- Преподавателю
- Директору, завучу
- Современный урок как главное условие реализации ФГОС
Современный урок как главное условие реализации ФГОС
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Рудометова О.В. |
Дата | 27.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема выступления: Современный урок как главное условие реализации ФГОС.
Урок - клеточка педагогического процесса.
В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны.
Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке.
Урок был, есть и в обозримом будущем останется основной формой организации обучения и воспитания учащихся.
Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.
Как бы ни старались уравнивать учителя с учениками, он как был, так и остается главным направляющим на любом уроке. Потому, что он - всегда старше, за ним - знания, опыт понимания и применения этих знаний.
Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный урок - это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом - актуальный. На мой взгляд, современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга. В настоящее время большинство учителей, по-прежнему, тяготеет к традиционному уроку. Это объясняется многими причинами: привычкой к традиционным формам обучения, непониманием огромного количества инноваций и, конечно, теми плюсами, которые, безусловно, есть в традиционном уроке.
Что же нового появляется в уроке при реализации ФГОС?
Прежде всего, раз меняется цель обучения - не дать знания, а сделать ученика способным развиваться дальше без помощи учителя, значит меняются подходы и к подготовке, и проведению урока.
Вместо передачи суммы знаний должно быть развитие личности учащегося на основе способов деятельности, но в тоже время мы не должны отказываться от «багажа» знаний, мы просто должны поменять приоритеты. Ведь в новом стандарте предметное содержание перестает быть центральной частью. А говоря об итоговой аттестации, мы знаем, что здесь как раз требуется знать предметное содержание. Так как же совместить: подготовить к быстро меняющейся жизни, где и ни учитель, ни родитель, ни сам ученик не в состоянии предугадать какие знания и умения ему понадобятся в будущем, отсюда и возникает необходимость в умении обучаться и развиваться в течение всей жизни и сдать экзамены. Это и есть главная цель и задача современного урока.
«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра». Джон Дьюи.
Меняются дети, школьник сегодня и школьник даже 5 лет назад - это абсолютно разные дети по своим физиологическим, интеллектуальным и другим способностям, и это все понимают. Отсюда вывод, должны измениться и мы педагоги: находя новые подходы, приемы, используя новые технологии.
Те учителя, у которых изменилась позиция от «театра одного актера», где учитель берет на себя 90% нагрузки, где он постепенно начинает разделять ее с учениками, которые фактически переходят из «объектов» в «субъекты», изучение материала становится иным: более интересным и доступным сегодняшним детям. Учителю, кажется, что только он может так хорошо объяснить, но при посещении уроков, мы видим, на одном уроке говорит только учитель на другом и так порой все шесть уроков, в итоге каждый из учителей «выложился» на все сто, а результата нет, и не будет. В голове у ребенка «каша». А ведь мы не случайно приводим часто слова: Расскажи мне и я забуду. Покажи мне и я пойму. Позволь мне сделать самому, и я научусь. Так давай чаще вспоминать эту мудрость, и в тоже время помнить, что учитель не освобождается от своей основной функции - учить. Он начинает учить по-новому. А урок остается.
Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:
1. Урок изучения нового.
Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний
2. Урок закрепления знаний.
Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
3. Урок комплексного применения знаний.
Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
4. Урок обобщения и систематизации знаний.
Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний.
Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
В настоящее время существует множество других классификаций урока.
Следует иметь в виду, что перечисленные типы уроков в «чистом» виде редко встречаются в практике работы учителя. Так или иначе, функции одного типа урока часто вплетаются в структуру другого типа. Разница заключается в том, что каждый тип уроков отличается доминированием определенной функции, например изучение нового материала или контроль, а остальные функции других типов урока носят вспомогательный характер.
Но рождение любого урока начинается с осознания его целей. В противном случае урок будет аморфным, случайным. Затем учитель определяет наиболее оптимальный тип урока для достижения данных целей, тщательно продумывает, где и какими средствами он планирует выполнить поставленные цели. Такое стратегическое планирование принципиально необходимо. Эта деятельность учителя направляется требованиями к структуре урока.
"Настоящий урок начинается не со звонка, а задолго до него". С.И. Гессен.
