Методические рекомендации о системе оценки при работе по ФГОС НОО и ООО

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Содержание

1.

1. Общие положения


  1. Настоящее Положение определяет цели, задачи, содержание и порядок внутренней системы оценки качества образования (далее ВСОКО) в МБОУ СОШ №88 с УИОП, ее организационную и функциональную структуру, реализацию (содержание процедур контроля и экспертной оценки качества образования), а также права и обязанности участников образовательного процесса.

  2. Настоящее положение разработано на основе Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ; постановления Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 61 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы»; приказа Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении ФГОС ООО»; долгосрочной областной целевой программаы «Развитие образования Воронежской области на 2011- 2015 годы».

  3. Внутренная система оценки качества образования в МБОУ СОШ №88 с УИОП представляет собой инструмент организации и управления процессом реализации требований федерального государственного образовательного стандарта.

  4. Участниками оценочных процедур системы оценки качества образования в образовательной организации являются участники отношений в сфере образования.

  5. МБОУ СОШ №88 с УИОП обеспечивает проведение необходимых оценочных процедур, разработку и внедрение модели внутренней оценки качества, учет и дальнейшее использование полученных результатов.

  6. Положение распространяется на деятельность всех педагогических работников школы, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовыми договорами, в т. ч. на педагогических работников, работающих по совместительству.

  7. В положении используются следующие понятия:

  • качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.

  • внутренняя система оценки качества образования (ВСОКО) - система управления качеством образования на основе проектирования, сбора и анализа информации о содержании образования, результатах освоения основной образовательной программы (по уровням общего образования), условий ее реализации и эффективности составляющих ее подпрограмм/ компонентов, а также о содержании, условиях реализации и результатах освоения дополнительных образовательных программ ОО;

  • мониторинг качества образования - комплексное целенаправленное, специально организованное, непрерывное аналитическое отслеживание процессов, определяющих количественно-качественные изменения основных свойств качества образования в целях своевременного принятия обоснованных управленческих решений по коррекции образовательного процесса и созданных для него условий на основе анализа собранной информации и педагогического прогноза.

  • внешняя система оценки качества образования - включение потребителей образовательных услуг, органов государственнобщественного управления/ коллегиального управления ОО в оценку деятельности системы образования образовательной организации, содержания образования в соответствии с требованиями федеральных образовательных стандартов общего образования (по соответствующим уровням), целям и задачам государственной политики в сфере образования;

  • экспертиза - всестороннее изучение и анализ состояния образовательного процесса, условий и результатов образовательной деятельности.

  • измерение - метод регистрации состояния качества образования, а также оценка уровня образовательных достижений с помощью КИМ (контрольных работ, тестов, анкет и др.), которые имеют стандартизированную форму, и содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам.

  • критерий - признак, на основании которого производится принятие решения по оценке объекта на соответствие предъявляемым требованиям.

  • ФКГОС - федеральный компонент государственного образовательного стандарта (стандарты общего образования первого поколения);

  • ФГОС ОО - федеральный государственный образовательный стандарт (новые стандарты общего образования);

  • ООП - основная образовательная программа;

  • НОО - начальное общее образование;

  • ООО - основное общее образование.

  1. Основные цели и задачи внутренней оценки качества образования

  1. Целью внутренней оценки качества образования является сбор, осмысление, анализ и выдача информации, необходимой для поддержания высокого уровня качества всего образовательного процесса в МБОУ СОШ №88 с УИОП.

  2. Задачи внутренней оценки качества образования являются:

2.2.1. формирование механизма единой системы сбора, обработки и хранения информации о состоянии системы образовательной деятельности образовательной организации;

2.2.2. реализация практико-ориентированного алгоритма анализа полученных материалов о состоянии системы образовательной деятельности школы;

2.2.3. координация деятельности всех субъектов мониторинга;

2.2.4. формулирование основных стратегических направлений развития системы образовательной деятельности школы на основе анализа полученных данных.

  1. Функциями внутренней системы оценки качества образования являются:

2.3.1. информационно-аналитическая;

2.3.2. контрольно-диагностическая;

2.3.3. коррективно-регулятивная;

2.3.4. стимулирующая.

