• Преподавателю
  • Директору, завучу
  • Статья «Документальное сопровождение мониторинговой деятельности классного руководителя в общеобразовательном учреждении»

Статья «Документальное сопровождение мониторинговой деятельности классного руководителя в общеобразовательном учреждении»

Основное назначение заместителя директора школы — строить воспитательную систему и управлять ее развитием. А это управление всегда предполагает исследование реального состояния системы, то есть изучение результативности воспитательного процесса. Очень важно правильно выбрать методики диагностирования и показатели, которые объективно и достоверно отражают состояние воспитательного процесса. Следовательно, мониторинг должен отображать реальное положение по достижению цели работы школы. Перспективн...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ МОНИТОРИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ


Аширова М.А.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 7»

С. Пелагиада Шпаковского района Ставропольского края


Специфика воспитательной системы определяется идеологией развития содержания образования в школе, социальным заказом социума, родителей и самого ребенка. Воспитание в школе призвано обеспечивать условия образовательного процесса, в результате которого учащийся определяет способ своей жизнедеятельности, становится устроителем своей судьбы. Воспитательная работа строится по следующим направлениям:

  • Духовно - нравственное,

  • Гражданско - патриотическое,

  • Экологическое,

  • Аналитико - диагностическое,

  • Спортивно - физическое.

Современная трактовка профессиональной компетентности классного руководителя понимается как - совокупная характеристика личности педагога, который на основе педагогической, методической и исследовательской деятельности, овладевает знаниями, умениями и навыками эффективного решения актуальных воспитательных задач.

Классный руководитель в ходе своей работы создает условия для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе. Деятельность классного руководителя представляет собой использование ресурсов общеобразовательного учреждения и социума для реализации задач воспитания учащихся вверенного ему класса.

В современной школе деятельность классного руководителя сопровождается множеством различных документов, регламентирующих различные стороны его деятельности. Ответственность классного руководителя охватывает различные стороны жизнедеятельности воспитанников и может быть выражена в инвариантном и вариативном компонентах.

Инвариантный компонент деятельности классного руководителя включает в себя:

· обеспечение жизни и здоровья учащихся (контроль посещаемости школы обучающимися класса и причин пропусков учебных занятий; информированность о состоянии здоровья учащихся класса; работа с листком здоровья в классном журнале; совместно с медицинским работником и родителями разработка и реализация комплекса мер по охране и укреплению здоровья; вовлечение учащихся в занятия физкультурной и спортивной деятельностью; организация горячего питания; проведение инструктажей и ведение документации по технике безопасности);

· обеспечение позитивных межличностных отношений в классном коллективе и между обучающимися и учителями (информированность о межличностных взаимоотношениях в классе; о характере взаимоотношений между обучающимися класса и ведущими занятия в классе учителями, проведение диагностики межличностных отношений; оперативное регулирование возникающих противоречий; определение задач оптимизации психологического климата в классе; выявление учащихся имеющих проблемы в сфере межличностных отношений; привлечение для этой работы психолого-педагогической службы);

· содействие освоению школьниками образовательных программ (информированность об особенностях содержания образования, предусмотренного учебным планом, о проблемах и перспективах реализации образовательной программы в ученическом классе; координация деятельности учителей-предметников и родителей; прогнозирование и мониторинг успеваемости; содействие в разработке и реализации индивидуальных траекторий образования; планирование и реализация работы с одаренными и с неуспевающими учащимися);

· воспитание патриотических чувств, формирование опыта гражданско-правового поведения, развитие социальной компетентности учащихся (разработка годового цикла мероприятий, содействующих воспитанию патриотизма и гражданственности, расширяющих правовую и социальную компетенцию обучающихся; содействие в формировании опыта гражданского поведения в процессе ученического самоуправления, равнение на эталоны гражданственности; планомерное развитие ученического самоуправления на основе договоров при взаимодействии классного руководителя и учащихся).

Вариативный компонент деятельности классного руководителя тесно привязан к личности педагога, осуществляющего классное руководство, его мотивации, профессиональной компетентности предполагает:

· специфическую воспитательную работу (комплексное изучение состояния, проблем и определение перспектив в воспитании, обучении, развитии учащихся класса; качественное и обоснованное целеполагание и планирование работы с классом; ведение отчетной документации; осуществление мониторинга эффективности собственной деятельности; организация участия детей в конкурсах соревнованиях школьного, районного, краевого и Всероссийского уровня);

· профилактическую работу (выявление обучающихся - потенциальных нарушителей дисциплины; разработка, согласование с социальным педагогом, психологом, администрацией школы, родительским комитетом и реализация комплекса профилактических мер с привлечением широкого круга участников и использование возможностей различных организаций социума).

Структура мониторинга воспитания в широком значении состоит из четырех элементов:

  1. изучения состояния воспитания путем непосредственного наблюдения за ним;

  2. оценки состояния воспитания;

  3. прогноза развития воспитания;

  4. выработки предложений мер по развитию позитивных и предупреждению выявленных негативных процессов.

В соответствии с приказом Минобразования РФ от 27.12.2002, воспитательная деятельность образовательного учреждения оценивается по двум критериям:

  • наличие в образовательном учреждении условий для внеучебной работы с обучающимися;

  • организация воспитательной работы с обучающимися и формирование стимулов развития личности.

Для конкретизации анализа деятельности по достижению цели работы школы мониторинг подразделяется на две группы.

В первую группу входят объективные статистические показатели:

  • Процент успеваемости и посещаемости.

