Особенности организации образовательного процесса в рамках компетентностно-контекстной модели образовательного процесса

"Описание материала: Вашему вниманию предлагается материал мастер-класса директора "городской малокомплектной школы, работающей в рамках эксперимента по организации образовательного процесса в рамках компетентностно - контекстной модели. Называются и объясняются отличия от традиционного обучения. Как учитель- предметник, преподающий математику, руководитель поясняет особенности проведения уроков в данной модели на примерах уроков математики в пятом классе. Объясняется основной смысл каждого эт...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Мастер - класс учителя математики

Малашко Елены Ивановны

по теме: «Особенности организации обучения

в рамках компетентностно-контекстной

модели образовательного процесса»

Россия, г.о. Похвистнево, ГБОУ СОШ пос.Октябрьский г.о.Похвистнево

E-mail: [email protected].

С декабря 2012 года наша школа является экспериментальной площадкой Московского государственного гуманитарного университета имени М.А.Шолохова (научный консультант А.А.Вербицкий, д.п.н., профессор, член-корр.РАО) по теме «Организация учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе на основе компетентностно-контекстной модели обучения и воспитания».Я являюсь участником данного эксперимента.

Применяемая мною компетентностно - контекстная модель образовательного процесса направлена на формирование результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, установленных стандартом основного общего образования:

Образование является связующим звеном между поколениями. Каждое последующее поколение должно суметь оценить, что создано предыдущими и самоопределиться в своём познании. Наша традиционная «школа памяти» построена на запоминании массива систематизированной сокращённой научной теоретической информации. Традиционная модель обучения основывается на четырёх познавательных процессах: восприятие - память - понимание - суждение. Здесь память выступает главным элементом обучения, ведущим к пониманию и выстраиванию суждения.

Предлагаемая инновационная модель выглядит несколько иначе: восприятие - понимание - суждение - рефлексия. Память, как самостоятельный процесс, в данной цепочке не присутствует. В данной модели образования учитель работает не с поголовной грамотностью, а с сознанием, мышлением ребёнка, учит уметь видеть смысл. А для этого нужно:

1) постоянно тренировать мышление в различных ситуациях (чаще всего это задачная ситуация);

2) иметь описание процесса мышления: иметь систему знаков, маркеров, когнетивную карту явления, на основе которой человек осознаёт, где он находится на данный момент познания сущности явления.

В традиционной позиции учебный материал и содержание - это одно и тоже, а с точки зрения предлагаемой модели обучения - учебный материал - это структура (рамка, подпорка, схема) которой ученик оперирует, а содержание - это конкретный способ выполнения деятельности. (На минимуме информации - максимум деятельности). Знание как схема - это образ, который человек, решающий проблему, использует в качестве точки отсчёта. Запоминание перестаёт зависеть от биологических разрешающих возможностей памяти и превращается в сплав памяти и мышления (формируется опосредованное логическое запоминание).

Учебная деятельность в традиционном виде сводится к:

1)воспроизведению, запоминанию одной дидактической единицы;

2)тренировке с обозначенной единицей;

3)закреплению в стандартных ситуациях с помощью учителя;

4)работе над ошибками после проверки знаний.

При таком построении деятельности целостное явление не просматривается. В результате у учащихся должна родиться некая структура знаний. Какая? Это зависит от того, кто как услышал, понял, воспринял и запомнил материал. Можно, конечно, на обобщающем уроке эту структуру дать учителю. При этом учащимся остаётся просто её запомнить и отложить в уголках памяти «до лучших времён». Такая структура не работает здесь и сейчас, поэтому и нет мотивации её запоминать. Здесь мы опять видим, что память выступает главным инструментом обучения.

Учебная деятельность в рамках компетентностно-контекстной модели обучения предполагает:

1)выделение принципов конструирования чужой мысли на основе представленной учителем укрупнённой дидактической единицы;

2)конструирование собственной мысли на основе обобщённого алгоритма способов деятельности;

3)построение плана решения задач на основе выделения в них признаков явления и обоснование возможности применения соответствующих способов деятельности в процессе коллективной деятельности учащихся;

4)пошаговая рефлексия процесса решения задач и собственной учебной деятельности.

Здесь мы видим другой подход: не от текста к структуре, а от структуры к тексту. В данном случае единицей учебного процесса выступает не отдельный урок, а тема полностью. Учитель составляет не конспект конкретного урока, а сценарий взаимодействия, проект совместной деятельности учителя и учащихся по всей изучаемой теме.

