- Преподавателю
- Директору, завучу
- Программа экпериментальной площадки
Программа экпериментальной площадки
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Анульева И.Г. |
Дата | 19.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 35»
Свердловская область, г. Каменск-Уральский, ул. Железнодорожная д.22
Программа деятельности экспериментальной площадки
«Инновационные технологии как эффективное средство создания здоровьесберегающей среды общеобразовательного учреждения».
Составители:
И.Г. Анульева- директор МБОУ СОШ № 35
Ф.Р.Томилова-зам. директора по УВР МБОУ СОШ № 35
Н.И.Чернышова-зам. директора по УВР МБОУ СОШ № 35
С.Б. Пастухова- зам. директора по ВР МБОУ СОШ № 35
С.С. Бекиш- зам. директора по праву МБОУ СОШ № 35
г. Каменск-Уральский
2012
Паспорт программы
Наименование программы деятельности экспериментальной площадки
Инновационные технологии как эффективное средство создания здоровьесберегающей среды общеобразовательного учреждения
Сроки реализации экспериментальной площадки
I этап- подготовительный -2011-2012 учебный год
II этап- формирующий эксперимент-2012-2013,
2013-2014 учебные годы
III этап -заключительный- сентябрь-декабрь 2014 года
Разработчики программы деятельности экспериментальной площадки
И.Г. Анульева- директор МБОУ СОШ № 35
Ф.Р.Томилова-зам. директора по УВР МБОУ
СОШ № 35
Н.И.Чернышова-зам. директора по УВР МБОУ
СОШ № 35
С.Б. Пастухова- зам. директора по ВР МБОУ
СОШ № 35
С.С. Бекиш- зам. директора по праву МБОУ
СОШ № 35
Нормативный документ, регламентирующий проведение эксперимента
Закон «Об образовании»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального, основного (общего), среднего (полного) образования
Концепция развития образования на период до 2020 года
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
Цель программы деятельности экспериментальной площадки
Создание условий для психологического комфорта всем участникам педагогического процесса.
Обоснование темы экспериментальной площадки.
Тема: Инновационные технологии как эффективное средство создания
здоровьесберегающей среды общеобразовательного учреждения.
Цель: Создание условий для психологического комфорта всем участникам
педагогического процесса.
Гипотеза исследования: если здоровье школьников находится в прямой зависимости от здоровьесберегающего потенциала и здоровьесберегающей деятельности, то необходима конкретная программа действий, направленных на повышение и активизацию здоровьесберегающей деятельности.
Задачи исследования:
-
Проанализировать состояние здоровья современных школьников и причины его нарушения.
-
Дать общую характеристику здоровьесберегающей деятельности МБОУ СОШ № 35 г. Каменска-Уральского.
-
Разработать программу совершенствования работы по созданию среды в МБОУ СОШ № 35 г. Каменска-Уральского.
-
Повысить психолого-педагогическую компетентность и профессионализм педагогических работников.
Предполагаемый результат:
Создание в образовательном учреждении комплекса условий необходимых для повышения здоровьесберегающего потенциала и активизации здоровьесберегающей деятельности . Обеспечение условий для раскрытия и развития творческого потенциала педагогов.
Сроки: 2011-2014 г.г.
I этап - подготовительный - 2011-2012 учебный год
Стартовая диагностика. Оценка условий, необходимых для проведения исследования. Изучение теоретических основ проблемы и имеющегося практического опыта. Подбор педагогических кадров, организация коллектива для осуществления эксперимента, курсовая подготовка педагогов. Проектирование организационно-технологических структур и форм психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности. Инструктивно-методическая работа руководителя и организаторов эксперимента с участниками.
II этап -формирующий эксперимент- 2012-2013, 2013-2014 учебные годы
Подбор методического обеспечения образовательного процесса. Систематизация деятельности ОУ по вопросам здоровьесбережения. Обеспечение соответствия инфраструктуры ОУ по условиям здоровьесбережения. Целенаправленное включение педагогических работников в исследовательскую деятельность. Организация семинаров, стажерских площадок, консультаций по теме исследования для работников системы образования.
III этап - заключительный - сентябрь- декабрь 2014 года
Подведение итогов эксперимента. Выявление соответствия результатов цели исследования. Разработка рекомендаций по внедрению инновационных технологий по здоровьесбережению в педагогическую практику города.
