- Преподавателю
- Директору, завучу
- Статья Мониторинг в образовательном учреждении
Статья Мониторинг в образовательном учреждении
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кожина Н.Н. |
Дата | 04.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Мониторинг в образовательном учреждении
Кожина Н.Н., заместитель директора по УВР
КГАОУ КЦО г. Хабаровск
«Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным»
Сенека
Создание системы оценки качества образования в России происходит в период введения образовательных стандартов и появления необходимости оценивать их достижение в масштабах всей страны.
В связи с этим ставится задача создать систему получения объективной информации о результатах обучения в соответствии с образовательными стандартами на уровне образовательного учреждения, на основе, которой можно будет принимать управленческие решения. Новые приоритеты в сфере образования, растущая вариативность форм получения образования, диверсификация учебных заведений, программ, методик непосредственно влияют на качество подготовки обучающихся.
Современная педагогическая наука и практика поставлены перед необходимостью перехода от традиционных способов сбора сведений о школе - к педагогическому мониторингу, под которым мы понимаем целенаправленное, специально организованное, непрерывное слежение за функционированием и развитием образовательного процесса и/или его отдельных элементов.
Мониторинг является важнейшим инструментом проверки и оценки эффективности внедряемого содержания образования, используемых методик, служит основой для обоснованных путей устранения недостатков образовательной деятельности в школе, является основой для принятия эффективных управленческих решений. То есть цель - выявить недостатки и наметить пути их устранения
Термин "мониторинг" пришел в педагогику из экологии и социологии. В экологии мониторинг - это непрерывное наблюдение за состоянием окружающей среды с целью предупреждения нежелательных отклонений по важнейшим параметрам. В социологии мониторинг подразумевает отслеживание небольшого числа показателей, отражающих состояние социальной среды. В педагогике это новое перспективное направление, разрабатываемое в исследованиях А.А. Кузнецова, М.В. Рыжакова, С.Е. Шишова, А.В. Баранникова, А.Н. Майорова и др., посредством которого возможно способствовать повышению качества образования во всех его основных составляющих.
Мониторинг в образовании - система организации, сбора, хранения, обработки, анализа и распространения информации о деятельности школы, обеспечивающая непрерывное слежение за состоянием одной или нескольких систем образовательного учреждения и прогнозирование их развития.
Субъектами мониторинга выступают все участники образовательной деятельности. Степень их участия различна, но все они (и учителя, и ученики, и родители, и общественность) получают информацию, анализируют ее. Например, социум получает сведения об образовательном учреждении. На основании этой информации формируется общественное мнение. Обучающийся имеет представление о результатах своей деятельности, на основании которых выстраивает индивидуальную траекторию деятельности.
Проведение мониторинга происходит на различных уровнях: локальном, региональном, федеральном. В свою очередь каждый субъект образования выступает в качестве объекта для структур более сложного или иного уровня.
Объектами мониторинга выступают как отдельные подсистемы образования, так и различные процессы, уровни образования, управления, отдельные аспекты деятельности, знания и т.д. Например, мониторинг педагогический и психологический; мониторинг качества подготовки учеников; мониторинг федеральный, региональный, локальный; мониторинг учебно-материальной базы школы; мониторинг качества подготовки педагогических кадров; мониторинг образовательного процесса; мониторинг качества образования. Основным объектом мониторинга в ОУ является Мониторинг качества образования .
Алгоритм проведения мониторинга состоит из выделения проблемы, постановки целей и задач, выбора тактики, обработки результатов и их анализа
I. Подготовительный: постановка цели; определение объекта; изучение соответствующей литературы и имеющегося педагогического опыта; разработка инструментария для проведения мониторинга.
II. Практический: сбор информации; наблюдение; собеседование; тестирование; анкетирование; посещение уроков; контрольные работы.
III. Аналитический: систематизация полученной информации; анализ имеющихся данных; выработка рекомендаций, внесения корректив в процесс образования.
