• Преподавателю
  • Директору, завучу
  • Доклад на августоской конференции О путях повышения преподавания основ наук через развитие функциональной грамотности школьников

Доклад на августоской конференции О путях повышения преподавания основ наук через развитие функциональной грамотности школьников

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:









О путях повышения преподавания основ наук

через развитие

функциональной грамотности школьников


Выступление директора КГУ ОСШ №4

Сторожко Ирины Дмитриевны на августовской

Конференции педагогических работников.

Уважаемые коллеги и члены президиума! В рамках обсуждения приоритетных направлений развития образования города , мне предложено рассказать о путях повышения качества преподавания основ наук.

( слайд)

Система обучения и воспитания в нашей школе всегда была направлена на достижение высоких результатов обучения и строилась на принципах конструктивно- деятельного подхода.

Сегодня, в период перехода от школы информационной к школе компетентностной , от традиционной к рациональной,

- такой подход в обучении связан с развитием у школьников функциональной грамотности, (слайд)

поэтому содержание УВ процесса в школе направлено на реализацию механизмов, обозначенных в «Национальном плане действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 года» (слайд) Именно этот документ положен в основу новых стандартов образования.

Первый механизм предполагает обновление методологии и содержания обучения. (слайд)

Он связан с осуществлением функционально -компетентностного подхода в обучении, реализацией принципов личностно ориентированного

образования и развивающего обучения. (слайд)

Такая направленность прослеживается в содержании уроков и внеклассных мероприятий.

Учителями используются активные и интерактивные методы обучения, элементы современных педагогических технологий. (слайды об учителях).

Заслуживает внимания опыт учителей естественно -математического цикла по формированию и развитию у учащихся предметных компетенций, а также опыт Ляшенко Г.И. и Ремневой Т.А. по использованию на уроках проблемного метода обучения. Учителя политехнического цикла осваивают технологию критического мышления, а учителя казахского языка (Копбаева З.Т., Джуматаева П.М., Шагирова Г.К) успешно внедряют в учебный процесс технологию модульного обучения.

На основе индивидуальной траектории личностного развития ученика строит преподавание предмета учитель физики Рязанова Н.Н. Учитель биологии Стаховская О.А. и учитель химии Тила Е.Ю. целенаправленно развивают у учащихся навыки исследовательской деятельности. Успешно следуют принципам развивающего обучения и работают над формированием общеучебных и мыслительных

навыков учителя начальной школы Твердова О.И.,Лучшева А.Ю., Афанасьева Л.А.

Уроки учителя ИЗО Жанасыловой Р.Б. и учителя музыки Маркеловой И.В. способствуют раскрытию одаренности и развитию творческого потенциала ребенка . Широко вошли в УВ процесс информационно-коммуникативные технологии.

Известно, что для достижения цели индивидуализации образования необходимо создать специальные условия, направленные на развитии процессов самоопределения и образовательного выбора каждого ученика.

Этому содействуют прикладные курсы и курсы по выбору, а также проектно - исследовательская деятельность или метод проектов.

В вариативную часть учебного плана вошли такие курсы как «Решение олимпиадных задач по физике, биологии, химии», «Глобальная география», «Применение математических методов в экономике», «Анг.язык - язык международного общения», «Проба пера», «Шахматы», «клуб «Экош», «Дебатный клуб», «Прикладная экономика», «Правила здорового образа

жизни» «Исследовательская деятельность химико-биологической лаборатории».

Спектр прикладных курсов в школе растёт, что обеспечивает идею личностного выбора. Содержание курсов направлено на развитие творческой активности школьников, на углубление и интеграцию знаний, их практическую направленность.

Проектно - исследовательская деятельность осуществляется на разных уровнях обучения и по различным направлениям. (слайд)

Чтобы повысить результативность проектно - исследовательской деятельности, необходимо повышать сформированность исследовательской компетенций учителя

Новое содержание образования требует нового учителя. Уровень компетентности педагога прямо-пропорционален качеству преподавания. Направленность профессиональному совершенству придают работа научно - методического и педагогического советов школы, а также программы самообразования учителей. Совершенствованию профессионального мастерства способствуют курсы повышения квалификации.

Курсы нового формата в центре «Өрлеу» прошли 5 учителей школы. 8 человек стали участниками семинара - тренинга «Функциональная грамотность в контексте современной педагогики».

Два учителя приняли участие в обучающем семинаре по теории решения изобретательских задач.

С каждым годом повышается активность учителей - предметников в дистанционных олимпиадах . (слайд)

За 2 года в дистационных олимпиадах приняло участие 50% учителей. В этом году учителя участвовали во всех проводимых олимпиадах.

С тем, чтобы сгладить неудовлетворенность практической направленностью содержания учебников, расширить диапазон развивающих и разноуровневых заданий для учащихся, учителями школы создаётся педагогическая продукция в виде методических пособий, дидактического материала, как в печатном так и в электронном виде.

В 2011-12 учебном году экспертизу НМС школы прошли 3методических пособия, в этом учебном году - 14.

В областном интернет - конкурсе «Моя лучшая разработка» приняли участие 25 учителей, 7 из них награждены дипломами и сертификатами. На городском уровне презентовали свои авторские пособия Жанасылова Р.Б. и Лучшева А.Ю.

Одним из направлений профессиональной компетентности являются публикации в СМИ. С каждым годом их количество растёт (слайд)

Кроме того, учителя открывают личные страницы на образовательных сайтах. (слайд)

Учитель Тюрина Е.В., пройдя экспертизу международного образовательного портала «Мир учителя», получила право на публикацию уроков на сайте

«1 сентября».Заключили авторский договор на сотрудничество

с КарГУ им. Букетова учителя Твердова О.И. и Лучшева А.Ю.


