Программа профильного оздоровительного отряда «ЮННАТ»

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр внешкольной работы им. И.А. Альбицкого п. Мстера

Вязниковского района Владимирской области».









Программа


профильного оздоровительного отряда


«ЮННАТ»








Составитель: Уколова Елена Евгеньевна

педагог - организатор

МБОУ ДОД «Мстерский ЦВР».


Разрешено к применению

в МБОУ ДОД «Мстерский ЦВР»

Директор ________В.Е. Прохоров

«Согласовано»

Отдел образования и пединноваций

управления образования администрации Вязниковского района

Заведующий_________Л.А.Туранова

Информационная карта программы

1

Полное название программы

Программа профильного оздоровительного отряда

«Юннат» с дневным пребыванием детей.

2

Цель программы

Создание пространства для самореализации учащихся, познания, общения, самоутверждения через включение их в жизнь общества посредством социально значимой практической деятельности экологической направленности и формирование экологического сознания школьников.

3

Направление деятельности

Эколого-биологическое.

4

Краткое содержание программы

В содержание деятельности входит осмысление учащимися себя как части природы, собственной ответственности не только за себя, но и за свой коллектив, свою родину, обретение собственной значимости.

5

Ожидаемый результат

Сформированная готовность ребенка к правильному взаимодействию с окружающей средой.

6

Автор программы

Руководитель отряда «Юннат», педагог - организатор МБОУ ДОД «Мстерский ЦВР»

- Уколова Елена Евгеньевна.

7

Муниципальное образовательное учреждение, представившее программу

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы им. И.А.Альбицкого поселка Мстера Вязниковского района Владимирской области»

(МБОУ ДОД «Мстерский ЦВР»)

8

Адрес, телефон

Владимирская область, Вязниковский район, поселок Мстера, улица Ленина, дом 122-а.

5-02-83

9

Ф.И.О. руководителя организации

Прохоров Владимир Евгеньевич

10

Количество,

возраст учащихся

20 - 25 человек

7 до 14 лет

12

Сроки проведения, количество смен

Июнь, август

2 смены.






  1. Пояснительная записка.

Введение.

С момента появления человека на планете Земля началось воздействие его на животный и растительный мир. С каждым десятилетием масштабы этого воздействия резко возрастали. Каждый шаг по пути к прогрессу был сделан за счёт природы. Воздействие человека на природу постоянно усиливается и становится более разнообразным. Как часто человек бывает в роли наблюдателя гибели растений и животных, не проявляя при этом ни малейшей заботы об их спасении. Равнодушие к природе - огромное зло, которое приводит к плачевным результатам. Так не может и не должно продолжаться

Лето - это время, когда дети имеют возможность отдохнуть от учебной нагрузки, снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, узнать что - то новое, ранее неизведанное, быть ближе к природе, окунуться в этот таинственный, удивительный, до сих пор полностью не изученный мир.

Это наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы.

Формирование экологического сознания - одна из самых актуальных задач современного воспитания, педагоги МБОУ ДОД «Мстерский ЦВР» предлагают решать эти задачи в программе летнего оздоровительного профильного отряда «Юннат» путем вовлечения учащихся в практическую природоохранную и трудовую деятельность.

С 1998 года ежегодно для обучающихся в МБОУ ДОД «Мстерский ЦВР» организуется летний оздоровительный профильный отряд «Юннат», который входит в состав лагеря дневного пребывания «Маяк» МБОУ «Мстерская средняя общеобразовательная школа».

Новизна и оригинальность программы заключается в гармоничном сочетании творческо-познавательной, трудовой, физкультурно- оздоровительной, и гражданско-патриотической деятельности учащихся посредством вовлечения детей в интеллектуальную, трудовую и спортивно - игровую компетентности.

Программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря. Программа работы отряда направлена на осмысление ребенком себя как частицы окружающего мира и обретение уверенности в своей значимости, осознание гражданской ответственности за свои действия, на воспитание чувства человеческого достоинства.

Программа разработана для того чтобы сделать труд и отдых полноценным.

Педагогическая целесообразность.

Основными принципами программы «Юннат», являются:

  • принцип природосообразности,

  • принцип гуманизации,

  • принцип демократизации,

  • принцип системности,

  • принцип совместной деятельности.

