Модель организации образовательного процесса в условиях введения ФГОС

Согласно ФГОС НОО в базисном учебном плане  МБОУ ПСОШ № 3 отводится 10 часов на организацию занятий по направлениям внеучебной деятельности, которые являются неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.  Внеурочная деятельность позволяет осуществлять программу воспитания и социализации школьников через несколько направлений, реализация которых позволит добиться получения тех результатов в обучении и воспитании школьников, которые определены в долгосрочной программе модернизации российс...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Модель организации образовательного процесса в условиях введения ФГОСМодель организации образовательного процесса в условиях введения ФГОСМодель организации образовательного процесса в условиях введения ФГОСМодель организации образовательного процесса в условиях введения ФГОС

Модель организации образовательного процесса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Павловской средней общеобразовательной школы № 3 в условиях введения ФГОС

Название образовательной модели «Школа полного дня»

1.Данные об образовательной организации.

1.1.Полное наименование.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Павловская средняя общеобразовательная школа №3 Павловского муниципального района Воронежской области.

1.2.Юридический адрес.

396430, Воронежская область, г. Павловск, микрорайон Гранитный,дом №25.

1.3.ФИО директора, контактный телефон, электронный адрес.

Короткова Татьяна Тихоновна, 2-12-61, [email protected]

2.Описание образовательной модели

2.1. Пояснительная записка

Согласно ФГОС НОО в базисном учебном плане МБОУ ПСОШ № 3 отводится 10 часов на организацию занятий по направлениям внеучебной деятельности, которые являются неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность позволяет осуществлять программу воспитания и социализации школьников через несколько направлений, реализация которых позволит добиться получения тех результатов в обучении и воспитании школьников, которые определены в долгосрочной программе модернизации российского образования. Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности (ВУД) объясняется не только включением ее в учебный план 1- 4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов - ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.

Именно сейчас учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности» (проект «Наша новая школа»). Все это предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом, который предъявляет к организации ВУД школьников следующие требования:

  • внеурочная деятельность включается в вариативную часть базисного учебного плана школы и на нее отводится 10 часов в неделю.

  • школа вправе сама определять, под какие виды внеурочной деятельности отдать эти часы.

  • часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся.

  • аудиторных занятий не должно быть более 50%

  • все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты.

Реализация программы воспитания и социализации школьников будет способствовать:

- овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру;

-формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности;

- формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Оптимизационная модель внеурочной деятельности МБОУ ПСОШ № 3 (далее модель ВУД) на основе оптимизации внутренних ресурсов МБОУ ПСОШ № 3 предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники. В каждом классе координирующую роль выполняет учитель, классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:

  • взаимодействует с педагогическими работниками, а также с учебно-вспомогательным персоналом школы;

  • организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

  • организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;

  • организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.

Преимущества оптимизационной модели:

- минимизация финансовых расходов на внеурочную деятельность;

- создание единого образовательного и методического пространства в школе;

- формирование содержательного и организационного единства всех подразделений школы.

2.1. Актуальность разработки направлений образовательной модели

Модель педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой - обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Таким образом, актуальность данной модели обусловливается:

- мировыми и отечественными тенденциями изменения условий формирования личности;

- необходимостью создания системы воспитания, наиболее полно удовлетворяющей интересам государства, общества, учащихся и их родителей;

- спецификой младшего школьного возраста, обеспечивающего эффективное воспитательное воздействие;

- оптимизацией внутренних ресурсов МБОУ ПСОШ № 3.

Образовательное учреждение, работающее в режиме школы полного дня, обеспечивает полноценное (до 17 часов) пребывание ребёнка в школе, по необходимости - до 19 часов в дежурной группе.

«Школа полного дня» создаёт оптимальные условия для самовыражения, самоопределения каждого конкретного обучающегося.

«Школа полного дня» интегрирует в себе функции общеобразовательного учреждения, учреждения дополнительного образования.

Режим полного дня способствует формированию образовательного пространства учреждения, объединению в один функциональный комплекс образовательные, развивающие, воспитательные и оздоровительные процессы.

2.2. Цели

- создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для учащихся начальных классов в соответствии с их возрастными и индивидуальными способностями, уровнем развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья;

- создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

2.3.Задачи

- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

- оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

- улучшить условия для развития ребенка;

-учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающегося;

-отработать механизм, обеспечивающий выбор учащимися внеурочных занятий в соответствии с их интересами и способностями.

