Возможности профессионального обучения инвалидов в учреждениях СПО

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Возможности профессионального обучения инвалидов в учреждениях СПО.

Перечень рекомендуемых специальностей.



Г.В. Меденкова

зам. директора по УР

ГБОУ СПО

Истринский профессиональный колледж

Московской области

Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности является одной из приоритетных задач социально-экономического развития Российской Федерации и Московской области.

По данным, указанным в паспорте государственной программы Московской области «Социальная защита населения Московской области», по состоянию на 1 января 2013 года численность инвалидов в Московской области составила 499488 человек (7 процентов), из них 18,7 тыс. детей.

Многие из взрослой части этой категории граждан стремятся к социально-активной и максимально независимой жизни, профессиональной занятости. Но воплотить в жизнь эти стремления удается пока далеко не всем.

Несмотря на активное проведение государственной и областной политики содействия занятости лиц с ОВЗ и инвалидов, без профессионального образования уделом инвалидов становятся лишь малоквалифицированные и низкооплачиваемые работы, которые зачастую по своему качеству намного отстают от потенциальных возможностей этой категории населения.

В результате проигрывают и сами инвалиды, и все общество. Для инвалидов это - явное сужение горизонтов самореализации, для общества и государства - неэффективное использование столь дефицитных в нашей стране трудовых ресурсов.

Низкая конкурентоспособность инвалидов на рынке труда связана не только с теми ограничениями, которые накладывает их здоровье на профессиональную занятость, но и с более низким уровнем образования инвалидов по сравнению с населением, не имеющим ограниченных возможностей здоровья.

До недавнего времени изучение проблем образования инвалидов фокусировалось главным образом на проблемах получения общего образования детьми-инвалидами и вопросах перехода от «специального» (в интернатах, коррекционных школах) к инклюзивному образованию.

В последние годы происходит повышение интереса и к проблемам, с которыми сталкиваются инвалиды при получении ими профессионального образования. Это связано, как с ростом понимания необходимости поднятия социально-экономического статуса инвалидов в российском обществе, так и с обострением проблемы нехватки трудовых ресурсов в стране, а также ростом числа самих инвалидов и их доли среди населения.

На сегодняшний день сформировалась вполне современная правовая база, устанавливающая определенные правовые льготы и гарантии для лиц с ограниченными возможностями здоровья в сфере профессионального образования, которые в основном сводятся к следующему:
- общедоступность и бесплатность профессионального образования независимо от состояния здоровья гарантируется статьей 5 Закона РФ «Об образовании», в которой сказано, что должны быть созданы необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- индивидуальная программа реабилитации инвалида, как дополнительная гарантия права инвалидов на получение профессионального образования, установлена статьей 19 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», которая предполагает, что профессиональное образование и профессиональное обучение инвалидов осуществляются в соответствии с адаптированными образовательными программами и индивидуальными программами реабилитации инвалидов.

При этом для инвалидов, нуждающихся в специальных условиях для получения профессионального образования, создаются специальные профессиональные образовательные учреждения различных типов и видов или соответствующие условия в профессиональных образовательных учреждениях общего типа, а профессиональная подготовка и профессиональное образование осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами на основе образовательных программ, адаптированных для обучения инвалидов.

Специализированное обучение в наибольшей степени обеспечивает дифференцированный подход к состоянию здоровья учащегося-инвалида, профилактике и коррекции нарушений в психолого-педагогической сфере, однако в значительно меньшей степени способствует их последующей интеграции в социум. В связи с этим, несомненно, что лица с ОВЗ должны иметь право выбора индивидуальной программы профессиональной реабилитации (обучаться в специализированном учреждении или профессиональном образовательном учреждении общего типа.

В профессиональном образовательном учреждении общего типа при создании соответствующих условий возможны, как показывает мировая, в том числе и российская, практика, три основных способа организации учебного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья:

- интегрированное (инклюзивное) обучение;

- смешанное обучение;

- дистанционное обучение.

Интегрированное (инклюзивное) обучение основано на объединении лиц с ОВЗ и обычных студентов в едином учебном процессе. В учебном заведении при получении профессионального образования основой общности лиц с ОВЗ и обычных студентов являются государственные образовательные стандарты и распорядок, обязательные для тех и других. Только при таком подходе к обучению инвалидов они как профессионалы в дальнейшем могут быть конкурентоспособны на рынке труда. Для лиц с ОВЗ особо сложным и более длительным процессом является адаптация в среде конкретного учебного заведения. Это вызвано рядом факторов, сформировавшихся в предшествующие периоды жизни и учебы. Среди них могут быть пробелы в знаниях, дефицит коммуникабельности, слабая ориентация в социуме, привычка к нетребовательному, снисходительному отношению, завышенные представления о своих возможностях и т.п. Эти факторы не могут быть причиной для изоляции инвалидов от профессионального образования, но требуют разработки специального механизма смягчения их влияния, коррекции, поддержки, образующего систему сопровождения учебы инвалида. В этом случае необходимо говорить о психологической составляющей такого способа обучения, создании системы сопровождения учебы инвалидов через специальное подразделение, которое бы выполняло соответствующие функции.

