• Преподавателю
  • Директору, завучу
  • Оптимизация вертикально – интегрированной структуры управления гимназией при университете для реализации профильного образования

Оптимизация вертикально – интегрированной структуры управления гимназией при университете для реализации профильного образования

Раздел Завучу
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Оптимизация вертикально - интегрированной структуры управления гимназией при университете для реализации профильного образования.

В связи с ростом требований современного высокотехнологичного производства к уровню профессиональной подготовки кадров в условиях увеличения наукоёмких производств, интенсивного роста объёма научной и технической информации, быстрой смены технологий, развития сферы исследований, ведущихся на стыке различных наук, на первый план выходят проблемы профессиональной ориентации молодежи и выдвигаются серьёзные требования к выпускникам общеобразовательных организаций.

Рыночные отношения требуют подготовки компетентного специалиста, способного к функциональной адаптации в различных сферах деятельности, умеющего самостоятельно проектировать и реализовывать свои образовательные и профессиональные ценности, саморазвиваться на протяжении всей жизни. И хотя основная роль в формировании специалиста отводится вузам, гимназия при университете может сделать очень многое при подготовке учащихся к будущей профессиональной деятельности.

Решить выше обозначенные задачи можно изменив кардинальным образом смысл и содержание деятельности управленческой команды гимназии: не достаточно владеть технологией управления исполнения решений, важно переходить к управлению процессами развития образовательных систем.

Толчком к освоению новых управленческих функций в нашей гимназии послужил тот факт, что правительством города Москвы было принято постановление №566 - ПП от 28 августа 2013 года «О проведении в Москве Пилотного проекта по организации профильного обучения в Федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, расположенных на территории Москвы».

С 1 сентября 2013 года Департамент образования города Москвы совместно с федеральными государственными образовательными организациями высшего образования начал реализацию Пилотного проекта по организации профильного обучения. В рамках Пилотного проекта в структурных подразделениях среднего образования вузов открылись профильные классы. Старшеклассники, кроме изучения профильных и непрофильных предметов, входящих в учебный план школы, изучают специальные курсы и дисциплины, соответствующие профилю и направлению вуза, занимаются практическими работами в специальных лабораториях вуза, выполняют под руководством преподавателей вуза учебно-исследовательские проекты, участвуют в научных студенческих объединениях.

Гимназия МИИТ, являясь структурным подразделением Московского государственного университета путей сообщения и одним из участников Пилотного проекта, поставила перед собой следующие основные цели:

  1. Обеспечение общедоступности получения полноценного образования в соответствии с индивидуальными склонностями и потребностями.

  2. Расширение спектра качественного профильного обучения для мотивированных старшеклассников на продолжение обучения в вузе.

  3. Обеспечение единого образовательного пространства учебной и внеурочной деятельности школьников.

  4. Обеспечение психологической готовности школьников к обучению в высшем учебном заведении.

  5. Установление преемственности между общим и профессиональным образованием.

Задачи гимназии:

  1. Создать гимназистам условия для изучения специальных курсов и дисциплин, соответствующих профилю и направлению Московского государственного университета путей сообщения.

  2. Организовать учебно-исследовательскую проектную деятельность гимназистов.

  3. Способствовать участию гимназистов в научных студенческих объединениях, олимпиадах и конкурсах различного уровня.

  4. Развивать техническую, социально - экономическую и гуманитарную направленность внеурочной деятельности гимназистов на основе их индивидуальных образовательных маршрутов.

Для реализации вышеперечисленных целей и задач в гимназии создана вертикально - интегрированная управленческая модель, включающая в себя вновь созданные межпредметные кафедры:

  • кафедра профильного образования,

  • кафедра развития одарённости учащихся,

  • кафедра обновления гимназического образования,

  • кафедра технологической модернизации и инновационного развития.

В связи с этим, к таким административным функциям как анализ, планирование, контроль и коррекция, добавились функции проектирования и моделирования образовательного процесса, разработки личностно ориентированного подхода к управлению на разных уровнях, проектирования горизонтального мотивационного целеполагания, разработки системы внутришкольного контроля с опорой на самоанализ и самооценку педагогов и гимназистов в целях стимулирования их деятельности.

Направления деятельности межпредметных кафедр:

Кафедра профильного образования

Методическое обеспечение разработки и экспертиза рабочих программ элективных и профильных курсов.

Сотрудничество с кафедрами структурных подразделений базового университета.

Кафедра развития одарённости учащихся

Создание условий реализации интеллектуального потенциала гимназистов через участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, форумах.

Организация исследовательской деятельности в гимназии среди учащихся.

Кафедра обновления гимназического образования

Организация методической, исследовательской, опытно-эксперементальной и инновационной работы с педагогами.

Кафедра технологической модернизации и инновационного развития

Организация и осуществление технического обновления гимназии.

Руководство и поддержание информационной среды.

Предметные и межпредметные кафедры гимназии призваны обеспечить следующие нововведения в гимназии:

  1. Ориентация результатов обучения на требования вузов, ЕГЭ, ФГОС-2.

  2. Переход в содержании образования на компетентностный подход.

  3. Переход на преподавание предметов на базовом и профильном уровнях, введение элективных курсов, семинаров, лабораторных практикумов, лекций совместно с Московским государственным университетом путей сообщения.

  4. Участие в конкурсах проектов, Неделях науки, проводимых на базе базового университета на русском и иностранных языках.

  5. Обучение учащихся способам осуществления выбора (учебного плана, профильных дисциплин, заданий и т.д.).

  6. Обучение школьников способам и средствам самопознания, профильного и профессионального самоопределения.

