Доклад на семинаре Интерактивные методы и технологии

Раздел Завучу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Уважаемые коллеги!

Тема нашего теоретического семинара:

«Будущее в руках школьного учителя»… Мне всегда нравилась эта короткая, но ёмкая по смыслу фраза Виктора Гюго. Она - об ответственности учителя перед обществом. Она - об ответственности общества перед учителем. Стремительно меняющийся мир предъявляет учителю новые требования. С одной стороны, современный школьник должен быть подготовлен «к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире» (Д.А.Медведев). В то же время человек должен сберечь всё лучшее, что досталось ему от предшествующих поколений, и сохранить в себе ЧЕЛОВЕКА.

Казалось бы, понятия «образовательная технология», «педагогическая технология» являются достаточно новыми, однако суть технологического подхода в образовании была предметом дискуссий и научных споров на протяжении многих столетий, поскольку любой добросовестный педагог пытался найти механизм обучения, который приводил бы к определенному гарантированному результату.

Под технологией интерактивного обучения (ТИО) мы понимаем систему способов организации взаимодействия педагога и учащихся в форме учебных игр, гарантирующую педагогически эффективное познавательное общение, в результате которого создаются условия для переживания учащимися ситуации успеха в учебной деятельности и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной и других сфер.

Применение ТИО позволяет учителю соединить деятельность каждого школьника (возникает целая система взаимодействий: учитель - учащийся, учитель - класс, учащийся - класс, учащийся - учащийся, группа - группа), связать его учебную деятельность и межличностное познавательное общение.

  • Современному обществу необходим учитель, обладающий высокой профессиональной компетентностью, который

  • понимает и принимает тенденции развития образования;

  • свободно владеет учебным материалом;

  • подготовлен психологически (имеет высокий эмоциональный интеллект);

  • владеет современными педагогическими приёмами, эффективными образовательными технологиями;

  • осознаёт значимость собственного опыта и проектирует свою авторскую дидактическую систему.

В педагогике различают несколько моделей обучения:

1) пассивная - ученик выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит)

2) активная - ученик выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания)

3) интерактивная - inter (взаимный), act (действовать). Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения.

Использование интерактивной модели обучения предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Это учит, гуманному, демократическому подходу к модели.

Интерактивные технологии обучения - это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющим, основанным на взаимодействии всех его участников процесса обучающего познания.

Технологии интерактивного обучения.

1) Работа в парах, ротационные (сменные) тройки

2) Карусель.

3) Аквариум.

4) Незаконченное предложение

5) Мозговой штурм.

6). Броуновское движение.

7) Дерево решений.

8) Суд от своего имени.

9) Гражданские слушания.

10) Ролевая (деловая) игра.

11) Метод пресс.

12) Займи позицию.

13) Дискуссия.

14) Дебаты.

15) Технология моделирования

16) Технология проблемно-диалогового мышления.

17) Технология критического мышления

18) Технология продуктивного чтения

Технологий интерактивного обучения существует огромное количество.

Каждый учитель может самостоятельно придумать новые формы работы с классом. Часто используют на уроках работу в парах, когда ученики учатся задавать друг другу вопросы и отвечать на них.

Очень нравится детям такой вид работы, как Карусель, когда образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо-это сидящие неподвижно ученики, а внешнее - ученики через каждые 30 секунд меняются. Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника.

Технология Аквариум заключается в том, что несколько учеников разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют.

Броуновское движение предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме.

Дерево решений - класс делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи.

Часто используют и такую форму интеракции, как, «Займи позицию». Зачитывается какое-нибудь утверждение и ученики должны подойти к плакату со словом «ДА» или «НЕТ». Желательно, чтобы они объяснили свою позицию.

Учебная деловая игра.

Позволяет задать в обучении предметный и социальный контекст будущей профессиональной деятельности или жизнедеятельности (с этим в современной педагогике связано целое направление - контекстное обучение).