Принцип природосообразности требует, чтобы содержание, методы и формы деятельности отряда соответствовали определенной половой и возрастной дифференциации. Этот принцип предполагает воспитание определённых этических установок по отношению к природе, к биосфере в целом, знание законов природы, соответственное мышление и поведение.

Принцип гуманизации подразумевает «очеловечивание» системы организации через личностно-ориентированный подход в процессе воспитания. Актуализация и удовлетворение индивидуальных интересов ребенка необходимы в комплексе с актуализацией всего коллектива отряда, а личностно-ориентированный подход дает возможность развития личности ребёнка и способствует становлению его духовно-нравственных ценностей.

Принцип демократизации предполагает равноправное и добровольное участие всех членов отряда в работе различных отрядных и лагерных мероприятиях в соответствии с собственными интересами учащегося.

Принцип системности требует рассматривать деятельность отряда не только как самостоятельного, временного объединения учащихся, но и как часть деятельности центра.

Принцип совместной деятельности означает, что в процессе совместной деятельности её участники получают возможность лучше узнать друг друга, сблизиться, приобретают опыт общения в коллективе.

Включение в социально значимую деятельность позволяет учащимся раскрываться с разных сторон и развивать свои личностные качества. В любом из видов деятельности необходима опора на чувства ребенка, а не только на его сознание и поведение. Только через чувства жизненные ценности, нравственные нормы могут стать собственными ценностями и нормами. Воспитание ребенка делами дает намного больший эффект, чем воспитание словами.

Программа разработана с учетом законодательных

нормативно-правовых документов:

- Конституция РФ.

- Закон «Об образовании РФ».

- Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.

- Акт проверки готовности лагеря контролирующими и надзорными органами.

- Устав МБОУ ДОД «Мстерский ЦВР».

- Устав МБОУ «Мстерская СОШ».

Локальные акты:

- Положение о лагере дневного пребывания.

- Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.

- Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.

- Должностные инструкции работников.

- Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.

- Заявления от родителей.

- План работы отряда «Юннат».

Цель и задачи программы.

Цель: создание пространства для самореализации учащихся, познания, общения, самоутверждения, оздоровления через включение их в жизнь общества посредством социально значимой деятельности экологической направленности и формирование экологического сознания школьников.

Задачи:

- максимальное внимание развитию личности ребёнка, раскрытие его способностей на основе удовлетворения интересов;

- широкое приобщение детей к разнообразному социальному опыту, создание в отряде стиля отношений подлинного сотрудничества, содружества, сотворчества;

- организация разнообразной общественно значимой досуговой деятельности детей и, прежде всего, активного общения с природой;

- укрепление здоровья, закаливание организма детей;

- выявление и развитие творческого потенциала ребёнка, включение его в развивающую коллективную и индивидуальную деятельность;

- развитие у детей навыков работы в группе, участия в управлении детским оздоровительным отрядом.

Сроки реализации и возраст детей

Программа рассчитана на 2 лагерные смены. Продолжительность каждой смены - 18 дней.

Количество участников 20 - 25 детей, возраст 7-14 лет. Тематическое планирование составлено с учетом посещения детей из неблагополучных, малообеспеченных и многодетных семей.

Способы определения результативности:

Для подержания интереса детей и их стремления участвовать в творческих делах смены, разработаны экраны результативности:

«Смайлик дня», где дети ставят оценку проведенного дня в отряде;

«Твои трудовые и творческие успехи», где оценку ставят педагоги.

Это позволяет внести элемент соревнования, стремления быть лучше, активно участвовать в делах отряда.

В конце смены проводится подсчет баллов, набранных за смену, детям вручаются благодарности и призы.

По результатам анализа экрана «Смайлик дня» педагоги делают выводы и корректируют работу отряда на следующую смену.

Важным показателем результативности является общее оздоровление воспитанников, для его определения проводятся медицинские осмотры в начале и конце лагерной смены (измерение роста и веса детей).

Содержание программы.


В содержание деятельности входит осмысление учащимися себя как части природы, собственной ответственности не только за себя, но и за свой коллектив, свою Родину, обретение собственной значимости.

Творческой группой центра была выбрана тема «Экология души и природы человека» учитывая то, что экология одна из главных проблем нашего времени.

Программа включает два основных направления деятельности.

Направление «Я - человек».