- проанализировать научные подходы к организации внеурочной деятельности, определить стратегию её реализации в образовательном учреждении;

- теоретически обосновать и разработать модель организации внеурочной деятельности обучающихся, как части общего уклада школьной жизни;

- определить критерии оценки эффективности воспитательных воздействий в рамках внеурочной деятельности и апробировать разработанную модель в школе;

- разработать рабочие программы для реализации направлений внеурочной деятельности.

- овладеть методами и формами организации внеурочной деятельности в соответствии с пакетом документов ФГОС нового поколения.

- эффективно использовать имеющуюся в школе учебно-методическую и материально-техническую базу, информационные ресурсы, собственный методический потенциал.

2.4.Уникальность

Функционирование школы в режиме полного дня способствует: успешному решению организационно-управленческих задач в условиях многофункционального сетевого взаимодействия с партнёрскими образовательными учреждениями;

расширение возможностей для интеграции общего и дополнительного образования с учётом природных способностей, учебных возможностей и социального заказа учащихся и их родителей;

использование потенциала педагогов ДОУ;

рациональная организация урочной, внеурочной и досуговой деятельности школьников с привлечением материально-технической базы школы и партнерских образовательных учреждений.

2.5.Инновационность.

Школа, которая работает в режиме полного дня, становится особым социокультурным пространством, «общим местом» жизнедеятельности детей и взрослых, в котором образовательная и воспитательная среда оказывается более комфортной и безопасной, чем за ее границами.

2.6.Участники образовательного процесса:

директор школы - Короткова Татьяна Тихоновна;

заместители директора по УВР: Воловикова Ольга Васильевна;

Дереглазова Анастасия Евгеньевна;

и.о. зам. директора по ВР Иваненко Татьяна Витальевна;

социальный педагог Болдырева Наталья Николаевна

педагоги образовательного пространства;

обучающиеся - 1 - 11 классы.

2.7. Образовательная среда.

МБОУ ПСОШ №3 работает в рамках классно-урочной системы. Образовательный процесс организован в одну смены в режиме пятидневной учебной недели в 1 - 4 классах, шестидневной учебной недели в 5 - 11 классах. Продолжительность уроков - 45 минут. Продолжительность перемен- 10 - 20 минут.

На внеурочную деятельность младших школьников отводится по 10 часов в неделю в каждом классе.

Информационная образовательная среда в нашей школе создает условия для:

  • индивидуализации учебного процесса,

  • создания ситуации успешности учащихся,

  • реализации деятельностного подхода,

  • организации коллективной деятельности и работы в учебном сотрудничестве,

  • ориентации на самообразование,

  • социализации учащихся,

  • обеспечения психолого-педагогического сопровождения учебного процесса,

  • обеспечения разноуровневости содержания образовательного ресурса,

  • обеспечения гибкости организационной структуры обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.

ИОС образовательного учреждения (в контексте ФГОС) включает:

  • комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы;

  • совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ оборудование, коммуникационные каналы;

  • систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной ИОС.

2.8. Планируемые результаты.

  • Увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;

  • воспитание уважительного отношения к своей школе, городу, стране;

  • воспитание у детей толерантности;

  • навыков здорового образа жизни;

  • формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры;

  • осознанного отношения к профессиональному самоопределению;

  • развитие социальной культуры учащихся через систему ученического самоуправления;

  • реализация основной цели программы - достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.

Модель организации образовательного процесса в условиях введения ФГОС

2.9.Принципы реализации модели

- учёт возрастных особенностей;

- сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;

- связь теории с практикой;

- доступность и наглядность;

- включение в активную жизненную позицию;

На содержание модели повлияли следующие факторы: особенности и традиции школы, изучение запросов и интересов учащихся и родителей.

При организации внеурочной деятельности обучающихся используются собственные ресурсы (учителя начальных классов, педагоги дополнительного образования, учителя-предметники, библиотекарь, старшая вожатая, социальный педагог).

Коллектив школы создает такую инфраструктуру полезной занятости учащихся во второй половине дня, которая способствовала бы обеспечению удовлетворения их личных потребностей. Дети посещают занятия по выбору в зависимости от своих интересов. Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.

Модель организации внеурочной деятельности нашей школы состоит из 7 направлений деятельности:

  1. Духовно-нравственное.

  2. Художественно-эстетическое.

  3. Общеинтеллектуальное.

  4. Научно-познавательное.

  5. Спортивно-оздоровительное.

  6. Гражданско-патриотическое.

  7. Экологическое.

Работа по привлечению во внеурочную деятельность будет осуществляться через посещение кружков, секций, научных обществ, творческих объединений школы, учреждений дополнительного образования; занятий школы искусств, ДЮСШ, ДДТ, школьной и городской библиотек, группы продлённого дня.