В этой технологии привлекательно то, что в условиях игры:

1) усвоение новых знаний накладывается на имитационную модель реальной ситуации;

2) обучение приобретает совместный, коллективный характер;

3) развивается компетентность предметных действий и социальных отношений.

Целью любой деловой игры является формирование познавательных и профессиональных мотивов, обучение коллективной мыслительной и практической работе, воспитание ответственного отношения к делу, уважения к установкам коллектива и общества в целом.

Результат (помимо достижения конкретных учебных целей) - большое количество положительных отметок, удовлетворение всех участников от творческой реализации, повышение интереса к предмету, радость достижения («Я могу!», «У меня получается!»), опыт общения при совместной деятельности, осознание ценности каждого участника группы, возможность дальнейшего преломления приобретённого опыта в жизни.

Дискуссия.

«Быть может, ты прав, а я ошибаюсь, но, объединив наши усилия, мы сможем найти истину» (Карл Поппер).

Учебная дискуссия - наиболее распространённый метод интерактивного обучения. Её основная задача - выявление существующего многообразия точек зрения участников на какую-либо проблему и всесторонний анализ каждой из них.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы.

Однако "Дебаты", как технология и метод имеют свои особенности. Это не просто свободный обмен мнениями, по какому-либо вопросу. Данный метод представляет собой формализованный спор по определенным правилам и носит рамочный характер. Для дебатов обязательным условием является наличие двух оппонентов, которые пытаются убедить третью сторону (судей) в правоте своей позиции. В споре побеждает та сторона, которая более аргументировано защитит свою позицию.

Следовательно, можно сказать, что целью "Дебатов" является наиболее полная всесторонняя проработка какой - либо темы, выработка критического мышления, умение отстаивать свою точку зрения.

"Дебаты" учат толерантно относиться к чужому взгляду на проблему. Так как участники спора убеждают не друг друга, а третью сторону и защищают точку зрения, выпавшую им по жребию, это позволяет им сохранять уважительное отношение к оппонентам.

Технологии групповой работы. Групповая работа требует временного разделения класса на группы для совместного решения поставленных задач. Ученикам предлагается обсудить задачу, наметить пути ее решения, реализовать их на практике, и представить совместный результат.

Технология проблемного обучения. Проблемное обучение - организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения.

Технология развития критического мышления. Под критическим мышлением в обучающей деятельности понимают совокупность качеств и умений, обуславливающих высокий уровень исследовательской культуры, а также мышление оценочное, рефлексивное, для которого знание является не конечной, а отправной точкой, аргументированное и логическое мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах (Загашев И.О., Зиакр-Бек С.И., 2003).
Цель технологии - обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс. Технология критического мышления включает в себя три стадии: вызов - осмысление - рефлексия. Стадия «вызов» позволяет актуализировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по теме. Вторая стадия обеспечивает получение информации и ее осмысление, третья стадия - целостно осмыслить информацию, присвоить новое знание.

Метод проектов можно рассматривать как одну из личностно ориентированных развивающих технологий, в основу которой положена идея развития познавательных навыков учащихся, творческой инициативы, умения самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, ориентироваться в информационном пространстве, умения прогнозировать и оценивать результаты собственной деятельности.

Работа над проектом нацелена на всестороннее и систематическое исследование проблемы и предполагает получение практического результата - образовательного продукта. Продуктом может быть видеофильм, альбом, плакат, статья в газете, инструкция, театральная инсценировка, игра (спортивная, деловая), web-сайт и др.

Кейс-метод (Case study) - это техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных, бытовых или иных проблемных ситуаций (от англ. case - «случай»). При работе с кейсом обучающиеся осуществляют поиск, анализ дополнительной информации из различных областей знаний, в том числе связанных с будущей профессией.

«Суть его заключается в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой отражает не только какую-нибудь практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений» .