Я - часть природы, моя жизнь - величайший дар природы. Смысл красоты детства, юности, зрелости, старости. Подготовка к выполнению основных социальных ролей. Воспитание понимания ценности человеческой жизни, ответственности за сохранение здоровья и ведение здорового образа жизни.

Направление «Природа».

Воспитание экологической культуры, бережного отношения к природе, содействие процветанию флоры и фауны. Изучение природы родного края, её экологического состояния. Забота о своей «малой» родине, состоянии своего города, улицы, центра. Изучение культурного наследия родного края, его истории, традиций, обычаев. Способы общения человека с природой.

Этапы реализации программы.

I этап - Подготовительный (май-1 смена, июль- 2 смена).

Деятельностью этого этапа является:

 проведение совещаний при директоре по подготовке центра к летнему сезону;

 издание приказа по центру об организации летнего оздоровительного профильного отряда «Юннат» с дневным пребыванием;

 разработка программы деятельности летнего оздоровительного профильного отряда «Юннат» с дневным пребыванием детей;

 подготовка методического материала для работников отряда;

 отбор кадров для работы в оздоровительном профильном отряде «Юннат»;

 составление и утверждение необходимой документации для деятельности отряда (план-сетка, должностные обязанности, инструкции т.д.)

II этап Организационный (июнь - 1 смена, август 2-смена).

Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.

Основной деятельностью этого этапа является:

 встреча детей, проведение анкетирования для выявления интересов и пожеланий к работе отряда;

 запуск программы «Юннат»;

 знакомство с правилами жизнедеятельности отряда и лагеря.

III этап Практический (18 дней).

Основной деятельностью этого этапа является:

 реализация основной идеи смены:

- образовательная деятельность;

- трудовая деятельность;

- оздоровительная деятельность;

- культурно - досуговая деятельность;

- методическая работа с воспитателями;

 вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно-творческих дел.

IV этап Аналитический (по окончании смены).

Основной идеей этого этапа является:

 подведение итогов смены; результатов деятельности отряда;

 анализ работы отряда.

Критерии эффективности реализации программы:

- активность участия детей в жизни отряда;

- повышение экологической, информационно - коммуникативной культуры;

- расширение опыта трудовой и природоохранной деятельности;

- благоприятный психологический климат в педагогическом и детском коллективах

- рост профессионального мастерства педагогов;

- увеличение количества сторонников здорового образа жизни.

Реализация программы.


Данная программа реализуется в летнем оздоровительном лагере дневного пребывания «Маяк» МБОУ «Мстерская средняя общеобразовательная школа», в профильном оздоровительном отряде «Юннат».

Распорядок дня в отряде:


  1. Сбор детей………………………………………................08.30 - 09.00

  2. Завтрак......................................................……………. …. 09.00 - 09.30

  3. Линейка............................................................……………09.30 - 09.45

  4. Практические работы на учебно - опытных участках…10.00 - 10.40

  5. Работа по плану лагеря.......................................................10.40 -12.30

  6. Свободная деятельность по интересам...………………..12.30 - 13.00

  7. Обед......................................................................…………..13.00-13.30

  8. Итоги дня, инструктаж по ТБ на дорогах.………………..13.30 - 14.00

  9. Уход детей домой…………………………………………..14.00

Календарно - тематический план работы отряда «Юннат»

на 1 смену.

Дата

Мероприятия



1 день

День знакомств

Знакомство с распорядком и режимом работы отряда, с законами и правилами жизни в отряде.

Открытие лагерной смены «Дети планеты дружны»

Викторина «Безопасное колесо», инструктаж по технике безопасности

Заполнение анкеты « Твои планы на смену».

2 день

День труда

День трудовых подарков лагерю.

Беседа «Осторожно водоём»

Конкурс рисунков «Безопасность на воде»

3 день

День рекордов

Игра «Зов джунглей»

Гиннес - шоу «Книга рекордов лагеря»

Игры на свежем воздухе.

4 день

День экологии

Беседа «Парк «Голышевка», охраняемый природный объект»

Трудовой десант в парк «Голышевка».


5 день

День России

Беседа «Мы разные, но мы вместе»

Поле чудес «Родной свой край, люби и знай»

Конкурс рисунков «Россия - родина моя»

6 день

День природы

Академия Лесных Наук (правила поведения в природе)

Экскурсия на экологическую тропу с целью выявления растений занесённых в Красную книгу Владимирской области».


