Выступление на тему Гражданско –патриотическое воспитание: вызовы времени, новые подходы

Воспитание гражданского самосознания, патриотизма – процесс динамичный в системе школьного воспитания. Он требует постоянного анализа, оценки, осмысления и наполнения новым содержанием и средствами реализации.... Учитывая это, школе было важно узнать каково отношение и позиция пятнадцатилетних – семнадцатилетних школьников к вопросам патриотизма в современных условиях. С этой целью в течении прошедшего учебного года в школе были организованы беседы и анонимное анкетирование учащихся 9, 10, 11-х...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Гражданско -патриотическое воспитание: вызовы времени, новые подходы.

Выступление Старенко И.Г.

зам.директора МКОУ СОШ п.Ола.

секция: «Патриотическое воспитание как составляющая

гражданского становления подрастающей личности».

(материалы для августовского совещания 2015 года)

Воспитание гражданского самосознания, патриотизма - процесс динамичный в системе школьного воспитания. Он требует постоянного анализа, оценки, осмысления и наполнения новым содержанием и средствами реализации.

Проблемы гражданско-патриотического воспитания для нашей страны всегда имели особое значение, но в современных условиях они приобретают особую актуальность. Практически с осени 2013 года геополитическая обстановка в мире, в Европе - в частности, стала стремительно ухудшаться. Эскалация напряженности с Балкан и Ближнего Востока плавно перешла к западным рубежам Российской Федерации. Этого нельзя не заметить. Размещение военных группировок НАТО в прибалтийских государствах, в Польше. Антироссийские настроения в Украине достигли в высшей степени накала и вылились в кровопролитный переворот государственной власти, где главной движущей силой явились молодые люди, воспитанные на идеях исключительной национальной принадлежности.

Нельзя не задаться вопросом, как случилось, что факты исторической правды искажаются, а славяне - русские, украинцы в Донецкой и Луганской областях стали объектом физического уничтожения и злобной расправы.

Трудно понять нам, взрослым людям, как такое может быть, когда юные девочки в короткое время превращаются в «шахидок-смертниц», а юноши-славяне, становятся террористами.

А жестокая, организованная атака последнего времени новым типом наркотиков на нашу молодежь. Разве это случайность?

Все средства хороши, если целью нападок внешних врагов государства является не только его экономическое разрушение, но и более важное в стратегическом плане, - разрушение самостояния личности молодёжи; духовное растление путем промывания мозгов через средства массовой информации.

Это далеко не весь перечень вызовов времени, который ложится не только на нас - взрослых, но и на плечи наших детей, подростков, молодёжи. В сложившейся ситуации мы взрослые, педагоги, родители, общественность должны достойно ответить на эти вызовы.

Учитывая это, школе было важно узнать каково отношение и позиция пятнадцатилетних - семнадцатилетних школьников к вопросам патриотизма в современных условиях. С этой целью в течении прошедшего учебного года в школе были организованы беседы и анонимное анкетирование учащихся 9, 10, 11-х классов. Всего было опрошено 126 человек из 130. Из 16-ти предложенных вопросов: 5 имели понятийный характер; 5 - направлены на диагностирование интереса к социально-политическим явлениям и отношения к вопросам патриотизма и гражданственности; третий блок вопросов касался процесса информирования, обсуждения социально-политических тем.

Приведу некоторые аспекты анализа опроса, которые могут быть типичными для наших школьников. Так, например, 70% старшеклассников считают для себя предложенные вопросы важными и актуальными, 65% выразили озабоченность событиями в Украине, 93% представляют гражданскую войну как огромную трагедию для любого народа или страны.

В ответе на вопрос о безопасности России приоритеты были расставлены следующим образом: на первом месте - военная мощь государства, далее - экономическая мощь, сильный президент, дух народа и умное правительство.

