- Преподавателю
- Директору, завучу
- Выпускная работа Требования к современному уроку
Выпускная работа Требования к современному уроку
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Габдрахманова Ф.М. |
Дата | 14.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ
ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА НАУЧНЫХ ОСНОВ УПРАВЛЕНИЯ ШКОЛОЙ
ВЫПУСКНАЯ РАБОТА НА ТЕМУ
ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ
УРОКУ
Выполнила Габдрахманова Ф.М.-заместитель
директора по УВР
Кирбинской средней
общеобразовательной школы
Лаишевского района
Научный руководитель Тахтамышева ГЧ
КАЗАНЬ -2004
План реферата
I. Вводная часть. Обзор литературы.
II. Основная часть .
1.Урок - это инструмент воспитания и развития личности.
2. Дидактические требования к уроку.
3. Психологические требования к уроку.
4.Требования к технике проведения урока.
5. Условия личностно ориентированного обучения. III . Заключение.
IV. Использованная литература.
Вводная часть
Каким должен быть современный урок?
Урок - это логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками отрезок учебно-воспитательного процесса. В нем в сложном взаимодействии находятся основные элементы учебного процесса: цели, задачи, содержание, формы, методы, средства, взаимосвязанная деятельность учителя и учащихся.
Требования к современному уроку мы находим в работах Ю.А. Конаржевского, где он четко формулирует ,что «современный урок -это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика , её активного ,умственного роста ,глубокого и осмысленного усвоения знаний , для формирования её нравственных основ.»
В своих трудах В.А.Сухомлинский говорил, что «урок- это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства , показатель его кругозора , эрудиции»
Как можно осуществить современный урок в условиях личностно -ориентированного обучения ,представлены в пособии Шогана Владимира Васильевича «Технология личностно- ориентированного урока».Также условия личностно ориентированного обучения отражены в трудах Г.Ч.Тахтамышевой.
Урок - несамоцель. Это инструмент воспитания и развития личности.
Во-первых, урок в нашей школе был и остается основной формой организации учебной работы, при помощи которой осуществляется воспитание и развитие личности.
Во-вторых, жизнеспособность ,жизнестойкость урока объясняется тем, что он представляет собой живую, подвижную, постоянно изменяющуюся и совершенствующееся процессуальную систему.
В-третьих, урок - система социальная , которая может существовать только за счет взаимодействия учителя с учащимися и учащихся друг с другом . сущность урока составляет организация учителем разнообразной работы учащимися по усвоению ими новых знаний , умений и навыков , в ходе которой осуществляется их воспитание и развитие.
В-четвертых, современный урок должен строиться на основе самодеятельности учащихся в учебном процессе, их самоорганизации, развития их личности ,коллективной учебной деятельности, ответственности учеников.
Конечно , очень важно хорошо провести урок. Но даже сам по себе такой урок не решает в должной мере задачи формирования и развития личности,
если он не является органическим звеном общей цели данной темы, раздела, курса, цикла, всего учебно-воспитательного процесса.
Исходная идея современного урока основывается на представлении о единстве обучения, воспитания и развития . В ней находит своё выражение
логика современной теории обучения и в определенной степени социальный заказ общества в школе.
Главной задачей современного урока в традиционной школе является целостное формирование личности ученика на основе обучения, развития и воспитания.
Сверхзадачей урока в современной школе является создание условий для становления личности ,её самореализации.
Это значит ,что современный урок должен :
- вооружать учащихся глубокими и осознанными знаниями;
- учить учащихся учиться, ибо в подавляющем большинстве отставание в учебе вызвано не врожденным отсутствием способностей , а применением непродуктивных способов учебной работы ;
- содействовать формированию прочных мотивов учения ;
- способствовать воспитанию умственных возможностей школьника;
- формировать нравственные основы личности , ориентированные на общечеловеческие ценности ;
- содействовать духовному обогащению личности ученика.
Функционирование любой социальной системы , в том числе и такой системы как урок, всегда связано со следующими процессами .
