- Преподавателю
- Директору, завучу
- Организация инклюзивного образования в ОУ
Организация инклюзивного образования в ОУ
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Беседина Н.Н. |
Дата | 06.08.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Организация инклюзивного образования в ОУ
зам.директора по УР МОАУ СОШ с.Томичи Беседина Н.Н
Изменение представления государства и общества о правах и возможностях ребенка-инвалида привело к постановке практической задачи максимального охвата образованием всех детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Признание права любого ребенка на получение образования, отвечающего его потребностям и полноценно использующего возможности развития, обусловило важнейшие инициативы и ориентиры новой образовательной политики.
Такая постановка задачи влечет за собой необходимость структурно-функциональной, содержательной и технологической модернизации образовательной системы.
Признание государством ценности социальной и образовательной интеграции детей с ОВЗ обусловливает необходимость создания для них адекватного образовательного процесса именно в общеобразовательном учреждении, которому отводится центральное место в обеспечении так называемого «инклюзивного» (включенного) образования.
Основной критерий эффективности инклюзивного образования - успешность социализации, введение в культуру, развитие социального опыта ребенка с ОВЗ наряду с освоением им академических знаний.
Правовой основой обучения детей с ограниченными возможностями являются следующие документы:
-
1948 г.Всеобщая Декларация прав человека
-
1989 г. Конвенция ООН о правах ребенка
-
1990 г. Всемирная Декларация по образованию для всех
-
1993 г. Стандартные правила ООН об обеспечении равных возможностей для инвалидов
-
1994 г.Саламанкская декларация о принципах, политике и практических действиях в сфере образования лиц с особенными потребностями
-
2000 г.Всемирный форум по образованию
-
2001 г. Пилотный проект программы «Образование для всех»
-
2005 г. Конвенция ООН о правах инвалидов
Фундаментальный принцип «образование для всех» состоит в том, что каждый человек должен иметь возможность учиться.
Основополагающий принцип инклюзивного образования - все люди должны иметь возможность учиться вместе, независимо от каких-либо трудностей, имеющихся на этом пути, или различий в способности к обучению, которые они могут иметь.
-
Адресатами инклюзивного образования являются люди с ограниченными возможностями здоровья, и инвалиды - лишь одни из них.
Инклюзия(включение)- процесс, при котором что-либо включается, то есть вовлекается, охватывается, или входит в состав, как часть целого.
Инкл.образование- - это образование, при котором все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются в общеобразовательных школах вместе со своими сверстниками.
-
Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.
-
Инклюзия учитывает потребности, также как и специальные условия и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха.
-
Работает над улучшением образовательных структур, систем и методик для обеспечения потребностей всех детей.
-
Является частью большой стратегии по созданию общества, принимающего всех.
-
Является динамичным процессом, который постоянно в развитии.
Признает, что все дети могут учиться
Рассмотрим различные формы образования и принципы обучения при этих формах
Существует три аспекта развития инклюзии(они представлены на следующем слайде)
1.Создание инклюзивной культуры
-
Построение школьного сообщества
-
Принятие инклюзивных ценностей
2.Разработка инклюзивной политики
-
Развитие школы для всех
-
Организация поддержки разнообразия
3.Развитие инклюзивной практики
-
Управление процессом обучения
-
Мобилизация ресурсов
Включающее(инклюзивное ) образование базируется на восьми принципах:
-
Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
-
Каждый человек способен чувствовать и думать.
-
Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
-
Все люди нуждаются друг в друге.
-
Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
-
Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
-
Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
-
Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Существуют различные варианты инклюзивного образования:
Класс полной интеграции (из 20 учащихся 3-4 ребенка с ОВЗ)используется тогда ,когда уровень психофизического и речевого развития детей с ОВЗ соответствует или приближается к возрастной норме, кто психологически готов к совместному со здоровыми сверстниками обучению Дети в течение дня находятся с нормально развивающимися детьми
Специальный(коррекционный) класс частичной интеграции. Эффективна тем, кто способен нормально развивающимися н наравне со своими сверстниками овладевать лишь небольшой частью необходимых умений и навыков, проводить с ними только часть учебного и внеклассного времени. Коррекционные часы, внеклассные мероприятия.
-
Школа надомного обучения
-
Семейное обучение, экстернат
В нашей школе применяется варианта инклюзивного образования :класс полной интеграции (1 девочка инвалид с ДЦП обучается в обычном класее) и 1 ребенок -инвалид обучается на дому по 8 виду.
