Программа Школа успеха (МБОУ СОШ №21)

Главная задача современной школы - это раскрытие способностей каждого ученика.   В настоящее время путь развития стал одной из мощных движений в системе российского образования, который позволил войти в новую систему общественных отношений. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые смогли бы самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобиль...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 21»

















Программа «Школа успеха»



Составитель:

Колесникова О.М.,

методист по работе с одаренными детьми
















Старый Оскол, 2014

Пояснительная записка

Главная задача современной школы - это раскрытие способностей каждого ученика.

В настоящее время путь развития стал одной из мощных движений в системе российского образования, который позволил войти в новую систему общественных отношений. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые смогли бы самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны. Другими словами, школа должна формировать успешную во всех отношениях личность. Сегодня мир изменился, и успешность в жизни не всегда связана с отличными успехами по учебным предметам, а хорошее образование и результативное образование суть разные вещи. При этом приоритеты должны расставлять для себя сами ученики, они сами должны делать выбор.

Это особенно актуально для МБОУ СОШ №21, отличающейся наличием в микрорайоне разнообразного контингента учащихся от детей, которых принято называть одаренными, до слабоуспевающих. В этих условиях школа должна создавать необходимое многообразие способов и средств получения образования, видов и форм образовательной деятельности, достаточных для выбора и обучающимися, и учителями.

Программа развития школы носит название «Школа успеха», в рамках которой создается образовательная среда, где каждый ребенок может найти свое собственное пространство, добиться своего собственного успеха.

Потребность в достижении успеха, в том числе в учебной деятельности, связана с наличием у человека разумных притязаний, адекватной самооценки, чувства собственного достоинства, упорства, воли, настойчивости и трудолюбия, способности прогнозировать развитие событий, страховать риски, ориентироваться в большом объеме информации, объективно оценивать обстановку. Для этого в школе необходимо создать среду, которая, по словам Л.С. Выготского, должна быть идеальной и являться целью развития ребенка, а для учителя выступать как средство и способ организации взаимодействия ребенка с ней.

Цель программы заключается в создании благоприятных условий, в которых будет формироваться личность:

  • направленная на достижение успеха в учебной и дальнейшей профессиональной деятельности;

  • направленная на сотрудничество с людьми, оказание помощи окружающим;

  • способная к эффективному межличностному взаимодействию;

  • обладающая высокой и устойчивой самооценкой, чувством собственного достоинства, реалистичным, адекватным развивающимся способностям уровенем притязаний;

  • умеющая учиться и развивать свои способности;

  • обладающая волей, настойчивостью и целеустремленностью в достижении поставленной цели

Другими словами, в школе формируется направленность личности на успех в избранном деле, а способность добиваться этого успеха помогает учащемуся реализоваться и адаптироваться в быстро меняющемся и полной проблем жизни.

Поставленная цель конкретизируется рядом общих задач:

  • обеспечение условий для получения учащимися полноценного общего среднего образования и подготовки к выбору дальнейшего жизненного пути;

  • создание условий для успешной социализации учеников школы;

  • развитие ключевых компетентностей учащихся;

  • обеспечение условия для формирования высокого уровня культуры, в том числе культуры здорового образа жизни;

  • работа по повышению мотивации учеников и педагогов;

  • создание условий для активного включения родителей в образовательный процесс школы.

Ожидаемый результат программы: создание модели Школы, в которой созданы условия для достижения успеха и успешности учащихся, педагогов и родителей.

Поставленная цель может быть достигнута посредством реализации личностно-деятельностного подхода, где личность выступает субъектом деятельности, которая в свою очередь наряду с действием других факторов определяет личностное развитие ее как субъекта (И.А.Зимняя).

Личностно-деятельностный подход характеризуется следующими признаками:

  • Ориентация на личностно-смысловую сферу учащегося через поддержку индивидуальности ребенка, содействие в развитии способов самореализации личности, внедрение поощряющего, стимулирующего характера взаимодействия учителя и учащихся.

  • Включение личностного опыта учащегося в образовательный процесс, что становится возможным посредством реализации следующих аспектов образовательного процесса: проблематизация содержании учебного занятия, совместного с детьми целеполагания и планирования деятельности в процессе обучения, создания эмоционального фона на уроке, постоянной рефлексии.

  • Культивирование уникального опыта ребенка. Индивидуальное видение, языки постижений, чувствования, эмоциональные отклики - все подлинно субъективное должно быть оставлено в образовательном процессе (В.А.Петровский).

  • Признание ценности совместного опыта, ценности взаимодействия. «Люди приобщаются друг к другу, постигая единый для всех «предмет», и в то же время они постигают этот предмет, лишь приобщаясь друг к другу (В.А.Петровский)

  • Построение образовательного процесса на основе учета психофизиологических особенностей учащихся. Для реализации этого подхода важно подбирать дидактический материал с учетом индивидуальных способов проработки учебной информации.

  • Переориентация процесса образования на постановку и решение самими школьниками конкретных учебных задач. Педагогу важно создавать условия для того, чтобы учащиеся формулировали образовательные цели самостоятельно с учетом своих учебных возможностей.

  • Изменение позиции педагога - информатора на позицию тьютора. В этом случае будут созданы условия для становления ученика как субъекта деятельности, а учитель выступает как организатор процесса.

Принципы организации Школы успеха

Для того чтобы сформировать у учащихся установку на успех, необходимо внести существенные изменения в традиционный образовательный процесс. При этом выбор содержания изменений должен опираться на ряд принципов, которые легли в основу данной программы.

  1. Принцип дифференциации образования.

Дифференциация содержания и требований образования осуществляется с целью возможности достижения успеха каждым школьником.

  1. Принцип самостоятельности и ответственности учащихся за свои успехи и неудачи.

Успешный человек отличается самостоятельностью и ответственностью в своих действиях, поэтому, чем больше поощряется самостоятельность учеников, тем более успешными они становятся.

  1. Принцип поощрения любых усилий, направленных на улучшение своих результатов.

Положительная мотивация укрепляет в учащихся веру в свои силы, формирует положительное отношение к успеху, который в конечном итоге становится одним из важных факторов, побуждающих к деятельности.

  1. Принцип формирования ценностного отношения к другим людям и совместной деятельности.

Формирование ценностного отношения к коллективным достижениям, направленности личности на людей позволяет компенсировать недостатки индивидуалистической мотивации.

  1. Принцип ориентации учителей на высокие профессиональные и другие достижения.

Учитель, ориентированный на успех, является примером для учеников и доказательством состоятельности методов его работы.

  1. Принцип развития в учащихся волевых качеств путем включения в посильную, но трудную деятельность.

Чтобы быть успешным, учащийся должен быть готов к преодолению самых разных трудностей для достижения целей.

  1. Принцип отсутствия авторитаризма учителя в оценке ученика.

Формирование самостоятельной оценочной деятельности учащихся позволяет развить у них субъектность, сформировать устойчивую самооценку, предупредить страх неудачи и боязни ошибиться, комплекса неудачника или «отличника».


