Программа психолого-педагогического сопровождения перехода учащихся из начальной школы в среднее звено

Переход из начальной школы в основную – один из ответственных периодов, что во многом связано с возрастом детей, их особенностями восприятия мира и тем, что ведущая форма деятельности – учебная – только начинает формироваться. С научных позиций переход из начальной школы в основную связан с тем, что: ·        обучение становится предметным с участием большого числа новых учителей, предъявляющих различные, а иногда противоречащие друг другу требования к работе учеников во время урока, оформлению...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа психолого-педагогического сопровождения перехода учащихся из начальной школы в среднее звено



Переход из начальной школы в основную - один из ответственных периодов, что во многом связано с возрастом детей, их особенностями восприятия мира и тем, что ведущая форма деятельности - учебная - только начинает формироваться.

С научных позиций переход из начальной школы в основную связан с тем, что:

  • обучение становится предметным с участием большого числа новых учителей, предъявляющих различные, а иногда противоречащие друг другу требования к работе учеников во время урока, оформлению тетрадей, к поведению, следовательно, проявляющих субъективизм и авторитаризм в выставлении отметок;

  • кабинетная система проведения уроков, к сожалению, резко ограничивает детей в возможности организовать их образовательное пространство

Для преодоления негативных факторов, возникающих в переходный период из начальной школы в основную, важно рассматривать данный период как особое образовательное пространство, которое позволит обеспечить постепенный переход учащихся из начальной школы в основную.

Последнее подразумевает прохождение данного периода без серьёзных стрессов, негативных проявлений в жизни ребёнка; создание условий для индивидуализации учебной деятельности, появление индивидуальных приёмов работы у школьников.

Переход детей из начального в среднее звено школы является переломным периодом. Для этого есть определённые основания. Наблюдения за состоянием детей, отслеживание их школьной успешности показывает, что успеваемость у многих в этот период падает, интерес к учёбе снижается, отношения между детьми становятся более напряжёнными, конфликтными, а они сами - тревожными, часто непредсказуемыми в своих реакциях, значительно более отстранёнными от взрослых. Но связано это не только с закономерным рубежом психологического развития детей. У этого периода есть и другое происхождение - организационно-педагогическое. Он создаётся логикой обучения в школе, несостыковкой программ начальной и средней школ, резким переходом из одной социальной ситуации в другую.

Переход от младшей ступени образования к основной в современном школьном укладе сопровождается достаточно резкими переменами в жизни

школьников. К ним относятся: повышение требований к самостоятельности и ответственности учащихся, возрастающая сложность предметного содержания обучения, новые отношения с учителями - предметниками и прочее.

Одной из причин рассматриваемой проблемы является неспособность учеников справиться с возросшим по сравнению с начальной школой объёмом домашнего задания, адаптироваться к различным требованиям учителей - предметников:

  1. недостаточное изучение данных о выпускниках начальной школы, их возможностях и реальных учебных результатах;

  2. неподготовленность учителей к работе с детьми младшего школьного возраста;

  3. непонимание учащимися учебного материала вследствие его вступления в противоречие с ранее изученным в начальной школе.

Таким образом, важное значение приобретают организация образовательного пространства и создание педагогических условий, которые способствовали бы:

  • повышению учебной мотивации;

  • появлению комфортности в совместной деятельности учащихся с учителями разных предметов;

  • выработке индивидуального учебного поведения и личных способов учебной деятельности.

Всё в целом направлено на становление младшего школьника как самостоятельной личности, адаптированной к разнообразию образовательного пространства и успешно проявляющей в нём себя.

Предлагаемая система работы на этапе перехода детей из начального в среднее звено есть попытка если не преодоления, то существенного смягчения психологических последствий данного педагогического кризиса. Предполагается довольно насыщенная, последовательная и взаимосвязанная работа педагогов и администрации школы в течение года.

Цель работы может быть определена как создание условий для успешного обучения выпускников начальной школы в среднем звене. Главное не в том, чтобы приспособить ребёнка к ситуации обучения в средней школе, а в том, чтобы обеспечить его дальнейшее поступательное развитие, его психологическое благополучие за счёт снижения планки образовательных задач (в пятом классе за I четверть отметки не выставляются, оцениваются результаты обучения за полугодие). В работе выделяются два взаимосвязанных этапа.

Первый этап - формирование готовности к обучению в новой социально - педагогической ситуации - охватывает второе полугодие выпускного (четвёртого) класса.

Второй этап - создание условий для успешной социально - психологической адаптации к новой социальной ситуации - это первое полугодие пятого класса.

Задачи педагогического коллектива - это осуществление непрерывности и преемственности образования в переходный период, который требует объединения и взаимосвязи компонентов:

  • интеграция и взаимопроникновение программ предметов, которые находят своё продолжение на следующем этапе обучения;

  • использование форм и методов обучения начальной школы в преподавании предметов средней школы, особенно тех, которые по содержанию являются новыми для пятиклассников;

  • развивающий и здоровьесберегающий характер образовательной среды;

  • профессиональная рефлексия педагогов, предполагающая учёт изменений физиологического и психологического характера детей, определение путей в совместной деятельности по учёту индивидуального уровня развития каждого ребёнка;

  • создание атмосферы сотрудничества и доброжелательности в школе;

  • проведение совместных уроков по основным предметам учителями начальной и средней школы.