Каковы же требования предъявляемые к современному уроку? Это хорошо организованный урок, в хорошо оборудованном кабинете, должен иметь хорошее начало и хорошее окончание. Учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока:
-
урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
-
учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
-
вывод делают сами учащиеся;
-
минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
-
время-сбережение и здоровье-сбережение;
-
в центре внимания урока - дети;
-
учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
-
умение демонстрировать методическое искусство учителя;
-
планирование обратной связи;
-
и урок должен быть добрым.
Структурные элементы урока:
-
Мобилизующий этап - включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.
-
Целеполагание - формулирование учащимися целей урока по схеме: вспомнить - узнать - научиться.
-
Момент осознания недостаточности имеющихся знаний.
-
Коммуникация.
-
Взаимопроверка и взаимоконтроль.
6.Рефлексия - осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился.
Главная методическая цель достигается
-
Ход познания - «от учеников». План урока обсуждается вместе с учащимися, используется дидактика, позволяющая ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного материала.
-
Преобразующий характер деятельности: ученики наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выявляют закономерности.
-
Интенсивная самостоятельная деятельность обучающихся, связанная с эмоциональными переживаниями (проектная деятельность, исследовательская работа, дискуссионная технология).
-
Коллективный поиск, направляемый учителем (вопросы, пробуждающие самостоятельную мысль ребенка, предварительные домашние задания). Учитель создает атмосферу заинтересованности каждого в работе класса.
-
Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.
-
Гибкая структура. Учитель использует разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъективный опыт обучающихся.
-
Принцип открытости - организация учебного диалога, поиск истины путем выслушивания, взаимопонимания, взаимопринятия.
На мой взгляд, очень важным является мотивационный блок. Психологи определяют мотивацию как «совокупность всех факторов (как личностных, так и ситуативных), которые побуждают человека к активности». Для этого у нас педагогов существуют разнообразные приёмы: рассмотрение жизненной ситуации, сравнение нескольких высказываний, обсуждение картины (плаката, карикатуры), использование фрагмента видеофильма, незаконченные фразы (предложения, высказывания) и т.п. И не случайно в новом стандарте помимо формирования УУД и достижения результатов трех уровней особое внимание обращается на необходимость формирования у детей учебно-познавательной мотивации.
Работа по формированию мотивов учения включает в себя:
1. Эмоциональный блок :
-
создание ситуации успеха,
-
положительный эмоциональный настрой,
-
рефлексия,
-
занимательность и эмоциональность;
2. Мотивационно-целевой блок:
-
создание ситуации «дефицита» знаний,
-
разноуровневые задания,
-
приём «лови ошибку»,
-
соотнесение учебного материала с жизненной ситуацией;
3. Познавательный блок:
-
включение учащихся в коллективную деятельность,
-
нестандартные формы преподнесения материала,
-
создание проблемных ситуаций,
-
сотрудничество на уроке,
-
привлечение учащихся к оценочной деятельности,
-
стимулирование деятельности через поощрение ребенка.
Общие требования к мотивации на уроке:
-
направленность на социальный опыт учащихся или их интересы;
-
возможность высказывать разные точки зрения;
-
связь с изучаемой темой или определёнными вопросами;
-
необычность формы или манеры подачи материала;
-
доступность для понимания (простота языка и способа изложения);
Итак, на этапе мотивации к учебной деятельности важно выработать на личностно-значимом уровне нормативные требования к учебной деятельности («хочу, надо, могу»). Почему я так подробно остановилась на этапе мотивации, да по той простой причине, что у нас мотивация к учению полностью зависит от учителя, в социуме где нет той ценности образования, где государство перевело учителя в качественно новый для него образ - менеджера образования педагогу приходится нелегко. И все -таки настоящие виртуозы- педагоги умеют увлечь за собой детей.
«Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике - это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.
Любая деятельность требует оценивания. Но оценка не сводится к выставлению отметок. Помимо формализованной стороны (баллы, «зачёт - незачёт» и т.п.), в оценивании показывается отношение каждого участника урока к происходящему на уроке. Ключевые положения: оценивание на занятии происходит в любом случае (нередко помимо воли того, кто оценивает); оценка не должна умалять достоинство человека; следует оценивать учебные результаты, а не личностные особенности; важно открыто устанавливать и совместно обсуждать критерии оценок и отметок; оценивание не следует сводить к выставлению отметок учителем (стоит учитывать потенциал самооценивания, взаимооценивания, внешней экспертизы и т.п.); оценка должна мотивировать к учению, а не «отбивать руки» у школьников. О том, как оцениваются личностные результаты более подробно расскажет заместитель директора по УВР Шишкова Т.А.