Модель успешного ученика МБОУ «СОШ №21»

Понятие «успешный ученик» включает следующие характеристики:

  • способность к усвоению образовательных программ, предлагаемых школой, т.е. тех, которые педагогика как наука на данном этапе своего развития готова дать детям - всему классу одну и ту же;

  • способность продемонстрировать свои знания, умения и навыки (знать, понимать и уметь объяснить то, что ты понимаешь - это не одно и то же);

  • способность использовать полученные ЗУН в жизни - это очень важно: знания, которые остаются лишь в стенах школы, никому не нужны;

  • положительная динамика развития - мы видим рост нашего ученика;

  • положительная мотивация к обучению, положительное отношение к школе, сохранение познавательного интереса - ученика, который не любит школу и не хочет учиться, нельзя назвать успешным;

  • социальная адаптированность - ему хорошо в школе, среди сверстников и учителей;

  • позитивные отношения между учеником и учителем - ни о какой успешности не может быть и речи, если ученик не любит или боится учителя, а учитель не понимает и не принимает ученика;

  • позитивные отношения с одноклассниками;

  • хорошее физическое и психическое здоровье;

  • адекватно-позитивная самооценка - ребенок сам должен чувствовать себя успешным;

  • чувство благополучия, защищенности в семье и школе - тревожный, задерганный отличник не может быть назван успешным учеником.

Управление реализацией Программы

Общее руководство программой развития «Школа успеха» осуществляет директор школы. Основной функцией директора является координация усилий всех участников образовательного процесса.

Управление школами осуществляют заместители директора, которые координируют работу руководителей проектов. Руководство проектами может быть возложено на руководителей методических объединений или на отдельных педагогов.

Структура Программы «Школа успеха»

Программа состоит из двух подпрограмм, каждая из которых направлена на достижение специализированных педагогических целей:

I. Подпрограмма «Программа работы с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися»

II. Подпрограмма «Одаренные дети»


I. Подпрограмма

«Программа работы с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися»

П

Негосударственное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат №10 основного общего образования открытого акционерного общества

«Российские железные дороги»аспорт программы


Наименование программы: «Программа работы с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися»

Полное наименование учреждения: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №21» г. Старый Оскол

Цель программы: создание условий для повышения уровня обученности и качества обучения отдельных учеников, и школы в целом.

Задачи программы:

1. Совершенствование системы работы с неуспевающими и слабоуспевающими детьми на основе преемственности в обучении и осуществления здоровьесберегающих подходов с 1 по 11 классы.

2. Создание условий, способствующих организации работы педагогов с неуспевающими и слабоуспевающими детьми.

3. «Конструирование мотивов», формирование устойчивой мотивации школьников на учебную деятельность, стимулирование познавательного интереса.

4. Совершенствование научно-методического и психолого-педагогического сопровождения неуспевающих и слабоуспевающих детей.

5. Укрепление механизма взаимодействия школы, родителей, учреждений дополнительного образования, общественных организаций и партнеров образовательной сети в работе по созданию творческой, проблемно-ориентированной образовательной среды школы.

6. Повышение ответственности родителей за обучение детей в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».

Возрастная и/или социальная группа детей, на которую нацелен проект:

учащиеся 1-11 классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №21»

Ресурсное обеспечение реализации программы:

- Кадровое: для работы с неуспевающими и слабоуспевающими детьми современный учитель должен владеть высоким уровнем специальных профессиональных, психолого-педагогических и личностных компетентностей (высокий уровень профессиональной подготовки, знания в области общей, возрастной психологии, методики диагностики личности ребенка, методики корректировки деятельности и т.д.).

Критерии отбора учителей для работы с неуспевающими и слабоуспевающими детьми: активная научно-методическая деятельность; стремление к самообразованию и самосовершенствованию; высокий уровень интеллектуально-духовного развития, эрудированность; толерантность, наличие организаторских способностей.

- Научно-методическое: создание компьютерной базы данных о передовом педагогическом опыте педагогов в работе с неуспевающими и слабоуспевающими детьми, применение инновационных педагогических технологий.

- Материально-техническое: оснащение кабинетов необходимым ТСО; обеспечение необходимым оборудованием и материалами для организации работы кружков, секций, клубов; формирование системы материального поощрения учителей.

Сроки реализации Программы: 2014 - 2018 гг.

Предполагаемые результаты и оценка результативности программы.

1. Создание системы выявления и поддержки неуспевающих и слабоуспевающих детей с раннего возраста и до выпуска из школы.

2. Создание образовательной среды, способствующей успешности ученика через проявления его способностей и сохранение физического и психического здоровья.

3. Увеличение количества учащихся на всех этапах обучения, имеющих положительную динамику в успеваемости.

4. Развитие потенциала учителя в части компетентного выявления и сопровождения неуспевающих и слабоуспевающих учащихся школы.

Пояснительная записка

Актуальность проблемы состоит в том, что неуспеваемость учащихся есть и остается наиболее острой в современной педагогике. Число таких детей из года в год возрастает, так как увеличиваются факторы риска, среди которых наиболее опасны: отягощенная наследственность, патология беременности или родов у матери, хронические заболевания у родителей, неблагоприятные экологические ситуации, алкоголизм родителей, неполная семья, неблагоприятный психологический микроклимат в семье и в школе.

По данным Министерства образования РФ 85% детей учащихся школ нуждаются в помощи медицинского, психологического и коррекционно-педагогического характера.

Чтобы наметить пути коррекционной работы с такими учащимися нужно более подробно познакомиться с отклонениями в развитии ребенка: развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально - волевой сферы личности происходит замедленно с отставанием от нормы. Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют ребенку успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему общества.

У такого ребенка гораздо дольше остается ведущая игровая мотивация, с трудом и в минимальной степени формируются учебные процессы. Слабо развитая произвольная сфера (умение сосредоточиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать задания, работать по образцу) не позволяет младшему школьнику полноценно осуществить напряженную учебную деятельность: он очень быстро устает, истощается.

Из-за недостаточного для его возраста умения сравнивать, обобщать, абстрагировать, классифицировать учащиеся не в состоянии самостоятельно, без специальной педагогической помощи, усвоить содержательный минимум школьной программы и быстро попадает в ряды хронически неуспевающих.

Часто трудности в учении усугубляются слабой способностью к звуковому и смысловому анализу речи, вследствие чего ребенок плохо владеет навыками чтения, с трудом осваивает письменную речь.

Учебные трудности школьника, как правило, сопровождаются отклонениями в поведении. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Ребенок либо очень возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражителен, постоянно конфликтует с детьми, либо, наоборот скован, заторможен, пуглив, в результате чего подвергается насмешкам со стороны детей. Из таких взаимоотношений со средой, характеризующихся как состояние хронической дезадаптации, ребенок самостоятельно, без индивидуальной педагогической помощи выйти не может.

В работах А. М. Гельмонта выделено три вида неуспеваемости, зависящих от количества учебных предметов и устойчивости отставания:

1 - общее глубокое отставание по многим или по всем предметам длительное время;

2 - частичная, но относительно стойкая неуспеваемость по одному-трем наиболее сложным предметам;

3 - эпизодическая неуспеваемость то по одному, то по другому предмету, относительно легко преодолеваемая.

Все три вида неуспеваемости относятся к фиксированной неуспеваемости, когда ученики регулярно «приходят к концу четверти с грузом неудовлетворительных оценок». Те же критерии выделяет и Ю.К. Бабанский, подчеркивая сложившееся положение неуспеваемости, связанное с порождающими ее причинами.

Выделяют три основные причины неуспеваемости:

- физиологические проблемы (частые болезни, общая слабость здоровья, инфекционные болезни, болезни нервной системы, нарушения двигательных функций);

- психологические (особенности развития внимания, памяти, мышления, медленность понимания, недостаточный уровень развития речи, несформированность познавательных интересов, узость кругозора);

- социальные (неблагополучные условия жизни, недостойное поведение родителей, отсутствие домашнего режима, безнадзорность ребенка).

К основным признакам неуспеваемости учащихся относится:

  1. Наличие пробелов в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях, которые не позволяют охарактеризовать существен­ные элементы изучаемых понятий, законов, теорий, а также осуществить необходимые практические действия.

