Конспект урока по основам фитодизайна на тему

Тема урока:   «Искусства бонсай». Цель данного урока - ознакомить обучающихся с искусством бонсай.  Рассказать обучающимся  историю возникновенияискусства бонсай. Сформировать  у обучающихся умения анализировать, сравнивать, сопоставлять и находить  причинно-следственную связь. Искусство бонсай отличается большим разнообразием стилей, видов и направлений, которые определяют форму стволов и крон растений, их наклон, высоту и размер. Бонсай - это создание миниатюрного пейзажа, изображающего малую...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Искусства бонсай».

Образовательная цель - Ознакомить обучающихся с искусством бонсай.

Воспитательная цель - воспитать внимательность, наблюдательность и эстетическое восприятие окружающего мира.

Развивающая цель - сформировать умения анализировать, сравнивать, сопоставлять и находить причинно-следственную связь.

Тип урока - Урок изучения нового материала (лекция)

Материально техническое оснащение урока:

Конспекты, мультимедиа

План урока.

  1. Организационная часть.

- осуждения условий проведения урока.

- проверка списочного состава, готовность к уроку.

- сообщение новой темы урока, цели и задачи.

2. Актуализация опорных знаний.

Дать понятие, что такое искусство бонсай.

Рассказать историю возникновения искусства бонсай.

3.Изучение нового материала.

Люди с давних пор стремились воссоздать в домашних условиях некое подобие естественного ландшафта, в качестве элементов которого используют комнатные растения, способные дать человеку ощущения отдыха, чувство вдохновения.

Бонсай - это техника выращивания карликовых деревьев. Возникла она в Японии более 1000 лет назад. В переводе оно означает "растение на подносе".

Более двух тысяч лет тому назад китайский император Ши Хуан-ти захотел побольше узнать о своей стране. Самому побывать во всех уголках Поднебесной, конечно же, было невозможно, поэтому из столицы были направлены десятки образованных людей во все провинции Китая с тем, чтобы изучить местные условия и достопримечательности, а затем изобразить их в миниатюре. Но это должны были быть не рисунки, а наглядные макеты, демонстрирующие в уменьшенном масштабе горы, реки, дома, скот и даже людей. У своего дворца император велел подготовить широкую мраморную площадку, напоминающую своими очертаниями карту страны. Вот на этом огромном стенде и предстояло разместить привезенные пейзажи провинций.

Практика создания миниатюрных пейзажей, изображающих малую родину, приглянувшийся горный или морской вид, сохранилась до наших дней. Это искусство проделало большой путь от древних пенжинов до современных инсталляций. По мере своего развития оно диверсифицировалось. В каменно-песочные композиции стали включать живую натуру - специально уменьшенные деревца и кустики, мох, траву.

Япония познакомилась с первыми образцами пенжинов много позже, лишь в начале VII века, когда ко двору императрицы Суйко прибыло посольство из Китая. Среди многочисленных даров японскому престолу были и пенжины. Их японцы стали называть по-своему - бонкэй (пейзаж на подносе). Классические панорамные пейзажи бонкэй изготовляли из глины, камней, песка и небольших растений, как засушенных, так и живых.

Бонсай создаются как сугубо временные композиции, срок существования которых исчисляется часами, в лучшем случае - днями. Их готовят, например, для свадьбы, Нового года, официального приема.

Искусство бонсай отличается большим разнообразием стилей и направлений, которые определяют форму стволов и крон растений, их наклон, высоту и размер.

Стили и виды бонсай

Бонсай принято разделять на несколько основных видов:

вечнозеленые, красиво выглядящие весь год;

те, что выращивают ради весеннего цветения;

деревья, поражающие эффектной летней зеленью;

деревья, красота которых в яркой осенней окраске;

деревья со своеобразной формой ствола и веток, что особенно хорошо заметно после сбрасывания листьев.

И так, о стилях и формах бонсай.

Конспект урока по основам фитодизайна на тему

Правильный прямостоящий (Теккан). Благодаря своим простым и ясным линиям эта форма является первой и наиболее важной для начинающего любителя бонсай. Она характеризуется прямым, конусообразным стволом, толстыми корнями, равномерно распространенными в разные стороны. Нижняя треть ствола свободна от ветвей, ветви уменьшаются к вершине. Этот стиль подходит почти для любого дерева. Многие более сложные стили основываются именно на этой форме.

Конспект урока по основам фитодизайна на тему

Неправильный прямостоящий (Мойоги). Отличается от правильного тем, что ствол, может быть, изогнут в любой части. Изгибов может быть несколько, и они уменьшаются к вершине дерева. Корни должны быть видны над поверхностью земли, крона не должна выходить за рамки контейнера. Растения для этого стиля: клен, можжевельник, сосна, дуб.

Конспект урока по основам фитодизайна на тему

Ствол на ветру (Фукинагаси). Обозначение этой формы не нуждается ни в каких пояснениях - великолепные наглядные примеры можно увидеть на морском берегу, где ветер дует всегда в одном направлении. Бонсай формируют таким образом, что ствол и ветви направлены в одну сторону. При этом создается впечатление, что дерево постоянно обвевается сильным ветром. Можно использовать сосну, березу.

