Статья на тему Профессиональная компетентность педагога как ресурс реализации ГОС НПО И СПО нового поколения

Данная разработка является материалом Международной научно-практической конференции "Педагог XXI века" (2014 год). Авторами являются педагоги ГОУ СПО "Тираспольский техникум коммерции" К.И.Бурля, преподаватель спецдисциплин, Л.А.Возиян, преподаватель русского языка и культуры речи, В.А.Терехова, преподаватель химии.   Успешная реализация стандартов третьего поколения во многом зависит от способности и готовности педагогов работать в новых условиях. Педагогическая деятельность становится более сложной и многогранной, возрастают требования к профессионализму специалистов этой сферы.
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Профессиональная компетентность педагога

как ресурс реализации ГОС НПО И СПО нового поколения

К.И.Бурля, Л.А.Возиян, В.А.Терехова,

ГОУ СПО «Тираспольский техникум коммерции», г. Тирасполь, ПМР

Посредственный преподаватель - излагает,

хороший - объясняет,

выдающийся - показывает,

великий - вдохновляет.

В.Уорд

Одним из важнейших требований к профессиональному образованию в концепции модернизации образования выделяется требование подготовки конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту социальной и профессиональной мобильности специалиста.

Успешная реализация стандартов третьего поколения во многом зависит от способности и готовности педагогов работать в новых условиях. Педагогическая деятельность становится все более сложной и многогранной, возрастают требования к профессионализму специалистов этой сферы. Сегодня педагогу необходимо организовывать учебный процесс на основе современных методологических разработок и новых образовательных технологий.

Несмотря на существенную и значительную методическую поддержку введения государственных образовательных стандартов (ГОС) со стороны разработчиков (методические рекомендации, пособия и др.), анализ документации и результатов опросов педагогов позволяет нам констатировать - риск неготовности педагогов к введению стандартов третьего поколения существует. Можно выделить две группы проблем: общие и личностные.

Общие проблемы заключаются в неготовности педагогов к:

- планированию и организации образовательного процесса в соответствии с требованиями образовательного стандарта;

- синхронизации действий со всеми участниками образовательного процесса при введении новых стандартов;

- изменениям в профессиональной деятельности в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов;

- выявлению социального заказа с целью формирования комфортной развивающей образовательной среды.

Личностные проблемы:

- психологическая, связанная с традиционным подходом к профессии, а не осознанием себя как педагога "нового типа"; с неприятием идеологии новых стандартов, консервативным мышлением в силу возраста или профессиональной усталости, отсутствием мотивации, давлением стереотипов и др.;

- дидактическая, обусловленная недостаточным уровнем теоретико-методологической подготовки в части изменений в технологии организации образовательного процесса, типологии уроков, организации проектной и исследовательской деятельности в рамках как аудиторной, так и неаудиторной занятости и т. п.;

- организационно-нормативная, возникающая при отсутствии научной организации труда, практики работы с нормативно-правовыми документами, навыков командно-проектной работы и др.;

- профессиональная, определяемая неготовностью преподавателя к реализации в деятельности экспертно-аналитических, прогностических и организационных функций.

Профессиональная компетентность педагога подразумевает совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Профессионально компетентным можно назвать преподавателя и мастера производственного обучения, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании студентов. Развитие профессиональной компетентности - это развитие, прежде всего творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.

Соответственно педагог должен обладать такими профессиональными компетенциями как:

- готовность применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;

- способность применять современные методы диагностирования достижений обучающихся, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии;

- способность использовать возможности образовательной среды, в том числе, информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;

- способность разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для разных категорий населения, в том числе, с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.

Именно информационные технологии помогают педагогу реализовать весь свой творческий потенциал, профессионализм и компетентность в своей профессии.

Почему именно «информационные технологии»? Ответ очевиден. Информатизация современного общества захлестнула всю мировую культуру. Все больше «гаджетов» (англ. gadget, приспособление, прибор) входит в нашу жизнь. И зачастую до обучающегося проще достучаться с применением интерактивных средств обучения, раскрыть его с помощью информационно-коммуникационных технологий [1]. Все больше создается электронных образовательных ресурсов, позволяющих реализовать различные методики обучения.

Преподаватели и мастера производственного обучения должны уметь отбирать и использовать в своей работе готовые обучающие и игровые программы, различные веб-ресурсы, а также тренажеры для отработки навыков [2]. От педагогов требуется умение организовать работу в условиях компьютерного класса, применять ИКТ для достижения образовательных результатов, которые предусмотрены образовательными стандартами, для проведения оценочных мероприятий, для выполнения тематических планов и существующих (традиционных) методов обучения. Кроме того, преподаватели и мастера производственного обучения должны быть способны использовать ИКТ для ведения текущей отчетности и своего профессионального развития.

Особенно актуальным для теории и практики учебно-воспитательного процесса остается мастерство педагогического общения, которое позволяет оптимизировать, всесторонне развивать и совершенствовать личность студента, формировать его мировоззрение и способности. Преподаватель несет социальную ответственность и за содержание, качество своей речи, и за ее последствия.

Педагогическая речь призвана обеспечить:

- продуктивное общение, взаимодействие между педагогом и его студентами;

- положительное воздействие преподавателя на сознание, чувства студентов с целью формирования, коррекции их убеждений, мотивов деятельности;

- полноценное восприятие, осознание и закрепление знаний в процессе обучения;

- рациональную организацию учебной и практической деятельности обучающихся.

С понятием «педагогическая речь» тесно связано понятие «коммуникативное поведение преподавателя». Выдающийся психолог А.А. Леонтьев в работе «Педагогическое общение» под коммуникативным поведением подразумевает не просто процесс говорения, передачи информации, создание эмоционально-психологической атмосферы общения педагогов и студентов, стиль их работы. Важно умело использовать и невербальные средства общения (жесты, мимику, пантомимические движения).

Эффективное педагогическое общение предопределяется коммуникативной культурой преподавателя, стремление к ее совершенствованию - обязательное условие педагогического мастерства.

Авторы государственных образовательных стандартов, безусловно, в первую очередь, думали над тем, каким должен быть педагог, способный воспитать достойного гражданина своего государства. Прежде всего, он должен быть сам примером для подражания, постоянно самосовершенствоваться, искать новые знания. Он должен быть не транслятором знаний, не "урокодателем", а человеком, который способен проектировать образовательную среду студента, образовательного учреждения. Не говоря уж о том, что он должен быть активным пользователем информационных технологий. На сегодня это уже аксиома, как умение читать. Преподаватель должен заниматься научно-исследовательской работой, обязательно вести методические разработки - осмыслять и описывать свой профессиональный опыт. Все эти требования к педагогам направлены на то, чтобы образовательные учреждения располагали воспроизводимым (необходимым и достаточным) кадровым потенциалом, адекватным развивающей образовательной парадигме государственного образовательного стандарта.

Список использованных источников

  1. Киселев, Г.М. Информационные технологии в педагогическом образовании [Текст]: учебник / Г.М.Киселев, Р.В.Бочкова. - М.: Дашков и К, 2012. - 308 с. - ISBN 978-5-394-01350-8

  2. Тапио Варис. ИКТ в профессионально-техническом образовании [Текст]: аналитическая записка ЮНЕСКО ноябрь 2011 / Тапио Варис. - М.: Институт ЮНЕСКО, 2011. - 12 с. - iite.unesco.org - ISSN 2222-7490

© 2010-2022