  2. Наличие пробелов в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающих темп работы настолько, что ученик не может за отведенное время овладеть необходимым объемом знаний, умений и навы­ков.

  3. Недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющий ученику проявлять самостоятельность, на­стойчивость, организованность и другие качества, необходимые для успешного учения.

Основные направления деятельности участников образовательного процесса

1. Деятельность учителя-предметника со слабоуспевающими учениками

и его родителями

  1. Провести диагностику в начале года с целью выявления уровня обученности учащихся.

  2. Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.

  3. Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить.

  4. Комментировать оценку ученика (необходимо отмечать недостатки, чтобы ученик мог их устранять в дальнейшем).

  5. Учитель должен ликвидировать образовательные дефициты, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.

  6. Учитель-предметник должен определить время, за которое слабоуспевающий учащийся должен освоить тему, в случае затруднения дать консультацию.

  7. Учитель-предметник обязан поставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок (3 и более "2"); администрацию школы, если за две недели до окончания четверти предварительный результат неудовлетворительный.

  8. Учитель не должен снижать оценку учащемуся за плохое поведение на уроке, в этом случае он должен использовать другие методы воздействия.

9. Учитель-предметник ведет следующую документацию:

- классный журнал;

- матрицы оценивания контрольных работ;

- задания по ликвидации пробелов в знаниях;

- индивидуальную карту учащегося;

- индивидуальные тетради для дополнительных занятий;

- отчет учителя-предметника по работе со слабоуспевающими учащимися

2. Деятельность классного руководителя со слабоуспевающими учениками и его родителями

1. Классный руководитель обязан выявлять причины неуспеваемости учащегося через индивидуальные беседы, анкетирования с учеником, родителями, учителем-предметником, учитывая, что к возможным причинам можно отнести:

  • пропуск уроков (по уважительной или неуважительной причине),

  • недостаточная домашняя подготовка,

  • низкие способности,

  • низкая мотивация,

  • нежелание учиться,

  • недостаточная работа на уроке,

  • необъективность выставления оценки на уроке,

  • большой объем домашнего задания,

  • высокий уровень сложности материала,

  • другие причины.

2. В случае, если слабая успеваемость является следствием пропуска уроков, классный руководитель должен выяснить причины пропуска (уважительная, неуважительная)

Уважительными причинами считаются:

  • болезнь, подтвержденная справкой врача или запиской от родителей на срок не более 3-х дней;

  • мероприятия, подтвержденные справками, вызовами, приказом учреждения, проводящего данное мероприятие;

  • освобождение от урока ученика в случае плохого самочувствия с предупреждением учителя-предметника или классного руководителя;

  • по семейным обстоятельствам (по заявлению на имя директора ОУ).

Неуважительными причинами считаются:

  • пропуски урока или уроков без соответствующих документов, подтверждающих уважительную причину отсутствия учащегося;

Классный руководитель должен немедленно проинформировать родителей о пропуске уроков через запись в дневнике или по телефону (если случай единичный), через беседу с родителями (если пропуски неоднократные), через малый педсовет (если прогулы систематические)

3. В случае выявления недобросовестного выполнения домашнего задания или недостаточной работы на уроке классный руководитель обязан провести профилактическую работу с учеником и его родителями.

4. В случае указания учащимся на завышение объема домашнего задания классный руководитель обязан обсудить вопрос с учителем предметником или обратиться к заместителю директора по ВР, чтобы проверить соответствие объема домашнего задания соответствующим нормам.

5. В случае выявления низких способностей организовать помощь слабоуспевающим учащимся со стороны актива класса.

6. В случае выявления низкой мотивации или неумения организовать свою учебную деятельность провести серию классных часов о научной организации труда школьника.

7. Классный руководитель ведет следующую документацию:

- классный журнал;

- заполняет акт посещения семьи слабоуспевающего учащегося;

- регистрацию бесед со слабоуспевающим учащимся, его родителями;

8. В случае выполнения предыдущих пунктов и при отсутствии положительного результата классный руководитель сообщает о данном учащемся администрации школы с ходатайством о проведении малого педсовета.

3. Программа деятельности ученика

1. Ученик обязан выполнять домашнее задание, своевременно представлять учителю на проверку письменные задания.

2. Ученик обязан работать в течение урока и выполнять все виды упражнений и заданий на уроке.

3. Ученик, пропустивший занятия (по уважительной или без уважительной причины), обязан самостоятельно изучить учебный материал. В случае затруднения ученик может обратиться к учителю за консультацией.

4. Программа деятельности родителей

1. Родители обязаны явиться в школу по требованию педагога, классного руководителя или администрации.

2. Родители обязаны контролировать выполнение домашнего задания учеником и его посещение ОУ.

3. Родители обязаны помогать ребенку в освоении пропущенного учебного материала путем самостоятельных занятий или консультаций с учителем-предметником в случае отсутствия ребенка на уроках по болезни или другим уважительным причинам.

4. Родители имеют право посещать уроки, по которым учащийся показывает низкий результат.

5. Родители имеют право обращаться за помощью к классному руководителю, учителю-предметнику, администрации ОУ.

6. В случае уклонения родителей от своих обязанностей оформляются материалы на ученика и его родителей в школьный Совет профилактики, затем в комиссию по делам несовершеннолетних и защите прав детей с целью принятия административных мер наказания к родителям.

5. Программа деятельности Совета профилактики

1. Совет профилактики проводит беседы с учащимися и их родителями, имеющими проблемы, связанные с низким уровнем успеваемости в том случае, если эти проблемы стали следствием пропусков уроков без уважительной причины, пьянства родителей, бродяжничества или др. причин.

2. Совет профилактики проводит рейды по квартирам учащихся по необходимости, заполняет акт обследования жилищных условий.

6. Деятельность администрации школы

со слабоуспевающими учениками и его родителями

1. Контролирует деятельность всех звеньев учебного процесса по работе со слабоуспевающими учащимися.

2. Администрация школы ведет следующую документацию:

- программа о работе со слабоуспевающими учащимися;

- общешкольный план работы со слабоуспевающим учащимися;

- общий список слабоуспевающих учащихся;

- график посещения уроков учителей-предметников, с целью наблюдения за

работой со слабоуспевающими учащимися;

- справки по работе со слабоуспевающими учащимися;

- отчет в УО о работе со слабоуспевающими учащимися (по окончании каждой четверти) с учетом работы всех звеньев учебного процесса.

3. Администрация школы составляет аналитическую справку по итогам года о работе педагогического коллектива со слабоуспевающими учащимися.

4. В случае неэффективности принятых мер, администрация школы организует работу малого педсовета, на который приглашается учащийся и его родители для решения дальнейшего вопроса об обучении.

5. Решение об оставлении слабоуспевающего учащегося на повторный курс обучения принимает педагогический совет.

Программа разработана на период с 2014-2018 годы и предусматривает следующие этапы:

1 этап. 2014-2015 учебный год - проектировочный

Цель: подготовить условия для формирования системы работы с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися в школе.

Задачи:

  • Изучение нормативной базы, подзаконных актов.

  • Разработка Программы работы с одаренными учащимися.

  • Разработка структуры управления Программой, должностных инструкций, распределение обязанностей.

  • Анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы.

  • Осуществление индивидуально-ориентированного подхода во время урочной деятельности со слабоуспевающими учениками.

  • Привлечение учащихся с низким уровнем способностей во внеклассные мероприятия.

2 этап. 2015-2016 учебный год - экспериментальный

Цель: апробация системы работы с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися

Задачи:

  • Диагностика учащихся.

  • Разработка методических рекомендаций по работе с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися.

  • Формирование отдела методической библиотеки школы по работе с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися.

  • Повышение квалификации педагогов.

