгрывается поведение задиры и жертвы;
-
старшеклассники наравне со взрослыми участвуют в наблюдении за
малышами; -
обсуждение этой проблематики на классных собраниях.
(Выдержки из программ распечатаны и лежат на столах участников педсовета - см. Приложение 7.)
Зам. директора по ВР: Уважаемые коллеги, прежде чем мы попытаемся создать собственный проект «Как избежать насилия в семье и школе», выскажите свое мнение об этих программах.
(Педагоги высказывают свое мнение.)
Обратите внимание на те качества, какие родители и педагоги хотели бы воспитать у своих детей, и те черты, которые они не желали бы видеть у них.
Положительные качества: ум, доброта, целеустремленность, воспитанность, красота, отзывчивость и др.
Отрицательные качества: агрессия, глупость, невежество, лень, жестокость и др.
Уважаемые коллеги, на ваших столах - карточки-магниты со словами-качествами (см. Приложение 8, 9). Составьте списки положительных и отрицательных качеств, которые вы, соответственно, хотели и не желали бы видеть в своих воспитанниках.
(Через 5 минут зачитываются ответы.)
- Обратите внимание, есть ли в ваших ответах слово «милосердие»?
- На каком оно месте?
- Как вы понимаете значение этого слова?
- Почему милосердие было предано забвению, считается ли это нравственное качество актуальным сегодня?
- Можно ли доброту отождествлять с милосердием?
(Беседа с элементами диспута.)
Итог. Милосердие как интегративное нравственное качество представляет собой сострадательную и деятельную любовь, которая служит основой для развития способностей человека к сопереживанию, сочувствию, душевной щедрости, бескорыстному оказанию помощи окружающим. Понимание милосердия как общечеловеческой ценности ставит в центр воспитания внимание к чувствам, интересам и проблемам человека, способствует формированию у детей отношения к человеку как высшей ценности в мире.
Любовь и сострадание к людям являются главными показателями проявления милосердия. Л. Толстой в «Беседах с детьми по нравственным вопросам» писал: «Чем добрее бывает жизнь человека, тем больше бывает в ней разума. А чем разумнее человек, тем добрее бывает жизнь человека... Постарайся полюбить того, кого ты не любил, кто обидел тебя... На душе бывает особенно хорошо, когда вместо злобы и досады почувствуешь любовь... Для того, чтобы не делать злых дел, надо удерживаться не только от самих дел, но и от злых разговоров. Корень злых дел в дурных мыслях... Никогда не откладывай доброго дела, если можешь сделать его нынче».
Мы переходим к заключительному этапу работы нашего педсовета. Мы помним, что у семьи и школы общие дела и заботы. Семья и школа всегда сообща пыталась решать проблемы воспитания.
Ролевая игра. Участники педсовета делятся на 2 группы: «Родители» и «Учителя». Задание: создать и защитить проект.
-
«Как избежать насилия в семье. Приемы и методы воспитания
милосердия» («Родители»). -
«Как избежать насилия в школе. Несколько необходимых шагов
в воспитании милосердия» («Учителя»).
Работа в группах 10-12 минут.
Далее - защита проектов (см. Приложение 10), обсуждение предложенных программ.
Рефлексия: Ответ на вопрос «Что мне дал сегодняшний педсовет?». Ответ начните со слов «Я сегодня…».
Слово экспертной группе.
Экспертная группа на основе этих проектов и предложений составляет программы деятельности семьи и школы, направленные против проявления разных видов насилия и на воспитание милосердия у детей.
Во время работы экспертной группы представители классных руководителей 1-9-х классов делятся опытом, дают советы и рекомендации по воспитанию у детей таких качеств, как доброта, миролюбие, терпимость, предлагают свою памятку для обучающегося (см. Приложение 11).
Экспертная группа зачитывает примерную программу по преодолению насилия в школе (см. Приложение 12).
Экспертная группа зачитывает также и памятку для родителей:
-
Создайте дома среду, характеризующуюся теплом, положительным интересом и участием взрослых членов семьи к детям.
