• Преподавателю
  • Директору, завучу
  • Реализация принципов преемственности и последовательности в изучении систематического курса русского языка на 1 ступени обучения и в основной школе

Реализация принципов преемственности и последовательности в изучении систематического курса русского языка на 1 ступени обучения и в основной школе

В настоящее время школьный курс русского языка строится как компетентностно ориентированный с акцентом на обучение основным видам речевой деятельности. Такой подход к преподаванию русского языка на всех трех ступенях обучения рассматривается с позиции содержательных линий и тех компетенций, которые предстоит сформировать у учащихся (речевой, языковой, социокультурной и деятельностной). Применительно к содержательным линиям обучения особое значение приобретает реализация принципа преемственности ...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Реализация принципов преемственности и последовательности в изучении систематического курса русского языка

на 1 ступени обучения и в основной школе

(по итогам тематической проверки)

Проблема внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов последнее время, безусловно, является одной из обсуждаемых проблем в нашем обществе. И это понятно... С введением ФГОС принципиально меняются ориентиры современной школы, основная задача которой сегодня - перевести учащегося в режим саморазвития. Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности.

В настоящее время школьный курс русского языка строится как компетентностно ориентированный с акцентом на обучение основным видам речевой деятельности. Такой подход к преподаванию русского языка на всех трех ступенях обучения рассматривается с позиции содержательных линий и тех компетенций, которые предстоит сформировать у учащихся (речевой, языковой, социокультурной и деятельностной). Применительно к содержательным линиям обучения особое значение приобретает реализация принципа преемственности и последовательности в изучении систематического курса русского языка на 1 ступени обучения и в основной и старшей школе.

Актуальность проблемы связана с нарушением данного принципа. Главная причина такого положения заключается в том, что каждая сторона решает свои проблемы самостоятельно. А значит, отсутствует согласованность начальной, основной и старшей школы в речевом развитии учащихся, нет координации методов и приемов, обеспечивающих познавательную и речевую деятельность школьников. Все это снижает уровень учебных достижений учащихся по русскому языку.

В связи с этим и в соответствии с планом работы отдела образования в 1 семестре 2014/2015 учебного года изучался вопрос реализации принципа преемственности и последовательности в изучении русского языка в начальном и среднем звене обучения в общеобразовательных учебных заведениях района (Гвардейская школа-гимназия №3, Тепловская, Винницкая, Пожарская, Залесская школы).

В ходе проверки были изучены следующие вопросы:

  • материально-техническая и учебно-методическая база по предмету;

  • качество ведения школьной документации учителями;

  • методическая работа по предмету;

  • контроль администрации за преподаванием русского языка и литературы.

Материально-техническая база

В большинстве школ нет оплачиваемых кабинетов русского языка и литературы, отсутствуют технические средства, однако учителя пользуются собственными ноутбуками для проведения уроков. Создаётся видеотека фильмов по произведениям, изучаемым по программе, постоянно пополняется копилка презентационных материалов. В школах имеются таблицы по русскому языку, стенды «Для вас, любители русской словесности!», словари, папки с таблицами и справочными материалами на каждую парту, материалы для проведения контрольных работ, карточки для индивидуальной работы, разработки уроков и внеклассных мероприятий. Также есть портреты писателей, стенды «Литература Древней Греции», «Древнерусская литература», «Литература XVIII века», «Золотой век литературы», «Серебряный век литературы», «Поэты-юбиляры», стенд-высказывание И.С. Тургенева с портретом.

Учебниками русского языка и литературы учащиеся школы обеспеченны на 100%. В классах с русским языком обучения - учебники русского языка под редакцией М.А.Рыбченковой; в классах с крымскотатарским языком обучения - учебники русского языка для национальных образовательных учреждений под редакцией Е.А. Быстровой; учебники литературы под редакцией Коровина В.Я.

Однако учебные кабинеты требуют оснащения современными средствами обучения, в частности, ИКТ.

Документация учителей

В ходе тематической проверки был проведён анализ ведения школьной документации учителями-предметниками. Рабочие программы, календарно-тематическое и поурочное планирование в основном соответствует нормативной базе и методическим рекомендациям. Форма тематических планов учителей посещённых школ отражает часы и темы программы, обязательные элементы содержания программы, определены требования к уровню подготовки учащихся, указан вид контроля, задание на дом, внесены часы регионального компонента, контрольных работ. Тематические планы предметников содержат материал на сопутствующее повторение.

Ведение классных журналов соответствует требованиям, накопляемость отметок в основном в норме, практическая часть на момент проверки выполнена в соответствии с календарно-тематическим планированием, оценки за контрольные и творческие работы выставлялись своевременно всеми учителями, оценки в тетрадях и журналах совпадают.

