• Преподавателю
  • Директору, завучу
  • ПедсоветПедагогический совет «Информационно-образовательное пространство школы как сфера профессионального становления педагога»

ПедсоветПедагогический совет «Информационно-образовательное пространство школы как сфера профессионального становления педагога»

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Педагогический совет «Информационно-образовательное пространство школы как сфера профессионального становления педагога»

Амирова Л.С.


Цель:

  • Обеспечение условий для создания единой информационной образовательной среды, формирования высокой информационной культуры всех участников учебно-воспитательного процесса.

Задачи:

  • Стимулирование эффективного использования информационных ресурсов и средств информационных коммуникаций;

  • Формирование значимости информационной культуры в профессиональной деятельности и социальной защищенности личности в информационном обществе.

В Послании Президента Республики Казахстан «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана» ключевой фразой стала идея найти оптимальный баланс между экономическими успехами и обеспечением общественных благ. В Казахстане данная идея находит воплощение в рамках проекта «Интеллектуальная нация».

«Образование должно давать молодежи не только знания, но и умение их использовать в процессе социальной адаптации. Важно повышать качество педагогического состава», - подчеркивает Президент.

В целях выполнения Послания Президента в области образования и согласно «Государственной Программе развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы» наша школа работает над совершенствованием содержания образования.

Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит Казахстану стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.
Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

Стратегической целью развития современного образования является обеспечение доступности качественного образования потребителям образовательной услуги за счет эффективного использования ресурсов: финансовых, кадровых, материально-технических. Одним из направлений реализации данной цели является информатизация образования, использование информационно - коммуникационных технологий в образовательном и воспитательном процессе.

В концепции модернизации казахстанского образования на период до 2020 года особое внимание уделено идее перехода к информационному обществу, что обуславливает создание условий для доступа к источникам информации, развитие способностей, связанных с ее поиском, обработкой, восприятием, пониманием и использованием, формированием информационной компетентности. Достижение качества образования, формирование предметных и ключевых компетентностей во многом зависит от использования проектных, исследовательских, игровых технологий; создания ситуации успеха, сотрудничества, самообразования. Неотъемлемой составляющей этих технологий являются информационно-коммуникационные технологии. С помощью виртуальных уроков, дистанционного обучения можно обеспечить «Образование без границ». Незаменимым становится применение ИКТ для обобщения, построения логических связей, систематизации знаний. Кроме того, применение компьютера дает возможность организации оперативного контроля за усвоением темы, осуществление персонифицированного сопровождения ученика.

Соединение образования с информационно-коммуникативными технологиями обладает, по сравнению с традиционным обучением, рядом достоинств:

  • Обеспечивают возможности смещения акцентов с внешней оценки на самооценку и самоконтроль ученика. (система контроля знаний на базе ИКТ психологически более комфортна и для учителя, и для ученика.)

  • Расширяют возможности для развития современного образования прежде всего в направлении индивидуализации, создают условия для реализации творческого потенциала учителя и ученика.

Усиление роли ИКТ в образовании делает необходимым формирование информационно-коммуникационной компетенции учителей. Умение применять ИКТ для решения профессиональных проблем и задач в реальных ситуациях педагогической деятельности. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) позволяют собирать, обрабатывать, хранить, распространять, отображать различного рода информацию и с помощью электронных средств коммуникации осуществлять взаимодействие людей, территориально удаленных друг от друга. Для профессионального взаимодействия учителей в сети необходимы знания, умения и навыки использования ИКТ в педагогической деятельности. Однако профессиональная подготовка педагогических кадров не должна сводиться только к обучению информационным и коммуникационным технологиям, но и к обучению современным педагогическим технологиям (личностно-ориентированное обучение, метод проектов, обучение в малых группах и т.д.). Данные технологии дополняют друг друга: через современные педагогические технологии к современным средствам обучения - ИКТ и наоборот.

На основе стандартов Международного общества информатизации образования в каждой стране вырабатываются конкретные требования к формированию базовой информационно-коммуникационной компетенции преподавателей, которая предполагает владение навыками использования ИКТ в своей практике не только для интеграции в учебный процесс, но и как средства повышения квалификации и профессионального развития.

Данные стандарты предназначены для всех учителей и включают шесть компонентов:

  • общие представления в области информационных технологий;

  • планирование учебного процесса с использованием информационных технологий и применения его на практике;

  • интеграция информационных технологий в программы конкретных дисциплин;

  • использование информационных технологий для оценки результатов обучения;

  • использование информационных технологий для повышения уровня профессиональной компетенции;

  • понимание социальных, этических, правовых и общественных ценностей использования информационных технологий.