-
Не используйте метод угроз и запугивания детей в решении домашних проблем.
-
Не опускайтесь до взаимных оскорблений и резких обвинений в адрес друг друга и детей.
-
Помните, что психологическое насилие (т. е. унижение чувства собственного достоинства, словесные оскорбления, грубость по отношению к детям) способно глубоко ранить ребенка.
-
Не используйте экономическое насилие к членам семьи.
-
Старайтесь никогда не применять физическое насилие к кому бы то ни было.
-
Заведите дома рыбок, хомячка, собаку, кошку или других животных. Помогите ребенку в воспитании братьев наших меньших.
-
Учите детей заботиться о младших, о пожилых людях, о больных и немощных.
-
Рекомендуйте детям читать настоящую художественную литературу, помогайте им развивать хороший вкус в выборе видеофильмов. Читайте вместе с детьми.
-
Искренне любите детей. Помните, что «лаской всегда добьешься больше, чем грубой силой». В.А. Сухомлинский говорил: «Ребенок ненавидит того, кто бьет». Помните о личном примере. Будьте во всем образцом своим детям!
Решение педагогического совета.
1. Включить в план работы с классным коллективом беседы на этические темы, в т.ч. обзор материалов периодической печати на нравственные темы.
-
Проводить сюжетно-ролевые игры с учащимися.
-
Составить и обсудить «Правила учащихся», «Кодекс чести ученика» и
памятки поведения учащихся в школе и в общественных местах. -
Активнее вовлекать учащихся в школьное самоуправление. Активизировать деятельность СОПРа.
-
Учителям, родителям, старшеклассникам наблюдать за школьниками
младших классов с целью предотвращения актов насилия, оказания по
мощи жертвам насилия и применения наказания по отношению к нарушителям дисциплины и порядка. -
Пресс-центру школы рекомендовать освещать в школьной газете проблемы насилия в школе.
-
Социальному педагогу спланировать индивидуальную и групповую работу с учащимися по данной теме.
-
Классным руководителям наладит более тесное сотрудничество с родителями учеников.
-
МО классных руководителей разработать мероприятия с детьми и родителями по предупреждению насилия в школе и семье, составить методическую копилку разработок.
-
Выносить вопросы педагогики ненасилия и воспитания милосердия на
заседания МО классных руководителей.
Приложение 1
Анкета для учащихся 1-4 классов
по проблеме насилия в школе
Ребята, ответьте на вопросы. Ваши откровенные ответы помогут в проведении педсовета по проблеме насилия. Анонимность гарантируется.
-
Нравится ли Вам ходить в школу?
Да Нет
-
Обижают ли Вас в нашей школе?
Да Нет
-
Кто чаще всего Вас обижает?
а) одноклассники;
б) старшие ребята;
в) учителя;
г) взрослые (работники школы);
д) свой вариант.
-
Какое насилие чаще всего применяют по отношению к Вам?
а) бьют, толкают, ставят подножки;
б) отбирают обед в столовой;
в) отбирают деньги;
г) заставляют что-либо сделать (сходить в магазин, обидеть другого и т.д.);
д) обзывают, оскорбляют, говорят в твой адрес нецензурные слова.
-
Приходилось ли Вам самим кого-нибудь обижать? Да Нет
Спасибо за ответы.
Приложение 2
Анкета для учащихся 5-8 классов
по проблеме насилия в школе
Ребята, ответьте на вопросы. Ваши откровенные ответы помогут в проведении педсовета по проблеме насилия. Анонимность гарантируется.
-
Существует ли проблема насилия в школе?
Да Нет
-
Какие формы насилия в школе встречаются чаще всего?
а) физическое;
б) психологическое;
в) сексуальное;
г) экономическое;
д) свой вариант.
-
Становились ли Вы жертвой насилия в нашей школе?
Да Нет
-
От кого чаще всего исходит насилие?
а) от одноклассников;
б) от старших ребят;
в) от учителей;
г) от взрослых (работников школы);
д) свой вариант.