  1. Принципами внутренней системы оценки образования:

2.4.1. объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования;

2.4.2. критериальности оценивания;

2.4.3. реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости, учёта индивидуальных особенностей развития отдельных обучающихся при оценке результатов их обучения и воспитания;

2.4.4. открытости, прозрачности процедур оценки качества образования; преемственности в образовательной политике, интеграции в региональную и общероссийскую систему оценки качества образования;

2.4.5. доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп пользователей результатов мониторинга;

2.4.6. рефлексивности, реализуемый через включение педагогов в критериальный самоанализ и самооценку своей деятельности с опорой на объективные критерии и показатели; повышения потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого педагога;

2.4.7. инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);

2.4.8. сопоставимости системы показателей с муниципальными, региональными аналогами;

2.4.9. взаимного дополнения оценочных процедур, установление между ними взаимосвязей и взаимозависимости;

2.4.10. соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования в школе.


  1. Содержание системы оценки качества образования


  1. Содержание системы оценки качества образования отражено в приложении №1.

  2. Основными объектами внутренней системы оценки качества образования являются:

3.2.1. качество образовательных результатов;

3.2.2. качество реализации образовательного процесса;

3.2.3. контроль качества управления.

  1. Оценка качества образовательных результатов направлена на обработку информации об уровне реализации требований к результатам освоения образовательной программы МБОУ СОШ №88 с УИОП, включая основные образовательные программы основного общего образования и начального общего образования (в соответствие с ФГОС).

  2. Внутренняя система оценки качества образования функционирует во взаимосвязи с системой внутришкольного контроля и мониторинга как основой управления образовательной деятельностью ОО; направлена на обеспечение соответствия процедурам и содержанию внешней оценки качества образования; учитывает федеральные требования к порядку проведения ОО процедуры самообследования и параметры, используемые в процессе федерального государственного контроля качества образования.

  3. Оценка качества образовательных результатов осуществляется в ходе процедур стартовой диагностики, промежуточной и итоговой аттестации, контрольно-методических срезов внешней экспертизы, неперсонифицированных мониторинговых исследований, результаты которых являются основанием для принятия управленческих решений при реализации образовательного процесса на всех уровнях общего образования, программы развития МБОУ СОШ №88 с УИОП. Их осуществление проводится специалистами образовательной организации, педагогическими работниками.

  4. Для оценки качества образовательных результатов определены следующие показатели:

  • здоровье обучающихся;

  • личностные образовательные результаты (включая показатели социализации обучающихся);

  • метапредметные образовательные результаты обучения (включая сравнение данных внутренней и внешней диагностики);

  • предметные результаты обучения (включая сравнение данных внутренней и внешней диагностики, в том числе ОГЭ и ЕГЭ);

  • удовлетворённость родителей качеством образовательных результатов.

    1. Оценка качества реализации образовательного процесса направлена на определение уровня созданных условий реализации образовательных программ, в т. ч. кадровых, психолого-педагогических, информационно-методических, материально-технических и иных условий:

  • качество обучающей предметной области;

  • качество деятельности педагогического коллектива по организации внеурочной деятельности как ресурса реализации требований к «портрету выпускника»;

  • качество реализации системы воспитательной работы;

  • качество коррекционной работы;

  • качество методического сопровождения образовательного процесса.

    1. Оценка контроля качества управления:

  • качество образовательных программ школы;

  • качество управления образовательным процессом;

  • качество управления реализацией требований ФГОС;

  • качество управления материально-технической базой образовательного процесса;

  • качество управления профессиональным ростом педагогов школы;

  • компетентность субъектов управления.


  1. Формы, методы и порядок процедур внутренней системы оценки качества образования


    1. Основными объектами внутренней системы оценки качества образования являются:

4.1.1. качество образовательных результатов;

4.1.2. качество реализации образовательного процесса;

4.1.3. контроль качества управления.

    1. Мониторинг качества образования в образовательном учреждении проводится посредством:

4.2.1.системы внутреннего мониторинга качества образования;

4.2.2. общественно-профессиональной экспертизы качества образования;

4.2.3. лицензирования;

4.2.4. государственной аккредитации;

4.2.5. государственной (итоговой) аттестации выпускников;

4.2.6. внешнего мониторинга качества образования.