Раздел вариативной части «Внеурочная деятельность» позволяет в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. За счет часов на внеурочные занятия общеобразовательное учреждение реализует дополнительные образовательные и воспитательные программы.

Дополнительное образование

в МБОУ ПСОШ № 3

Классное руководство

Деятельность классных руководителей

Группа продленного дня

Деятельность воспитателей ГПД


Иные педагогические работники

Учителя-предметники, библиотекарь


Дополнительное образование образовательного учреждения

Педагоги дополнительного образования



Модель организации образовательного процесса в условиях введения ФГОС

Организация внеурочной деятельности МБОУ ПСОШ № 3

Общеинтеллектуальное

Духовно-нравственное

Художественно-эстетическое

Гражданско-патриотическое

Формы деятельности

Олимпиады, соревнования

Поисковые группы

Школьные научные общества

Общественно-полезные

практики

Научные

исследования

Кружки, секции

Круглые столы

Конференции,

диспуты

Спортивно-

оздоровительное

Научно-познавательное

Экологи-

ческое


2.10. Содержание модели «Школа полного дня»

Модель организации образовательного процесса в условиях введения ФГОС


3.Комплекс необходимых условий для функционирования образовательной модели

3.1.Описание режима учебной деятельности.

Организация образовательной деятельности в школе регламентируется учебным планом, календарным учебным графиком, расписанием учебных занятий.

Внеурочная деятельность организуется после проведения уроков по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, общеинтеллектуальное, гражданско-патриотическое, духовно-нравственное).

3.2. Характеристика кадровых условий.

Образовательный процесс в 1-4 классах осуществляют 12 учителей начальных классов; в 5-11 классах- 38 учителей - предметников; вспомогательный персонал: 1 социальный педагог, 2 педагога дополнительного образования.

Из них имеют высшее профессиональное образование - 46 человек. Все педагоги аттестованы на квалификационные категории: на высшую - 19человек, на первую - 17человек, на вторую - 17человек.

Все педагоги систематически повышают свое профессиональное мастерство через курсовую подготовку, самообразование, обмен опытом, семинары и другие формы. Учителя начальных классов, русского языка, математики прошли соответствующую подготовку по вопросам введения ФГОС.

3.3. Характеристика материально-технических условий

Отчет о состоянии материально-техничесокй базы и приобретенном оборудовании за 2013-2014 год.

В МБОУ ПСОШ №3 имеется 118 компьютеров, 3 МФУ, 1 плоттер, 21 настенный экран, 11 интерактивных досок, 36 лазерных принтеров, 28 проекторов, 2 сканера .

Ежегодно происходит пополнение материально-технической базы школы новым интерактивным, учебно-лабораторным, компьютерным оборудованием и учебной литературой.

Приобретено за 2013-201ё4 учебный год:

интерактивные оборудование для начальной школы -199 тыс.998 руб.,

-учебная литература -998 тыс. 749 руб.

-мебель учебная - 169 тыс.999 руб.

- компьютерное оборудование -99 тыс.873 руб.

-приобретение учебно-лаборат.оборуд. и мультимедийного оборуд. -2 млн. 151 тыс. 545 руб. 84 коп.,

Сумма бюджетных средств , израсходованных на приобретение оборудования составляет

3 млн.822 тыс. 996 руб.



МБОУ ПСОШ №3 располагает материально-технической и информационной базой, обеспечивающей организацию урочной и внеурочной деятельности обучающихся в соответствии с санитарными и противопожарными нормами. Кабинеты оборудованы школьной мебелью, в том числе специализированной, имеется аппаратная техника (компьютеры, проекторы, МФУ, камеры, экраны) и программное обеспечение (операционная система Windows, MS Office 2007). В кабинетах информатики, начальных классов и др. имеются интерактивные доски, телевизоры. Ресурсное наполнение внеурочной деятельности осуществляется за счет средств обучения, используемых в урочной деятельности.

В школе имеется медицинский кабинет, зубной кабинет, буфет, столовая, библиотека, кабинет социально-психологической службы, спортивный и актовый залы, кабинеты информатики с подключением к сети Интернет. Все кабинеты начальной школы соединены между собой локальной сетью. На территории школы находится спортивная и игровая площадки.

3.4. Характеристика финансовых условий

Смета расходов МБОУ ПСОШ№3 рассчитывается с учетом окладно-премиальной системы. Оплата труда работников школы осуществляется по НСОТ. Материальное поощрение осуществляется в соответствии с Положением об оплате труда и стимулировании работников МБОУ. Также предусмотрены расходы на учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса, на приобретение расходных материалов, хозяйственные расходы. Учебные расходы составляют 10% от общего объема финансирования.

