Программа гражданско-патриотического воспитания Я-патриот

        Программа гражданско – патриотического воспитания «Я - патриот» разработана в соответ-ствии с , «Модель воспитания гражданина Республики Казахстан», учебно-методическое пособие «Патриотическое воспитание граждан на опыте молодежных организаций»    Уставом КГУ ОСШИОД №4«Болашак», Законом РК « Об образовании»;Конвенцией о правах ребенка; Декла-рацией прав ребенка; Конституцией  РК, Программой развития школы.         Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриот...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


КОММУНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ « ОБЛАСТНАЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 4 ДЛЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ «БОЛАШАК»,

ГОРОД СТЕПНОГОРСК»


УТВЕРЖДАЮ

Директор КГУ ОСШИОД № 4 «Болашак»

________Л.Митасова


Программа

гражданско-патриотического воспитания

"Я-патриот"



Составил: Мец Оксана Викентьевна, заместитель директора по ВР






© г.Степногорск

2014


Информационная карта

программы гражданско-патриотического воспитания

«Я- патриот»


Полное название программы

Программа гражданско-патриотического воспитания « Я патриот»

«Я РОЖДЕН В РОССИИ»

Автор программы

Мец Оксана Викентьевна

Название проводящей организации

КГУ ОСШИОД №4 «Болашак»

Адрес организации

г.Степногорск, 4 мкр, зд.135

Рабочий телефон

8-716-45-6-01-03

Форма проведения

Групповые, массовые мероприятия

Цель программы


Создание условий для формирования личности гражданина и патриота Республики Казахстан с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения


Тип программы

Авторская

Уровень реализации

Средний и старший школьный возраст

Срок проведения

3 года


Содержание

1.Пояснительная записка

2.Содержание программы

3.Методическое обеспечение

4.Используемая литература



Важнейшая стратегическая задача формирования Нового Казахстанского Патриотизма, которая должна объединить все общество и стать основой его успехов: «Казахстан - это наша земля. Это земля, которая испокон веков принадлежала нашим предкам. Земля, которая будет принадлежать нашим потомкам».

Первый Президент РК Н.А. Назарбаев

«Стратегия «Казахстан-2050:

новый политический курс состоявшегося государства»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа гражданско - патриотического воспитания «Я - патриот» разработана в соответствии с , «Модель воспитания гражданина Республики Казахстан», учебно-методическое пособие «Патриотическое воспитание граждан на опыте молодежных организаций» Уставом КГУ ОСШИОД №4«Болашак», Законом РК « Об образовании»;Конвенцией о правах ребенка; Декларацией прав ребенка; Конституцией РК, Программой развития школы.

Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в КГУ ОСШИОД №4 «Болашак»и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.

Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.

Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.

Актуальность проблемы патриотического воспитания детей и молодежи

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина Республики Казахстан с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.

В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.

Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от организации воспитательной работы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение климата учреждения, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.

Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях - это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

Цель и задачи Программы

Цель: создание условий для формирования личности гражданина и патриота Республики Казахстан с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.

Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:

  • проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию условий для эффективного патриотического воспитания школьников;

  • формирование эффективной работы по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого подростка, юноши и девушки верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;

  • утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому нашей страны, к традициям родного края;

  • привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края.

Ресурсное обеспечение Программы

Кадровое обеспечение

Группа

Функции

Состав

Административно - координационная

Осуществление общего контроля и руководства.

Руководство деятельностью коллектива.

Анализ ситуации и внесение корректив.

Директор учреждения

Консультативная

Координация реализации программы.

Проведение семинаров, консультаций.

Подготовка и издание методических рекомендаций.

Заместитель директора по ВР, председатель МО классных руководителей и воспитателей

Члены МО классных руководителей и воспитателей.

Реализация программы в системе воспитательной работы.

Использование современных воспитательных технологий.

Педагоги, воспитатели.

Специалисты, сотрудничающие с учреждением

( социум)

Организация профессиональной помощи педагогам.

Проведение тренингов, круглых столов, встреч.

Диагностика.

Участие в мероприятия учреждения.

Специалисты отдела внутренней политики

Конец формы

Программа гражданско-патриотического воспитания Я-патриот























Возраст детей, участвующих в организации программы.

Сроки реализации программы

Программа «Я - патриот» рассчитана на 3 года. Программа ориентирована на учащихся 8-11 классов, коллектив педагогов, воспитателей и родителей КГУ ОСШИОД №4 «Болашак»

Основными исполнителями мероприятий Программы являются педагоги, учащиеся и их родители.

Форма реализации Программы

Форма организации работы по программе в основном - коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Форма организации работы по программе в основном - коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Программа гражданско-патриотического воспитания Я-патриот






Принципы, положенные в основу массовых мероприятий

Патриотическое воспитание понимается как систематическая и целенаправленная педагогическая деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, стремления к выполнению своего гражданского долга.

Программа опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.

Этапы реализации Программы

I этап: проектный

Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания.