Участники:
Обучающиеся, их родители и педагогические работники.
Организаторы эксперимента:
Ф.Р.Томилова-зам. директора по УВР МБОУ СОШ № 35
Н.И.Чернышова-зам. директора по УВР МБОУ СОШ № 35
С.Б. Пастухова- зам. директора по ВР МБОУ СОШ № 35
С.С. Бекиш- зам. директора по праву МБОУ СОШ № 35
Руководитель эксперимента:
И.Г. Анульева- директор МБОУ СОШ № 35
Актуальность.
Здоровьесберегающая деятельность образовательного учреждения - это система мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся, включающая:
• рациональную организацию образовательного процесса;
• организацию физкультурно-оздоровительной работы;
• просветительско-воспитательную работу с учащимися, педагогами, специалистами и родителями направленную на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни;
• медицинскую профилактику и динамическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся.
Существенное влияние на состояние здоровья школьников оказывают условия обучения: воздушно-тепловой режим и освещенность школьных помещений; комплектация кабинетов школьной мебелью и ТСО; рациональная организация учебно-воспитательного процесса и питания; двигательная активность учащихся и т.д. Соблюдение основных гигиенических требований к школьным помещениям, оборудованию и организации школьных занятий является основой здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Все эти параметры школьной среды регулируются требованиями действующих СанПиНов, и школьная администрация должна их выполнять.
В то же время важную роль в успехе здоровьесберегающей деятельности играет не только материальная база школы, но и та конкретная целенаправленная работа, которую осуществляют администрация и педагогический коллектив совместно с медицинскими работниками и родителями. Активная позиция в формировании учебных планов и расписания занятий, адекватность учебной и внеучебной нагрузки возрастным возможностям учащихся, грамотный подход к выбору форм и средств просветительской, профилактической и физкультурно-оздоровительной работы - вот те резервы, которые имеются в каждой школе для улучшения условий труда и отдыха учащихся, от которых напрямую зависит их психическое и физическое здоровье
Интенсификация учебного процесса, увеличение длительности учебных занятий, снижение двигательной активности - все это неблагоприятно влияет на состояние здоровья детей и подростков.
Уроки и внеурочные задания создают для организма учащегося одновременно два вида нагрузки. С одной стороны, это умственная нагрузка, требующая напряжения деятельности органов чувств и центральной нервной системы. С другой - это специфическая физическая нагрузка, состоящая из статического напряжения мышц туловища, фиксирующих и удерживающих позу ученика за партой, а также сложно организованной динамической сократительной активности мышц рук, особенно при выполнении письменных заданий и некоторых видов трудовой деятельности. И тот и другой вид мышечной нагрузки - очень утомителен для мышц школьника. Таким образом, выполнение учебных заданий представляет собой высокоутомительную работу для организма, что далеко не всегда учитывают учителя и родители.
Соблюдение гигиенических норм обучения и внешкольного режима дня учащихся является важными составляющими здоровьесберегающей деятельности.
Важнейшим показателем эффективности здоровьесберегающей деятельности ОУ остается рациональная организация учебно-воспитательного процесса, в условиях которой получение разносторонних знаний не сопровождается ухудшением здоровья школьников. Рациональная организация учебного процесса позволяет снизить «физиологическую цену» адаптации и повысить эффективность обучения.
Отсюда возникает проблема, решению которой посвящена наша работа: как сохранить здоровье подрастающего поколения.
Средняя школа № 35 расположена в 4-х этажном здании 1954 года постройки. В 1987 году пристроено здание столовой на 250 посадочных мест, соединенное теплым переходом с основным зданием . В 2011 году начато строительство физкультурно-оздоровительного комплекса.
По лицензии предельная численность обучающихся составляет 500 человек в одну смену. На 01.09.2012 года численность обучающихся составляет 700 человек (29 классов), поэтому школа работает в две смены.
В школе имеется лицензированный медицинский кабинет (приемная и процедурный). Работает по договору с детской поликлиникой фельдшер. Имеется спортивная площадка и спортивный зал.
