Организация инклюзивного образования в ОУ

В данном материале рассказывается о работе,которую должно провести общеобразовательное учреждение при организации в нем инклюзивного образования.В статье рассказывается об изменении отношения общества к проблеме обучения детей-инвалидов:от обучения в специальных школах -интернатах к обучению в обычных школах ,вместе с обычными детьми.Только так может вырасти социализированный ребенок.который потом сможет жить в обществе наравне со всеми.в материале рассаказывается о проблемах,которые стоят перед...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Организация инклюзивного образования в ОУ

зам.директора по УР МОАУ СОШ с.Томичи Беседина Н.Н

Изменение представления государства и общества о правах и возможностях ребенка-инвалида привело к постановке практической задачи максимального охвата образованием всех детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Признание права любого ребенка на получение образования, отвечающего его потребностям и полноценно использующего возможности развития, обусловило важнейшие инициативы и ориентиры новой образовательной политики.

Такая постановка задачи влечет за собой необходимость структурно-функциональной, содержательной и технологической модернизации образовательной системы.

Признание государством ценности социальной и образовательной интеграции детей с ОВЗ обусловливает необходимость создания для них адекватного образовательного процесса именно в общеобразовательном учреждении, которому отводится центральное место в обеспечении так называемого «инклюзивного» (включенного) образования.

Основной критерий эффективности инклюзивного образования - успешность социализации, введение в культуру, развитие социального опыта ребенка с ОВЗ наряду с освоением им академических знаний.

Правовой основой обучения детей с ограниченными возможностями являются следующие документы:

  • 1948 г.Всеобщая Декларация прав человека

  • 1989 г. Конвенция ООН о правах ребенка

  • 1990 г. Всемирная Декларация по образованию для всех

  • 1993 г. Стандартные правила ООН об обеспечении равных возможностей для инвалидов

  • 1994 г.Саламанкская декларация о принципах, политике и практических действиях в сфере образования лиц с особенными потребностями

  • 2000 г.Всемирный форум по образованию

  • 2001 г. Пилотный проект программы «Образование для всех»

  • 2005 г. Конвенция ООН о правах инвалидов

Фундаментальный принцип «образование для всех» состоит в том, что каждый человек должен иметь возможность учиться.

Основополагающий принцип инклюзивного образования - все люди должны иметь возможность учиться вместе, независимо от каких-либо трудностей, имеющихся на этом пути, или различий в способности к обучению, которые они могут иметь.

  • Адресатами инклюзивного образования являются люди с ограниченными возможностями здоровья, и инвалиды - лишь одни из них.

Инклюзия(включение)- процесс, при котором что-либо включается, то есть вовлекается, охватывается, или входит в состав, как часть целого.

Инкл.образование- - это образование, при котором все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются в общеобразовательных школах вместе со своими сверстниками.

  • Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.

  • Инклюзия учитывает потребности, также как и специальные условия и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха.

  • Работает над улучшением образовательных структур, систем и методик для обеспечения потребностей всех детей.

  • Является частью большой стратегии по созданию общества, принимающего всех.

  • Является динамичным процессом, который постоянно в развитии.

Признает, что все дети могут учиться

Рассмотрим различные формы образования и принципы обучения при этих формах

Организация инклюзивного образования в ОУ

Организация инклюзивного образования в ОУ

Организация инклюзивного образования в ОУ

Существует три аспекта развития инклюзии(они представлены на следующем слайде)

1.Создание инклюзивной культуры

  • Построение школьного сообщества

  • Принятие инклюзивных ценностей

2.Разработка инклюзивной политики

  • Развитие школы для всех

  • Организация поддержки разнообразия

3.Развитие инклюзивной практики

  • Управление процессом обучения

  • Мобилизация ресурсов

Включающее(инклюзивное ) образование базируется на восьми принципах:

  • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

  • Каждый человек способен чувствовать и думать.

  • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

  • Все люди нуждаются друг в друге.

  • Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

  • Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

  • Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

  • Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Существуют различные варианты инклюзивного образования:

Класс полной интеграции (из 20 учащихся 3-4 ребенка с ОВЗ)используется тогда ,когда уровень психофизического и речевого развития детей с ОВЗ соответствует или приближается к возрастной норме, кто психологически готов к совместному со здоровыми сверстниками обучению Дети в течение дня находятся с нормально развивающимися детьми

Специальный(коррекционный) класс частичной интеграции. Эффективна тем, кто способен нормально развивающимися н наравне со своими сверстниками овладевать лишь небольшой частью необходимых умений и навыков, проводить с ними только часть учебного и внеклассного времени. Коррекционные часы, внеклассные мероприятия.