Вначале процесса сценирования учитель определяет конечный результат. Читая его, любой человек должен понять, что будет делать учащийся, с каким объектом, в каких условиях и с каким результатом. (В конечном результате учащиеся должны не знать, а уметь, распознавать, понимать и т.д.)

Далее разрабатывается структура - цельный рассказ в знаково-символической форме. Знак - это материализованная форма знания, которая позволяет «увидеть, пощупать и пересчитать мысли» Необходимо учить интеллектуально видеть и понимать содержание, стоящее за знаком. Знак - первое представление о смысле явления. В структуре (планшете, рамке) должно быть дано всё точно, не нарушая науки, просто (доступно для ребенка), сжато (не значит кратко!), что бы прослеживалась суть изучаемого явления.

Рассмотрим организацию изучения темы «Площади и объёмы» в 5 классе, используя различные подходы преподавания: традиционную и в рамках эксперимента.

Традиционная форма обучения

Площади и объёмы -12 ч.

Формулы

Площадь. Формула площади прямоугольника.

Единицы измерения площадей.

Прямоугольный параллелепипед.

Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда.

Контрольная работа

1 ч.

В традиционной форме обучения на «площади» отводится 5часов , хотя тема в основном изучалась в начальной школе, а на новый материал - «объёмы» - 4часа.

Представим изучение данной темы в инновационной модели.

Инновационная модель

Площади и объёмы- 12 ч.

Этап изучения темы

время

Конечный результат

Задача этапа

1 осознание структуры изучаемого явления

Площади и объёмы геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, квадрат, прямоугольный параллелепипед)

2 ч.

понимание учеником что делать на примере решения ключевых задач.

формирование когнитивной схемы , которая в дальнейшем выступит в качестве основы формирования предметных, метапредметных и личностных результатов образования

2 осознание генезиса способов деятельности

Решение задач, сводимых к ключевым задачам.

Проверочная работа №1

понимание

учеником

как делать.

формирование познавательных универсальных учебных действий, связанных с содержанием учебного материала, таких как моделирование, структурирование, анализ, сравнение, классификация, оценка, и т.д.

3 самореализация

Проверочная работа №2

5

осознание каждым учеником своих возможностей

Формирование УУД, не связанных с содержанием образования: регулятивные, коммуникативные, познавательные (постановка и решение проблем)

4 - рефлексия уровня достижений.

Контрольная работа.

(предварительная и итоговая)

3

осознание каждым учеником, что надо сделать, чтобы достичь желаемого результата

формирование рефлексивного мышления

Более подробно рассмотрим все этапы изучения этой темы .

Первый этап: Осознание структуры изучаемого явления

Форма организации учебных занятий: проблемное изложение материала.

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

  1. Вводит понятие геометрических фигур : треугольник, прямоугольник, квадрат, прямоугольный параллелепипед.

Следят за построением чужой мысли, предвосхищают ход мысли, записывают.


  1. Даёт формулы нахождения площади фигуры на плоскости: прямоугольник, квадрат, прямоугольный треугольник.

  1. Даёт различные единицы измерения площадей и их взаимосвязь.

  1. Даёт формулы нахождения объёма прямоугольного параллелепипеда.

  1. Предлагает решить ключевые задачи:

Основываясь на обобщенном алгоритме деятельности предлагают варианты решения ключевых задач, диктуют учителю поэтапно решение и записывают его.

5.1.Найти площадь тетрадного листа в см², м²

5Особенности организации образовательного процесса в рамках компетентностно-контекстной модели образовательного процессаОсобенности организации образовательного процесса в рамках компетентностно-контекстной модели образовательного процесса.2.Разбить лист на 2 , на 4 .

НОсобенности организации образовательного процесса в рамках компетентностно-контекстной модели образовательного процессаайти площади данных треугольников.

НОсобенности организации образовательного процесса в рамках компетентностно-контекстной модели образовательного процессаайти взаимосвязь между S и S

5.3.Дана фигура - прямоугольный параллелепипед. Измерить её размеры в мм. Вычислить :

площади всех граней и сравнить между собой; площадь полной поверхности фигуры; объём фигуры

Особенности организации образовательного процесса в рамках компетентностно-контекстной модели образовательного процесса

5Особенности организации образовательного процесса в рамках компетентностно-контекстной модели образовательного процесса.4.Найти площадь фигуры

Найти периметр фигуры

Задают размеры, разбивают фигуры на составные части и находят площадь как сумму площадей составных фигур. Делают выводы о непринятии данного алгоритма для нахождения периметра.