Конспект урока по основам фитодизайна на тему

Наклонный ствол (Сякан). Стиль, часто встречающийся в коллекциях бонсай. Бонсай выращивается с наклонным стволом, толстым или тонким, ветви растут с обеих сторон дерева. По возможности должна быть видна часть корней, чтобы создавалось впечатление, будто дерево немного выворочено из земли ветром. В этом стиле можно выращивать почти все деревья: сосну, тую, можжевельник, клен, березу, дуб, липу и др.

Конспект урока по основам фитодизайна на тему

Раздвоенный ствол (Сокан). Два ствола растут от одного корня, один ствол зовется «родитель», другой - «дитя». «Родитель должен быть толще и выше, красота бонсая зависит от сбалансированности в толщине и высоте стволов. Из одного корня могут расти 3-5 стволов. Подходят ель, сосна, береза, секвойя, вяз, можжевельник.

Конспект урока по основам фитодизайна на тему

Метлообразный (Хокидати). Это прямостоящий стиль, ветви дерева по форме напоминают веер или метелку, поставленную на ручку. Ветви, и даже корни равномерно расходятся во все стороны. В безлиственном состоянии кроны бонсай с метлообразной кроной выглядят очень изящно, напоминая тонкую графику. Используются вяз, дзельква, клен, кипарисовик. Категорически не подходят береза, ива, дуб.

Конспект урока по основам фитодизайна на тему

Роща (Есуэуэ). Сажают в один контейнер деревья одного вида, но разные по возрасту и толщине, имитирующие лесной пейзаж. Обычно используют деревья одного вида, но для усиления впечатления иногда применяют сочетание вечнозеленых и листопадных деревьев. Минимальное число растений - пять. Для этого стиля необходим контейнер овальной формы.

Конспект урока по основам фитодизайна на тему

Писатель или литературный (Бундзинги). Это очень своеобразный стиль с частыми изгибами и оборотами ствола и слегка наклонной общей линией. В качестве исходного материала используют густоветвистые деревья, нижнюю часть ствола которых освобождают от веток. Обязательным условием является молодая верхняя часть на очень мощном, старом основании ствола. Эта форма является естественной для дерева. Для этого стиля походят кедр, сосна.

Конспект урока по основам фитодизайна на тему

Каскадный (Кенгай). Каскадные формы деревьев встречаются в природе на крутых обрывах и отвесных скалах. Они очень глубоко укореняются в скальных породах и растут вниз, свисая со скал. Ствол дерева в каскадном стиле также круто наклонен к горшку. Контейнер должен быть высоким, верхушка дерева может опускаться ниже контейнера. Для этого стиля подбирают пластичные растения, такие как азалия, можжевельник, кизильник.

Конспект урока по основам фитодизайна на тему

Полукаскадный (Хан-Кенгай). Исходная природная форма полукаскада встречается у деревьев в горах, растущих на наклонном основании. При формировании полукаскадной формы бонсай, ствол и ветви располагаются горизонтально по отношению к контейнеру и могут опускаться до середины его высоты. Можно использовать кизильник, можжевельник, сосну, азалию, плющ.

Конспект урока по основам фитодизайна на тему

Дерево, стоящее на корнях (Неагари). Корни дерева выступают из почвы, что придает ему необычный вид. Для этого стиля подходят растения, которые образуют воздушные корни, например: фикус притупленный, фикус крохотный, фикус бенгальский. Фикусы очень быстро и обильно образуют воздушные корни, которые причудливо переплетаются между собой, придавая дереву неповторимый облик.

Конспект урока по основам фитодизайна на тему

Плот (Икада). Плотообразная форма встречается в коллекциях бонсай редко. Ее формируют из односторонне растущего дерева, ствол которого располагают горизонтально на почве и заново укореняют. Благодаря этому, часть ветвей дерева располагается почти вертикально, и через некоторое время выглядит как много стволов. Это возможно, если растение хорошо укореняется. Подходят некоторые виды можжевельника, бересклет, фикус.

Конспект урока по основам фитодизайна на тему

Таримики. Ствол лишен коры по типу мертвого дерева. В природе можно увидеть дерево, в которое попала молния, и его часть обгорела, а другая остается живой. Этот стиль довольно сложен, нужно искусственно умертвить часть дерева так, чтобы это выглядело красиво и не привело к гибели всего растения. Подходят почти все долгоживущие деревья.

Конспект урока по основам фитодизайна на тему

Банкон. Ствол закручивается в тугой узел у основания. Для этого стиля подойдут фикус и гинкго. Формирование нужно начинать в очень молодом возрасте, чтобы ствол не ломался. При дальнейшем росте растения части ствола, завязанные в узел, будут утолщаться и со временем срастутся в красивое утолщение.

Конспект урока по основам фитодизайна на тему

Сожу. Этот стиль достаточно прост. Деревья одного вида и разного размера сажают близко друг от друга, и группа деревьев выглядит, как одно. Подходят все виды, пригодные для выращивания в виде бонсай.

4. Закрепление нового материала.

Как переводится искусство бансай

Какие стили бонсай бывают.

Какие виды бонсай бывают.

Для каких праздников создают бонсай

5.Подведение итогов.

Выставление оценки за работу на уроке, комментарии.

6. Домашние задание.

Составить список растений, которые можно использовать для искусство бонсай.



© 2010-2022