  • Реализация основных мероприятий, направленных на повышение качества образования, под руководством администрации, педагогов, классных руководителей.

3 этап. 2016-2018 учебные годы - переход в режим функционирования

Цель: переход системы работы с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися в режим функционирования.

Задачи:

  • Анализ итогов реализации программы.

  • Достижение преемственности в воспитании и развитии детей на всех этапах обучения в школе.

  • Коррекция затруднений педагогов в реализации программы.

  • Обобщение результатов работы школы.

План реализации направлений

«Программы работы с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися»

на 2014-2018 годы

п/п

Основные направления

Сроки

Исполнители


Научное направление

1

Разработка приемлемой для школы системы выявления неуспевающих и слабоуспевающих детей

2014-2015

Психолог

2

Разработка системы взаимодействия с семьями учащихся

2014-2015

Зам. директора по ВР, психолог


Научно-методическое и образовательное направление

1

Создание системы дополнительного образования как условия для саморазвития и самореализации

2014-2018

Зам. директора по УВР

2

Создание системы психолого-медико-социального сопровождения

2014-2018

Психолог

3

Апробация и внедрение диагностического инструментария выявления причин неуспеваемости детей

2014-2018

Психолог, педагоги

4

Апробация и внедрение программ развития и поддержки неуспевающих и слабоуспевающих детей

с 2014 г

Зам. директора по УВР, психолог

5

Создание и ведение банка данных, включающее сведения о детях разных типов неуспеваемости

с 2014 г

Зам. директора по УВР, психолог

6

Повышение профессиональной квалификации педагогических кадров

2014-2018

Директор

7

Организация общешкольного семинара «Неуспеваемость как психолого-педагогическая проблема»

2014-2015

Зам. директора по УВР и психолог

8

Целенаправленная работа с родителями по проблемам детской неуспеваемости

2014-2015

Зам. директора по ВР, психолог

9

Участие педагогов в научных, научно-практических конференциях разного уровня по проблемам развития ребенка

2014-2018

Зам. директора по УВР

10

Создание информационной базы по проблемам слабоуспевающих детей

2013-2014

Зам. директора по УВР

11

Использование материалов российских сайтов в Интернете, посвященных проблемам слабоуспевающих детей

2013-2018

Педагоги школы


Организационное психолого-педагогическое направление

1

Индивидуальная работа со специалистами

2013-2018

Заместители директора, психолог

2

Организация и совершенствование работы клубов и кружков по интересам

2003-2018

Зам. директора по ВР

3

Создание среды общения, самореализации

2013-2018

Директор, зам. директора по УВР


Социально-экономическое направление

1

Создание условий для оказания слабоуспевающим детям социальной, психологической, медицинской помощи

2013-2018

Директор, родительский комитет


Циклограмма мероприятий по выполнению Программы


Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

Диагностика детей

ежегодно

Педагог-психолог

2.

Проведение совещания по результатам диагностирования неуспевающих учащихся

1 четверть

4 четверть

Заместители директора

3.

Организация патронажа между неуспевающими учащимися и учителями-предметниками

ежегодно

Заместитель директора по УВР

4.

Расширение сети кружков и секций по выбору с учетом способности и запросов учащихся

ежегодно

Администрация

школы

5.

Корректировка плана работы со слабоуспевающими учащимися на текущий учебный год

сентябрь

Заместитель директора по УВР

6.

Составление списка слабоуспевающих учащихся по преподаваемым предметам

сентябрь

Заместитель директора по УВР, учителя-предметники

7.

Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения.

сентябрь

Заместитель директора по УВР, учителя-предметники

8.

Анализ и корректировка результативности и выполнения «Программы работы с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися»

май

Администрация школы

9.

Пополнение банка педагогической информации по работе с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися

постоянно

Заместитель директора по УВР

10.

Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися

постоянно

Заместитель директора по УВР

11.

Расширение системы внеурочной деятельности

в соответствии с планом

Заместитель директора по УВР

12.

Обобщение опыта работы учителей, работающих с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися

ежегодно

Заместители директора, руководители МО

13.

Распространение опыта работы с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися

постоянно

Заместитель директора по УВР

Программа предусматривает работу по трем направлениям:

  • работа на уроке;

  • внеурочная деятельность;

  • работа с родителями.


Основные формы работы с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися:

  • индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения;

  • групповые занятия с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися после уроков;

  • кружки по интересам;

  • конкурсы;

  • участие в предметных олимпиадах и творческих конкурсах;

  • использование современных ИКТ (Интернет, медиатека, электронная энциклопедия и др.).

Оптимальная система мер по оказанию помощи неуспевающему школьнику

  1. Помощь в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации про­белов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устране­нию типичных ошибок и пр.).

  2. Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности.

  3. Стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуа­ций успеха, побуждение к активному труду и др.).

  4. Контроль за учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всех домашних заданий, активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.).

  5. Различные формы взаимопомощи.

  6. Дополнительные занятия с учеником учителя.

Кадровое обеспечение Программы

Группа

Функции

Состав

Административно-координационная

Осуществление общего контроля и руководства.

Руководство деятельностью коллектива.

Анализ ситуации и внесение корректив.

Директор школы




Заместители

директора

Консультативная, научно-методическая

Координация реализации программы.

Проведение семинаров, консультаций. Подготовка и издание методических рекомендаций.

Аналитическая деятельность.


Заместители

директора

Педагоги школы

Осуществление программы в системе внеклассной работы.

Использование новых педагогических технологий.

Зам. директора по УВР, педагог-организатор, учителя

Специалисты, сотрудничающие со школой

Организация профессиональной помощи педагогам. Проведение тренингов, круглых столов, встреч. Диагностика. Участие в мероприятиях различного уровня.

Зам. директора по УВР, педагог-психолог

Показатели эффективности реализации Программы

  • Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях.

  • Повышение уровня владения детьми ключевыми компетенциями.

  • Создание банка данных неуспевающих и слабоуспевающих учащихся детей МБОУ «СОШ № 21», банка методического обеспечения поддержки таких детей.

  • Внедрение в образовательное пространство школы альтернативного варианта обучения и развития неуспевающих и слабоуспевающих учащихся через индивидуальную траекторию развития.

  • Повышение профессиональной компетентности педагогов по актуальным вопросам педагогики индивидуально-личностного обучения.

  • Успешная социализация детей в социуме.

  • Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких учащихся.

II. Подпрограмма «Одаренные дети»


П

Негосударственное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат №10 основного общего образования открытого акционерного общества

«Российские железные дороги»аспорт программы «Одаренные дети»

Наименование программы: «Одарённые дети»

Полное наименование учреждения: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №21» г. Старый Оскол

Цель программы: создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.

Задачи программы:

1. Совершенствование системы работы с одаренными детьми на основе преемственности в обучении и осуществления здоровьесберегающих подходов с 1 по 11 классы.

2. Создание условий, способствующих организации работы педагогов с одаренными детьми в соответствии с целями опережающего развития и реализации образовательных и творческих возможностей, связанных с доступом к современным информационным ресурсам учащихся и педагогических работников образовательного учреждения.

3. «Конструирование мотивов», формирование устойчивой мотивации школьников на учебную деятельность, стимулирование познавательного интереса.

4. Совершенствование научно-методического и психолого-педагогического сопровождения одаренных детей.

5. Укрепление механизма взаимодействия школы, родителей, учреждений дополнительного образования, общественных организаций и партнеров образовательной сети в работе по созданию творческой, проблемно-ориентированной образовательной среды школы.

6. Учет индивидуальности каждого обучающегося, раскрытие интеллектуального и творческого потенциала.