    1. В качестве источников данных для мониторинга качества образования используются:

4.3.1. анализ результатов стартовой диагностики, промежуточной и итоговой аттестации;

4.3.2. анализ творческих достижений учащихся;

4.3.3. анализ результатов внутренних статистических и социологических исследований;

4.3.4. анализ внутришкольного направления аттестации педагогических и руководящих работников школы;

4.3.5. результаты диагностических срезов;

4.3.6. результаты медицинских и психологических исследований, проводимых по инициативе медицинской службы и администрации школы.

    1. Порядок проведения внутреннего мониторинга качества образования:

4.4.1. Операционально и диагностично прописываются цели мониторинга как результаты деятельности всех субъектов, определяющих качество школьного образования.

4.4.2. Определяется содержание по целям (объекты контроля и критериальный аппарат оценки качества этих объектов).

4.4.3. Для данного содержания выбирается диагностический инструментарий (формы, методы и технологии измерений).

4.4.4. Определяются условия и субъекты реализации каждой процедуры мониторинга.

4.4.5. Определяется формат получаемых продуктов (справки, обобщения, аналитические документы).

4.4.6. Определяются механизмы обратной связи - кому и зачем нужны данные полученных продуктов (управление по результатам мониторинга).

4.4.7. Сбор, структурирование, обработка, анализ и интерпретация данных, используемых для мониторинга.

4.4.8. Подготовка документов по итогам анализа полученных данных.

4.4.9.Распространение результатов мониторинга среди пользователей мониторинга.

    1. Периодичность проведения мониторинга качества образования, объекты мониторинга устанавливаются в плане внутреннего мониторинга качества образования.


  1. Обязанности и ответственность участников образовательных отношений при организации внутреннего мониторинга качества образования

    1. Организационная структура, занимающаяся внутренним мониторингом, экспертизой качества образования и интерпретацией полученных результатов, включает в себя: администрацию образовательного учреждения, педагогический совет, методический совет школы, методические объединения учителей-предметников.

    2. Администрация образовательного учреждения:

5.2.1. формирует, утверждает приказом директора школы и контролирует исполнение блока локальных актов, регулирующих функционирование внутренней системы мониторинга качества образования школы и приложений к ним;

5.2.2. разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на совершенствование системы внутреннего мониторинга качества образования школы, участвует в этих мероприятиях;

5.2.3. обеспечивает условия для подготовки работников школы и общественных экспертов к осуществлению контрольно-оценочных процедур;

5.2.4. обеспечивает на основе образовательных программ проведение в школе контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования;

5.2.5. организует систему мониторинга качества образования в школе, осуществляет сбор, обработку, хранение и предоставление информации о состоянии и динамике развития; анализирует результаты оценки качества образования на уровне школы;

5.2.6. организует изучение информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования;

5.2.7. обеспечивает предоставление информации о качестве образования на различные уровни системы оценки качества образования; формирует информационно-аналитические материалы по результатам мониторинга качества образования (анализ работы школы за учебный год, публичный доклад директора школы);

5.2.8. принимает управленческие решения по развитию системы качества образования на основе анализа результатов, полученных в процессе реализации внутренней системы мониторинга качества образования.

    1. Методический совет школы, методические объединения учителей-предметников:

5.3.1.участвуют в разработке методики мониторинга качества образования; системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития школы; критериев оценки результативности профессиональной деятельности педагогов школы;

5.3.2. содействуют подготовке работников школы и общественных экспертов к осуществлению контрольно-оценочных процедур;

5.3.3. проводят экспертизу организации, содержания и результатов аттестации обучающихся и формируют предложения по их совершенствованию;

5.3.4. готовят предложения для администрации по выработке управленческих решений по результатам мониторинга качества образования на уровне школы.