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ- это процесс формулирования цели, процесс развертывания . Это- ответственная логико-конструктивная операция , которая может осуществляться в следующем алгоритме: анализ обстановки -учет соответствующих нормативных документов -установление на этой основе потребностей и интересов ,подлежащих удовлетворению. Таким образом цели возникают не стихийно.
ЦЕЛЕОСУЩЕСТВЛЕНИЕ - это процесс, в ходе которого цель из внутренней цели человека переходит в свое следствие - в фактическое поведение человека, в ходе которого и формируется тот или иной конечный результат его деятельности .
ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ . Если человек действует в соответствии с поставленной целью ,если весь ход его деятельности ,несмотря на те или иные внешние помехи ,регулируется сообразно с требованием цели ,если человек совершенно осознанно и планомерно движется к поставленной цели, можно говорить о том, что он действует целесообразно, целеустремленно.
Триединая цель урока- это заранее запрограммированный учителем результат ,которой должен был достигнут учителем и учащимися в конце урока. ТЦУ - это сложная составная цель, вбирающая в себя три аспекта:
познавательный, воспитательный и развивающий. ТЦУ- основа целесообраз
ной деятельности на уроке не только учителя ,но и учеников ,дающая её направление , в какой-то степени это пусковой механизм урока.
Она определяет характер взаимодействия учителя и учеников на уроке и реализуется не только в деятельности учителя ,но и в деятельности учеников и достигается только в том случае ,когда к этому стремятся обе стороны.
« Целесообразно при планировании образовательной цели урока указать ка-
кого уровня качества знаний ,умений и навыков учащимся предлагается дос
тигнуть на данном уроке: репродуктивного, конструктивного или творческого»
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ:
- четкое формирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами;
- определение оптимального содержания урока в соответствии с требованиями учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;
- прогнозирование уровня усвоение учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его
этапах;
-выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стиму
лирование и контроля; их оптимального воздействия на каждом этапе урока;
выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;
-реализация на уроке всех дидактических принципов;
-создание условий для успешного учения учащихся.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ:
Психологическая цель урока:
-
проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;
-
учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых и в предшествующей работе;
-
предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия, методических приёмов, обеспечивающих развитие учащихся
Стиль урока:
1) определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения:
* соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;
* определение объема воспроизводящей и творческой деятельности;
* планирование усвоения знаний в готовом виде(со слов учителя, из учебника, пособия и т.п) и в процессе самостоятельного поиска;
* выполнение учителем и учащимися проблемно- эвритического обучения (кто ставит проблему, формулирует её, кто решает);
* учет контроля, анализ и оценки деятельности школьников ,осуществ
ляемых учителем, а также взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;
* соотношение побуждения учащихся к деятельности и принуждения.
2) особенности самоорганизации учителя:
* подготовленность к уроку - главное осознание психологической цели и внутренняя готовность к её осуществлению;
* рабочее самочувствие в начале урока и в ходе его;
* педагогический такт
* психологический климат на уроке
3. Организация познавательной деятельности учащихся:
1) определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мыш
ления и воображения учащихся :
-
планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений их осмысления;
-
использование установок в форме убеждения ,внушения;
-
планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся ;
-
использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений ,необходимых для восприятия новых.
2) организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений:
*определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся;
* опра на психологические закономерности формирования представлений ,понятий, уровней понимания, создание новых образов в организации мыслительной деятельности и воображения учащихся;
*планирование приемов и форм работы ,обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся;
*руководство повышением уровня понимания и формированием умений
рассуждать и умозаключать;
* использование различных видов творческих работ учащихся;
3) закрепление результатов работы:
* формирование навыков путем упражнений ;
* обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса.
-
Организованность учащихся:
-
отношение учащихся к учению, их самоорганизация и уровень умственного развития;
-
возможные группы учащихся по уровню обучаемости , учет этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальных ,групповых и фронтальных форм работы учащихся на уроке.
-
Учет возрастных особенностей учащихся:
1)планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;
2)проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;
3)дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ:
-
температурный режим;
-
физико-химические свойства воздуха
-
освещение ;
-
предупреждение утомления и переутомления;
-
чередование видов деятельности;
-
своевременное и качественное проведение физкультминуток;
-
соблюдение правильной рабочей позы учащегося;
-
соответствие росту школьника классной мебели.
ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА:
-
урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;
-
темп и ритм урока должен быть оптимальным, действия учителя и учащихся - завершенными;
-
необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке, должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;
-
доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;
-
обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы;
-
учитель должен обеспечить активное учение каждого школьника.
Важной характеристикой современного урока является его личностно ориентированный характер . Особенностью личностно ориентированного образования является обращение к личностному опыту ученика ,тогда как в традиционной педагогике учебный процесс осуществляется лишь в рамках предметно-делового общения.
Имеют место две формы обращения к личностному опыту ученика:
- непосредственное обсуждение с учеником его личностных проблем, а также гуманитарных проблем изучаемой дисциплины;
- опосредованное подведение ученика к осознанию и осмысливанию этих проблем через различные ситуации и формы обучения.
Назовем условия ,способствующие возникновению личностно - ориентированных ситуаций ,составляющих суть личностно ориентированных уроков.
К ним относят :1) знание учителем жизненных проблем детей и построение образовательного процесса в контексте этих проблем;
2) владение учителем диалоговым обучением ,при котором ученик бы выступал как равноправный соучастник обучения;
3) широкое использование учителем игровых технологий обучения ,при которых осуществляется самореализация и самоутверждение ученика в режиме творчества и состязательности .
Чтобы урок проходил в условиях личностно ориентированного обучения важно:
-
Специально подготовить содержание урока, в котором заранее предусмотреть наряду с учебным материалом ситуации формирования личностного опыта ученика .Вообще говоря, личностный опыт должен лечь в основу проектирования содержания урока.
-
Создать атмосферу заинтересованности каждого ученика на материале урока.
-
Использовать разнообразные формы и методы обучения ,позволяющие раскрывать субъектный опыт учащегося .
-
Стимулировать учащихся к высказыванию своих мыслей по поводу проблем и вопросов учебной темы, ставить свои вопросы, приводить аргументы и контрдоводы в пользу ,с целью уточнения ,опровержения.
-
Передать ряд дидактических полномочий учащимся.К ним можно отнести :
- управление процессом обучения,
- контроль и оценку , анализ достижений,
- поиск оптимальных способов познавательной деятельности ,
- выбор форм и методов учения .
-
Оценивать деятельность ученика не только по конечному результату ,но и по процессу его достижения.
-
Поощрять самостоятельность , проявление инициативы , творчества обучающихся.
Современный урок создает условия для поэтапного контроля за качеством
усвоения .Отсутствие контроля или его формальное осуществление наносит
непоправимый учебно-воспитательному процессу. В самом деле , контроль
за качеством знаний , позволяет выявить индивидуальный характер
усвоения, проблемы и наметить рациональные пути их преодоления с учё
том индивидуального подхода к каждому ученику.
Структура урока должна быть достаточно гибкой и зависеть от специфики
задач , средств их выполнения и реальных условий обучения.
Заключение
Итак , основными моментами современного урока должны быть :
-
организационный момент ,характеризующийся внешней и внутренней
-
готовностью ученика к уроку ;
-
проверка знаний , умений и навыков учащихся , необходимых для восприятия нового материала ;
-
постановка цели и задач урока перед учащимися;
-
организация восприятия и осмысления новой информации;
-
первичная проверка понимания нового материала;
-
творческое применение и добывание знаний , освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений ;
-
обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний;
-
домашнее задание к следующему уроку, в том числе ранее пройденного учебного материала, необходимого для восприятия следующей темы;
-
подведение итогов урока , в том числе оценка деятельности учащихся и объявление отметок.
Современный урок - это урок ,отвечающий времени , учитывающий особенности современного социума.
Использованная литература:
Конаржевский Ю.А. «Анализ урока.» Москва,2000.
Тахтамышева Г.Ч. «Готовимся к аттестации.» Казань,2003.
Справочник администрации школы по организации УВП. Москва,2000.
Шоган В.В. «Технология личностно ориентированного урока.» Ростов- на- Дону,2003.