Во всех классах количество тетрадей соответствует количеству присутствующих учащихся. Тетради подписаны, в обложках. Единый орфографический режим, объём классных и домашних работ соблюдается. Тетради проверяются ежедневно, красной пастой. Ошибки исправляются аккуратно. Работы оцениваются объективно. Пропущенных ошибок не обнаружено. Ведётся словарная работа. Работа над ошибками проводится в тех же тетрадях, в которых выполнялись

соответствующие письменные работы и оценивается на усмотрение учителя.

Однако (на момент проверки) Пояснительные записки Рабочих программ перекопированы из авторских программ к УМК. Не сказано о внесённых изменениях в примерную (авторскую) программу и их обоснование. Нет характеристики особенностей программы.


Методическая работа по предмету

Учителя русского языка и литературы являются членами школьных методических объединений учителей-словесников или социально-гуманитарного цикла, периодически выступают с докладами на ШМО, являются подписчиками научно-методических журналов по предмету, посещают РМО.

В рамках работы ШМО организовано взаимопосещение уроков коллег, взаимопроверка ученических тетрадей, заслушиваются отчеты по самообразованию.

Однако в планах ШМО не отслеживается выполнение рекомендаций администрации школ; нет ответственных за подготовку заседаний; отсутствуют отметки о выполнении проведённых мероприятий, не спланирована работа со слабоуспевающими учащимися.

Анализ документации школьных методических объединений показал, что отчёты ШМО за 2013/2014 учебный год носят формальный характер, в них нет глубокого анализа деятельности МО. Также в плане работы не отражена работа по преемственности (в основном деятельность сводится к оформлению материалов к педконсилиуму по 5 классам), бессистемна работа с одарёнными и слабоуспевающими детьми.


Посещение уроков

Вопрос преемственности в обучении изучался в течение нескольких лет в ходе аттестационной экспертизы образовательных учреждений, тематических проверок, а также семинаров учителей-предметников. Проверка показала, что в целом, кадровый состав учителей, преподающих в 4-х, 5-х классах, имеет относительно высокий качественный уровень (стаж работы от 20 до 25 лет у 70% педагогов), что свидетельствует о достаточном опыте и профессионализме.

Значительная часть учителей русского языка и начальных классов добивается усвоения учащимися программного материала и вполне удовлетворительной грамотности школьников. Большинство учителей целеустремленно формирует и совершенствует практические навыки учащихся, добиваясь осознанного усвоения изученного на уроке материала, работает над обогащением словарного запаса школьников.

Высокой грамотности добиваются те учителя, которые правильно сочетают изучение теоретических вопросов программы с выработкой у учащихся орфографических и пунктуационных навыков, систематически ведут работу по развитию устной и письменной речи. На посещённых уроках учителями методически грамотно была организована самостоятельная работа школьников, соблюдался принцип преемственности образования.

Однако проверка показала, что в подготовке учащихся имеются существенные пробелы, а в преподавании русского языка недостаточно используются значительные резервы дальнейшего повышения качества обучения учащихся по этому предмету на всех ступенях образования.

Одной из причин серьезных пробелов в подготовке школьников является нарушение внутренней преемственности и логической последовательности на всех ступенях обучения русскому языку. Отсутствие такой преемственности значительно снижает положительные результаты работы учителей. Нужно хорошо знать и помнить, что начальная ступень образования - это не столько пропедевтический этап в обучении русскому языку, сколько важное звено общего единого курса с первого по выпускной класс.

Так, учителя начальных классов обязаны вооружить школьников навыками беглого, осознанного, правильного, выразительного, нормального по темпу чтения в соответствии с нормами литературного языка. Отсутствие этих навыков затрудняет овладение учащимися знаниями по всем предметам в 5-6 классах.

Непродуманна и непоследовательна в целом система тренировочных упражнений, применяемых частью учителей. В младших классах 70% учебного времени отводится на различные виды упражнений, но из них только 18% - на самостоятельную работу учащихся.

Анализ посещенных уроков учителей-словесников в 4-х, 5-ых классах свидетельствует о том, что на уроках создается атмосфера доброжелательности, концентрируется внимание на главных вопросах темы, создается ситуация успеха; учителя в достаточной мере владеют педагогическими приемами, повышающими познавательную готовность пятиклассников, используют технологии, в основном игровую, обучение в сотрудничестве, уровневую дифференциацию. Обращают внимание на каллиграфию учащихся.

Однако в 5 классах на закрепление материала отводится 45% рабочего времени - с увеличением доли самостоятельной работы еще не достаточно подготовленных к ней учащихся 4-х классов, что является одним из основных признаков нарушения преемственности.

Как в начальных, так и в 5 классах зачастую преобладают фронтальные и коллективные устные формы работы.