Задачи:

1.Изучить нормативную базу, нормативные акты.

2.Разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию.

3.Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.

4.Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.

II этап: практический

Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию «Я-патриот».

Задачи:

1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.

2. Разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию.

3. Расширять и укреплять связи и отношения учреждений дополнительного образования детей и культуры, спортивными школами города.

4. Вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.

5. Проводить мониторинг реализации программы.

6. Принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию.

III этап: аналитический

Цель: анализ итогов реализации программы.

Задачи:

1.Обобщить результаты работы учреждения.

2.Провести коррекцию затруднений в реализации программы.

3.Спланировать работу на следующий период.

Механизм реализации Программы

Для решения поставленных задач используется сложившееся социально-педагогическое пространство КГУОСШИОД №4 «Болашак» сотрудничает с музеем, библиотеками, общественными организациями.

Воспитательная работа строится с учетом возрастного критерия.

При планировании работы учитываются традиционные, городские, областные, республиканские, связанные с юбилейными и государственными датами; положения городских, областных, республиканских конкурсах.

Оценка эффективности реализации Программы

Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.

Нравственно-духовные параметры:

1. Сформированность гражданских навыков:

  • умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;

  • знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;

  • умение принимать и защищать свои решения;

  • готовность к участию в общественных делах;

  • готовность к образованию.

2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:

  • патриотизм и любовь к Родине;

  • права и свобода человека и гражданина;

  • символика Республики Казахстан;

  • национальное самосознание;

  • уважение чести и достоинства других граждан;- гражданственность.

Количественные параметры:

  • включенность каждого воспитанника в воспитательные ситуации;

  • качество отношений (отношения детей к реалиям жизни учреждения, к учреждению, к педагогу, объединению, совместным делам);

  • отсутствие детей с девиантным поведением;

  • участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;

  • проведение мероприятий.

Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость

В результате реализации Программы ожидается:

1. В учреждении, как в образовательной системе:

  • создание работы по гражданско-патриотическому воспитанию;

  • обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;

  • вовлечение в работу гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.

2. В образе выпускника:

  • в познавательной сфере: развитие творческих способностей;

  • в историко - краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

  • в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;

  • в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина Республики Казахстан.

Формы подведения итогов реализации программы

При подведении итогов реализации Программы проводится итоговый праздник, который включает в себя награждение лучших и самых активных учащихся в учебном году почетными грамотами, благодарственными письмами и призами; организацию итоговой творческой выставки; формирование лидерской группы из инициативных и активных участников программы.



Содержание программы

Программа включает в себя следующие направления:

1.Направление « Связь поколений»

Цель: Осознание обучающимися ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.

Задачи:

1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.

2. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.

3. Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.

Формы: тематические беседы, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами-интернационалистами, конкурсы, посещение музея, праздники, посвященные памятным датам.

2. Направление « Растим патриота и гражданина Республики Казахстан»

Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.

Задачи:

1. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека.

2. Формировать культуру проявления гражданской позиции.

3. Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам Республики Казахстан.

Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.

3. Направление «Мой край родной»

Цель: Воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой Родине.

Задачи:

1.Изучать историю родного края.

2. Воспитывать у обучающихся позицию «Я - гражданин Степногорска».

3.Формировать экологическое поведение.

Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.

4. Направление «Я и семья»

Цель: осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности.

Задачи:

1.Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.

2.Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей.

3. Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.

Формы: беседы, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники, часы общения.

Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. Комплекс программных мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через:

1.Знаниевый компонент, основанный на предметном начале для детей среднего и старшего школьного возраста.

2.Систему тематических бесед, творческих встреч и внеклассных воспитательных мероприятий.

3.Участие в тематических конкурсах, выставках.

4.Активное сотрудничество с социумом и общественными организациями.

Используемая литература:

1. Ишмухамедов К. Символ гордости и патриотизма. - Общенациональная ежедневная газета «Казахстанская правда» от 11.12.2008 г №208-209 стр. 3

2. Бакытова А. С чего начинается Родина... - Общенациональная ежедневная газета «Казахстанская правда» от 05.06.2009 г №121-122 стр. 4

3. Конституция Республики Казахстан раздел I: общие положения ст1 п.2

4. Сергеев Н. Носить Казахстан в своем сердце. - Общенациональная ежедневная газета «Казахстанская правда» от 13.12.2007г № 207-208 стр. 1

5. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев Послание 2030

6. Фоменко Ю., Абсалямова Н. Будущее начинается сегодня. - Общенациональная ежедневная газета «Казахстанская правда» от 14.11.2002г №196-197 стр. 1

7. Махин В. Уроки мужества и патриотизма. - Общенациональная ежедневная газета «Казахстанская правда» от 19.02.2009г №43-44 стр. 3

8. Тусупбекова Л., Курятов В., Нестеренко С. Концепция процветания и благополучия. - Общенациональная ежедневная газета «Казахстанская правда» от 18.01.2008г №12-13 стр. 5