При посещении урока необходимо обратить внимание на
Первый аспект - Мотивационно - целеполагающий.
Цель современного урока должна быть конкретной и измеряемой. Цель можно отождествить с результатом урока. Результатом урока является не успеваемость, не объем изученного материала, а приобретаемые УУД учащихся ( такие как способность к действию, способность применять знания, реализовывать собственные проекты, способность социального действия, т.е.). Вместе с этим, следует отметить, что такой подход на уроке не отрицает значения знаний, он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания.
К новым образовательным целям урока относятся цели, которые учащиеся формулируют самостоятельно и осознают их значимость лично для себя.
Второй аспект современного урока - Деятельностный аспект
Новым смыслом урока является решение проблем самими школьниками в процессе урока через самостоятельную познавательную деятельность. Проблемный характер урока с уверенностью можно рассматривать как уход от репродуктивного подхода на занятии. Чем больше самостоятельной деятельности на уроке, тем лучше, т.к. учащиеся приобретают умения решения проблем, информационную компетентность при работе с текстом.
Современный урок отличается использованием деятельностных методов и приемов обучения таких, как учебная дискуссия, диалог, видеообсуждение, деловые и ролевые игры, открытые вопросы, мозговой штурм и т.д.
Развитию УУД на уроке способствует применение современных педагогических технологий: технология критического мышления, проектная деятельность, исследовательская работа, дискуссионная технология, коллективная и индивидуальная мыслительную деятельность.
Свое выступление я начала со слов, что урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный урок урок с развивающим обучением, где учитель вместе с учащимися на равных ведет работу по поиску и отбору научного содержания знания, подлежащего усвоению; только тогда знание становится личностно значимым, а ученик воспринимается учителем как творец своего знания. А значит, именно такие уроки позволяют сегодня реализовывать новые образовательные стандарты.
Можно анализировать уроки и исходя из построения аспектов несколько иначе.
Содержательный аспект
-
Является ли отобранный учебный материал адекватным требованиям образовательной программы, цели, задачам и ведущим идеям урока?
-
Смог ли учитель правильно определить групповые и индивидуальные познавательные возможности учащихся, установить взаимосвязь учебного материала с субъектным опытом ребёнка? Насколько изучаемое является интересным и значимым для школьников?
-
Пытался ли учитель сформировать системное представление учащихся об изучаемом явлении или процессе, выявить в нём наиболее важное и характерное, обнаружить и установить внутрипредметные и межпредметные связи?
-
Очевидна ли практическая направленность учебного материала. Какое значение он имеет для формирования эмоционально-волевой сферы, ценностных отношений и творческих способностей ребёнка?
Организационный аспект
1. Какие педагогические приёмы использовались для актуализации и обогащения субъектного опыта учащихся?
-
Применялись ли диалоговые и полилоговые формы общения в ходе учебного занятия?
-
Стимулировал ли учитель учеников к осуществлению коллективного и индивидуального выбора вида занятия, формы и способов его выполнения?
-
Создавалась ли на уроке ситуация успеха для каждого учащегося? Чувствовалось ли проявление педагогом толерантности и доверия в учебном взаимодействии?
-
Были ли созданы на уроке условия для проявления самостоятельности учащихся? Оптимальна ли мера помощи учителя? Учитывались ли индивидуальный темп и стиль ученической деятельности учащихся?
-
Присущ ли домашним заданиям дифференцируемый характер? Обладали ли ученики реальным правом выбора домашнего задания?
-
Насколько соответствовали технологические приёмы и методы содержанию изучаемого на уроке учебного материала?
Оценочно-результативный аспект
-
Стали ли предметом оценочных суждений учителя не только правильность ответа, но и его оригинальность, а также рациональность путей и способов выполнения учебного задания?
-
Способствовала ли оценочно-аналитическая деятельность учителя формированию положительной Я-концепции личности учащихся, выработке у ребёнка индивидуального стиля познания?