Многие учителя русского языка 5-х классов в большинстве своем не знакомы с программой и учениками 4-х классов, не имеют четких представлений о предшествующей подготовке школьников к моменту изучения той или иной темы, поэтому подолгу задерживаются на знакомом учащимся по начальной школе материале, не оставляя времени на закрепление нового и совершенствование навыков. Глубоко не анализируется формирование коммуникативной компетентности на уроках русского языка как на 1 ступени обучения, так и в 5 классе. Между тем данные диагностических контрольных работ свидетельствуют о несформированности ряда коммуникативных компетентностей у пятиклассников, а именно:

  • адекватно воспринимать и интерпретировать текст, вырабатывать на основе прочитанного и аргументировать собственную точку зрения;

  • соблюдать в практике письма основные языковые нормы (лексические, грамматические, орфографические, стилистические).


Контроль со стороны администрации за преподаванием предмета

Анализ управленческой деятельности по организации преемственности учебно-воспитательного процесса начальной и средней школы свидетельствует о том, что руководители ОУ обеспечивают организационно-педагогический аспект с учетом рекомендаций психологов. Прежде всего, обеспечивается соответствующая расстановка кадров, учитывается, по возможности, стаж работы, категория, индивидуальные особенности личности учителей и учащихся. Решая проблемы преемственности, руководители школ стараются уделять внимание качеству кадрового потенциала при распределении нагрузки в 5-ых классах. Однако часто случается так, что работать в 5-ые классы приходят учителя, выпустившие учеников из 11-го класса. За годы работы в старших классах они утрачивают некоторые подходы к организации учебно-воспитательного процесса в 5 классе, забывая о периоде адаптации пятиклассников, о проблемах эмоциональной и физической перегрузки вчерашних учеников начальной школы.

Решение педагогическими коллективами проблемы преемственности находят отражение в годовых планах учебно-воспитательной работы ОУ.

Курируют обеспечение преемственности между начальным и средним звеном обучения в школах района в основном заместители директоров по УВР. Однако лишь немногие являются филологами, что, безусловно, вызывает трудности при изучении состояния преподавания русского языка.

Заместители директоров по УВР посещают уроки учителей, организуют совместную работу школьных методических объединений начальных классов и среднего звена.

Однако при посещении уроков ставят слишком общие цели посещения: «Адаптация учащихся 5-х классов» или «Преемственность обучения учащихся», что не позволяет выйти на конкретные проблемы адаптационного периода и оперативно провести коррекцию проблемных участков. Необходимо, прежде всего, осуществлять руководство и контроль за формированием как общеучебных, так и специальных умений учащихся на выпуске из начальной школы и в 5-х классах.

Выводы, сделанные администрацией по посещённым урокам, в основном носят констатационный характер, рекомендации не даются, что не способствует методическому и профессиональному росту учителей.

Анализ документации администрации школы по ВШК за состоянием преподавания предмета показал, что контроль со стороны администрации носит формальный характер.

Вместе с тем и психологи, работающие в школах, должны, прежде всего, обратить внимание учителей на проблему адаптации и на те возрастные психологические и психофизические особенности детей, которые могут способствовать или препятствовать успешному прохождению адаптационного периода.

Нужно отметить, что адаптационный период будет эффективен и плодотворен только при согласованности действий на всех ступенях обучения, и тогда каждый ученик будет чувствовать себя в школе комфортно и будет вести активную учебную деятельность и подтверждать ее достаточно высоким уровнем обучения.

Рекомендации

Администрации

1. Скорректировать планирование ВШК в перспективном плане работы школы в связи с переходом на ФГОС

до 21.02.2015

2. При посещении уроков ставить конкретные цели, проводить глубокий поэлементный анализ и давать учителям содержательные рекомендации по методике преподавания предмета

в течение учебного года

3. Проводить глубокий анализ методической работы, определять конкретные мероприятия по устранению недостатков, анализировать работу с точки зрения достижения поставленных целей и реализации задач

в конце каждого семестра учебного года

4. Включить в план работы ШМО отчёты по самообразованию учителей и работу с одарёнными и слабоуспевающими детьми

до 09.02.2015

5. Проанализировать результаты II этапа олимпиады по русскому языку, а также результативность участия в районных и республиканских конкурсах.

до 09.02.2015

6. Изучать и использовать на практике передовые технологии раннего выявления и поддержки способных и одаренных детей как на уроках через индивидуализацию и дифференциацию обучения, так и во внеурочное время через организацию работы предметных кружков, факультативов и индивидуальную работу

7. Контролировать работу с одарёнными детьми в течение учебного года

8. Оказывать помощь в создании и оснащении кабинета русского языка

в течение учебного года

Методист ЦДЮТ Е.В.Кульчейко



6

© 2010-2022