Проектная деятельность как инструмент развития индивидуальности студентов

"Описание материала: В статье Бугери Екатерины Станиславовны описываются методы формирования проектных умений студентов, а также система проектной деятельности колледжа. К статье прилагаются авторские разработки приложений, которые можно использовать другим учебным заведениям: анкета «Мои способности»; анкета «Способности и проект»; карта успешности. Статья предлагается в качестве методического пособия для методистов и руководителей методических секций в системе образования. Опыт работы Павлода...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ



Бугеря Е.С.

Заместитель директора по учебно-методической работе

Павлодарского политехнического колледжа, г. Павлодар



Проект- форма образования, максимально приближенная к практике и предполагающая активную исследовательскую и творческую деятельность, которая нацелена на решение студентом конкретной учебной, социальной и культурной задачи.

В Павлодарском политехническом колледже проектная деятельность студентов направлена на развитие их индивидуальности. Студент- это, прежде всего индивидуальность, у него есть свой кругозор, свое отношение к миру, свои способности и интеллектуальные возможности. С 2008 года в колледже работает Научное общество студентов, деятельность которого развивается по трем направлениям: Школа олимпийского резерва, Школа проектов и Лига эрудитов. В данной статье мы остановимся на работе Школы проектов.

По методу, доминирующему в проекте, определена следующая типология проектов: исследовательские, информационные, творческие проекты.

Исследовательские проекты предполагают выдвижение гипотезы исследования и обозначение его методов. Завершается проект формулированием выводов.

Информационные проекты- это тип проектов, призванный научить студентов добывать и анализировать информацию. Студенты изучают и используют различные методы получения информации, ее обработки и презентации.

Творческие проекты имеют не столь строго проработанную структуру, и форма представления результатов может быть различной (изделие, видеофильм, репортаж и др.)

Проектной работе предшествует организационная работа: члены Студенческого совета, курирующие проектную деятельность, проводят среди студентов анкеты «Мои способности» (Приложение №1), «Способности и проект» (Приложение №2). В соответствии со своими индивидуальными способностями, интересами и интеллектуальными запросами студенты самостоятельно выбирают вид проекта, над которым они будут работать, а также тематику проекта. Школа проектов стартует в начале учебного года. Исходя из интересов и пожеланий студентов, в Школе проектов действует 3 секции: секция общеобразовательных дисциплин, секция языковых дисциплин и секция общетехнических и специальных дисциплин. Работа в секциях ведется по самым различным направлениям: от решения сложных задач до проведения экспериментальной работы. При подготовке проектов студент становится субъектом деятельности. При этом он свободен в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели.

Роль студента изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Но на всех этапах он:

-Выбирает и принимает решения.

-Выстраивает систему взаимоотношений с людьми, выходит на позицию сотрудничества.

- Оценивает, анализирует объективные и субъективные причины неудач, а также успеха.

Выбор темы проекта является фактором мотивации, что предопределило выбор в 2012 году таких тем как: «Досуговые предпочтения молодежи», «Рост промышленности и его влияние на климат земли», «Влияние сотовых телефонов на здоровье человека», «Экономическое обоснование использования капронов российского импортного производства для фильтрации пульп и щламов». Студент, проводя исследование, выстраивает свою систему взаимоотношений с людьми, учится нести определенную ответственность за ту информацию, которую он предлагает в своем проекте.

Задача преподавателя,- руководителя проекта - помочь студентам приобрести навыки целеполагания, планирования деятельности, поиска нужной информации, проведения исследования, презентации результатов исследования, рефлексии и самоанализа.

После завершения работы над проектом, студенту предлагается заполнить Карту успешности (Приложение №3) и проанализировать личностные изменения, произошедшие с ним в ходе работы над проектом.

Итогом работы Школы проектов является смотр-конкурс проектов «Студенческая весна», который проводится ежегодно в апреле. Презентация и защита проектов проходит в несколько дней по секциям. Научное общество студентов разработало номинации по каждой секции: «Лучший научно-исследовательский проект», «Лучший информационный проект», «Лучший творческий проект», а также «Лучший проект года». Остальные создатели проектов получают Сертификаты об участии в смотре-конкурсе проектов. Лучшие проекты рассматриваются в следующем учебном году на научно-практических конференциях соответственно по каждой специальности или предметной направленности.