Реализация предлагаемой системы работы возможна при выполнении ряда управленческих условий. Прежде всего администрация школы должна иметь чёткие представления о том, какая команда педагогов «возьмёт» выпускные классы начальной школы и поведёт их дальше. Второе условие - должно быть налажено серьёзное методическое сотрудничество между педагогами среднего и начального звена. Третье условие - администрация школы должна отчётливо понимать, что работа по организации преемственности необходима школе, желающей сохранить себя в качестве жизнеспособной образовательной среды.


Основные направления работы


  • организационная работа (проведение педсоветов, совещаний с представителями школьной администрации, педагогами)

  • педагогическая диагностика

  • консультативная работа с педагогами, учащимися, родителями

  • аналитическая работа

Организационная деятельность


1.Совещание по организации работы и принятие программы преемственности.

2. Семинары для классных руководителей и учителей предметников 5 классов для ознакомления с основными задачами и трудностями первичной адаптации, тактикой общения с детьми и с тем, какую помощь им можно оказать.

3. Круглый стол с участием учителей - предметников, учителей начальных классов для выработки общих требований к пятиклассникам.

4. Посещение уроков в выпускных классах начальной школы педагогами - предметниками, классными руководителями будущих пятых классов с целью знакомства с технологией обучения в начальной школе, формами и методами организации учебной деятельности, стилем взаимоотношений педагога с детьми и учащихся между собой для использования приёмов обратной связи в 5-х классах, ознакомление с программой и системой требований учителей начальной школы.

Педагогическая диагностика


Первый этап диагностики проводится в выпускном классе начальной школы с целью глубокого определения уровня знаний, умений и навыков по основным предметам начальной школы в соответствии со стандартами начального общего образования. Ассистентами на контрольных работах могут быть учителя - предметники, которые будут работать в этом классе на будущий год.

Второй этап диагностики проводится в начале 5-го класса. Используются те же измерители, что и в конце обучения в начальной школе. Результаты сопоставляются, анализируются и делаются выводы.

Консультативная работа


Работа с педагогами проводится в виде групповых консультаций. Консультирование родителей, чьи дети могут испытывать трудности приспособления к средней школе, осуществляется индивидуально или на родительских собраниях.

Работа с самими детьми - это прежде всего помощь в освоении нового стиля общения со взрослыми и сверстниками, в регуляции собственного состояния, выработке эффективных приёмов организации учебной деятельности. Всё это проводится как в индивидуальной, так и в групповой форме.

Аналитическая работа


Направлена на осмысление проводимой системы психолого-педагогической деятельности по адаптации детей к условиям средней школы. Анализ ситуации даёт участникам программы (учителям, администрации школы, родителям) возможность обсудить формы и методы дальнейшей работы и планировать учебно-воспитательный процесс в данных классах.


ПРОГРАММА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ НАЧАЛЬНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ


ВЫПУСКНЫЕ КЛАССЫ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ


Содержание работы

Сроки

Ответственные

1.

Совещание администрации: определение учителей, которые будут работать в 5-х классах в следующем учебном году

Февраль

Директор

2.

Координационное совещание для учителей 4-5 классов: организация преемственности

Февраль

Зам. директора по УВР

3.

Посещение уроков в 4-х классах учителями среднего звена

Февраль-март

Зам. директора по УВР

4.

Диагностика уровня ЗУН учащихся выпускных классов в соответствии с графиком

Апрель-май

Зам. директора по УВР, учителя начальных классов

5.

Проведение классного часа «Как подружиться со школой»

Апрель-май

Учителя

6.

Знакомство с учебным процессом в среднем звене. Экскурсия по кабинетами.

Апрель-май

Учителя начальных классов, учителя-предметники

7.

Проконтролировать проведение индивидуальных занятий со слабоуспевающими учениками 4-го класса

Апрель

Зам. директора по УВР, зав. кафедрой

8.

Совещание для учителей 4-х классов по результатам диагностик

Май

Зам. директора по УВР

9.

Родительские собрания «Итоги диагностики и адаптационный период в пятом классе»

Май

Учителя начальных классов, учителя будущих пятиклассников


АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД В ПЯТЫХ КЛАССАХ

Содержание работы

Сроки

Ответственные

1.

Координационное совещание для учителей 4-5 классов: организация преемственности

Август

Зам. директора по УВР

2.

Круглый стол для учителей- предметников для выработки единых требований к пятиклассникам

Август

Участники адаптационного периода

3.

Родительское собрание «Особенности периода адаптации детей в пятом классе»

Сентябрь

Классные руководители

4.

Посещение уроков в 5 классах учителями начальной школы

Сентябрь

Учителя начальных классов

5.

Входные контрольные работы по математике, русскому языку, чтению

Сентябрь- октябрь

Зам. директора по УВР, учителя-предметники

6.

Сравнительный анализ с итоговым результатом за начальную школу

Октябрь

Зам. директора по УВР

7.

Педагогический консилиум для учителей-предметников «Психолого-физиологические аспекты адаптации учащихся при переходе из начальной школы в среднее звено»

Индивидуальные особенности детей «группы риска»

Октябрь

Зам. директора по УВР и социальный педагог

8.

Контрольные работы по математике, русскому языку

Февраль

Зам. директора по УВР, учителя-предметники

9.

Сравнительный анализ материалов по результатам адаптационного периода

Декабрь

Зам. директора по УВР

10.

Совещание для учителей 5-х классов по итогам года

Апрель

Зам. директора по УВР, учителя-предметники




© 2010-2022