  • Количество правонарушений, совершенных учащимися.

  • Количество учащихся класса состоящих на внутришкольном учете, на учете в ОДН, КДН.

  • Участие (результаты) учащихся в школьных, районных, городских и российских конкурсах и проектах.

  • Процент охвата учащихся горячим питанием.

  • Количество конфликтных ситуаций (с родителями, среди учащихся, с учителями).

Во вторую группу входят показатели анализа эффективности процесса воспитания:

 диагностика уровня развития классного коллектива (Социометрия);

Социометрия применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. Социометрическая методика используется классными руководителями в каждом отдельном классе и этот метод, занимает одно из мест в ряду аналитических методов, таких как анкетирование, интервью, наблюдение. Социометрический метод ни в коем случае их не заменяет, а наоборот гармонично дополняет. Для изучения малых групп, их структур, внутригрупповых связей, выявления конфликтов в группах и между группами, количественных оценок сплоченности, статуса, неформального лидерства он является оптимальным. Кроме содержательного соответствия метода изучаемой области, он обладает рядом преимуществ по сравнению с другими методами анализа. Во - первых, метод довольно прост в технической реализации. Не требуется проведения предтестовых процедур, проверки валидности методики. Подготовка форм (опросных листов) не вызывает затруднений, даже у неподготовленного человека. Во - вторых, длительность проведения исследовательской процедуры не велика. Опросные листы могут заполняться заочно, а обработка данных занимает всего несколько часов. В- третьих, социометрия позволяет оперировать количественными данными. Качественное описание сплоченности группы менее информативно, а применение социометрии дает довольно точную количественную оценку, например, при целенаправленном командообразовании.

Социометрическая процедура может иметь целью:
а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;
б) выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;
в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

 уровень воспитания ученика, класса и школы в целом (Уровень воспитанности);

Проблема диагностики воспитанности учащихся всегда была одной из самых актуальных в педагогике. В последнее время она приобрела еще большую остроту в связи с разработкой и принятием критериев качества образования. Что понимать под «воспитанностью»? По каким критериям судить о «воспитанности»? Под воспитанностью традиционно понимают совокупность знаний о нормах поведения в обществе и умение применять эти знания во взаимоотношениях с окружающими людьми. Поскольку все, что касается поведения человека в социуме, его отношений к людям, характеризует нравственный мир личности, то, когда говорят о воспитанности, подразумевают именно нравственную воспитанность.

Выявлять, тем более измерять воспитательные результаты чрезвычайно сложно. Об этом знают все педагоги - практики, поскольку формирующаяся личность школьника находиться в постоянном развитии.

В тоже время классному руководителю нужно помнить, что диагностика важна не сама по себе, а с целью коррекции воспитательной деятельности, и предупреждения отклонений в поведении детей.

Определить уровень воспитанности школьника можно только после полностью проведенного исследования, когда есть возможность сравнить ответы, суждения, устные и письменные высказывания школьника, его поведения и реакции в различных жизненных ситуациях. Умный и чуткий педагог любое дело в классе, любую индивидуальную беседу использует как своеобразный тест для изучения уровня воспитанности в зависимости каким содержанием заполнены эти дела.

Для диагностики уровня воспитанности школьников классными руководителями школы и мной используются следующие различные известные методики и методы:

1. «Незаконченный тезис» (Н.Е. Щуркова).

2. Анкеты о нравственных идеалах и эстетических интересах. Например

«Нравственные нотки поведения»,

3. Сочинение «Мой идеал».

4. Педагогические характеристики.

5. Педагогическое наблюдение, ситуация выбора, анализ конфликта, ролевые игры.

6. Индивидуальная беседа.

Степень воспитанности делится обычно на 5 уровней:

1 уровень - не знает норм и правил поведения.

2 уровень - знает, но не ведет себя в соответствии с ними.

3 уровень - нормы, правила поведения имеют личностный смысл, но поведение ситуативно, не постоянно.

4 уровень - знание норм, правил, обязанностей стало внутренней потребностью личности.

5 уровень - знание норм, правил, обязанностей стало внутренней потребностью личности. Постоянное нравственное поведение.

Примерные показатели уровня воспитанности учащихся:

1 Учебная и социальная активность

2 Морально-волевые качества

3 Коммуникативные качества

4 Здоровье. Здоровый образ жизни.

 эмоционального настроя класса.

Это тот благоприятный либо стрессогенный фон, на котором разворачивается основная деятельность ребенка в школе.

Для изучения атмосферы в классе классными руководителями применяются метод наблюдения, бесед, тесты «Психологический климат в классе», «Самоконтроль и общение», «Умеете ли вы общаться» и.т.д,

 а также диагностики, входящие в мониторинг программ, работающих в школе («Путь к успеху», «Предпрофильная подготовка и профориентация», «Здоровье», компьютеризации).

Каждый ученический класс по-своему уникален, деятельность классного руководителя происходит в различные периоды социально-психологического развития коллектива. Отсюда сравнивать успехи классных руководителей, работающих, например, в обычном классе и классе социально неблагополучном достаточно проблематично, т. к. цели и темпы реализации воспитательных задач будут существенно отличаться. Объектом сравнения могут быть только адекватность целей воспитательной работы ситуации, сложившейся в классе, соответствие планов поставленным целям и т. п.
Мониторинг эффективности работы классного руководителя может стать деятельностью, объединяющей администрацию школы, родительскую общественность, представителей различных служб (медицинского работника, психолога, социального педагога и т. п.).


© 2010-2022