5Особенности организации образовательного процесса в рамках компетентностно-контекстной модели образовательного процессаОсобенности организации образовательного процесса в рамках компетентностно-контекстной модели образовательного процессаОсобенности организации образовательного процесса в рамках компетентностно-контекстной модели образовательного процесса.5 Найти объём фигуры

Задают размеры. Находят объём как сумму объёмов составных фигур.

5.6.Разбирают механизм перевода единиц измерения

5м²= 5• (100 см •100 см) = 50 000 см², т.к.

1м=100см , 1м²=100см•100см=10 000см²

Учащиеся вместе с учителем разбираются и записывают к себе в тетрадь.

На протяжении всего этапа происходит рефлексия понимания чужой мысли, принятия новых знаний

Результатом этого этапа будет понимание каждым учеником что делать при решении ключевых задач и им подобных.

Второй этап Осознание генезиса способов деятельности

Форма организации учебных занятий :семинар, в процессе которого организована деятельность по объяснению выбора основ решения широкого класса задач (генезис способов деятельности).

Большая роль на данном этапе отводится внешней речи учащихся;

решаются задачи, соответствующие ключевым, и всевозможные их комбинации:

источник

Наименование работы

вариант

А.П.Ершова, В.В.Голобородько «Математика 5 класс. Самостоятельные и контрольные работы» М.Илекса, 2012

С-18 «Площади»

Вариант Б1

С-19 «Прямоугольный параллелепипед. Объёмы»

Вариант Б1

Ф.Ф.Лысенко, С.Ю.Кулабухова «Тематические тесты. Промежуточная аттестация.»Легион Ростов-на-Дону, 2012

Наглядная геометрия , образец стр. 106

В-2, стр.110

Проверочная работа №1. «ФГОС. КИМ Математика 5 класс» М.: ВАКО, 2013, Тест №18 стр 38, Вариант1, Вариант 2

Конечный результат: понимание как делать, как разбивать задачу, приводя её к ключевой.

Третий этап: самореализации.

Форма организации учебных занятий: практикум по решению задач, в процессе которого каждый учащийся в коллективной деятельности строит свою работу по достижению личностно-значимых целей обучения.

Большая роль на данном этапе отводится внутренней речи учащихся.

Каждый ученик работает в своём режиме, выбирая свой уровень сложности. В любой момент может обратиться к учителю. Ребята могут работать и в группе.

источник

Наименование работы

Варианты на выбор

А.П.Ершова, В.В.Голобородько «Математика 5 класс. Самостоятельные и контрольные работы» М.Илекса, 2012

С-18 «Площади»

Варианты

А1, Б2, В1

С-19 «Прямоугольный параллелепипед. Объёмы»

Варианты

А1, Б2, В1

Ф.Ф.Лысенко, С.Ю.Кулабухова «Тематические тесты. Промежуточная аттестация.»Легион Ростов-на-Дону, 2012

Наглядная геометрия , образец стр. 106

Вариант 3 либо задания по учебнику

Проверочная работа №2. А.П.Ершова, В.В.Голобородько «Математика 5 класс. Самостоятельные и контрольные работы» М.Илекса, 2012 С-20* ( на «3»-2 задания, на «4» - 3 задания, на «5» - 4 задания ( всего предлагается 8 заданий)

Результат: осознание каждым учеником своих возможностей.

Четвертый этап: Рефлексия, куда входит контроль знаний, усвоенных учащимися по данной теме.

1 урок - Проверочная работа №3. А.П.Ершова, В.В.Голобородько «Математика 5 класс. Самостоятельные и контрольные работы» М.Илекса, 2012, К-6 варианты А1,Б1,В1 - на выбор

2 урок - анализ допущенных ошибок, коррекция знаний (почему ошибся, почему не смог решить ..) На уроке разбираются наиболее типичные ошибки. Если таковых нет, то каждый ученик индивидуально устраняет свои пробелы.

3 урок - Итоговая работа . А.П.Ершова, В.В.Голобородько «Математика 5 класс. Самостоятельные и контрольные работы» М.Илекса, 2012, К-6 варианты А2,Б2,В2 - на выбор

Вывод: Я считаю, что при таком подходе к организации образовательного процесса учащиеся учатся слушать не только учителя, но и своих одноклассников, выслушивать их точку зрения; обращаться к ним за помощью и оказывать помощь самому; самостоятельно распределять своё рабочее время, задавать конкретные вопросы по сути непонятного явления.

При коллективной деятельности равные возможности предоставляются всем. Но принимает решение об уровне своих достижений сам ученик, сам достигает своего индивидуального максимума.

7

© 2010-2022