Смешанное обучение лиц с ОВЗ на практике осуществляется в следующих разновидностях:

- специальное, в отдельных группах - на подготовительном и начальном этапах обучения с переходом на последующем и завершающем этапах - в интегрированное, с включением учащихся-инвалидов в общие потоки. Роль первого этапа состоит в осуществлении подготовительного обучения, психолого-педагогической и социально-средовой адаптации, профессиональной ориентации и профессионального обучения по блокам специальных дисциплин, к которым могут быть подключены дисциплины адаптационной направленности. На втором этапе обучение производится по стандартным учебным планам и при специальном сопровождении обучаемых инвалидов;

- частичная интеграция, которая состоит в том, что в течение всего периода обучения оно ведется в отдельных группах с применением адаптационной составляющей учебных планов и всех видов реабилитации параллельно с учебным процессом. Однако группы лиц с ОВЗ обучаются на территории обычного учебного заведения, что позволяет включить учащихся-инвалидов в его общественную, научную, культурную, спортивную жизнь вместе с остальными обучающимися.

Дистанционная форма обучения инвалидов, которая в настоящее время только «набирает обороты», реально способна повышать доступ их отдельных категорий к получению профессионального образования. Возможности современных информационно-коммуникационных технологий и мультимедийных средств позволяют не только создать электронный учебник, составить тест, но и существенно расширить список средств, используемых в процессе обучения. Это могут быть видео и аудио лекции; есть возможность проведения практических занятий, семинаров или консультаций группы студентов с помощью программ icq Skype и использованием web-камеры в режиме реального времени; существует программное обеспечение для перевода речи в текст при написании практических работ и т.д. Для студентов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата или проблемами со зрением применение таких средств позволило бы существенно облегчить, сделать более глубоким процесс обучения, который позволяет учитывать индивидуальные особенности восприятия студентов. Сейчас в большинстве случаев формой контроля при дистанционном обучении является сдача электронных тестов, хотя такая форма контроля из-за проблем со здоровьем удобна не для всех. Одним из главных недостатков такой системы контроля является жесткое ограничение по времени. У людей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата это вызывает большие трудности из-за проблем с моторикой рук, ограничениями в движениях и т.д. Таким студентам необходимо дать возможность выбора формы контроля. Это может быть принятие экзамена преподавателем через Skype в режиме реального времени с использованием Web-камеры и проч. Такой подход к дистанционному обучению людей с ограниченными возможностями может стать более удобным и эффективным для них.

Оценить реальную потребность молодежного контингента инвалидов и лиц с ОВЗ в профессиональном образовании достаточно трудно по нескольким причинам, основная из которых - здоровье. Часть инвалидов в силу тяжести недуга не могут быть профессионально заняты и, соответственно, их потребность в профессиональном образовании, в лучшем случае, трансформирована в потребность овладения трудовыми навыками и навыками самообслуживания. У другой части - состояние здоровья накладывает существенные ограничения на выбор сферы трудовой деятельности и, следовательно, профессии, а подчас и уровня профессионального образования. Остальные инвалиды (они составляют меньшую часть всего рассматриваемого контингента) при создании необходимых и достаточных условий, а также при желании, могут получить (и должны получать) любое не противопоказанное для них профессиональное образование в соответствии со своими способностями.

С точки зрения возможностей организации профессионального обучения целесообразно разделить рассматриваемый контингент на три основные группы в соответствии с особенностями состояния здоровья, специфическими потребностями, возможностями обучения и последующей трудовой реализацией.

Первая группа - лица с аномалиями психофизического развития (задержками психического развития, умственной отсталостью, девиантным поведением). Это наиболее значительная по количеству группа, испытывающая наибольшие трудности в связи с профессиональной подготовкой и последующей трудовой реализацией. Проблема усугубляется как ограниченным выбором профессий и специальностей, так и узким полем трудовой реализации. Для данного контингента лиц с ограниченными возможностями здоровья целесообразны профессиональная подготовка и начальное профессиональное обучение с целевой ориентацией на последующую занятость в сфере коммунального хозяйства.