Таким образом, быстрое развитие ИКТ и возрастание их роли в учебном процессе школы требует пересмотра подхода к обучению в целом. Построение учебного процесса в современной школе уже невозможно без использования информационно-коммуникационных технологий в школе.

Нас сегодня будет интересовать деятельность учителей по использованию информационных технологий. Где и как учитель может реализовать свои умения в этой технологии? Конечно, на уроке: использование электронных учебников, энциклопедий, презентаций, тестирующих компьютерных программ, тренажеров, виртуальных лабораторий и многое другое. Во внеурочной деятельности те же компьютерные программы могут помочь в работе, как со слабыми учащимися, так и с сильными учениками, при проведении факультативов, кружков.

Новые технические средства и технологии доказали свою незаменимость в школе. Они являются одной из гарантий успешной модернизации учебного процесса, будучи мощным источником информации, самообразования. Появляется возможность существенно скорректировать классно-урочную систему, отказавшись, например, частично от домашних заданий и используя освободившееся время для разнообразной творческой деятельности учащихся. Применение техники ломает стереотипы уроков; учитель просто не в состоянии сохранять статичную позу, быть ментором. Новые технологии увеличивают мотивацию учения, позволяют по-иному вести индивидуальные задания, управлять учебным процессом. Если кто-то ожидал, что он придет на урок, включит компьютер и будет ждать результат обучения, то на самом деле все оказывается гораздо сложнее. От учителя требуется большее количество времени на подготовку к урокам с применением ИКТ. Необходимо обладать определенным набором знаний, умений и навыков, чтобы подготовить и провести такой урок. Сегодня уже не приходится говорить о "страхе" перед техникой. Этот психологический барьер преодолело большинство педагогов нашей школы (по крайней мере, те, кто хотел). Сегодня речь о другом, как методически грамотно и обоснованно применить ИКТ. Достижение этой задачи возможно только через собственную практику и общение с коллегами по проблеме. А если практика отсутствует, то мы стоим на одном месте.

Проследим развитие информационной среды нашей школы.

В нашей школе на сегодняшний день есть все условия для широкого использования ИКТ. Проанализируем материально-техническую базу школы.

В школе имеется:

- 7 интерактивных досок в кабинетах физики, химии, биологии, математики, истории, начальных классов, мультимедийном кабинете;

- 131 компьютер;

- 9 точек Интернет, к которым подключены 76 компьютеров;

- мультимедийный кабинет;

- кабинет ИВТ;

- локальная сеть в кабинетах математики и казахского языка, а также в мультимедийном и кабинете ИВТ;

- на один компьютер приходится 5,3 ученика.

Как сформирована ИКТ-компетентность у классных руководителей нашей школы?

Анализируя ИКТ-компетенции всего коллектива можно сказать, что хорошо освоена технология работы в текстовом редакторе. На достаточном уровне выработана компетенция создания презентаций. Остальные составляющие необходимо поднимать и вырабатывать с помощью курсов повышения квалификаций, посещения семинаров, открытых уроков.

Вспомним, что говорил король одной планеты в сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»: «Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя». Что могут означать для нас эти слова?

По существу в них заключено одно из важнейших правил успешного учения: ставьте перед собой и перед теми, кого вы учите, реальные цели. К сожалению, это правило мы часто игнорируем. Мы читаем длинные лекции, эмоционально рассказываем интересные вещи (на наш взгляд), можем давать детям задание прочитать огромный отрывок из учебника, пересказать его, можем показать фильм или играть целый урок. Но проходит некоторое время, и в памяти у детей остаются лишь отрывки тех знаний, которыми, как полагалось, они должны овладеть. Это происходит потому, что у ребят нет возможности, времени и достаточных навыков, чтобы поразмышлять над изучаемым материалом.

Поэтому важнейшей составляющей педагогического процесса должно стать личностно - ориентированное взаимодействие учителя с учениками, где бы обеспечивалось комфортное психологическое самочувствие обучающих и обучающихся, резкое снижение конфликтных ситуаций на уроках и во время воспитательной деятельности, где бы создавались благоприятные предпосылки для повышения уровня общекультурной подготовки; создавался благоприятный микроклимат в классе, школе.

Мы с вами делаем погоду в классе. Так давайте делать ее разумно, качественно и, по возможности, солнечно. И давайте делать только хорошую погоду!







© 2010-2022