Организация внеурочной деятельности осуществляется за счет:

  • финансирование по учебному плану.(бюджетная смета)

Финансовое обеспечение на 2014 финансовый год

В бюджетной смете МБОУ Павловской СОШ №3 на 2014 год заложены финансовые средства на следующие расходы:

  1. Услуги связи и оплата интернет-трафика 112 тыс.223 руб.

  2. Коммунальные услуги 1 млн.841 тыс.656 руб.

  3. Услуги по содержанию имущества 134 тыс.800 руб.

  4. Курсовая переподготовка 428 тыс.руб.

  5. Прочие услуги (оплата поверки отопления,водоснабжения и пр.) 192 тыс.636 руб.

  6. Расходы на приобретение основных средств 985 тыс.939 руб.

  7. Приобретение материальных запасов 1 млн.842 тыс.452 руб.

  8. Иные субсидии (целевые направления на финансирование программы «Доступная среда») 2 млн.96 тыс.400 руб.

Общий объем финансирования на 2014 год составляет 30 млн.195 тыс.

3.5. Описание механизмов формирования учебных планов)

  • Создание единых «правил игры» (нормативно-правового поля) для всех субъектов образовательного процесса.

  • Готовность к отказу от традиционной учительской позиции, ее изменение (управление процессом учения и обучения, помощь учащимся в самостоятельном продвижении в предмете, в том числе и в обнаружении ошибок детей, поддержка детской инициативы, работа в ситуации запроса).

  • Разработка учебного плана школы на основе базисного учебного плана с учетом основных целей и задач школы.

  • Наличие рабочих учебных программ педагогов.

  • Динамическое (мобильное) расписание учебных занятий.

  • Создание временных творческих малых педагогических групп для решения конкретных педагогических задач.

  • Соблюдение образовательной технологии построения учебного процесса, опирающегося на теории учебной деятельности.

  • «Продуктивность» и «презентационность» образовательного процесса для всех субъектов (детей, педагогов, администрации).

3.6. Описание системы оценивания качества образования.

  • Оценка уровня образовательных достижений обучающихся образовательных учреждений для их итоговой аттестации и отбора для поступления на следующую ступень обучения.

  • Оценка качества образования на различных ступенях обучения в рамках мониторинговых исследований качества образования (федеральных и международных)

  • Формирование системы измерителей для различных пользователей, позволяющей эффективно реализовать основные цели системы оценки качества образования.

3.7. Описание механизмов участия государственно- общественного управления.

Управляющий совет школы.

Детская Организация «Содружество РВО».

3.8. Описание внешней образовательной среды

Партнерами в обеспечении образовательного процесса МБОУ ПСОШ№ 3 являются:

  • учреждения, руководящие учебно-исследовательской деятельностью детей и молодежи на городском и областном уровне;

  • храмы Павловского Благочиния Россошанской и Острогожской Епархии;

  • телекомпания «Дон ТВ»;

  • учреждения здравоохранения и социальной защиты, городская поликлиника;

  • учреждение повышения квалификации работников образования - ВОИПКРОиПРО;

  • органы местного самоуправления.

Модель организации образовательного процесса в условиях введения ФГОС

4. Результативность реализации образовательной модели

4.1. Промежуточные результаты.

  • Повышение качества образования на основе интеграции учебной и внеурочной деятельности по параметрам: метапредметные результаты образования, заданные ФГОС НОО (организационно-рефлексивные, познавательные, коммуникативные, личностные УУД); познавательные процессы, логическое и вариативное мышление; сохранение и поддержка здоровья детей; результативность участия школьников в конкурсах и олимпиадах разных уровней (школьных, региональных, всероссийских, международных)

  • Новый диагностический инструментарий для измерения уровня сформированности личностных, метапредметных и предметных результатов ФГОС НОО.

  • Повышение уровня профессионального мастерства педагогов и результативности их деятельности при переходе к новым формам аттестации.

4.2 Ожидаемые эффекты.

  • Становление учебного сообщества класса через разные формы учебного сотрудничества.

  • Основы контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников (основы умения учиться: рефлексивные и поисковые действия).

  • Основы теоретического мышления: анализ, планирование и рефлексия.

  • Системность, предметность и обобщенность предметных знаний.

  • Способность школьников к самостоятельному выбору деятельности, партнеров, форм и способов действия.

  • Устойчивый учебно-познавательный интерес у учащихся.



13



© 2010-2022