И так, обозначенные выше позиции направлены на изменение методологии преподавания и содержания образования. Они определяют 1-ый механизм развития функциональной грамотности школьника. Другим важным механизмом является модернизация системы оценки результатов обучения. (слайд)

В школе сложилась определенная система мониторинга качества знаний. Осуществляется анализ текущей успеваемости и успеваемости за различные периоды обучения, анализ четвертных и административных контрольных работ, срезов отдела образования, анализ результатов итоговой аттестации и в том числе ЕНТ. (слайды)

Данные мониторинга в конце каждой четверти обсуждаются на заседании МО учителей и педагогических советах, используются нами для планирования работы по ликвидации пробелов в знаниях, развитию у учеников мотивации к учению, а также определяют направления УВП школы, формы и содержании контроля.

Но сегодня, развитие функциональной грамотности у школьников, требует совершенно новых подходов к оценке учебных достижений, оценка должна осуществляться по новой системе критериев знаний «знание - понимание - применение - систематизация - обобщение». (слайд)

Мы должны подготовить ученика не только к испытанием на ЕНТ и ВОУД, но международным исследованием по системам PISA,TIMSS,PIRIS,

потому учителями школы создается банк разноуровневых заданий, требующих проверки практических навыков и использование теоритеческих знаний на практике, интеграции знаний и творческого подхода в решении задач.

Особое место в системе оценки в соответствии с современными требованиями занимает самооценка достижений учащихся в виде портфолио. Требования к портфолио утверждены на педсовете. Создают

портфолио все ученики. Обязательной для анализа такая форма стала в 4,9,11 классах.


Уважаемые коллеги, на процесс формирования функциональной грамотности, как ещё один механизм, влияют программы внешкольного,

дополнительного образования. Они призваны решать проблемы досуга наших детей, способствовать развитию одаренности и творческого потенциала, формированию навыков практической деятельности, что в целом повысит мотивацию к учению и уровень обученности. Поэтому пед.коллектив заинтересован в сотрудничестве с внешкольными учреждениями, и уже сегодня у нас есть примеры результативности такого сотрудничества (слайды с городских мероприятий).

Наше взаимодействие проявляется в совместной подготовке и проведении городских мероприятий, (Наурыз, Алые паруса, Последний звонок) участии в социальных проектах и работе клубов. Мы систематически осуществляем мониторинг занятости детей в кружках и секциях внешкольных учреждений, направляем усилия на повышение охвата детей дополнительным образованием(слайды)

На уровень функциональной грамотности положительно влияет участие родителей в процессе обучения и развития детей (слайд).

Надо нам признать, что сейчас родители уже не хотят быть в стороне от учебного процесса. Поэтому, чтобы они не приняли сторону оппозиции в отношении к школе мы должны научиться умному с ними сотрудничеству.

Сегодня массово проводятся общешкольные собрания, (слайд) активизировалось работа родительского комитета и Попечительского Совета. Благодаря их деятельности, за счёт финансовой помощи родителей к началу учебного года приведены в соответствие с санитарными нормами и отремонтированы все учебные кабинеты. (слайды, кабинеты)

Родители активно участвуют в создании комфортных условий для обучения.

Но, сейчас мы меняем вектор сотрудничества и направляем его на повышение функциональной грамотности родителей, что позволит им лучше узнать своего ребенка и помочь ему в обучении и развитии.



Этому способствуют тематические родительские собрания, семинары, встречи за круглым столом. Очень содержательной и полезной стала для родителей встреча с начальником отдела образования физической культуры и спорта.

Через родителей расширяем круг общения детей с неправительственными организациями. Так например, школа стала базовой для реализации проектов клуба «Аскер» и НПО «Боевое братство».(Слайды с мероприятий)

Бойцами клуба «Аскер» сейчас на территории школы устанавливается спортивное оборудование и восстанавливается давно бездействующий тир.

И так, уважаемые коллеги, в своем выступлении я осветила опыт работы педагогического коллектива по повышению качества знаний через реализацию 4-ёх механизмов развития функциональной грамотности обучающихся. (слайд 4 механизма)

Можно отметить некоторые результаты положительного опыта работы в этом направлении:

-качество знаний по школе в последние три года держится на уровне 50-52 %. (слайд)

-третий год школа занимает 3 призовое место в городской олимпиаде школьников, растет число призовых мест. (слайд)

-активизировалось участие в интелектуальных конкурсах (слайд)

-третий год нет двоек на ЕНТ, второй год подтверждают свои знания претенденты на получение аттестатов особого образца.

-растёт процесс поступления в ВУЗ-ы.

Но вся проводимая работа должна строится на принципах непрерывности и последовательности.

Поэтому предстоит ещё многое сделать в направлении развития функциональной грамотности:

1.Осваивать новые стандарты, которые именно на это направлены

2.Принять Комплексный план по реализации компетентностного подхода, принципов личностно ориентированного и развивающего обучения;

3.Разработать единые требования к уроку и схему его анализа в соответствии вышеназванными требованиями к образованию;

4.Разработать параметры индивидуальной образовательной траектории ученика и критерии оценки личностного роста;

5.Создать систему оценки и мониторинга обученности учащихся в соответствии с требованиями новых стандартов;

6.Придать новое содержание курсов по выбору;

7.Целенаправленно укреплять МТБ и многое другое.

В каждой школе, уважаемые коллеги, свой путь получения высоких результатов обучения, но все мы должны помнить, что дети только тогда с удовольствием учатся, когда их с удовольствием учат.

Спасибо за внимание!







7 стр



© 2010-2022