  7. Переход от классно-урочной системы к лекционно-практической, предметно-групповой, обучению по индивидуальным учебным планам, к дистанционному обучению.

  8. Разработка и введение школьных учебных планов профильного обучения.

  9. Введение программ элективных профильных курсов.

  10. Переход к блочно-модульному принципу планирования учебного процесса.

  11. Переход к личностно - ориентированным технологиям, учитывающим возрастные особенности учащихся старшего возраста: вариативность, предоставление права выбора, увеличение объёма самостоятельной работы, повышение ответственности школьников за результаты обучения:

    • Использование технологии проектов.

    • Использование исследовательских методов обучения и т.д.

  12. Переход от оценки учителя к оцениванию с помощью портфолио.

  13. Создание программ и освоение новых учебников.

  14. Введение новых совместных программ урочного и внеурочного обучения гимназии и базового университета.

  15. Разработка и внедрение рабочих программ по профильным предметам и элективным курсам в профильных 10-11-х классах.

  16. Участие гимназистов в Университетских субботах в соответствии с выбранным профилем.

  17. Привлечение преподавателей университета для проведений лекций углубленного содержания для школьников 10-11-х классов.

  18. Проведение лабораторных практикумов на базе университета.

  19. Участие в дистанционном обучении, организованном преподавателями ВУЗа для школьников.

  20. Участие в межвузовской олимпиаде по математике, олимпиаде «Паруса надежды» по математике и физике, инженерной олимпиаде для школьников в Университете

  21. Участие в Дне открытых дверей в Московском государственном университете путей сообщения.

  22. Участие в региональных и международных научно - практических конференциях старшеклассников на иностранных языках, олимпиадах и конкурсах по иностранным языкам и предметам гуманитарного цикла.

  23. Участие в международных культурных и технических проектах на итальянском, немецком, французском и английских языках.

Исходя из того, что приоритетным направлением деятельности гимназии при университете является создание гимназистам возможностей выбора индивидуальных образовательных программ для более глубокого удовлетворения интересов, возможностей, склонностей и способностей учащихся с учётом из образовательных и профессиональных запросов, соответствующих потребностям рынка, управленческой командой нашей гимназией совместно с методической службой определена следующая концепция направления деятельности и выделены следующие основные направления и проблемы:

Концепция

Направления

Приоритетные проблемы

  • Выявление и развитие способностей каждого ученика

  • Профилизация гимназии

  • Повышение профессиональной компетентности педагогов гимназии

  • Создание механизма социальной поддержки обучающихся с расширением возможностей дополнительного образования

  • Переход к профильному обучению в старших классах, к удовлетворению индивидуальных образовательных запросов учащихся

  • Внедрение в учебный процесс инновационных подходов и технологических новшеств

  • Организация новой формы работы с педагогическими кадрами школы, запускающей механизм развития и саморазвития профессионально-компетентной личности

  • Реализация системы профессионального самоопределения старшеклассников

  • Система взаимодействия и сотрудничества с базовым университетом и всеми институтами общества

Так как судьба проводимых реформ и успешность реализации профильного образования в гимназии при университете зависит от профессионального потенциала личности педагога, методическая работа выстроена таким образом, чтобы у учителя возникала производственная потребность в повышении квалификации, в профессиональном росте и тем самым достигалась основная цель - обеспечение профессиональной ориентации и самоопределения обучающихся, установление преемственности между общим и профессиональным образованием. Роли субъектов методической системы школы распределены следующим образом:

Управленческая команда

Учитель

Гимназист

Определение методической темы и основных задач методической работы гимназии:

• Повышение профессионального уровня и методического мастерства административного и преподавательского состава

• Реорганизация УВП с учётом развития профильного обучения

• Изменение учебного плана для профильных и предпрофильных классов

• Реализация современных форм и подходов в обучении

• Атмосфера свободы творчества, способствующая творческому развитию учеников и учителей

• Безусловное обеспечение высокого стандарта образования для всех выпускников гимназии

• Стремление к обеспечению социальной и допрофессиональной адаптации выпускника

• Высокая информированность о потенциально возможных нововведениях в гимназии

• Заинтересованность учителей в активном освоении новшеств и совершенствовании своей деятельности

Самообразование в рамках темы школы, формулирование собственной методической темы.

Освоение и внедрение педагогических технологий.

Создание ситуаций для проектной деятельности педагогов.

Интеграция основного и дополнительного образования.

Разработаны рабочие программы элективных курсов.

Диагностика способностей и интересов учащихся.

Создание картотеки индивидуального сопровождения выбора профессии гимназистами, портфолио.

Совместные курсы преподавателей МГУПС в доме физики с учителями гимназии.

Участие в проектной деятельности, изучение методов исследования.

Профильное развитие по интересам.

Работа по индивидуальным учебным планам.

Конструирование личного плана профессиональной карьеры.

Занятия в летней профильной школе.

Семинары по физике в доме физики МГУПС.

Занятия в физмат школе в доме физики МГУПС. (преподаватель проф. Никитенко Владимир Александрович).

Лабораторный практикум в лабораториях МГУПС.

Физмат школа в гимназии с участием преподавтелей МГУПС, доц. Платоновой Ольги Алексеевны, Селезнёва Владимира Александровича.

Организация новой формы работы с педкадрами гимназии, запускающей механизм развития и саморазвития профессионально-компетентной личности.

Организация исследовательской деятельности учащихся.

Организация мастер классов для ведомственных образовательных организаций.

Участие в профессиональных конкурсах.

Участие в научно-практических конференциях, конкурсах, олимпиадах различного уровня.




© 2010-2022