Мастер-класс Современный урок - каким он должен быть

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Республиканский семинар

в рамках деятельности муниципальной инновационной площадки «Модель повышения ИКТ-компетентности работников образования, обеспечивающая адресный подход в повышении квалификации»


«Организация самостоятельной работы учащихся в сети Интернет как средство формирования универсальных учебных действий»


Мастер-класс

«Современный урок - каким он должен быть»

(19 ноября 2015 г.)


Автор представленных материалов:

Гумаров Эльфат Накипович,

учитель физики и технологии

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа поселка Мариец»

Цель: показать модель современного урока, провести сравнительную характеристику с уроком традиционным

Задачи:проанализировать структуру традиционного и современного урока;

конкретизировать представления педагогов о современном уроке;

создать условия для профессионального диалога.

Оборудование: мультимедийная презентация, карточки для групповой работы, маркеры, ватман.

Современный урок, инновация,

Технологии, проблемные ситуации,

Методы, формы, приёмы,

Что в современном уроке применить мы готовы?

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но главной формой обучения был и является урок. Урок - это гарант стабильности образовательного учреждения, можно сказать, скелет всего учебно-воспитательного процесса. В связи с изменениями, которые происходят в образовании, вопрос, о том, какой должен быть урок, очень актуален сегодня.

Что такое современный урок? Основные значения слова «со­временный»:

-современный - относящийся к настоящему, текущему време­ни (в этом смысле любой урок, который проходит сегодня, являет­ся современным просто по признаку времени);

-современный - стоящий на уровне своего века, отвечающий духу и требованиям своего времени.

Новые образовательные стандарты появились в 2011 году. И мы все уже прекрасно знаем, каким должен быть современный урок, в чем его отличие от традиционного урока. Давайте еще раз обсудим на эти вопросы. Я приглашаю вас к участию в моем мастер-классе. (Прикрепляется в центр доски серединка модели цветка - СОВРЕМЕННЫЙ УРОК).

Давайте начнем с того, что обсудим следующие афоризмы:

- Мы учимся, увы, для школы, а не для жизни … (Сенека).

- Школа - это место, где шлифуют булыжники и губят алмазы… (Роберт Ингерсолл).

Вопрос: На какие проблемы в образовании указывают эти высказывания?

Высказывание участников мастер-класса.

Вывод: В данных высказываниях говориться о Предметоцентрированной модели обучения, которая не соответствует современным требованиям общества и государства к образованию. Основная идея стандартов нового поколения - переход от такой модели обучения к созданию личностно - ориентированной, информационно - коммуникативной среды, обеспечивающей системно - деятельностный подход.

Давайте проведем сравнительную характеристику теоретических аспектов традиционного и современного урока.

Я предлагаю поработать с текстом. Будем выбрать характеристики традиционного урока и характеристики, свойственные современному уроку (на листочках).

Текст для смыслового чтения, перечень понятий

Вооружить учащихся твердыми знаниями. Развитие учащегося, создание условий для формирования учебной деятельности. Учитель показывает, объясняет, диктует, требует, проверяет, оценивает, доказывает. Центральная фигура - учитель. Монолог учителя. Учитель - организатор учебной деятельности, в которой ученик ведет самостоятельный поиск, учитель подводит к проблеме, формирует мотивы учения. Центральная фигура - ученик! Учитель специально создает ситуацию успеха, закрепляет авторитет ученика. Ученик - объект обучения. Ученик является субъектом деятельности учителя. Деятельность идет не от учителя, а не от самого ребенка. Используются методы проблемно - поискового и проектного обучения, развивающего характера. Отношения субъектно - объектные. Отношения субъектно - субъектные. Формирование рефлексивного мышления и собственного мнения ученика.

Давайте поразмышляем, какое место занимает ученик, какую роль он выполняет на традиционном уроке? И какие же особенности современного урока? (Из текста)

Традиционный урок

Современный урок

Целеполагание

Цель урока - вооружить учащихся твёрдыми ЗУНами. Преимущественно развиваются психические процессы: внимание, память. (Ученик - репродуктор).

Цель - развитие учащегося, создание таких условий, при которых формируется учебная деятельность, превращающая ученика в субъекта, заинтересованного в собственной деятельности.

Деятельность учителя

Показывает, объясняет, рассказывает, диктует, требует, доказывает, упражняет, проверяет, оценивает. Центральная фигура - учитель. Монолог учителя, (ученик - зритель).

Учитель - организатор учебной деятельности, в которой ученик, опираясь на совместные наработки, ведет самостоятельный поиск. Учитель подводит к проблеме, иногда сознательно ошибается, формирует мотивы учения. Центральная фигура - ученик! Учитель специально создаёт ситуацию успеха, закрепляет авторитет ученика.

Деятельность ученика

Ученик - объект обучения, (ученик - объект обучения).

Ученик является субъектом деятельности учителя. Деятельность идёт не от учителя, а от самого ребёнка. Используются методы проблемно-поискового и проектного обучения, развивающего характера.

Отношения «учитель» - «ученик»

Отношения субъектно-объектные, (ученик - слушатель).

Отношения субъектно-субъектные. Формирование рефлексивного мышления и собственного мнения ученика. На уроке - постоянный диалог.

На современном уроке меняются роли ученика и «появляются ростки»: ребенок становится «исследователем», «творцом», «первооткрывателем», «субъектом». Я приготовил вам памятки по деятельности учителя и учащегося на уроке.

Делая вывод, можно сказать, что ключевыми словами, характеризующими современный урок, являются следующие слова: «Развитие», «Личность», «Индивидуальность», «Свобода», «Самостоятельность», «Творчество» (К цветку прикрепляются лепестки с этими словами).

Н еще не надо забывать, что любой урок (традиционный или современный) должен обязательно начинаться с создания комфортных условий и обстановки для всех участников образовательного процесса. (К модели цветка прикрепляется стебель со словом КОМФОРТ).

Вывод:

- Целью современного урока является создание условий для формирования и воспитания личности, способной к осознанному выбору в соответствии с общечеловеческими нормами и ценно­стями. Учитель должен научить ученика учиться - добывать знания са­мому.

Еще в 14 веке В. Вундт доказал, что при пассивном воспри­ятии готовых понятий появляется физиологическое чувство стра­дания, а при активном напряжении, стремлении к определенной цели появляется чувство удовлетворения.

Поэтому необходимо, чтобы ученик на уроке был активен, развивался, творил, сам стро­ил свои знания.

Интернет ресурсы:

  1. openclass.ru/node/285364

  2. google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=8&ved=0CEgQFjAHahUKEwiExozTxZXJAhWmjXIKHStPCns&url=http%3A%2F%2Fbank.orenipk.ru%2FText%2Ft20_218.doc&usg=AFQjCNEnI0ojKCLtoQXS5Mzw7jifLSv_Bw&cad=rjt


© 2010-2022