9. Тусупбекова Л., Курятов В., Есть стратегия действий и жажда творить! - Общенациональная ежедневная газета «Казахстанская правда» от 21.08.2008г №157-158 стр. 2

10. За строкой Послания. Ключ к плодотворной работе. - Общенациональная ежедневная газета «Казахстанская правда» от 09.02.2008г №41-42 стр. 2

11. Назарбаев Н.А. - Общенациональная ежедневная газета «Казахстанская правда» от 15.05.2008 г., №101-102 стр. 2-3





Методическое обеспечение

Для успешной реализации данной программы необходимы следующие средства обучения:

  • листы ватмана;

  • маркеры;

  • ручки, карандаши;

  • листы бумаги ;

  • ножницы;

  • линейки;

  • цветная бумага;

  • наглядный материал;

  • различные атрибуты;

  • стулья;

  • костюмы;

  • шары;

  • призы;

  • столы…

И техническое оснащение мероприятий:

  • музыкальный центр;

  • мультимедийная установка;

  • микрофон;

  • диски с музыкальными композициями…









Формы занятий и подведение итогов планируемых по каждому направлению

Название направления

Формы занятий

Подведение итогов

1.

« Связь поколений»

Тематические беседы, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами-интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам.

2.

«Растим патриота и гражданина Республики Казахстан»

Тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.

Творческая выставка, анкетирование

3.

«Мой край родной»

Тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.

4.

« Я и семья»

Беседы, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники, часы общения.

Анкетирование детей и родителей


Мероприятия

по реализации программы гражданско -патриотического воспитания

«Я-патриот» КГУОСШИОД №4 «Болашак»


Название мероприятия

Направление программы

Ответственные

I. Внеурочная деятельность как условие воспитания патриотизма

у учащихся

2.1. Проведение массовых мероприятий учреждения

1

Мероприятия, посвященные Дню Победы в Великой Отечественной войне, Дню Независимости

1

Заместитель директора по воспитательной работе, председатель МО классных руководителей и воспитателей

2

Проведение месячника военно-патриотической и оборонно-массовой работы, посвященного Дню защитника Отечества

2

Заместитель директора по воспитательной работе, председатель МО классных руководителей и воспитателей, учитель НВП

3

Организация и проведение соревнований по военно-прикладным видам спорта

2

Учитель НВП, физкультуры

4

Создание выставочных экспозиций: «Они сражались за Родину», «Ничто не забыто, никто не забыт»

1

Воспитатель Ибраева И.А

5

Привлечение родительской общественности к проведению школьных мероприятий

4

Заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители

6

Проведение операции «Забота»:

•поздравление ветеранов Великой Отечественной войны и труда;

1

Досанова К.С, Рамазанова С.А

7

Встречи с участниками Великой Отечественной войны и героями тыла

1

Заместитель директора по воспитательной работе, учитель истории Подманкова С.А

2.2. Экскурсионно-туристическая деятельность

1

Организация экскурсий в музей города

3

Воспитатели, классные руководители

2.3. Физкультурно-оздоровительная и военно-спортивная деятельность

1

Проведение игр на местности «Учимся выживать»

2

Учитель НВП

2

Проведение спортивной эстафеты «А ну-ка, парни!»

2

Учитель физкультуры

3

Проведение соревнований по мини-футболу.

2

Учитель физкультуры

2.4. Краеведение

1

Проведение тематических мероприятий «Почетные граждане города»

3

Бактубаева Н.К, Бабенко Н.И, Тележинская Н.В

2

Встречи с замечательными людьми города

3

Тележитнская Н.В

3

Проведение конкурсов сочинений, рисунков, викторин на темы:

  • «Моя родословная»;

  • «Город, я в тебя влюблен»;

  • «Есть такая профессия - Родину защищать»

3

Курило ВП., Новосад Н.Н

4.

Организация походов

3

Классные руководители

2.5. Общественно полезный труд

1

Проведение конкурса на самый чистую и уютную комнату


Заместитель директора по воспитательной работе, заместитель директора по АХЧ

3

Благоустройство территории учреждения


Зам.директора по УВР, заместитель директора по АХЧ

2.6. Методическое обеспечение

1

Создание кино-, видеофонда для проведения тематических мероприятий посвященных:

• Дню Независимости;

• Дню защитника Отечества;

• Дню Победы;


Зам.диретора по ВР,

Даниленко Н.П

2

Создание СD- и аудифона


Зам. директора по ВР

4

Разработка сценариев традиционных лицейских праздников:

• «День знаний»;

• «День Независимости»;

«День Единства народов Казахстана»

• Дню защитника Отечества

• «День Памяти»


Зам.директора по ВР

5

Разработка положений о различных спортивных и военно-спортивных соревнованиях


Учитель НВП

6

Разработка инструкций по охране труда при проведении экскурсий, походов.


Козлова О.В

7

Освещение опыта работы учреждения на сайте школы


Заместитель директора по ВР, Даниленко Н.П




© 2010-2022