-
Какие варианты решения проблемы насилия в школе Вы предлагаете?
а) обсуждение на классных часах проблемы насилия;
б) ужесточение дисциплины в школе;
в) улучшение контроля и надзора за поведением учащихся;
г) тесное сотрудничество школы с родителями;
д) свой вариант.
-
Видите ли Вы необходимость в создании социальной службы в помощь жертвам насилия?
Да Нет
-
Приходилось ли Вам применять насильственные действия по отношению к кому-нибудь?
Да Нет
Спасибо за ответы.
Приложение 3
Анкета «Недописанный тезис»
(для учащихся 9-11 классов)
Ребята, закончите предложения. В своих ответах будьте предельно краткими, точными и корректными.
-
Насилие - это…
-
Физическое насилие - это поведение, направленное…
-
Психологическое насилие - это насилие, причиняющее обиду…
-
Экономическое насилие - это насилие, направленное на то, чтобы…
-
Сексуальное насилие - это принуждение…
-
Запугивание - это…
Ответьте на вопросы. Ваши откровенные ответы помогут в проведении педсовета по проблеме насилия. Анонимность гарантируется.
-
Какие формы насилия в школе встречаются чаще всего?
а) физическое;
б) психологическое;
в) сексуальное;
г) экономическое;
д) свой вариант.
-
Становились ли Вы жертвой насилия в нашей школе?
Да Нет
-
От кого чаще всего исходит насилие?
а) от одноклассников;
б) от старших ребят;
в) свой вариант.
-
Следует ли поднимать вопрос о насилии в школе среди учеников?
Да Нет
-
Какие варианты решения проблемы насилия в школе Вы предлагаете?
а) обсуждение на классных часах проблемы насилия;
б) ужесточение дисциплины в школе;
в) улучшение контроля и надзора за поведением обучающихся;
г) тесное сотрудничество школы с родителями;
д) свой вариант.
-
Приходилось ли Вам применять насильственные действия по отношению к кому-нибудь?
Да Нет
Спасибо за ответы.
Приложение 4
Анкета для родителей
по проблеме насилия среди учащихся
Уважаемые родители, ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты. Ваши откровенные ответы помогут найти правильное решение по проблеме насилия в школе. Анкета анонимная.
-
Согласны ли Вы, что проблема насилия в школе существует?
Да Нет
-
С какими видами насилия сталкивался Ваш ребенок?
-
Обсуждают ли проблемы насилия в Вашей семье?
-
В чём Вы видите основные причины проявления различных видов насилия среди учащихся?
-
Какие варианты решений проблемы по преодолению насилия в школе Вы предлагаете:
а) обсуждение в классе проблем насилия;
б) ужесточение дисциплины в школе;
в) улучшение контроля и надзора за поведением учеников;
г) свой вариант.
Спасибо за ответы.
Приложение 5
Приложение 6
Статистические данные
по результатам опроса среди обучающихся 1-9 классов
Вопросы
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
Насилие в школе существует (да)
20 %
66,6%
33,3%
40%
-
-
100%
22%
28%
Какие виды насилия существуют?
1*
4
1
2
1
2
2
1
2
1
2
1
2
1
2
К тебе применялось насилие? (да)
20 %
66,6%
33,3%
40%
10%
20%
25%
-
32%
* Виды насилия: 1 - физическое,
2 - психологическое.
3 - сексуальное,
4 - экономическое,
5 - другие виды.
Приложение 7
Выдержки из программ зарубежных педагогов и психологов
Наиболее известная программа вмешательства в школьное насилие была использована в Норвегии педагогом и психологом Д. Олвеусом. В качестве первого шага был выпущен 32-страничный буклет, который распространялся во всех норвежских школах. В нем выдвигается четыре основных принципа:
-
создавать школьную среду, характеризующуюся теплом, положительным интересом и участием взрослых;
-
устанавливать ограничения на неприемлемое поведение;
-
последовательно применять санкции и строгие наказания против насилия;
-
участвовать взрослым в качестве представителей школьной власти.