Возрастная и/или социальная группа детей, на которую нацелен проект:

учащиеся 1-11 классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №21»

Ресурсное обеспечение реализации программы:

- Кадровое: для работы с одаренными детьми современный учитель должен владеть высоким уровнем специальных профессиональных, психолого-педагогических и личностных компетентностей (высокий уровень профессиональной подготовки, знания в области общей, возрастной психологии, методики диагностики личности ребенка, методики корректировки деятельности и т.д.).

Критерии отбора учителей для работы с одаренными детьми: активная научно-методическая деятельность; стремление к самообразованию и самосовершенствованию; высокий уровень интеллектуально-духовного развития, эрудированность; наличие организаторских способностей.

- Научно-методическое: создание компьютерной базы данных о передовом педагогическом опыте педагогов в работе с одаренными детьми, применение инновационных педагогических технологий.

- Материально-техническое: оснащение кабинетов необходимым ТСО; обеспечение необходимым оборудованием и материалами для организации работы кружков, секций, клубов; формирование системы материального поощрения учителей, чьи учащиеся добились наиболее значительных результатов в научно-исследовательской деятельности и другой интеллектуальной деятельности.

Сроки реализации Программы: 2014 - 2018 гг.

Предполагаемые результаты и оценка результативности программы.

1. Создание системы выявления и поддержки одаренных детей с раннего возраста и до выпуска из школы.

2. Создание образовательной среды, способствующей успешности ученика через проявления его способностей и сохранение физического и психического здоровья.

3. Увеличение количества учащихся на всех этапах обучения, имеющих высокие достижения в олимпиадном движении и конкурсах различного уровня.

4. Развитие потенциала учителя в части компетентного выявления и сопровождения одаренных детей школы.

Критерии оценка эффективности реализации программы:

1. Оценка динамики достижения учащихся школы через создание и наполнение портфолио школы.

2. Мониторинг состояния здоровья и комфортности пребывания учащихся в школы, удовлетворенности учащихся, родителей, общественности образовательным процессом в школе.

3. Рейтинги школы в районе по итогам участия в олимпиадном движении и различных интеллектуальных и творческих конкурсах.

Реализация программы призвана способствовать:

- созданию условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся;

- созданию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов и других специалистов для работы с одарёнными детьми;

- созданию условий для укрепления здоровья одарённых детей;

- повышению качества образования и воспитания школьников в целом;

- формированию банка, технологии и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей.

Пояснительная записка

В последние годы становится все более очевидным тот факт, что школьное образование, традиционно считавшимся основным, не в полном объеме решает свои главные задачи. Оно не может обеспечить ребенка гарантией того, что уровень полученного им образования достаточен для дальнейшего обучения и успешной реализации в разнообразных сферах деятельности своих способностей. Школа гарантирует лишь некий стандарт, который оказывается недостаточным в реальной жизни. Это и заставляет усиленно искать возможности решения проблемы, используя весь арсенал учебно-воспитательной системы школы.

На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

По своей природной сути большинство детей талантливы, но не все из них об этом знают. Проблема «нераскрытости» детей заключается в том, что воспитание в семье не всегда помогает раскрыться личности ребенка, а система образовательного процесса в школе не позволяет «рассмотреть» особенности каждого ребенка. Учебный процесс в общеобразовательной школе предполагает, что ребенок должен соответствовать стандарту тех требований, которые к нему предъявляются. Таким образом, многогранность и сложность явления одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми.

При организации работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы речь идет о создании такой образовательной среды, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления творческой активности как одаренных детей и детей с повышенной готовностью к обучению, так и детей со скрытыми формами одаренности.

Таланты рождаются не часто. Школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика. Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей.

Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного.

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» говорится, что в ближайшие годы в России будет выстроена разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей. Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования.

При организации работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы речь должна идти о создании такой образовательной среды, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления творческой активности как одаренных детей и детей с повышенной готовностью к обучению, так и детей со скрытыми формами одаренности.

В рамках реализации Приоритетного национального проекта «Образование» впервые использован новый подход к модернизации образования, основанный на принципе стимулирования роста качества образования и обновления содержания образования.

Современная школа в условиях быстроменяющегося мира должна наряду с созданием целостной системы универсальных знаний и компетентностей учащихся формировать опыт самостоятельной интеллектуальной и творческой деятельности, личной свободы и ответственности ученика. Исходя из этого, актуальной задачей развития современного образовательного учреждения является создание условий для развития инновационного образовательного пространства, способного обеспечить высокий уровень детского саморазвития, самореализации и самоактуализации в будущей самостоятельной профессиональной деятельности.

С целью создания и совершенствования пространства для инновационного развития школы была поставлена задача разработки программы работы с учащимися, имеющими высокий интеллектуальный, творческий и учебно-познавательный потенциал.

Программа «Одаренные дети» разрабатывается с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с Программой развития МБОУ «СОШ № 21» и является основой для работы с одаренными детьми. Программа направлена на эффективное выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала личности каждого ребенка и помощь особо одаренным детям, обучающимся в школе.

Программа содержит алгоритм действий педагогов, психолого-педагогической службы школы, администрации. При этом она допускает вариативный подход, не должна рассматриваться как догматическая конструкция.

Практика показывает, что существуют проблемы и нереализованные возможности в организации работы с одаренными детьми, которые выражаются в следующих противоречиях:

  • между необходимостью создания нормативной и учебно-материальной базой для организации работы с одаренными детьми и отсутствием новой и конкретной управленческой программы для ее осуществления в школе;

  • между высокими требованиями, предъявляемыми сегодня к обучению и развитию одаренных детей и теми социальными гарантиями в области образования, которые им предоставляются;

  • между огромными потенциальными возможностями развития одаренного ребенка и несоответствием общего уровня культуры;

  • между специфичностью и проблемностью развития одаренных детей и недостатком психолого-педагогических знаний учителей и родителей.

Разрешение вышеуказанных противоречий возможно при комплексном и системном подходе к проблеме.

Организационное и функциональное обеспечение программы

Функции директора в аспекте реализации программы:

- общее руководство разработкой и реализацией программы: организация, координация, контроль.

Функции заместителей директора:

- определение приоритетных направлений просветительско-образовательной работы;

- корректировка составляющих элементов программы;

- обеспечение связи с высшими учебными заведениями, учреждениями дополнительного образования;

- анализ и обобщение результатов реализации программы;

- регулирование и коррекция образовательных процессов, связанных с реализацией программы «Одаренные дети»;

- организация и проведение семинаров по проблемам работы с одаренными детьми;

- внедрение новых эффективных способов работы с одаренными детьми;

- разработка индивидуальных образовательных программ для одаренных детей.

Функции методических объединений:

- подготовка методических рекомендаций для работы по программе «Одаренные дети»;

- разработка диагностического инструментария для успешной реализации программы;

- разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми по предмету через муниципальные и межсетевые МО;

- обобщение и систематизация результатов деятельности отдельных учителей, умело организующих работу с одаренными детьми;

- определение критериев эффективности реализации программы;

- разработка и обработка новых педагогических технологий в работе с одаренными детьми;

- координация действий учителей, работающих с одаренными детьми.

Функциональные обязанности учителей:

- организация и проведение занятий с одаренными детьми;

- разработка, корректировка, усовершенствование программ для работы с одаренными детьми;

- мониторинг результативности занятий с одаренными детьми;

- организация индивидуальной работы с одаренными детьми;

- подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям и другим интеллектуальных конкурсам различного уровня;

- организация контроля за знаниями одаренных детей, выполнение программ по работе с одаренными детьми;

- контроль за выполнением индивидуальных образовательных программ по работе с одаренными детьми;

- обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми;

- творческие отчеты по предмету в рамках реализации программы;

- подготовка материалов, методических рекомендаций по организации работы с одаренными детьми;

- повышение методической активности через выступления на педагогических советах, семинарах, методических конференциях и других мероприятиях с опытом работы по реализации программы.