Мониторинг работы Школы проектов Павлодарского политехнического колледжа показывает положительную динамику проектирования. Если в 2008 году всего 19 студентов представляли 19 проектов, то в 2012 году 53 студента представили 32 проекта. Создание коллективных проектов- показатель формирования умений студентов работать в коллективе, выстраивать отношения на основе сотрудничества и сотворчества.

Как показал опрос, работа студентов над проектами дает возможность каждому студенту не только совершенствовать свои знания в выбранной предметной области, развивать интеллект и аналитические умения, но и развивать сферу своей индивидуальности.





Приложение 1

Анкета «Мои способности»


Способности

0

1

2

3

4

5

Математические

Нахожу различные решения одной и той же математической задачи

Математически точно формулирую мысль







Лингвистические

Умею грамотно излагать свою мысль

Много читаю для получения информации и для удовольствия

Умею писать сочинения составлять письменные тексты, публичные выступления







Технические

Умею решать разнообразные технические задачи

Умею составлять и читать чертежи, техническую документацию

Умею пользоваться различными приборами, инструментами







Учебные

Умею учиться, имею прилежание

Владею компьютером, Интернетом

Умею пользоваться учебной и справочной литературой







Коммуникативные

Умею слушать и понимать

С легкостью вступаю в общение с людьми







Организаторские

Умею налаживать совместную работу людей

Быстро нахожу оптимальное решение и выход из сложной ситуации

Могу руководить действиями других, оказывать на них влияние







Способность утвердить себя

Я добиваюсь своего

Я могу идти против общего мнения

Я ответственный и самостоятельный








Результаты самооценки:

  1. Отметь свои наиболее ярко выраженные способности (то, что оценил баллами 4,5)

  2. Отметь те умения, которые тебе нужно развивать (то, что оценил баллами 0,1,2)

Приложение 2


Анкета «Способности и проект»


Укажи стрелками разной длины наиболее важные для выполнения твоего проекта способности.

Математические Технические

Проектная деятельность как инструмент развития индивидуальности студентовПроектная деятельность как инструмент развития индивидуальности студентов

КПроектная деятельность как инструмент развития индивидуальности студентовПроектная деятельность как инструмент развития индивидуальности студентовоммуникативные Проект Учебные

Проектная деятельность как инструмент развития индивидуальности студентовПроектная деятельность как инструмент развития индивидуальности студентовПроектная деятельность как инструмент развития индивидуальности студентов

Организаторские Лингвистические

Способность утвердить себя

Приложение 3

Карта успешности


Поставь оценку каждому проектному умению по шкале от «1» до «5»


Умения проектирования

Умения

Шкала оценки уровня развития


Проблематизация

Могу выявлять проблемы

1

2

3

4

5

Умею решать проблему самостоятельно











Целеполагание

Могу ставить цели и добиваться их






Умею согласовывать цели с другими






Осуществляю поиск способов достижения цели










Планирование

Умею планировать свою деятельность






Могу организовать планирование в группе






Могу распределить обязанности в группе









Поисковые, исследовательские

Умею проводить исследование






Умею отбирать нужную информацию






Умею работать самостоятельно









Коммуникативные

Умею слушать






Умею конструктивно сотрудничать






Помогаю товарищам в трудных ситуациях






Проявляю толерантность










Презентационные

Умею публично выступать






Могу составить план выступления






Могу сжато излагать свои мысли












Рефлексивные

Могу оценить вклад каждого участника проекта






Могу проводить самоанализ собственной деятельности






Могу оценить результаты совместной работы






Список литературы:


  1. Пахомова Н.Ю. «Метод учебного проекта в образовательном учреждении» - М, 2003

  1. Романовская М.Б. «Метод проектов в образовательном процессе» - Москва, Научно-практический журнал «Завуч», №1, 2007 г.

  2. Щербаков С.Г. «Формирование проектных умений» - Волгоград, 2009 г.

Түйіндеме

Осы мақала студенттердің жобалық іскерлігін қалыптастыру әдістерін, сонымен қатар оқу орнының ғылыми - зерттеушілік жұмыстарының жүйесін сипаттайды.

Резюме

Данная статья описывает методы формирования проектных умений студентов, а также систему научно-исследовательской работы учебного заведения.

© 2010-2022