В программе Д. Олвеуса взрослым отводится важная роль: они должны осуществлять «строгие и простые» правила поведения. От них зависит последовательное (нефизическое!) наказание агрессивных детей и вознаграждение тех, кто ведет себя по правилам. Задача родителей - научить детей доброжелательному и дружескому отношению друг к другу.
Психолог Э. Роланд из Норвегии предложил программу по преодолению насилия. Ее основными положениями являются следующие:
-
эффективно чтение и обсуждение в классе рассказов или историй о тех
или иных фактах насилия; -
учащиеся описывают в небольшом сочинении то, что, по их мнению,
чувствуют жертвы насилия, что они эмоционально переживают; -
предлагаются ролевые игры, в которых разыгрывается поведение задиры и жертвы;
-
старшеклассники наравне со взрослыми участвуют в наблюдении за малышами;
-
обсуждение этой проблематики на классных собраниях.
Приложение 8
Я хороший!
Приложение 9
Я плохой!
Приложение 10
Проект «Как избежать насилия в семье». («Родители»)
-
Учить уважать старших и младших.
-
Учить общению с другими детьми.
-
Исключить насилие в семье.
-
Семейное благополучие, благоприятная семейная обстановка.
-
Чтение художественной литературы.
-
Проявление любви и заботы.
-
Умение выслушать и услышать ребенка.
Проект «Как избежать насилия в школе». («Учителя»)
-
Соблюдение режима образовательной организации.
-
Просвещение родителей и школьников в вопросах нравственного воспитания.
-
Улучшение материальной базы школы.
-
Проведение диагностики среди родителей и учащихся.
-
КТД.
-
Учитель - лидер, а не тиран.
Приложение 11
Памятка учащемуся
ДОРОГОЙ ДРУГ!
Всегда и везде помни об основных нормах нравственности!
Обязанности человека делятся на 4 рода:
обязанности перед самим собой, перед семьей,
перед государством, перед другими людьми вообще.
(Гегель)
-
Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо.
-
Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди дают тебе счастье детства. Плати им за это добром.
-
Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно
жить. Народ учит: кто не работает, тот не ест. Навсегда запомни эту заповедь. Лодырь - это трутень, пожирающий мед трудолюбивых пчел. Учение - твой первый труд. Идя в школу, ты идешь на работу. -
Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищам в беде. Не причиняй людям зла, уважай и почитай мать и отца - они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.
-
Не будь равнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непримирим к тому, кто стремится жить за счет других людей, причиняет зло другим людям, обкрадывает общество.
Люби людей, если хочешь, чтобы люди тебя любили.
Приложение 12
Примерная программа по преодолению насилия в школе
-
Включить в план работы с классным коллективом беседы на этические темы, в т.ч. обзор материалов периодической печати на нравственные темы.
-
Планировать анализ художественных фильмов и прочитанных книг.
-
Проводить сюжетно-ролевые игры с учащимися.
-
Составить и обсудить «Правила учащихся», «Кодекс чести ученика» и
памятки поведения учащихся в школе и в общественных местах. -
Активнее вовлекать учащихся в школьное самоуправление. Активизировать деятельность штаба дисциплины и порядка.
-
Учителям, родителям, старшеклассникам наблюдать за школьниками
младших классов с целью предотвращения актов насилия, оказания по
мощи жертвам насилия и применения наказания по отношению к нарушителям дисциплины и порядка. -
Пресс-центру школы рекомендовать освещать в школьной газете проблемы насилия в школе.
-
Сделать в классах или в рекреациях школы стенды «Советы и назидания великих», где бы помешались афоризмы, крылатые слова классиков мировой литературы о поступках, манерах поведения, о достоинствах и недостатках человека.
-
Социальному педагогу спланировать индивидуальную и групповую работу с учащимися по данной теме.
-
Выносить вопросы педагогики ненасилия и воспитания милосердия на
заседания МО классных руководителей. -
Всегда и везде пресекать проявления разных видов насилия с любой стороны. Никогда не забывать о педагогической этике.