Функции педагога - психолога:

- анализ успешности (неуспешности) обучения каждого ребенка с выявлением причин;

- диагностирование детей с целью определения групп учеников со специальными способностями (отличающихся высоким уровнем умственных способностей в данном предмете или цикле предметов);

- выявление детей, отличающихся высоким уровнем умственных способностей во всех областях знаний;

- проведение семинаров по психологическим аспектам работы с одаренными детьми;

- знакомство родителей с методиками изучения и развития творческого потенциала ребенка.

Основные направления работы педагогического коллектива

в рамках реализации программы:

- выделение факультативных часов на индивидуальную работу с одаренными детьми;

- привлечение к работе с одаренными детьми творческих педагогов школы;

- обеспечение научно-поисковой деятельностью одаренных детей в рамках школьного музея,

- обеспечение развития творческих способностей одаренных детей в школьных творческих коллективах;

- обеспечение развития творчески одаренных детей через вовлечение в организацию и проведение общешкольных и классных мероприятий;

- повышение уровня организации и проведения школьных олимпиад, предметных недель;

- обеспечение одаренных учащихся участием в работе муниципальных, областных, федеральных олимпиад, конкурсов, соревнований, научно-практических конференций.

Методы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

  • применение междисциплинарного подхода;

  • углубленное изучение тех проблем, которые выбраны самими учащимися;

  • насыщенность учебного материала заданиями открытого типа;

  • поощрение результатов, которые содержат новые идеи;

  • поощрение использования разнообразных форм предъявления и внедрения в жизнь результатов работы;

  • поощрение движения к пониманию самих себя, сходства и различия с другими, признанию своих способностей;

  • оценка результатов работы на основе критериев, связанных с конкретной областью интересов;

  • установка на самоценность познавательной деятельности при изучении научных дисциплин;

  • принятие и учет возможного неравномерного (дисгармоничного) развития личности ребенка с признаками одаренности;

  • установка на готовность к непрагматическому риску в неординарных ситуациях жизни, возможности сохранения приоритета духовных, идеальных ценностей при любых обстоятельствах.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности ребенка;

  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

  • принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Стратегические направления Программы

Задачи:

- Создание благоприятных условий для работы с одаренными детьми (внедрение передовых образовательных технологий, нормативно-правовое обеспечение деятельности, формирование банка данных по проблеме одаренности, укрепление материально-технической базы).

- Методическое обеспечение работы с одаренными детьми (повышение уровня профессионального мастерства педагогов, организация обмена опытом учителей и воспитателей, работающих с одаренными детьми, научно-методическое и информационное обеспечение программы).

- Мероприятия по работе с одаренными детьми (участие детей в мероприятиях различного уровня).

В рамках Программы предусматривается реализация следующих направлений работы.

  • Координационное направление:

    • интеграция в рамках данного направления деятельности начальной и средней школы, учреждений дополнительного образования;

    • обеспечение нормативно-правовой базы;

    • ресурсное обеспечение;

    • контроль и анализ деятельности.

  • Диагностическое направление:

    • формирование банка методического обеспечения для выявления одаренности;

    • проведение специальных конкурсов и турниров для выявления одаренных детей;

    • проведение диагностики одаренных детей;

    • диагностика условий обучения и развития одаренных детей (в т.ч. кадровых);

    • создание банка данных «Одаренные дети школы».

  • Кадровое направление:

    • определение критериев эффективности педагогической работы с одаренными детьми;

    • повышение квалификации педагогов на разных уровнях;

    • оказание информационной и методической помощи педагогам;

    • создание творческой группы учителей, работающих с одаренными детьми;

    • создание условий для отработки и применения инновационных педагогических технологий.

  • Научно-методическое направление:

    • создание для каждого ученика ситуации успеха;

    • апробация и внедрение методических разработок в психолого-педагогическую практику, поиск и внедрение наиболее эффективных технологий работы с одаренными детьми;

    • включение в учебный план элективных курсов, организация работы кружков интеллектуальной, художественно-эстетической направленности;

    • создание условий для участия одаренных детей в олимпиадах, конференциях и других интеллектуально-творческих мероприятиях разного уровня;

    • обеспечение материально-технической базы;

    • создание системы психологического сопровождения одаренных детей;

    • использование информационно-коммуникационных технологий.

  • Информационное направление:

    • привлечение внимания педагогической общественности, органов государственного управления образования, средств массовой информации к проблемам одаренных детей;

    • организация работы библиотеки;

    • создание банка образовательных программ, диагностических и методических материалов;

    • информационная поддержка педагогов, работающих с одаренными детьми;

    • стимулирование учащихся к занятию интеллектуальной деятельностью, развитию и проявлению творческих способностей;

    • использование для повышения престижа творческих достижений ресурсы городских и областных СМИ;

    • функционирование стендов «Лучшие учащиеся школы», «Наши достижения», «События школьной жизни»;

    • информирование о достижениях ребенка по месту работы родителей.

Организационная деятельность школы

1. Педагогические консилиумы, совещания по результатам диагностирования.

2. Организация патронажа между учителями предметниками и способными учащимися.

3. Организация методической работы с педагогическим коллективом, обеспечение учебно-методической литературой.

4. Формирование режима работы школы, обеспечивающего возможности участия школьников в системе школьного дополнительного (факультативы, кружки, внеурочная деятельность, индивидуальные занятия) и внешкольного образования (ДЮСШ, ФОК и пр.).

Основные мероприятия Программы

1 этап. 2014-2015 учебный год - проектировочный

Цель: подготовить условия для формирования системы работы с одаренными учащимися в школе.

Задачи:

  • Изучение нормативной базы, подзаконных актов.

  • Разработка Программы работы с одаренными учащимися.

  • Разработка структуры управления Программой, должностных инструкций, распределение обязанностей.

  • Анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы.

2 этап. 2015-2016 учебный год - экспериментальный

Цель: апробация системы работы с одаренными учащимися.

Задачи:

  • Диагностика склонностей учащихся.

  • Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми, основам научного исследования, материалов для проведения классных часов, викторин, праздников.

  • Формирование отдела методической библиотеки школы по работе с талантливыми учащимися.

  • Адаптация учебных программ спецкурсов, факультативов, элективных курсов.

  • Повышение квалификации педагогов.

3 этап. 2016-2018 учебные годы - переход в режим функционирования

Цель: переход системы работы с одаренными учащимися в режим функционирования.

Задачи:

  • Анализ итогов реализации программы.

  • Достижение преемственности в воспитании и развитии детей на всех этапах обучения в школе.

  • Коррекция затруднений педагогов в реализации программы.

  • Обобщение результатов работы школы.