На данном этапе внедрения инклюзивного обучения существуют множество барьеров:
-
-
Дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми;
-
-
Большинство учителей и директоров массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей- инвалидов в процесс обучения в классах;
-
Родители детей инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки;
-
Архитектурная недоступность школ, учреждений
Для преодоления этих барьеров необходим системный подход
-
Для введения инклюзии также недостаточно наличия только самих школ и дошкольных учреждений, пусть даже полностью оборудованных, доступных и с обученным персоналом.
-
Необходимо подготовить позитивное общественное мнение всех родителей о совместном обучении детей.
-
Наряду с этими условиями, должна быть приспособлена к потребностям инвалидов бытовая среда (включая транспорт).
-
Важным является также адекватная поддержка семей с детьми-инвалидами.
!!! Только при таком системном подходе можно ожидать реального существенного сокращения количества детей, обучающихся в специальных образовательных учреждениях, и увеличения темпов развития инклюзивных школ.
Что же необходимо:
-
создание безбарьерной среды в общеобразовательных учреждениях;
-
подготовку специалистов и методик совместного образования детей-инвалидов в массовой школе;
-
предусмотреть меры по распространению эффективных моделей инклюзивного образования в массовых школах;
-
обеспечить выделение необходимых ресурсов для разработки, апробирования
и внедрения моделей инклюзивного образования;
Для реализации этих задач необходимо создать условия организации для успешнго обучения и воспитания детей с ОВЗ
-
1. Создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценное включение и личностную самореализацию в образовательном учреждении.
Создание в образовательном учреждении общего типа надлежащих материально-технических условий, обеспечивающих возможность для беспрепятственного доступа детей в здание и помещения ОУ и организации их пребывания и обучения в этом учреждении (пандусы, лифты, специально оборудованные учебные места, специализированное , реабилитационное, медицинское оборудование и т.д
Каждый учитель и каждый специалист, сопровождающий ребенка с ОВЗ, должен:
иметь представление и понимание того, что такое инклюзивное образование, в чем его отличие от традиционных форм образования
обладать знаниями о психологических закономерностях и особенностях возрастного и личностного развития детей в условиях инклюзивной образовательной среды
знать методы психологического и дидактического проектирования учебного процесса
уметь реализовать различные способы педагогического взаимодействия между всеми субъектами образовательной среды (с учениками по отдельности и в группе, с родителями, коллегами-учителями, специалистами, руководством)
Условия организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья
-
В целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья образовательных программ целесообразно ввести в штатное расписание ОУ общего типа дополнительные ставки педагогических (учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги, воспитатели и др.) и медицинских работников.
Формирование толерантного отношения в обществе к детям -инвалидам и к детям с ограниченными возможностями здоровья: для обеспечения эффективного включения детей с ограниченными возможностями здоровья в ОУ общего типа важное значение имеет проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса - обучающимися, их родителями, педагогическими работниками.
Для сохранения и укрепления кадрового потенциала ОУ, осуществляющих образование детей с ограниченными возможностями здоровья, необходима разработка мер материального стимулирования деятельности работников этих учреждений (определение размеров и условий оплаты труда, установление дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи).
Итак ,создание условий для инклюзивного обучения в школе заключается в следующем:
1.разработка локальных актов в ОУ:
положение о приеме в ОУ детей с ОВЗ
-
положение об аттестации детей с ОВЗ
-
положение об индивидуальных учебных планах и программ
-
положение о психолого-педагогическом сопровождение обучения детей с ОВЗ
2.Организационно-методическое обеспечение заключается в
-
разработке уч.планов и образовательных программ по типам ОВз
-
корркектировка плана воспитательной работы школы и класса с учетом детей с ОВЭ
-
обучение учителей
3.Психолого-педагогическое сопровождение должно заключаться в
-
Специальной психолого-педагогической поддержке(психолог.дефектолог,логопед)
-
Тьюторское сопровождение
-
Организация работы психолого-педагогического консилилиумашколы
-
Развитие толерантных отношений взаимодействия
И конечно создание адаптивной образовательной среды заключается в доступности классов, других помещений школы, технические средства обеспечения комфортного доступа
Создание зон отдыха, восстановления работоспособности, оздоровления
Очень важно понять:
При создании инклюзивных школ, школ нового типа , дети привыкают к тому, что мир - разнообразен, что люди в нем - разные, что каждый человек имеет право на жизнь, воспитание, обучение, развитие.