Статья «Формирование современного урока»

Данная  статья систематизирует огромное количество фактического материала по планированию и формированию современного занятия согласно ФГОС нового поколения. В статье содержится материал по классификации современных уроков и их типологии. Подробно описаны все этапы занятия и даны рекомендации как планировать не только этапы урока, но и правильно дозировать учебное время. Материал содержит характеристику педагогических понятий и терминов, что очень может быть полезно молодым специалистам. Сведени...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Формирование современного урока»

А.Ю.Шевчук

Г. Кемерово

Дидактика - наука об обучении и образовании, включающая цели, содержание, методы, средства, результаты обучения, которые достигнуты в процессе получения образования. Почему я сделала акцент на этом термине, он будет встречаться очень часто, поэтому его формулировка просто необходима.

Что же такое Урок или учебное занятие с точки зрения дидактики?

Урок - это целостный, логически завершённый, ограниченный временем отрезок образовательного процесса, в котором учебная работа проводится с постоянным составом обучающихся примерно одного возраста и уровня подготовки.

Существует определённая классификация уроков (приложение 1), даже у преподавателей с большим стажем, иногда возникают затруднения при определении типа урока, эта табличка поможет свободно ориентироваться в типологии уроков.

Теперь о самом главном. Этапы урока это определённые отрезки времени, как бы скелет урока на котором всё строится. В приложении 2 представлена табличка этапов урока по дидактической цели, где можно полностью построить урок согласно того типа, который наиболее приемлем для проведения. Очень похожа структура уроков, представленных в приложении 3, но там уже произведена корректировка согласно ФГОС нового поколения.

Статья «Формирование современного урока»От слов перейдём к практике. Как правильно планировать урок, как рассчитать время этапов для наибольшей эффективности учебного занятия? Прежде всего, мы должны помнить, что любой урок это творческий процесс педагога. Тем не менее, основные правила помогут достичь желаемого успеха.

Примерный алгоритм действий:

  1. Выбираем тип урока согласно дидактической цели;

  2. Определяем этапы урока;

  3. Планируем свою деятельность.

Практический пример:

  1. Представим, что мы выбрали за основу комбинированный урок (Хотелось бы заметить, что он до сих пор считается самым распространенным)

  2. Определяем этапы урока (Приложение 4)

  3. Составляем план конспект, согласно вышеуказанных параметров.

В плане мы определяем и время этапа, и его смысловую нагрузку. Что касается времени, то чётких правил нет, и мы должны ориентироваться согласно значимости этапа. Итак, по порядку.

Основные этапы современного урока:

- Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку.

Не более 3 минут, не стоит недооценивать этот этап или сводить его к формальному приветствию или отметке отсутствующих. Это, прежде всего психологический настрой и концентрация внимания обучающихся.

- Проверка домашнего задания.

Не более 10 минут (согласно выбранного типа урока), не должен быть примитивным, задания при проверки должны носить практический характер

- Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме.

Может быть, и в рамках проверки домашнего задания, может быть как отдельный этап. Важность его в подготовке к новому материалу. Должен занимать небольшое количество времени.

- Постановка цели занятия перед учащимися. Важно чётко определить и озвучить обучающимся цель урока, от этого зависит конечный результат

- Организация восприятия и осмысления новой информации, т. е. усвоение исходных знаний.

Фактически 40-50% урочного времени, но он, ни в коем случае не сводиться к простому воспроизведению материала.

- Первичная проверка понимания.

- Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении (в том числе смена вариантов) по образцу.

- Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.

- Обобщение изучаемого на уроке и введение его с систему ранее усвоенных знаний и умений.

По сути как один этап определения уровня усвоения знаний, не должен носить примитивный характер.

- Контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемой учителем и учащимися, оценка знаний. Не должен быть затянутым, оценка должна быть обоснованной.

- Домашнее задание к следующему уроку.

3-4 минуты, чёткое определение целей работы

- Подведение итогов урока. Что получилось, что нет. Благодарите обучающихся за урок.

Представленный материал поможет правильно планировать урок.