На вопрос: «Что или кто вызывает в тебе чувство гордости за свою страну?» 48% учащихся ответили, что гордость за свою страну вызывает президент В.В. Путин; 22% - отметили российский народ; 15% - выделили ветеранов ВО войны и боевых сражений в горячих точках; 9% - людей искусства, спорта, науки и 6% ответили, что никто и ничто.

Из 9-ти выборов сформировалось представление учащихся о патриоте России. Это тот кто любит свою страну (117 выборов), кто готов защищать ее (105в), кто ценит историческое прошлое и настоящее своей страны (95в), кто делом способствует ее укреплению и развитию (93в).

В части информационного поля, мы обратили внимание на то, что лишь 69 процентов старшеклассников проявляют интерес к политическим событиям внутри страны, 58% интересуются международными вопросами, 63% смотрят телевизионные программы на политические темы.

На вопрос: «С кем предпочитают и обсуждают важные события внутри страны и за ее пределами?» ответили что:

- с членами семьи и родственниками - 58%;

- с друзьями - 38%;

- с учителями - 27%;

- с одноклассниками - 22%;

- ни с кем не обсуждают - 14%.

При этом 60% старшеклассников отмечают необходимость создания и функционирования в школе дискуссионных клубов, площадок для обсуждения социальных, экономических, политических тем, а руководителем такой формы общения в плоскости обсуждаемых тем они видят и учителя истории (36%), и директора школы (29%), и представителя органа местной власти (24%), и родителей.

С учетом проведенного анализа мнения учащихся и для того, чтобы выработать новые подходы в системе гражданско-патриотического воспитания на ближайшую перспективу в марте 2015 года мы провели педагогическую конференцию, в работе которой приняли участие педагоги школы, представители родительской общественности и ученического самоуправления, специалисты управления образования и отдела по работе с молодежью муниципального образования «Ольский район», настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы - отец Георгий и наши социальные партнёры: педагоги ЦДО, спортивной и музыкальной школ, работники районной библиотеки и представители СМИ.

Конференция позволила выявить актуальный опыт гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи, накопленный педагогическим коллективом на пути совершенствования образовательной системы с опорой на ресурс социального партнерства в поселке Ола.

В ходе конференции были высказаны ценные предложения, которые включены в воспитательную программу школы. Это: проведение в ноябре 2015 года ученической конференции по патриотическому воспитанию; о проведении в классах часов политинформаций; об использовании социальных сетей, Интернета и других СМИ для размещения в них патриотических материалов, песен, роликов; об открытии дебатклубов, дискуссионных площадок для старшеклассников и др.

В резолюции конференции предлагается следующее.

1. Создать банк данных лучшего педагогического опыта по вопросам гражданско-патриотического воспитания.

2. Продолжить работу по совершенствованию традиционных и внедрению инновационных форм гражданско-патриотического воспитания, добиваясь повышения их эффективности как взаимосвязанных звеньев системы этой деятельности.

3. В рамках школьной программы разработать систему эффективного управления качеством гражданско-патриотического воспитания обучающихся на основе четких критериев, показателей и индикаторов эффективности создаваемых условий для осуществления данного направления воспитательной деятельности.

4. Активизировать работу по педагогическому просвещению родителей через систему школьных лекториев по проблемам гражданско-патриотического воспитания.

В результате мы ожидаем:

  • повышения воспитательного потенциала и инновационной деятельности школы, отдельных педагогов в области гражданско-патриотического и социального воспитания;

  • создания системы единых подходов и действий по воспитанию школьников всеми субъектами социального партнерства в п.Ола;

  • содействия укреплению института семьи в поселке, усиления семейного гражданско-патриотического воспитания;

  • обретения учащимися опыта критического мышления и самовыражения в ходе дискуссионного общения, повышения интереса к общественно-политическим темам;

  • развития у обучающихся социальных компетенций, жизнеспособности и конкурентоспособности.

6. Снижения асоциального поведения среди обучающихся.

Спасибо за внимание.

© 2010-2022