Создание условий успешной адаптации учащихся 5 классов

Раздел Завучу
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



«Создание условий успешной адаптации учащихся 5 классов».


Проблема преемственности в 5-х классах наиболее актуальна в связи с переходом 5 классов на обучение в соответствии с требованиями ФГОС.

Преемственность - система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка.

При решении проблемы преемственности к новым условиям обучения в 5 классе, необходимо учитывать:

  • психолого-педагогические особенности 10-12-летних детей;

Изменения в познавательной сфере деятельности (замедляется темп деятельности, дети чаще отвлекаются, не всегда адекватно реагируют на замечания).

«Чувство взрослости», не подкрепленное еще реальной ответственностью, склонность к фантазированию, стремление экспериментировать. Учитывая все это, необходимо постепенно вводить новое содержание и новые формы организации учебной деятельности учащихся.


  • содержание и формы организации учебной деятельности

Урок остается основной, но не единственной формой организации учебного процесса учащихся в 5-6 классе. Не забывать про экскурсии, игры, диспуты (дискуссии), практические работы мини-лекции.


  • цели и результаты образования на начальной и основной ступенях образования;


Сложности переходного периода вызваны следующими факторами:

  • сменой социальной обстановки;

  • изменением роли учащегося;

  • увеличением учебной нагрузки;

  • изменением режима дня;

  • разностью систем и форм обучения;

  • различием требований со стороны учителей-предметников;

  • изменением стиля общения учителей с детьми.


При изучении динамики отношения детей к учебной и другим видам деятельности нами использовались следующие методы: наблюдение, анализ документации, опросы, беседы с учащимися, написание сочинений.

Учащимся 5-х классов была предложена анкета.

Учащимся были заданы следующие вопросы:

Любишь ли ты учиться?

Должны ли дети учиться?

Если бы учение было необязательным, ходил бы ты в школу?

В опросе участвовало 65 человек.

На вопрос: «Любишь ли ты учиться?»- 73% пятиклассников ответили положительно, обучающиеся 5-х классов любят учиться и стремятся к получению качественных знаний.

Вопрос: «Должны ли дети учиться?» -97% наших пятиклассников ответили положительно, обучающиеся осознают необходимость получения образования;

Вопрос: «Если бы учение было необязательным, ходил бы ты в школу?»-68% обучающихся ответили положительно и 13% отрицательно.

Некоторые обучающиеся 5 классов тяготятся учебой, особенно по отдельным предметам. Меняется состав предметов, называемых в качестве любимых. Если в начальной школе это все основные предметы, то в 5 классе - история, физическая культура, обществознание, биология, труд.

Итак, на основании результатов проведенного опроса можно сделать вывод, что на данном этапе не у всех учащихся есть мотивация для получения образования. В связи с этим необходимо:

1.разнообразить формы организации учебного процесса;

2.изменить взаимоотношения с обучающимися с учетом их индивидуальности и готовности к учебному общению;

3.Учителям начальных классов и учителям-предметникам определить списки учащихся «группы риска» и разработать мероприятия по работе с ними.

Каждый учитель - предметник должен провести анализ на наличие детей с низким уровнем способности к обучению и высоким уровнем. В связи с этим в рабочих программах учителями-предметниками должны быть прописаны формы индивидуальной работы и способы организации учебной деятельности на уроке, позволяющие учитывать особенность данных категорий учащихся.

Для организации индивидуальной работы с учащимися, имеющими сложности в обучении, педагогами должны применяться нестандартные (развивающие, подготавливающие, корректирующие) домашние задания. Работа с данными учащимися должна быть организована по индивидуальным образовательным маршрутам, с ведением тетрадей для индивидуальных занятий и с фиксацией проведенных занятий в специализированном журнале, в системе должна быть обратная связь с родителями (законными представителями).

4.Рекомендовать классным руководителям проводить классные часы и родительские собрания, направленные на повышения мотивации обучающихся. Привлекать родителей к проведению тематических классных часов.

Пятый класс - трудный и ответственный этап в жизни каждого школьника. Учебная и социальная ситуация пятого класса ставит перед ребенком задачи качественно нового уровня по сравнению с начальной школой, и успешность адаптации на этом этапе влияет на всю дальнейшую школьную жизнь.




3


© 2010-2022