Статья Системно - целевое управление процессом качества образования в рамках реализации программы ФГОС

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Системно-целевое управление процессом качества образования

в рамках реализации программы ФГОС

в ГБОУ СОШ №1494.

Последнее десятилетие стало для школьного образования периодом интенсивного поиска новых концептуальных идей, путей развития. В теории и на практике активно разрабатывались вопросы дифференциации и индивидуализации обучения, интеграции содержания образования, внедрялась идея гуманизации школьной жизни. Время и практика, однако, показали, что ни одну из этих и других идей, концепций нельзя рассматривать как главную, всеохватывающую из-за их направленности на совершенствование отдельных компонентов сложной системы школьного образования.

Поиски ключевой идеи развития современной общеобразовательной школы продолжаются и по сей день, но уже сейчас можно утверждать, что все большее и большее число специалистов принимает и активно поддерживает идею качества образования как ведущую, доминирующую. Идея качества актуальна для всех, без исключения, компонентов и уровней системы образования. Она одинаково применима для оценки материально-технической, кадровой, содержательной, нормативной и других подсистем; она может показать вклад субъектов деятельности того или иного иерархического уровня в общий результат образовательного процесса и его результатов.

Основную идею качества образования, на наш взгляд, определяют четыре основные проблемы становления и развития образовательных систем:

• предоставление возможности получения среднего образования всеми членами общества;

• установление равновесия между целями общества и задачами школы;

• определение понятия «общая культура человека» для по­стиндустриального информационного общества;

• переориентирование образования на достижение «общественного блага»

Основным фактором и составляющей качества образования является принцип личностно ориентированной педагогики и индивидуализации обучения, выстраивание индивидуальной траектории развития ученика и учителя.

В условиях реализации целей и задач Программы ФГОС реализуется система выстраивания индивидуальной траектории развития ученика и учителя, принцип личностно ориентированной педа­гогики и индивидуализации обучения.

Реализацией вышеуказанной системы и принципа является процесс управления качеством образования. На наш взгляд, качество знаний уч-ся складывается из следующих составляющих.

Статья Системно - целевое управление процессом качества образования в рамках реализации программы ФГОС Уровень индивидуальных особенностей уч-ся.

Статья Системно - целевое управление процессом качества образования в рамках реализации программы ФГОС Уровень преподавания.

Уровень внеурочной воспитательной

Статья Системно - целевое управление процессом качества образования в рамках реализации программы ФГОС работы.

Качество знаний

уСтатья Системно - целевое управление процессом качества образования в рамках реализации программы ФГОСчащихся СОШ № 1494 Уровень сформированности ОУУН,

складывается из УУД, ключевых компетентностей

уСтатья Системно - целевое управление процессом качества образования в рамках реализации программы ФГОСчета и развития

Статья Системно - целевое управление процессом качества образования в рамках реализации программы ФГОССтатья Системно - целевое управление процессом качества образования в рамках реализации программы ФГОС

Состояние сложившейся системы

оценивания знаний учащихся

Состояние учебно-методического

обеспечения процесса обучения

(качество учебников, программ)

Состояние внешнего влияния (семьи, СМИ)

Новая образовательная парадигма, утверждая приоритет личностной ориентации педагогического процесса, в ходе которого осуществляется поиск и развитие индивидуальных способностей, задатков, построение личностно-ориентированной педагогической системы требует управления.

Управление по своему назначению должно обеспечивать максимальное использование возможностей для получения полезного результата. Чем лучше оно справляется с решением этой задачи, тем более эффективно. Под эффективностью управления понимают характеристику, отражающую отношение между достигнутой и возможной продуктивностью. Это определение применимо и к управлению функционированием, и к управлению качеством образования. Но в каждом из этих случаев должны учитываться разные результаты и разные затраты.

Оценить эффективность управления качеством образования - значит, сделать вывод о том, в какой мере школа использует объективно существующие возможности для повышения качества образования.

Чтобы управление качеством образования было эффективным, система внутришкольного управления должна обеспечивать:

• высокую информированность о потенциально возможных но­вовведениях (например, о модульной технологии обучения);

• полноту выделения актуальных проблем;

• рациональность выбора общей и частных целей;

• интегрированность целей;

• реалистичность планов достижения целей;

• заинтересованность учителей в активном освоении новшеств и совершенствовании своей деятельности;

• контролируемость инновационных процессов.

Полный комплекс условий эффективности можно обеспечить только при системно-целевом управлении с широким включением в процессы разработки и реализации планов всего педагогического коллектива школы.