Далее определяем временные рамки проведения мониторинга: Вводный - на начальном этапе обучения, текущий (тематический), промежуточный и итоговый.
Создание базы данных - необходимое условие для глубокого анализа, основание для прогнозирования дальнейшего развития ОУ. Мониторинг как самоцель не имеет смысла, он должен отвечать существующим информационным запросам и потребностям руководителя и управленческой команды и как инструмент применяется в нужном направлении как для администрации ОУ, так и для учителей и обучающихся. Очень важно чтобы мониторинг стал приемлемым, личностно значимым для каждого участника образовательной деятельности.
Мониторинг в той или иной мере существовал в системе школьного образования всегда. Это и контрольные работы, и экзамены, и инспекторские проверки. Однако опыт показывает, что все эти формы традиционного мониторинга недостаточно эффективны. Они имеют ряд серьезных недостатков:
-
Контроль состояния обучения носит нерегулярный, по существу, эпизодический характер. Методики не ориентированы на перманентность применения. Поэтому не вскрывается динамика изменений.
-
Основная направленность - на итоги обучения. При этом сам процесс обучения, формирования знаний умений и навыков, который и определяет итоги, остается вне поля зрения.
-
Недостаточная информативность, поскольку используют при проведении и анализе результатов достаточно субъективные балльные отметки и интегральные оценки выполнения проверочных заданий в целом, что не позволяет выяснить, какие конкретно (и в какой мере) элементы содержания усвоили или не усвоили ученики.
Вышеизложенные недостатки определяют главный (для управления качеством) недостаток - отсутствие, по существу, диагностических функций, позволяющих вскрыть причины тех или иных ошибок учеников, недочетов в работе учителей, выявить факторы, влияющие на их успеваемость. Поэтому сегодня идет работа по налаживанию функционирования системы непрерывного изучения состояния знаний школьников, что требует решения целого ряда сложных научных и организационных вопросов.
При этом, очевидно, что организация мониторинга возможна лишь на базе получения и анализа информации о состоянии знаний и умений обучающихся. Для этого необходим определённый инструментарий. С этой целью вводится тестирование, задачи которого кратко можно сформулировать следующим образом:
-
обеспечение информацией о состоянии и динамике достижений обучающихся;
-
обеспечение объективности оценки учебных достижений;
-
организация использования методов объективизированной оценки достижений учеников в педагогической практике;
-
изучение факторов, влияющих на качество обучения.
Основными направлениями деятельности являются:
-
создание и постоянное совершенствование тестов как инструмента, обеспечивающего объективность измерения учебных достижений;
-
организация и проведение массовых исследований уровня обученности;
-
аттестация выпускников ОУ;
-
создание базы данных для обеспечения мониторинга качества обучения;
-
систематический сравнительный анализ учебных достижений;
-
обучение педагогов методам объективизации оценки уровня освоения учебного материала.
Далее мы рассматриваем алгоритм проведения тестирования.
Система мониторинга построена в виде таблиц, которые заполняются администратором или учителем. Все показатели могут использоваться в двух формах - баллах (процентах) и рейтинговой. При наличии значительных расхождений между баллами проводится заседание методического объединения, собеседование с учителем, на котором либо учитель аргументировано, доказывает свое мнение, либо выясняется причина несоответствия.
Оценивание проводится с помощью
тестов:
-
предметных тестов для выявления уровня обученности обучающихся по всем предметам;
-
психолого-педагогических тестов для определения уровня развития мышления учеников; мотивации к обучению и выбору профиля; психологической комфортности.
-
рейтинговой оценки:
-
портфолио обучающихся;
-
итоговой аттестации выпускников основной школы;
-
социологических исследований субъектов образования (обучающихся, родителей) через опрос и анкетирование:
-
для выявления уровня удовлетворенности качеством подготовки;
-
уровня удовлетворенности качеством обучения.