7 день

День здоровья

Остров Здоровья. Беседа «Курить - здоровью вредить!»

Игра - викторина «Здоровье не купишь - его разум дарит»

Конкурс рисунков «Я за здоровый образ жизни»


8 день

Досуговый день

Игра - викторина «Загадки лета»

Эстафета «Зоологические забеги»


9 день

День сказок

КВН «По дорогам сказок»

Конкурс поделок из природного материала «Любимые сказочные герои»

10 день

День дружбы

Тематическое мероприятие «Русская изба»

Игра «Весёлые старты»

11 день

День памяти и скорби

Литературно-музыкальная композиция «Они сражались за Родину»

Посещение памятника павшему воину, возложение цветов.

12 день

День добрых дел

День трудовых подарков лагерю

Акция «С любовью к Вам, ветераны»

13 день

День экологии

Кукольный спектакль «Гуси - лебеди»

Операция «Живи, родник, живи!»

14 день

Познавательный день

Познавательное лесное путешествие «В царстве царя Берендея»

Акция «Зелёная аптека»

15 день

Интеллектуальный лабиринт

Игра - путешествие «В мире природы»

Конкурс рисунков «Красота родной природы»

Занятия по интересам

16 день

День спорта

Весёлая спартакиада

Спортивные игры на свежем воздухе

17 день

День развлечений

Тематическое мероприятие «Праздник первого салата»

Игра «Дары летней грядки».

18 день

День расставания.

Игра - путешествие «По лесным тропинкам»

Анкетирование по итогам смены.

Календарно - тематический план работы отряда «Юннат»

на 2 смену.


Дата

Мероприятия



1 день

День знакомств

Открытие лагерной смены, организационное мероприятие «Расскажи мне о себе». Экскурсия в дендрарий, альпинарий, УОУ, сад с целью знакомства с объектами.

Инструктаж по технике безопасности. Викторина «Безопасное колесо», инструктаж по технике безопасности

Заполнение анкеты « Твои планы на смену».

2 день

День рекордов

Эстафета трудовых дел.

Шоу программа: «Ура! Каникулы!»

3 день

День экологии

Академия Лесных Наук (правила поведения в природе)

Экскурсия на экологическую тропу с целью выявления растений занесённых в Красную книгу Владимирской области».

4 день

Досуговый день

Игра - викторина «Загадки лета».

Развлечение «Мыльная феерия».

5 день

Познавательный день

Беседа «Лес наше богатство».

Экскурсия в музей леса.

6 день

День здоровья

Спортивная эстафета «Веселые старты»

Конкурс рисунков «Я за здоровый образ жизни»

7 день

День сказок

КВН «По дорогам сказок»

Кукольный спектакль «Гуси - лебеди»

8 день

День знаний

Познавательный час «Мы такие разные»

Конкурс рисунков «Дети планеты дружны»

9 день

День развлечений

Игра «Дары летней грядки».

Подвижные игры на свежем воздухе.

10 день

День здоровья

Познавательный час «Зеленая аптека доктора Айболита»

Акция «Зелёная аптека»

11 день

День доброты

День трудовых подарков лагерю.

Акция «С любовью к Вам, ветераны».

12 день

День экологии

Экологический КВН

Операция «Живи, родник, живи!»

13 день

День творчества


Интеллектуально-творческая игра "Золотая середина"

Творческая мастерская «Умелые руки».

14 день

Познавательный день

Познавательное лесное путешествие «В царстве царя Берендея»

Викторина «Лесная азбука»

15 день

Интеллектуальный лабиринт

Игра - викторина «Мы твои друзья, Природа»

Тематическое мероприятие «Фитобар»

16 день

День спорта

Весёлая спартакиада

Спортивные игры на свежем воздухе

17 день

День символов России

Час гражданственности «Гордо реет флаг России»

Игра - викторина «Россия - Родина моя»

18 день

День расставания.

Игра - путешествие «По лесным тропинкам»

Анкетирование по итогам смены.

Предполагаемые результаты.