Так как мы сейчас рассматриваем вопрос о профессиональном обучении инвалидов в учреждениях СПО, то для нас представляют интерес вторая и третья группы.

Вторая группа - это инвалиды с полностью сохранным интеллектом при нарушениях функций опорно-двигательного аппарата или органов зрения. В плане профессионального обучения это - наиболее перспективная группа, имеющая высокую мотивацию получения специальности и повышенный интерес к трудовой реализации, но - нередко - и особые способности, как в форме компенсаторных личностных данных, так и в форме ярко выраженного таланта к определенным видам деятельности. Для обеспечения необходимых условий обучения данной группы требуются не столько особые образовательные технологии, сколько обеспечение доступности учебной среды (оборудование пандусов, широких дверных проемов, туалетных комнат, установка лифтов). Данная группа учащихся легче всего интегрируется в коллективы сверстников с нормальным психофизическим развитием и не имеет особых сложностей обучения в инклюзивных группах.

Здесь уместно говорить и о дистанционном обучении. В системе образования дистанционное обучение отвечает гуманистическому принципу, согласно которому никто не должен быть лишен возможности учиться по причине бедности, пространственной или временной изолированности, социальной незащищенности или невозможности посещать образовательные учреждения в силу физических недостатков. Данная форма обучения представляется наиболее оптимальным способом организации учебного процесса лиц с ОВЗ, поскольку учась дистанционно, инвалид перестает быть ограниченным пространственными и временными рамками - у него появляется связь фактически со всем миром. Он может учиться, не выходя из дома, по индивидуальному расписанию и в удобном для себя темпе.

Третья группа - инвалиды с серьезными нарушениями слуха и речи, которые, как правило, имеют проблемы не только с коммуникацией, но и замедленное восприятие информации и новых знаний, что требует особых технологий. Так, например, можно использовать технологию частичной интеграции (опыт МГТУ им. Н.Э. Баумана), которая состоит в том, что в течение всего периода обучение ведется в отдельных группах с применением адаптационной составляющей учебных планов и всех видов реабилитации параллельно с учебным процессом. Однако группы лиц с ОВЗ обучаются на территории обычного учебного заведения, что позволяет включить студентов-инвалидов в его общественную, научную, культурную, спортивную жизнь вместе с остальными обучающимися.

Таким образом, согласно российскому законодательству, инвалид, при наличии документа, подтверждающего полученное ранее образование, имеет право поступить в любое учебное заведение профессионального образования, в том числе в учебное заведение среднего профессионального образования. Но, на практике, даже при наличии безбарьерной среды для обучения инвалидов (техническая оснащенность, методическое обеспечение, подготовленный педагогический и медицинский персонал) реализовать это право лицу с ОВЗ далеко не просто и, в первую очередь, из-за медицинских ограничений и даже противопоказаний к обучению.

Термин «лицо с ОВЗ» в настоящее время не является окончательно устоявшимся. В средствах массовой информации и научной литературе он часто выступает как синоним термина «инвалид». Кроме того, считается, что термин «лицо с ОВЗ» является более политкорректным, чем термин «инвалид», и поэтому получает все большее распространение.

Инвалид - лицо, которое имеет нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограничениям жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты - статья1 Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», 1995 г.

Лицо с ограниченными возможностями здоровья - лицо, имеющее физический и (или) психический недостатки (подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией в отношении ребенка и медико-социальной экспертной комиссией в отношении взрослого, а также в установленных настоящим Федеральным законом случаях повторной экспертизой), которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования - статья 1 Федерального Закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья».

Наличие медицинских ограничений и противопоказаний резко сужает выбор инвалидом не столько учебного заведения, сколько желаемой специальности и квалификации. Разобраться лицу с ОВЗ самостоятельно с этим вопросом практически невозможно. Учитывая этот фактор, одной из основных задач нашей рабочей группы стала разработка перечня специальностей СПО для инвалидов с учетом их особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей.

Из общего перечня специальностей СПО были выделены те из них, которые можно, на наш взгляд, рекомендовать лицам с ограниченными возможностями здоровья.