Проводить школьный мониторинг необходимо на современном уровне с использованием информационных технологий и техник, позволяющих формировать тесты и анкеты для диагностики, тиражировать их, хранить и обрабатывать результаты диагностики, предоставлять необходимые справки и отчеты.
Тестовая оценка обученности с использованием современных ИКТ позволит получить всю информацию без нарушения учебной деятельности и в короткий промежуток времени. Перечень тем тестов по предметам задается учителями школы в соответствии с учебными программами. Задания могут предлагаться обучающимся в бумажном или электронном виде. Частота проведения тестов зависит от школьной программы мониторинга: вводный контроль, промежуточный, итоговый. Число заданий в тестах может меняться в зависимости от требований учителя, числа тем и количества заданий по этим темам. Варианты тестов по предмету формируются в электронном виде и печатаются. Выполнение теста по предмету может занимать от 10 минут до полного урока. Далее осуществляется проверка результатов и формируется отчет.
Результаты мониторинга обрабатываются по каждому ученику. Когда мы будем иметь полную картину по всем предметам, можно составить
отчет по классу для каждого ученика в виде среднего балла, рейтинга результата и отметки за четверть (полугодие) учителя. Для анализа параллели классов берутся результаты обследования параллели (результаты всех учеников всех классов параллели), приводится среднее значение и среднеквадратичный разброс результатов.
Обучающиеся и родители могут по результатам выполнения тестов оценить достигнутый уровень обученности по различным предметам и определить необходимость и направление работы по активизации обучения по отдельным предметам и темам.
Учитель по предмету на основе «технических» результатов может уточнить свое представление об уровне обученности каждого ученика и свою отметку с учетом объективной тестовой оценки этого уровня. На основе «содержательных» результатов тестирования выявить недостаточно усвоенные элементы содержания образования по предмету, как у всего класса, так и у каждого ребенка в отдельности. В целом учитель может сопоставить результаты в текущем учебном году с аналогичными результатами предыдущего года и уточнить свое представление о трудностях отдельных элементов тем программы предмета.
Администратор школы может составить представление об обучении каждого ученика и класса в целом по основным и профильным предметам, выявить нуждающихся в индивидуализации подхода к их обучению как в целом, так и по отдельным предметам. Появляется возможность сопоставления результатов разных классов в параллели.
Руководители школ имеют возможность увидеть объективную оценку результатов по обязательным и профильным предметам, сопоставить результаты дидактической деятельности учителей по предметам, оценить характер процесса обучения в течение года, сопоставить уровни обученности разных классов в разные годы.
Тестовая оценка обученности по предметам уточняет оценку успеваемости учителями и дает администрации школы полную объективную картину результатов обучения. Однако необходимо выяснить и такие вопросы процесса обучения: как развивается личность ученика, в чем причины его успехов и неудач, удовлетворен ли он качеством обучения и т.д. Для этого необходимо проводить психолого-педагогический мониторинг, социологический опрос.
Составляя отчёт по четвертям, каждый классный руководитель может составить рейтинговую оценку по классу, заполняя электронные таблицы, а также анализировать свою деятельность.
Обучающийся презентует содержание своего портфолио на марафоне самореализации
Таким образом, используемый набор показателей, способы представления результатов помогут произвести полную и разностороннюю оценку составляющих качества образовательной деятельности. Такая оценка служит информационной основой для принятия педагогических, воспитательных и управленческих решений в ОУ, для выявления качества обучения и управления качеством образования.
Мониторинг не ломает существующую систему контроля, а требует обеспечение её информационной стабильности, долгосрочности, надёжности и своевременности, что предотвращает дефицит информации при выработке рекомендаций и принятию управленческих решений, повышению степени их обоснованности. Мониторинг помогает путём анализа свести всю информацию в одно целое, обобщить её и получить общую картину развития образовательного процесса.
Предвидеть - значит управлять.
Б. Паскаль