При работе с кейсом у обучающихся формируются следующие компоненты ключевых компетенций: умения решать проблемы, общаться, применять предметные знания на практике, умение вести переговоры, брать на себя ответственность, толерантность, рефлексивные умения.

Исследовательский метод- формирование творческой личности, обладающей креативным мышлением, в современных условиях является актуальной задачей.

При исследовательском методе от обучающихся требуется максимум самостоятельности. Исследовательская деятельность позволяет сформировать такие ключевые компетенции, как умения творческой работы, самостоятельность при принятии решений, развивает наблюдательность, воображение, умения нестандартно мыслить, диалектически воспринимать явления и закономерности окружающего мира, выражать и отстаивать свою или групповую точку зрения.

Метод «мозгового штурма» направленный на генерирование идей по решению проблемы, основан на процессе совместного разрешения поставленных в ходе организованной дискуссии проблемных задач.

Метод «мозгового штурма» позволяет вовлекать в активную деятельность максимальное число обучающихся. Применение данного метода возможно на различных этапах урока: для введения новых знаний, промежуточного контроля качества усвоения знаний, закрепления приобретённых знаний (на обобщающем занятии по конкретной теме курса).

«Мозговой штурм» является эффективным методом стимулирования познавательной активности, формирования творческих умений обучающихся как в малых, так и в больших группах. Кроме того, формируются умения выражать свою точку зрения, слушать оппонентов, рефлексивные умения.

Метод "Пресс" - это стремление учащихся подготовить аргументы и высказать собственные мысли по вопросам дискуссионного характера. Он помогает учащимся пояснить свои мысли и формулировать их в четкой и сжатой форме. В процессе работы ребята определяют свои позиции по данной теме, высказывая свои суждения, а затем приводят основные доказательства и факты.

Одним из приоритетных направлений в системе работы учителя предметов естественно-научного цикла становится применение в учебном процессе технологий моделирования, позволяющих оптимизировать интеллектуально-творческий поиск учителя и ученика. Технология моделирования учебной информации работает на всех этапах организации урока химии (актуализация ранее изученного, объяснение нового материала, закрепление, рефлексия). Практика использования этой технологии позволяет максимально расширить круг интересов ученика, создает предпосылки для самостоятельного использования различных технологии мыслительных действий, вооружает учащихся способами эффективного познавательного поиска. Таким образом, смещаются образовательные акценты с элементов усвоения предметного содержания на организацию деятельности. Что в конечном итоге способствует повышению качества образования.

Проблемно-диалогическое обучение, как и вообще обучение,- двусторонний процесс. Оно включает, с одной стороны, проблемное преподавание (сфера деятельности учителя), с другой - проблемное учение (сфера деятельности обучающихся).

Проблемно-диалогическое преподавание - это деятельность учителя по постановке учебных проблем и созданию проблемных ситуаций, управлению учебной деятельностью обучающихся в решении учебных проблем.

Организация проблемно-диалогического обучения имеет важное значение для развития мышления школьников, ибо «начало мышления» - в проблемной ситуации.

Проблемно-диалогическое обучение предполагает организацию поисковой деятельности обучающихся, овладение знаниями на основе активной умственной деятельности по решению деятельность учащихся, направленная та анализ их собственной учебной деятельности, ее результата организую в форме диалога. Вопросы для составления диалога представлены в таблице (табл.3). Важно, чтобы на эти вопросы себе отвечал каждый учащийся.задач проблемного характера, также овладение методами добывания знаний.

Обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективной развитие интеллекта и творческих способностей младших школьников, воспитание активной личности обучающихся, развитие универсальных учебных действий

Технологии продуктивного чтения

Цель технологии : формирование читательской компетенции школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя, у которого есть стойкая привычка к чтению, знающий книги , умеющий их самостоятельно выбирать.

1. Формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста;

Одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

2. Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; формирование эстетического вкуса;

3. Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;

4. Приобщение к литературе как искусству слова и практическое ознакомление с теоретико-литературными понятиями.