В разработку указанного перечня специальностей СПО были положены следующие принципы:

- перечень специальностей СПО для лиц с ОВЗ предназначен только для инвалидов с сохранным интеллектом

- упор на нормативно-правовую документацию, регулирующую жизнедеятельность лиц с ОВЗ;

- использование результатов исследований, проведенных в других регионах РФ, в частности, в Москве, Санкт-Петербурге и Краснодаре;

- форматирование перечня специальностей СПО для лиц с ОВЗ по типу федеральных образцов с указанием кодов, укрупненных групп и т.д.;

- описание основных областей деятельности на основе анализа ФГОС СПО;

- выделение медицинских противопоказаний к той или иной специальности СПО в виде рекомендаций для групп с сохранным интеллектом;

- отбор специальностей (профессий), позволяющих лицам с ОВЗ осуществить личностную самореализацию;

- осуществление права инвалида на профессиональное образование посредством выбора специальности (профессии) на основе предлагаемого перечня.

ФРАГМЕНТ ПЕРЕЧНЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

(ПРИ СОХРАННОМ ИНТЕЛЛЕКТЕ)


Код

Наименование специальности

Квалификация

Область профессиональной деятельности



Рекомендации

при нарушениях функций

опорно-двигательного аппарата, органов зрения и слуха


030000

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

030900

Юриспруденция

030912

Право и организация социального обеспечения

Юрист

Реализация правовых норм в социальной сфере, выполнение государственных полномочий по пенсионному обеспечению, государственных и муниципальных полномочий по социальной защите населения.

Не рекомендуется лицам с серьёзными нарушениями слуха и речи

Основание: "Письмо Минобрануки РФ от 12.07.2007 № 03-1563
Об организации образовательного процесса в учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья" п.10

Приказ Минздравмедпрома РФ от 14 марта 1995 г. № 60 "Об утверждении инструкции по проведению профилактических осмотров детей дошкольного возраство на основе медико-экономических нормативов", раздел «Основные ориентиры для педиатров при врачебно-профессиональном консультировании школьников»

031600

Реклама и связи с общественностью

031601


Реклама

Специалист по рекламе

Организация и проведение работ по разработке и производству рекламного продукта с учетом требований заказчика.

Не рекомендуется лицам с серьёзными нарушениями органов зрения

Основание: "Письмо Минобрануки РФ от 12.07.2007 № 03-1563
Об организации образовательного процесса в учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья" III п.1 п.2 п.4

Приказ Минздравмедпрома РФ от 14 марта 1995 г. № 60 "Об утверждении инструкции по проведению профилактических осмотров детей дошкольного возраство на основе медико-экономических нормативов", раздел «Основные ориентиры для педиатров при врачебно-профессиональном консультировании школьников»

034700

Документоведение и архивоведение

034702

Документационное обеспечение управления и архивоведение

Специалист по документационному обеспечению управления, архивист

Деятельность в секретариатах, службах документационного обеспечения, кадровых службах и архивах государственных органов и учреждений, в органах местного самоуправления, негосударственных организациях всех форм собственности, общественных организациях (учреждениях).

Не рекомендуется лицам с серьёзными нарушениями слуха и речи, а так же органов зрения

Основание: "Письмо Минобрануки РФ от 12.07.2007 № 03-1563
Об организации образовательного процесса в учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья" III п.1 п.2 п.4 п.10

Приказ Минздравмедпрома РФ от 14 марта 1995 г. № 60 "Об утверждении инструкции по проведению профилактических осмотров детей дошкольного возраство на основе медико-экономических нормативов", раздел «Основные ориентиры для педиатров при врачебно-профессиональном консультировании школьников»

035000

Издательское дело

035002

Издательское дело

Специалист издательского дела

Подготовка, выпуск и распространение издательской продукции в печатной и электронной форме.

Не рекомендуется с серьёзными нарушениями органов зрения и при серьёзных нарушениях опорно-двигательной системы


Основание: "Письмо Минобрануки РФ от 12.07.2007 № 03-1563
Об организации образовательного процесса в учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья" III п.1 п.2 п.4
Приказ Минздравмедпрома РФ от 14 марта 1995 г. № 60 "Об утверждении инструкции по проведению профилактических осмотров детей дошкольного возраство на основе медико-экономических нормативов", раздел «Основные ориентиры для педиатров при врачебно-профессиональном консультировании школьников»


Список использованной литературы


  1. Проблема доступности профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве. - М.: ООО «Международная Актуарная компания», 2012. - 212 с.

  2. Старобина Е.М., Гордиевская Е.О., Кузьмина И.Е. Профессиональная ориентация лиц с учетом ограниченных возможностей здоровья/ Е.М. Старобина, Е.О. Гордиевская, И.Е. Кузьмина. - М.: Форум: ИНФРА-М, 2013. - 352с.

  3. Социальная защита населения Московской области / Государственная программа Московской области

  4. Закон об образовании

  5. ФЗ О социальной защите инвалидов в Российской Федерации


© 2010-2022