В школе работают 20 кружков, из них 6 - физкультурно-оздоровительного направления:
- «Юные стрелки»,
- «Дорожный патруль»,
- секция «Баскетбол»,
- секция «Легкая атлетика»,
- секция «Баскетбол для девочек»,
- «Юные друзья пожарных».
Дополнительные возможности оздоровления: имеется логопед. Однако дополнительное оздоровительное оборудование отсутствует.
Таким образом, школа характеризуется умеренно развитой оздоровительной инфраструктурой и физкультурно-оздоровительной работой, минимально достаточным персоналом и уровнем медицинского оборудования.
Медицинское обеспечение детей школьного возраста заключается в контроле за состоянием здоровья на основе правильной организации первичной профилактики и оздоровления, своевременной коррекции отклонений в состоянии здоровья, привитие гигиенических навыков и т.д.
В школе регулярно проводится диспансеризация ,профилактические прививки и витаминизация.
Профилактика простудных заболеваний в образовательных учреждениях проводится, как правило, в осенне-весенний период и включает витаминизацию, что позволяет повысить работоспособность, снизить риск развития простудных заболеваний.
Профилактика нарушений здоровья учащихся в школе - это, прежде всего мероприятия по снижению влияния неблагоприятных внутришкольных факторов, соблюдение действующих СанПинов, регулярный мониторинг внутришкольной среды, оптимизация учебного процесса и создание условий для рациональной двигательной активности. В 2011 году был проведен анализ по всем направлениям здоровьесберегающей деятельности школы методом анкетирования. Применялись анкеты и методика мониторинга, разработанные институтом возрастной физиологии РАО и Центром образования и здоровья МОРФ. Разработанная методика позволяет изучить не только состояние здоровья и заболеваемость школьников, но так же оценить уровень физического развития и двигательной активности, режим дня, физкультурно-оздоровительные и профилактические мероприятия. Эффективность здоровьесберегающей деятельности школы определялась по следующим показателям:
-
учебная нагрузка
-
двигательная и спортивно-оздоровительная активность учащихся
-
оздоровительно-профилактические мероприятия
-
режим дня учащихся
-
заболеваемость учащихся по классам
-
двигательная подготовленность учащихся класса
Результаты анализа внесены в сводную таблицу «Оценка эффективности здоровьесберегающей деятельности школы»
ЗСД школы
Сумма баллов
Оценка состояния
Планируемые мероприятия
1. Учебная нагрузка учащихся
7
высокая
эффективность
2. Двигательная и спортивно - оздоровительная активность учащихся и профилактические мероприятия
10
низкий
1. Организовать занятия с учащимися, отнесенными к специальной медицинской группе.
2. Увеличить количество спортивных праздников.
3. Увеличить количество Дней здоровья до 1 раза в четверть.
3. Режим дня учащихся
7
низкий
1. Спланировать классные часы по рациональному режиму дня.
2. Контролировать учебную нагрузку и условия обучения школьников.
4. Заболеваемость учащихся
6
низкий
Спланировать снижение учебной нагрузки осенью и зимой за счет увеличения количества Дней здоровья и проведения оздоровительно - профилактических мероприятий.
5. Двигательная подготовленность учащихся
4
низкий
Спланировать мероприятия по выполнению двигательной подготовленности учащихся:
- усиление физкультурной работы;
- повышение квалификации учителей.
Таким образом, условия обучения школьников в целом соответствуют среднему уровню типичному для большинства школ, следует предпринять усилия по улучшению оснащения и комплектации школы, а так же по совершенствованию организации реальной работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Основные усилия при выполнении задач экспериментальной деятельности будут направлены на профессиональную подготовку высококвалифицированного педагога. Для этого необходимо:
-
Разработать и реализовать программу совершенствования работы по созданию здоровьесберегающей среды школы.
-
Спланировать систему методического сопровождения экспериментальной деятельности.
-
Спланировать повышение квалификации педагогических работников.
-
Систематизировать просветительскую и методическую работу с участниками образовательного процесса по вопросам здорового и безопасного образа жизни.
Реализация программы позволит:
-
Повысить профессиональную компетентность педагогов. Овладеть новым педагогическим мышлением.
-
Повысить интерес учащихся к познанию учебных предметов.
-
Создать систему организационного практического изучения эффективности ноосферного образования.
-
Сохранить и укрепить здоровье всех участников опытно-экспериментальной работы.