По-разному представляя на уроке свое видение одной и той же темы или учебной проблемы, одни учащиеся учатся друг у друга лаконичности и четкости, а другие - привнесению цвета в излишне строгие схемы.

На протяжении всей своей профессиональной деятельности учитель сталкивается с педагогическими задачами и проблемами, решение которых и формирует его педагогический опыт.

Актуальность опыта основывается на следующих положениях.

1. Один из главных принципов современного образования -гуманизация образовательного процесса, предполагающая единство общекультурного, социально-правового и профессионального развития личности.

2. Гуманизация - часть нового педагогического мышления, утверждающего полисбуъектную сущность образовательного процесса (полисубъектные отношения - взаимодействие учителя и учеников, при которых педагог наряду с учащимися и в единстве с ними стремится к саморазвитию). «Гуманизация - это поворот школы к ребенку, уважение к его личности, достоинству, доверие к нему, приятие его личностных целей, запросов и интересов. Это - создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития его способностей, для его самоопределения. Это - ориентация школы не только на подготовку ребенка к будущей жизни, но и на обеспечение полноценности его сегодняшней жизни».

Именно интерактивная модель обучения, где учебно-воспитательный процесс превращается в общение, взаимодействие, обмен инициативами его участников, соответствует принципу гуманизации и помогает реализовать основную задачу современного образования - полноценное и гармоничное развитие личности.

Педагогический опыт многих учителей основывается на следующих идеях.

1. Идея неразрывного единства воспитания, развития и образования. «Личность не воспитывается по частям, но создается синтетически всей суммой влияний, которым она подвергается» (А.С.Макаренко).

2. Идея учения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания, на подлинном интересе. Отношения с учениками ориентированы на то, чтобы вовлечь их в творческую самостоятельную познавательную деятельность.

3. Идея сотрудничества педагога и школьника на основе взаимного уважения и доверия. «Понимать детей - значит стать на их позиции» (Ш.А.Амонашвили).

Ведущей же идеей я считаю

4. Идею разумного сочетания педагогического управления с собственной инициативой и самостоятельностью, активностью школьника.

Новизна такого опыта заключается

  • в использовании инновационных технологий (информационно-коммуникационных, на диалоговой основе, на игровой основе),

  • в применении новых систем оценок (накопительная система, система портфолио),

  • в усовершенствовании отдельных сторон педагогического труда с учетом особенностей обучающихся,

  • в интерактивном характере воспитательных и образовательных взаимодействий,

  • в применении нетрадиционных приёмов и форм организации урока.

Несмотря на положительные аспекты интерактивной модели обучения, подготовка и проведение полностью интерактивных уроков - трудоёмкий процесс, требующий значительных затрат времени и учителя и учеников. Поэтому более целесообразно включать в структуру урока интерактивные элементы (технологии) - конкретные приёмы и методы, позволяющие сделать урок интересным, насыщенным, продуктивным.

Совершенствуя методы, средства и формы обучения, каждый учитель должен проявить максимум творчества и инициативы, чтобы обеспечить активное усвоение знаний учащихся, заложить основы их всестороннего развития.

Используя только традиционные методы обучения в школе невозможно обеспечить следующие возможности:

- вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс;

- совместной работы в сотрудничестве для решения разнообразных проблем;

- широкого общения со сверстниками из других школ, регионов, стран;

- свободного доступа к необходимой информации в информационных центрах всего мира с целью формирования своего собственного независимого аргументированного мнения по различным проблемам.

Модернизация невозможна без внедрения в учебно-познавательный процесс ИКТ. Основными средствами информатизации образования являются аппаратное обеспечение, программное обеспечение и содержательное наполнение.

Эффективность компьютеров и информационных технологий зависит от того, как мы их используем, от способов и форм применения этих технологий.