Результатом реализации программы должна стать сформированная готовность ребенка к правильному взаимодействию с окружающей средой. Эта готовность включает в себя следующее:

- эмоциональную готовность - восприимчивость к миру природы чувства удивления, восторженности, эмоционально-положительное отношение к её объектам;

- интеллектуальную готовность - определённый уровень информированности детей о природе, возрастной уровень эрудиции и познавательных интересов, осознания себя как носителя экологической культуры;

- деловую готовность - возможность реализовать свои знания в разнообразных ситуациях, желание и потребность участвовать в природоохранной деятельности, заботиться о чистоте своего дома, улицы, школы;

Такая готовность подразумевает определённый уровень экологической воспитанности, от которой зависит в целом будущее, как самой природы, так и всего человечества, и этот уровень определяется не тем, что человек говорит о правилах поведения в природной среде, а тем, как он эти правила выполняет. Таким образом, другой ожидаемый результат программы - это сформированность гражданской позиции подростка, принятие и ответственное выполнение им законов существования человека в природе и обществе, ответственность за свои поступки и действия, осознание ценности человеческой жизни и потребность в ведении здорового образа жизни.


Перспективность развития программы «Юннат».


Программа может быть использована для экологической деятельности в любой детской организации, так как объектов, требующих экологической заботы в зоне действия, достаточно много.

Программа может быть изменена в соответствии с потребностями социума. С существующими экологическими проблемами прилегающей к образовательной организации территории.

Методическое обеспечение программы.

Данная программа реализуется в ходе учебно-воспитательного процесса в дни летних каникул.

Содержание деятельности строится на основе функциональных модулей:

  • Информационный - встречи, беседы, работа в библиотеке.

  • Творческий - игры, конкурсы, КТД.

  • Развивающий - практикумы, тренинги, работа творческих мастерских.

  • Практический - практические работы на учебно-опытных участках.

  • Оздоровительный - спортивные мероприятия, походы, отдых на природе.

  • Психолого-педагогический - структура взаимоотношений между педагогами и детьми.

Материально-техническое и ресурсное обеспечение:


  1. Сельскохозяйственный инвентарь, рабочие перчатки.

  2. Спортивный инвентарь.

3. Беседки, спортивные площадки, зеленый класс.

4. Материалы для оформления и творчества детей, канцелярские принадлежности.

5. Аудио и видеоматериалы.

6. Призы и награды для стимулирования.

Информационное обеспечение:

Информационный стенд: распорядок дня, законы отряда, план работы смены.

Информационные листки по безопасности жизнедеятельности.

Оформление отряда: название, девиз, эмблема, экраны результативности деятельности отряда «Твои трудовые и творческие успехи», «Смайлик дня», прочая информация.

Кадровое обеспечение:

  1. Начальник лагеря-1.

  2. Руководитель отряда-1.

  3. Воспитатели-2.

  4. Повар-1.

  5. Технический персонал -1.

  6. Медицинский работник - 1.


Система внешних контактов

ГПрограмма профильного оздоровительного отряда «ЮННАТ»Программа профильного оздоровительного отряда «ЮННАТ»Программа профильного оздоровительного отряда «ЮННАТ»Программа профильного оздоровительного отряда «ЮННАТ»еография путешествий и экскурсий летнего лагеря


Родники р.Тара

Экологическая

тропа парк «Голышевка» музей леса

Основные партнёры лагеря

Программа профильного оздоровительного отряда «ЮННАТ»



Программа профильного оздоровительного отряда «ЮННАТ»


Профильный оздоровительный отряд «Юннат»


Программа профильного оздоровительного отряда «ЮННАТ»Программа профильного оздоровительного отряда «ЮННАТ»

Программа профильного оздоровительного отряда «ЮННАТ»Программа профильного оздоровительного отряда «ЮННАТ»



Дом культуры


Мстерский музей



Поселковая библиотека


Посад - Мстерское лесничество







Используемая литература и методические материалы.

  1. Дик Н.Ф. «Организация летнего отдыха и занятости детей» - Ростов н/Д Феникс, 2006.

  2. Конституция РФ.

  3. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  4. Конвенция о правах ребенка/ Советская педагогика, 1991, №16.

  5. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», 1998.

  6. Организация летнего отдыха детей и подростков. М., 1997.

  7. Методические разработки из фонда МБОУ ДОД «Мстерский ЦВР»

  8. Практика административной работы в школе № 3 2014 г.



© 2010-2022