    1. Педагогический совет:

5.4.1.содействует определению стратегических направлений развития системы образования в школе;

5.4.2. содействует реализации принципа общественного участия в управлении образованием в школе;

5.4.3. инициирует и участвует в организации конкурсов образовательных программ, конкурсов педагогического мастерства, образовательных технологий;

5.4.4. принимает участие:

  • в формировании информационных запросов основных

пользователей системы мониторинга качества образования школы;

  • в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и

динамику развития системы образования;

  • в экспертизе качества образовательных результатов, условий

организации образовательного процесса в школе;

  • в оценке качества и результативности труда работников школы,

распределении выплат стимулирующего характера работникам и согласовании их распределения в порядке, установленном локальными актами школы;

  • содействует организации работы по повышению квалификации

педагогических работников, развитию их творческих инициатив;

  • заслушивает информацию и отчеты педагогических работников,

доклады представителей организаций и учреждений, взаимодействующих со школой по вопросам образования и воспитания подрастающего поколения, в т. ч. сообщения о проверке соблюдения санитарно-гигиенического режима в школе, об охране труда, здоровья и жизни обучающихся и другие вопросы образовательной деятельности школы;

  • принимает решение о перечне учебных предметов, выносимых на

промежуточную аттестацию по результатам учебного года.


  1. Оценка результатов реализации ООП


    1. Оценка результатов реализации ООП в части, соответсвующей ФКГОС.

      1. В период поэтапного перехода на ФГОС общего образования (по

уровням) в отношении обучающихся, осваивающих ООП, соответствующих ФКГОС, оценке подвергаются только предметные образовательные результаты.

      1. Оценка предметных результатов по указанной группе

обучающихся проводится в следующих формах (приложение 3-5):

  • промежуточная аттестация;

  • накопительная оценка индивидуальных образовательных

достижений обучающихся (с использованием технологии портфолио);

  • итоговая аттестация обучающихся на институциональном уровне

(по предметам, не выходящим на ГИА (предметы по выбору));

  • анализ результатов государственной итоговой аттестации.

      1. Качество образования по направлению «качество образовательного

Оценка результатов реализации ООП в части, соответствующей ФГОС.

      1. Оценка достижения предметных результатов освоения ООП в

соответствии с ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО проводится в следующих формах:

  • промежуточная аттестация;

  • накопительная оценка индивидуальных образовательных

достижений обучающихся (с использованием технологии портфолио);

  • итоговая аттестация обучающихся на институциональном уровне

(по предметам, не выходящим на ГИА (предметы по выбору));

  • анализ результатов государственной итоговой аттестации.

      1. Оценка достижения метапредметных результатов освоения ООП в

соответствии с ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО проводится в следующих формах:

  • комплексная контрольная работа;

  • тест;

  • экспертное заключение по результатам выполнения

обучающимися группового проекта.

    1. Фиксация данных по оценке метапредметных результатов проводится согласно параметрам и индикаторам, разработанным ОО.

      1. Оценка достижения личностных результатов освоения

обучающимися ООП в соответствии с ФГОС НОО, ФГОС ООО проводится косвенно, посредством неперсонифицированных мониторингов, осуществляемых психологом или иным лицом, имеющим соответствующие полномочия, а также посредством статистического учета индивидуальных достижений обучающихся в мероприятиях воспитательной направленности.

      1. Оценка личностных результатов встраивается в программы

воспитательной направленности, разработанные в соответствии с реализуемым образовательным стандартом.

    1. Фиксация данных по оценке личностных результатов проводится согласно параметрам и индикаторам, разработанным ОО.

    2. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация

обучающихся:

  • организуются и проводятся в ОО согласно Положению о формах,

периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся;

  • являются частью системы внутришкольного мониторинга качества

образования в МБОУ СОШ № 88 с УИОП и отражают динамику индивидуальных образовательных достижений обучающихся в соответствии с планируемыми результатами освоения основной образовательной программы соответствующего уровня общего образования.

    1. В рамках текущего контроля проводится оценка запланированных рабочими программами педагогов результатов образования: предметных и (или) метапредметных - в зависимости от реализуемой ООП.


  1. Ведение документации

    1. По итогам анализа полученных данных в рамках мониторинга готовятся соответствующие документы (отчеты, справки, доклады), содержание которых доводится до всех участников образовательных отношений в режиме гласности и открытости, который обеспечивается через:

7.1.1.публичный доклад образовательной организации;

7.1.2. размещение аналитических материалов, результатов мониторинга качества образования на официальном сайте школы.


  1. Срок действия Положения

    1. Данное Положение вступает в силу со дня его утверждения. Срок действия не ограничен (или до момента введения нового Положения).

15


© 2010-2022