Задачами использования ИКТ на уроках является:

- создание банка учебных программ, которые можно использовать на уроке;

- осуществление идеи индивидуализации обучения в соответствии с темпом, наиболее близким каждому ученику;

- передача нагрузки по проверке знаний учащихся с учителя на компьютер;

- сведение к минимуму вероятность формирования у учащихся «Комплекса неполноценности»;

- повышение качества обучения.

Примеры использования ИКТ на уроках:

 Построение урока с применением программных мультимедиа средств: обучающих программ, электронных учебников, видеороликов.

 Осуществление автоматического контроля: использование готовых тестов, создание собственный тестов, применяя тестовые оболочки.

 Организация и проведение лабораторных практикумов с виртуальными моделями, многие явления, недоступные для изучения в классе из-за отсутствия оборудования, ограниченности времени либо не подлежащие прямому наблюдению, могут быть достаточно подробно изучены в компьютерном эксперименте.

 Обработка результатов эксперимента.

 Разработка методических программных средств.

 Выпущены диски «ИКТ на уроках» с методическими материалами учителям.

 Разработка педагогических программных средств различного назначения.

 Разработка web - сайтов учебного назначения.

 Использование Интернет-ресурсов

 Коммуникационные технологии: дистанционные олимпиады, дистанционное обучение, сетевое методическое объединение.

Современные компьютерные технологии имеют ряд преимуществ, они позволяют:

 использовать видеофрагменты, звуковое сопровождение, анимации с их остановкой, анализом, комментарием и удобным поиском фрагментов;

 многократно повторять интеллектуальные процедуры, контролировать результаты их выполнения;

 использовать интерактивные формы обучения, моделирующие элементы общения ученика с преподавателем, когда неверный выбор ответа на вопрос сопровождается разной реакцией;

 автоматизировать контроль и оценивание уровня знаний, систематизацию ошибок по нескольким параметрам и т.д.

Если технологические возможности сопровождены соответствующей методикой использования, то это делает преподавание предмета более привлекательным как для учителей, так и для учеников, что может облегчить труд учителя, освободить его от рутинной работы на всех этапах обучения.

Важным направлением в использовании ИКТ является Интернет - обучение школьников. В учебниках практически отсутствует информация о вкладе отечественных и зарубежных биологов в развитии науки, нет исторических справок об этапах развития естественных дисциплин, недостаточно материала о современных открытиях. Необходимую информацию можно найти в Интернете.

В настоящее время, когда количество информации интенсивно увеличивается с каждым днем, важное значение для человека приобретает умение быстро находить информацию. Главной задачей школы сегодня является не передача каких-то определенных знаний, а обучение учащихся умению добывать эти знания.

Применение учащимися Интернета дает следующие преимущества:

1. Значительно сокращается время подготовки к урокам, за счет того, что поиск нужной информации в Интернете осуществляется быстрее, чем, например, в библиотеке.

2. Повышается актуальность получаемой информации.

3. Учащиеся приучаются систематизировать информацию, выделять главное, ориентироваться в больших объемах информации.

Работая над проблемой внедрения ИКТ в образовательный процесс, можно прийти к выводу, что нет причин, препятствующих внедрению компьютера. Главное: не перегрузить машинной технологией, что может привести к утрате школьниками эмоционально-личностного отношения к природе.

Обратим внимание на тот факт, что в целостном процессе обучения учителю необходимо применять сразу несколько технологий, обслуживающих различные его стороны. Но в реальной практике это положение не всегда реализуется. Дело в том, что зачастую учитель стремится, прежде всего, овладеть и применить в практике какую-либо одну технологию или отдельные внешне привлекательные ее элементы. В этом случае нарушается принцип целостности: процесс обучения требует всестороннего его обеспечения различными технологиями, сами же технологии дают педагогический эффект только будучи целостными.

Завершить свое выступление хочу словами Марка Максимовича Поташника: «Педагогическиё труд нетворческим не бывает, и быть не может, ибо неповторимы дети, обстоятельства, личность самого учителя, и любое педагогическое решение должно исходить из этих, всегда нестандартных факторов».


© 2010-2022