Программа Школа успеха (МБОУ СОШ №21)

План реализации направлений программы «Одаренные дети»

на 2014-2018 годы

п/п

Основные направления

Сроки

Исполнители


Научное направление

1

Разработка приемлемой для школы системы выявления одаренных детей

2014-2015

Зам. директора по УВР, психолог

2

Разработка системы взаимодействия с семьями учащихся

2014-2015

Зам. директора по УВР, психолог


Научно-методическое и образовательное направление

1

Создание системы дополнительного образования как условия для саморазвития и самореализации

2014-2018

Зам. директора по УВР

2

Создание системы психолого-медико-социального сопровождения

2014-2018

Психолог

3

Апробация и внедрение диагностического инструментария выявления одаренных детей

2014-2018

Психолог, педагоги

4

Апробация и внедрение программ развития и поддержки одаренности

с 2014 г

Зам. директора по УВР, психолог

5

Создание и ведение банка данных, включающее сведения о детях разных типов одаренности и талантливости, образовательных программах обучения одаренных детей, кадровом обеспечении процесса

с 2014 г

Зам. директора по УВР

6

Повышение профессиональной квалификации педагогических кадров

2014-2018

Директор

7

Организация общешкольного семинара «Одаренность как психолого-педагогическая проблема»

2014-2015

Зам. директора по УВР и психолог

8

Целенаправленная работа с родителями по проблемам детской одаренности, способам ее поддержки и развития

2014-2015

Зам. директора по УВР, психолог

9

Участие педагогов в научных, научно-практических конференциях разного уровня по проблемам одаренности ребенка

2014-2018

Зам. директора по УВР

10

Привлечение внимания общественности города к потребностям одаренных учащихся

2014-2018

Директор, родительский комитет

11

Создание информационной базы по проблемам одаренности детей

2013-2014

Зам. директора по УВР

12

Использование материалов российских сайтов в Интернете, посвященных проблемам одаренных детей

2013-2018

Педагоги школы

13

Оперативный сбор и оформление, распространение материалов по рубрикам:

- опыт педагогической работы с одаренными детьми;

- родительские заметки об особенностях воспитания и развития одаренных детей, а также о проблемах, с которыми им придется сталкиваться;

- «Судьбы одаренных людей - судьбы одаренных детей» - биографические эскизы;

- детские достижения (рисунки, стихи, фотографии)

2013-2018

Зав. библиотекой, педагоги

14

Выпуск сборников детского творчества

2014-2018

Зам. директора по УВР

15

Деятельность методических объединений:

- рассмотрение материалов педагогических исследований по данной проблеме;

- организация апробации методик обучения школьников

2013-2018

Руководители МО


Организационное психолого-педагогическое направление

1

Индивидуальная работа со специалистами

2013-2018

Заместители директора

2

Организация и совершенствование работы научного общества учащихся, кружков различной направленности

2003-2018

Зам. директора по УВР

3

Создание среды общения, самореализации, социализации:

- заключение договоров с учреждениями образования различного уровня;

- организация и проведение предметных олимпиад различного уровня;

- организация выставок;

- организация защиты творческих проектов

2013-2018

Директор, зам. директора по УВР

4

Организация краткосрочных профильных школ, сборов лидеров, летнего лагеря

2013-2018

Директор, зам. директора по УВР


Социально-экономическое направление

1

Создание условий для оказания одаренным детям социальной, психологической, медицинской помощи

2013-2018

Директор, родительский комитет

2

Разработка Положения о поощрении одаренных детей - победителей олимпиад, авторов научных проектов

2014

Директор

Циклограмма мероприятий по выполнению Программы


Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

Диагностика одаренных детей

ежегодно

Педагог-психолог

2.

Проведение совещания по результатам диагностирования способных учащихся

1 четверть

4 четверть

Заместители директора

3.

Организация патронажа между способными учащимися и учителями-предметниками

ежегодно

Заместитель директора по УВР

4.

Расширение сети кружков и секций по выбору с учетом способности и запросов учащихся

ежегодно

Администрация

школы

5.

Организация и проведение школьных олимпиад

ежегодно

Заместитель директора по УВР

6.

Участие в муниципальных, региональных, всероссийских олимпиадах

ежегодно

Заместитель директора по УВР

7.

Анализ и корректировка результативности и выполнения программы «Одаренные дети»

май

Администрация школы

8.

Пополнение банка педагогической информации по работе с одаренными детьми

постоянно

Заместитель директора по УВР

9.

Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми

постоянно

Заместитель директора по УВР

10.

Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей.

сентябрь

Администрация школы

11

Организация работы научного общества учащихся в учебном году

сентябрь

Руководитель НОУ

12

Расширение системы внеурочной деятельности для развития творческих способностей одаренных детей

в соответствии с планом

Заместитель директора по УВР

13

Анализ возможностей школы для углубленного изучения предметов

постоянно

Заместитель директора по УВР

14

Обобщение опыта работы учителей, работающих с одаренными детьми

ежегодно

Заместители директора, руководители МО

16

Распространение опыта работы с одаренными детьми

постоянно

Заместитель директора по УВР

17

Проведение предметных недель

ежегодно

Заместитель директора по УВР

18

Организация на базе школы научно-практической конференции учащихся

март

Заместитель директора по УВР

Программа предусматривает работу по трем направлениям:

  • работа на уроке;

  • внеурочная деятельность;

  • работа с родителями.

Виды

работ

Когда?

Зачем?

Что?

Как?

Работа на уроке

При определении уровня предшествующей подготовки и на основании результатов диагностики.

Для развития творческих способностей, для формирования мотивации к обучению.

Выход за рамки программ. Поощрение инициативы учащихся, их самостоятельности.

Пересмотр содержания в соответствии с потребностями учащихся. Включение нестандартных дифференцированных заданий.

Внеурочная деятельность

На индивидуальных занятиях, на занятиях научного общества

Для создания интереса к учебе, для создания ситуации успеха, для получения более широкого спектра знаний в ряде образовательных областей.

Внеклассная индивидуализация с преобладанием заданий на повышенном уровне сложности.

Научно-практические конференции, олимпиады, интеллектуальные марафоны, конкурсы.

Работа с родителями

Через индивидуальные беседы, круглый стол, родительские собрания.

Для создания единого образовательного пространства. Для определения интересов ребенка, его склонностей и возможностей. Проведение микроисследований по теме.

Совместные занятия, открытые уроки, совместная исследовательская деятельность.

Совместное выполнение творческих заданий, участие в совместном заседании научного общества, тесты и мини анкеты, проигрывание ситуаций на родительских собраниях.

Организация исследовательской работы учащихся в школе


Классы

Этапы

Формы

1 - 4 классы

Подготовительный этап:

  • Формирование навыков научной организации труда.

  • Вовлечение в активные формы познавательной деятельности.

  • Формирование познавательного интереса.

  • Выявление способных учащихся

Формы:

Урок.

Декада начальной школы.

Олимпиады.

Творческие конкурсы.

Внеклассная работа.

Кружки.

Секции.

5-7

классы

Творческий этап:

  • Совершенствование навыков научной организации труда.

  • Формирование познавательного интереса.

  • Творческое развитие учащихся.

  • Индивидуальная работа со способными школьниками.

Формы:

Урок.

Внеклассная работа.

Предметные недели.

Школьные олимпиады.

Факультативы.

Научно-практические конференции.

Индивидуальная работа по разработке проектов и выполнению рефератов и исследовательских работ.

Кружки. Секции.

8-9

классы

Развивающий этап:

  • Совершенствование навыков научной организации труда.

  • Развитие и расширение познавательных интересов учащихся.

  • Формирование исследовательских навыков.

  • Развитие информационной культуры учащихся.

Формы:

Урок.

Внеклассная работа.

Предметные недели. Олимпиады.

Научно-практические конференции.

Индивидуальная работа по разработке проектов и выполнению рефератов и исследовательских работ.

10-11 классы

Исследовательский этап:

  • Совершенствование исследовательских навыков.

  • Совершенствование информационной культуры учащихся.

  • Самостоятельное применение учащимися знаний умений и навыков.

Формы:

Урок.

Внеклассная работа.

Предметные недели.

Олимпиады.

Факультативы.

Профильные спецкурсы.

НОУ.

Индивидуальная работа по разработке программ, проектов и выполнению рефератов и исследовательских работ.