Приложение 1 Классификация (типология) уроков

По дидактической цели

По методики их проведения

По организации


Урок сообщения нового материала

Лекция

Урок-лекция

Урок закрепления изученного

Беседа, рассказ

Урок - деловая игра

Урок применения знаний и умений

Самостоятельное изучение

Урок-практикум

Урок обобщения и систематизации знаний

Решение задач под руководством учителя

Урок-соревнование

Урок повторения

Самостоятельные работы

Урок с дидактической игрой

Урок проверки знаний

Комбинированный урок

Лабораторные работы

Урок-консультация

Обобщающая лекция

Урок-дискуссия

Сообщения обучающихся

Урок-зачёт

Фронтальный опрос

Урок-семинар

Тест

Устная или письменная работа

Контрольная работа

Зачёт

Индивидуальная беседа

Приложение 2

Основные этапы по типу урока

Урок изучения нового материала

Урок закрепления и развития знаний, умений, навыков.

Урок формирования умений и навыков.

Урок повторения.

Урок проверки знаний.

Урок применения знаний, умений и навыков.

Повторительно - обобщающий урок.

Комбинированный урок.

1.Первичное введение материала.

1.Сообщение уч-ся цели предстоящей работы.

1.Постановка цели урока.

1.Организация начала урока.

1.Организация начала урока.

1.Организация начала урока (психологический настрой уч-ся).

1.Организационный момент.

1.Организация начала урока.

2.Указание на то, что уч-ся должны запомнить.

2.Воспроизведение уч-ся знаний, умений и навыков

2.Повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой.

2.Постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач.

2.Постановка задач урока. Учитель сообщает уч-ся, какой материал он будет проверять или контролировать.

2.Сообщение темы урока и его задач.

2.Вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план урока.

2.Проверка дом. задания, постановка цели урока.

3.Мотивация запоминания и длительности сохранения в памяти.

3.Выполнение уч-ся различных заданий, задач, упражнений.

3.Проведение проверочных упражнений.

3.Проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий, умозаключений, основополагающих знаний, умений, способов деятельности (практической и мыслительной).

3.Изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.д.) Здания по объему или степени трудности должны соответствовать программе.

3.Изучение новых знаний, необходимых для формирования умений.

3.Выполнение уч-ся индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера

3. Подготовка уч-ся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений.

4.Сообщение либо актуализации техники запоминания

4.Проверка выполненных работ.

4.Ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования.

4.Подведение итогов повторения, проверка учебной работы на уроке.

4.Подведение итогов урока.

4.Формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях.

4.Проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости).

4.Изучение нового материала, в том числе и объяснение.

5.Первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов.

5.Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

5.Упражнения на их освоение.

5.Задание на дом.

5.Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях.

5.Творческое применение знаний и умений.

5.Формирование выводов по изученному материалу.

5.Закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым.

6.Контроль результатов первичного запоминания.

6.Задание на дом (если это необходимо).

6.Упражнения на их закрепление.

6.Упражнение по отработке навыков.

6.Оценка результатов урока.

6.Обобще-ние и систематизация знаний и умений.

7.Регулярное систематическое повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени

7.Тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции.

7.Домашнее задание.

7. Задание на дом (не всегда).

7.Подведение итогов и результатов урока.

8.Внутренне повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретение новых.

8.Упражнения на перенос в сходную ситуацию.

8.Итог урока с оценкой проделанной уч-ся работы.

8. Задание на дом.

9.Частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.

9.Упражнения творческого характера.

9.Подготовка (предварительная работа), необходимая уч-ся для изучения новой темы (не всегда).

Приложение 3

Примерная структура каждого типа урока по ФГОС

1. Структура урока усвоения новых знаний:

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

2 Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Первичное закрепление

§ в знакомой ситуации (типовые)

§ в изменённой ситуации (конструктивные)

5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Актуализация знаний.

§ с целью подготовки к контрольному уроку

§ с целью подготовки к изучению новой темы

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6) Обобщение и систематизация знаний

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Обобщение и систематизация знаний

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

5. Структура урока контроля знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).

Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура

4) Рефлексия (подведение итогов занятия)

6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.

4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

5) Рефлексия (подведение итогов занятия)

7. Структура комбинированного урока.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Приложение 4 Основные этапы современного урока:

Основные этапы современного урока:

  1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической ) готовностью учащихся у к уроку.

  2. Проверка домашнего задания.

  3. Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме.

  4. Постановка цели занятия перед учащимися.

  5. Организация восприятия и осмысления новой информации, т. е. усвоение исходных знаний.

  6. Первичная проверка понимания.

  7. Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении (в том числе смена вариантов) по образцу.

  8. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.

  9. Обобщение изучаемого на уроке и введение его с систему ранее усвоенных знаний и умений.

  10. Контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемой учителем и учащимися, оценка знаний.

  11. Домашнее задание к следующему уроку.

  12. Подведение итогов урока.

© 2010-2022