  • Школа надомного обучения

  • Семейное обучение, экстернат

В нашей школе применяется варианта инклюзивного образования :класс полной интеграции (1 девочка инвалид с ДЦП обучается в обычном класее) и 1 ребенок -инвалид обучается на дому по 8 виду.

На данном этапе внедрения инклюзивного обучения существуют множество барьеров:

    • Дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми;

  • Большинство учителей и директоров массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей- инвалидов в процесс обучения в классах;

  • Родители детей инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки;

  • Архитектурная недоступность школ, учреждений

Для преодоления этих барьеров необходим системный подход

  • Для введения инклюзии также недостаточно наличия только самих школ и дошкольных учреждений, пусть даже полностью оборудованных, доступных и с обученным персоналом.

  • Необходимо подготовить позитивное общественное мнение всех родителей о совместном обучении детей.

  • Наряду с этими условиями, должна быть приспособлена к потребностям инвалидов бытовая среда (включая транспорт).

  • Важным является также адекватная поддержка семей с детьми-инвалидами.

!!! Только при таком системном подходе можно ожидать реального существенного сокращения количества детей, обучающихся в специальных образовательных учреждениях, и увеличения темпов развития инклюзивных школ.

Что же необходимо:

  • создание безбарьерной среды в общеобразовательных учреждениях;

  • подготовку специалистов и методик совместного образования детей-инвалидов в массовой школе;

  • предусмотреть меры по распространению эффективных моделей инклюзивного образования в массовых школах;

  • обеспечить выделение необходимых ресурсов для разработки, апробирования

и внедрения моделей инклюзивного образования;

Для реализации этих задач необходимо создать условия организации для успешнго обучения и воспитания детей с ОВЗ



  • 1. Создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценное включение и личностную самореализацию в образовательном учреждении.

Создание в образовательном учреждении общего типа надлежащих материально-технических условий, обеспечивающих возможность для беспрепятственного доступа детей в здание и помещения ОУ и организации их пребывания и обучения в этом учреждении (пандусы, лифты, специально оборудованные учебные места, специализированное , реабилитационное, медицинское оборудование и т.д

Каждый учитель и каждый специалист, сопровождающий ребенка с ОВЗ, должен:

иметь представление и понимание того, что такое инклюзивное образование, в чем его отличие от традиционных форм образования

обладать знаниями о психологических закономерностях и особенностях возрастного и личностного развития детей в условиях инклюзивной образовательной среды

знать методы психологического и дидактического проектирования учебного процесса

уметь реализовать различные способы педагогического взаимодействия между всеми субъектами образовательной среды (с учениками по отдельности и в группе, с родителями, коллегами-учителями, специалистами, руководством)

Условия организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья

  • В целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья образовательных программ целесообразно ввести в штатное расписание ОУ общего типа дополнительные ставки педагогических (учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги, воспитатели и др.) и медицинских работников.

Формирование толерантного отношения в обществе к детям -инвалидам и к детям с ограниченными возможностями здоровья: для обеспечения эффективного включения детей с ограниченными возможностями здоровья в ОУ общего типа важное значение имеет проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса - обучающимися, их родителями, педагогическими работниками.

Для сохранения и укрепления кадрового потенциала ОУ, осуществляющих образование детей с ограниченными возможностями здоровья, необходима разработка мер материального стимулирования деятельности работников этих учреждений (определение размеров и условий оплаты труда, установление дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи).

Итак ,создание условий для инклюзивного обучения в школе заключается в следующем:

1.разработка локальных актов в ОУ:

положение о приеме в ОУ детей с ОВЗ

  • положение об аттестации детей с ОВЗ

  • положение об индивидуальных учебных планах и программ

  • положение о психолого-педагогическом сопровождение обучения детей с ОВЗ

2.Организационно-методическое обеспечение заключается в

  • разработке уч.планов и образовательных программ по типам ОВз

  • корркектировка плана воспитательной работы школы и класса с учетом детей с ОВЭ

  • обучение учителей

3.Психолого-педагогическое сопровождение должно заключаться в

  • Специальной психолого-педагогической поддержке(психолог.дефектолог,логопед)

  • Тьюторское сопровождение

  • Организация работы психолого-педагогического консилилиумашколы

  • Развитие толерантных отношений взаимодействия

И конечно создание адаптивной образовательной среды заключается в доступности классов, других помещений школы, технические средства обеспечения комфортного доступа

Создание зон отдыха, восстановления работоспособности, оздоровления

Организация инклюзивного образования в ОУ

Очень важно понять:

При создании инклюзивных школ, школ нового типа , дети привыкают к тому, что мир - разнообразен, что люди в нем - разные, что каждый человек имеет право на жизнь, воспитание, обучение, развитие.



© 2010-2022