Основные формы работы с одаренными детьми:

  • индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм урока творческие мастерские;

  • групповые занятия с одаренными учащимися;

  • предметные кружки, факультативы;

  • кружки по интересам;

  • конкурсы;

  • курсы по выбору;

  • участие в предметных олимпиадах и творческих конкурсах;

  • работа по индивидуальным планам;

  • исследовательская деятельность и участие в научно-практических конференциях;

  • использование современных ИКТ (Интернет, медиатека, электронная энциклопедия и др.);

  • создание детских портфолио.


Кадровое обеспечение Программы

Группа

Функции

Состав

Административно-координационная

Осуществление общего контроля и руководства.

Руководство деятельностью коллектива.

Анализ ситуации и внесение корректив.

Директор школы




Заместители

директора

Консультативная, научно-методическая

Координация реализации программы.

Проведение семинаров, консультаций.

Подготовка и издание методических рекомендаций.

Аналитическая деятельность.


Заместители

директора

Педагоги школы

Осуществление программы в системе внеклассной работы.

Использование новых педагогических технологий.

Организация исследовательской работы учащихся.

Зам. директора по УВР, руководитель научного общества учащихся, педагог-организатор, учителя

Специалисты, сотрудничающие со школой

Организация профессиональной помощи педагогам.

Проведение тренингов, круглых столов, встреч.

Диагностика

Участие в мероприятиях различного уровня.

Зам. директора по УВР, педагог-психолог, преподаватели учебных заведений ВПО и СПО, педагоги дополнительного образования

Показатели эффективности реализации Программы

  • Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.

  • Повышение уровня владения детьми ключевыми компетенциями.

  • Создание банка данных одаренных детей МБОУ «СОШ № 21», банка методического обеспечения поддержки одаренных детей.

  • Внедрение в образовательное пространство школы альтернативного варианта обучения и развития одаренных детей через индивидуальную траекторию развития.

  • Повышение профессиональной компетентности педагогов по актуальным вопросам педагогики одаренности.

  • Успешная социализация детей с высоким уровнем актуализированной одаренности в социуме как основа развития их задатков, способностей, дарования.

  • Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких учащихся.

Возможные риски

  • Неправильное или неадекватное выявление одаренности ребенка, что может привести к тому, что ребенок, ранее проявлявший способности в избранной им деятельности, может не достигнуть высоких результатов. И, как следствие, не оправдать возложенных на него надежд. В результате у него может сформироваться заниженная самооценка, проявления истинной одаренности снизятся.

  • Рост и углубление социальной, интеллектуальной и педагогической пропасти между «одаренными» и «обычными» школьниками, невнимание к последним. Это приведет к тому, что потенциально одаренные дети, чью одаренность в силу обстоятельств не удалось выявить, не смогут в полной мере проявиться и тем самым не войдут в число одаренных.

Эффективность развития познавательной деятельности учащихся могут нивелировать следующие негативные факторы:

1) «дискриминация» личности одаренного учащегося из-за отсутствия необходимого дифференцированного обучения;

2) ориентация на «среднего» ученика;

3) слабый учет особенностей когнитивных стилей одаренных учащихся в учебно-познавательной деятельности;

4) недооценка законов творчества учителями;

5) наличие механизмов избегания, маскировки своих возможностей одаренными детьми из-за отсутствия условий самореализации;

6) сдерживающая система репродуктивных заданий, упражнений и формальных требований;

7) низкий уровень подготовки учителей для работы с одаренными детьми;

8) излишняя унификация программ.


Факторы, способствующие адаптации образовательной среды

к образовательным потребностям одаренных детей

1. Подбор оптимальных методов обучения, воспитания и развития.

2. Разнообразные виды поддержки учащихся:

- психолого-педагогические: комфортность, сотрудничество, совместимость;

- социальные (равные стартовые возможности в обучении);

- валеологические: обеспечение условий здорового образа жизни- переключения видов деятельности, физкультминутки, паузы.

3. Право свободного выбора:

- профиля интеллектуального или творческого труда;

- уровня (начального, оптимального, продвинутого);

- вида творческого или интеллектуального труда.



Литература


  1. Ананьев Б.Г. О соотношении способностей и одаренности //Проблемы способностей. М., 1962.- 308 с.

  2. Артюшина Н.К., Чирковская Е.Г. Личностные и профессиональные качества учителя, работающего с одаренными учащимися // Проблемы психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса. Сборник материалов научно-практической конференции / Научн. ред. Н.Ю. Синягина. - М., 2003. - с. 61-63.

  3. Астапов В.М., Микадзе Ю.В. Обучение и воспитание детей «группы риска»/под общ. ред. В.М.Астапова.- М.: Институт практической психологии, 1996. - 197 с.

  4. Бабаева Ю.Д. Динамическая теория одаренности // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. - М., 1997. - 402 с.

  5. Блонский П.П. Школьная успеваемость. - М.: Просвещение, 2006. - 423 с

  6. Боденко Б.Н. Анализ психологических предпосылок неуспеваемости и способы ее коррекции на начальном этапе обучения. - М.: Просвещение, 1998. - 112 с.

  7. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. -- М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 160 с: ил.

  8. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. - М.: Знание, 1991.- 80 с.

  9. Кара Ж.Ю. Общая психология: краткий курс. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. -190 с.

  10. Кеэс П.Я. К разработке диагностических тестов интеллектуального развития детей. Автореферат. 1993.

  11. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность // Семья и школа, - № 9. - 1990.

  12. Лейтес Н.С. Психология одаренности детей и подростков. М.: Издательский центр «Академия», 1996. - 416 с.

  13. Лохов М.И., Фесенко Ю.А., Рубин М.Ю. Плохой хороший ребёнок. (Проблемы развития, нарушения поведения, внимания, письма и речи). 2-е издание. - СПб: 2005. - 320 с.

  14. Научно-практический журнал «Завуч начальной школы», №3, 2009.

  15. Методическая работа в школе (компакт-диск): «Учитель», 2010.

  16. Одаренные дети / Общ. ред. Г.В. Бурменской и В.М.Слуцкого. - М., 1991. - 381 с.

  17. Одаренные дети. Система работы в школе (компакт-диск): «Учитель», 2007.

  18. Панов В.И. Некоторые теоретические и практические аспекты одаренности // Прикладная психология. - 1998. - №3. - с. 33-48.

  19. Педагогическая психология и коррекция педагогика: учебно-методический комплекс/ сост. Е.Г. Вышинской. - Новополоцк: ПГУ, 2008. - 2008. - 144 с.

  20. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике: Учебное пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. - М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - 352 с.

  21. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С Лейтеса. М., 2000. - 332 с.

  22. Савенков А.И. Одаренные дети в школе и дома. М., 2000. - 125 с.

  23. Савенков А.И. Что такое детская одаренность? // Школьный психолог. 2004. № 32.

  24. Специальная педагогика: Учебное пособие для студ. высш. завед./Л.И.Аксенова, Л.И.Белякова. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 400 с.

  25. Ульенкова У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии: учеб. пособие. для студ. высш. учеб. завед. /У.В. Ульенкова, О.В.Лебедева. - М.: «Академия», 2007. - 176 с.

  26. Штерн В. Умственная одаренность: психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста. - СПб., 1997. - 124 с.

  27. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. М.: Просвещение, 2000. - 136 с.

  28. Юркевич В.С. Типы одаренности // Учителю об одаренных детях / Под ред. В.П. Лебедевой, В.И. Панова. - М., 1997. - с. 260 - 270.

  29. Юркевич В.С. Одаренность - дар или наказание? Или основные проблемы одаренных детей. -

mgppu.ru/ru/practice/departments/sectors/secodaren/statya.php.



© 2010-2022