- Преподавателю
- Директору, завучу
- Опыт работы «Школы вожатых»
Опыт работы «Школы вожатых»
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Власова Н.В. |
Дата | 04.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом.
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!
ОПЫТ РАБОТЫ «ШКОЛЫ ВОЖАТЫХ»
В этом году Старорусская «Школа вожатых» в очередной раз открыла свои двери для тех, кто решил освоить профессию вожатого. Начиная с 2010 года, проект «Школа вожатых», организованный Новгородским областным Домом молодежи при поддержке Комитета по молодежной политике администрации города, работает в направлении профессиональной подготовки вожатых для работы в детских оздоровительных лагерях.
Вожатый - профессия, которой не учат ни в одном ВУЗе, которая в массовом сознании даже не является профессией педагогической, скорее, это некое призвание, состояние.
Множество вопросов рождается у тех, кто захотел стать вожатым - Что дети ждут от вожатого? Каким должен быть хороший вожатый? Как правильно вести себя в первый день лагерной смены? Во что играть с детьми? Как решать конфликтные ситуации? В «Школе вожатых», формируясь как педагогический отряд, они находят ответы на эти вопросы.
Движение педагогических отрядов «выросло» из коммунарского движения 1960-х годов XX века и первоначально активно использовало наработанную коммунарами методику коллективных творческих дел, на основе новаторских идей И. П. Иванова. Коммунарская методика была положена и в основу работы во Всероссийском лагере Орленок.
Сегодня деятельность по подготовке вожатых имеет важное социальное значение, так как направляет и включает современную молодежь в общественно-значимую деятельность.
Слушателями «Школы вожатых», реализующей свою деятельность на базе Старорусского политехнического колледжа (филиала) НовГУ, являются старшеклассники общеобразовательных школ города, студенты профильных и непрофильных направлений подготовки профессиональных образовательных учреждений.
Одно из главных преимуществ обучения в «Школе вожатых» - это возможность получить все необходимые знания в совокупности - здесь учатся быть и психологом, и другом, и учителем, и актером, и режиссером. Второе преимущество - это гарантированное трудоустройство в детские лагеря Новгородской области.
Работа с детьми предполагает наличие у вожатого самых разнообразных знаний и умений, которые строятся на основе широкой эрудиции, знаниях детской психологии, управлении процессом развития личности ребенка и детского коллектива, педагогических основах воспитания. Поэтому приоритетными в организации учебно-воспитательного процесса в «Школе вожатых» являются: лекционно-практические занятия, творческие мастерские, мастер-классы, деловые игры, социально-психологические тренинги, коллективно-творческая деятельность и самостоятельная работа. Основная цель - формирование командного духа, коллективного мышления, а также четкого представления о правилах работы и организации деятельности временного детского коллектива.
В ходе самостоятельной работы ребята выполняют задание по созданию собственного методического багажа: копилки игр, сценариев, диагностических методик, разрабатывают стратегию деятельности детского отряда.
Для закрепления полученных знаний проводится выездной инструктивный сбор, основанный, преимущественно, на организации учебно-игровой деятельности, её анализе с точки зрения закономерностей детского развития. На сборе отрабатывается методика проведения мероприятий по различным направлениям воспитательной работы с детьми, самоуправлению, также ребята пытаются профессионально решить возможные экстремальные ситуации.
Таким образом, особенности организации деятельности «Школы вожатых» обеспечивают для ее участников психологическую готовность к самостоятельной работе в условиях лагеря.
Уже на протяжении нескольких лет педагогический отряд колледжа работает в детском оздоровительно-образовательном центре «Гверстянец» Крестецкого района Новгородской области. Серьезный трудовой опыт, полученный в течение лета, помогает вожатым полностью раскрыться и одновременно проверить свои силы, окончательно решить для себя, является ли вожатство их призванием.
Традиционной формой представления педагогического опыта и подведения итогов деятельности в лагере, стали творческие отчеты. В Центре Молодежи Великого Новгорода ежегодно осенью подводятся итоги работы вожатых на конкурсе педагогических отрядов. Этот конкурс профессионального вожатского мастерства выявляет лучшие педагогические отряды, прошедшие подготовку в «Школе вожатых». Ежегодное участие в этом конкурсе говорит о высоком уровне подготовки, активности и педагогической направленности членов отряда Старорусского политехнического колледжа.