Вся система управления качеством образования должна находиться под контролем опытного, компетентного руководства. Руководитель, несомненно, определяет основные направления развития всей системы и создает этого необходимые условия. Но практическая деятельность осуществляется всем коллективом:

РСтатья Системно - целевое управление процессом качества образования в рамках реализации программы ФГОСуководитель

УСтатья Системно - целевое управление процессом качества образования в рамках реализации программы ФГОСчитель

Школьник

В поступательном развитии системы управления качеством образования идет развитие компетентностей всех представителей из трех вышеуказанных звеньев, основных участников образовательного процесса:

• компетентностей школьника;

• компетентностей учителя;

• компетентностей руководителя

Компетентность - это эффективное использование знаний и способов деятельности, позволяющих добиваться максимально высоких результатов в какой-либо профессиональной или иной области, то есть способность личности успешно решать возникающие в процессе её жизни проблемы. Принципиальное значение здесь имеет слово «максимально». Все достигают тех или иных успехов, но побеждают лучшие, те, кто наиболее эффективно использовал имеющиеся ресурсы.

Компетентности руководителя:

• личностные компетенции

• управленческие компетентности

• лидерские компетентности

Компетентности учителя:

• работа с большим (постоянно увеличивающимся) количеством научно-педагогической информации;

• обширные знания в областях, непосредственно не связанных со своим предметным циклом, высокий уровень гуманитарных знаний;

• умение строить и реализовывать траекторию своего профессионального развития;

• способность к опережающему формальному образованию и самообразованию в соответствии с тенденциями развития педагогической науки и практики;

• способность прогнозировать различные сценарии развития учебной ситуации и соответственно им строить несколько альтернативных и не альтернативных планов реализации педагогических задач, своевременно и гибко реагировать на изменяющиеся условия и переходить в процессе реализации от одного плана к другому;

• способность создавать условия для развития своих учеников;

• способность непрерывно инициировать творческие процессы в детском коллективе;

• желание и умение быть лучшим, способность развивать эти умения у обучающихся.

Компетентность школьника:

• осознанное владение универсальными учебными действиями, общими учебными умениями и навыками, включая информационные, умения самообразования;

• способность публично представлять результаты своей деятельности, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, адекватно критиковать и принимать критику;

• способность адекватно оценивать учебные и жизненные ситуации, а также свои возможности;

• желание и умение строить свою жизненную карьеру;

• желание и умение быть лучшим.

Составляющие системно-целевого управления

процессом качества образования ГОУ СОШ №1494

Статья Системно - целевое управление процессом качества образования в рамках реализации программы ФГОС






Использование ГБОУ СОШ №1494 данной модели управления качеством образовательного процесса позволило:

  • повысить качество и доступность образования, создать систему, в

которой действуют понятные принципы и признаки качества как

процесса образования, так и образовательного результата;

  • создать образовательные условия для социальной успешности уч-ся и

педагогов школы;

  • создать ситуацию управляемого и планируемого развития,

ориентированного на социальные ожидания, в условиях социальной

ответственности;

  • создать механизм контроля и управления качеством в образовательной

среде;

  • создать действующую модель школы, которая может взять на себя

ответственность по созданию условий для реализации социальных

заказов общества.


Социально - значимые результаты деятельности ГБОУ СОШ №1494 в системе мониторинга качества знаний учащихся в рамках реализации Программы ФГОС:


  1. Рост учебной мотивации учащихся, рост профессиональной мотивации учителей.

  2. Рост активности учебной деятельности учащихся: рост успеваемости, активное участие в олимпиадах, проектной деятельности, творческих конкурсах.

  3. Активная жизненная позиция учащихся, рост социализации школьников. Положительная динамика личностного развития.

  4. Рост уровня комфортности «пребывания» учащихся в структуре образовательного процесса со всеми составляющими.

Статья Системно - целевое управление процессом качества образования в рамках реализации программы ФГОС




Снижение уровня тревожности.

  1. Рост педагогического мастерства учителя (активная педагогическая позиция, участие в творческих конкурсах, трансляция опыта работы, увеличение количества учителей 1 и высшей категории, целевая установка курсовой системы).

  2. Качественные изменения в структуре образовательного учреждения.

В рамках реализации программы системно - целевого управления качеством образования в ГБОУ СОШ №1494 спланирована новая форма работы в Межрайонных советах - постоянно действующий семинар.

Ниже представлен методический материал учителей 1 ступени ГБОУ СОШ №1494, показывающий МО, СО, ФОПД, с помощью которых идет развитие качества знаний, универсальных учебных действий, компетентностей при выстраивании индивидуальной траектории развития младшего школьника на уроке и во внеурочное время.

Сошникова М. Л., заместитель директора по УВР,

Почетный работник общего образования РФ,

Заслуженный учитель РФ.Статья Системно - целевое управление процессом качества образования в рамках реализации программы ФГОС

© 2010-2022