Мероприятие для детей дошкольного и младшего школьного возраста по формированию здорового образа жизни

"Описание материала: На северо-западе России есть маленький провинциальный городок Великий Устюг. Уже несколько лет он имеет статус «Родины Деда Мороза». Поэтому, зима – это любимое время года взрослых и детей, живущих в его окрестностях. Наши зимние забавы: путешествия и сказки с участием Деда Мороза, катание с горки и на лошадях, всевозможные веселые игры и концерты, хороводы и пляски вокруг елочки преследую не только развлекательную цель, но и приобщение к истокам русской духовности, формир...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мероприятие для детей дошкольного и младшего школьного возраста по формированию здорового образа жизни

муниципальное образовательное учреждение

«Морозовская средняя общеобразовательная школа»


Бабошина Н. А., заместитель директора по дошкольному и начальному образованию

В последнее время в современном образовании актуальность проблемы психофизического здоровья ребенка занимает одно из ведущих мест.

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков в 2011-2012 годы наблюдается неблагоприятная тенденция в изменении показателей здоровья подрастающего поколения. Так, с хронической патологией 26,9% детей, с многофункциональными отклонениями 75,5%, у 12-19 % наблюдаются различные нервно-психические расстройства, 40% детей составляют группу риска по возникновению отклонений в психическом развитии [3].

Анализ данных медицинского обследования в 2013 году в нашем образовательном учреждении показывает, что примерно 80% детей страдают теми или иными соматическими и хроническими заболеваниями со стороны сердечно-сосудистой, пищеварительной, нервной и других систем организма ребенка. В этом контексте становится ясно, что сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращается в первоочередную задачу.

Ссылаясь на Статью 41 Федерального Закона об образовании от 29. 12. 2012 года об охране здоровья обучающихся и пропаганде здорового образа жизни, в образовательном учреждении МОУ «Морозовская СОШ» реализуется комплексно-целевая программа «Морозовица - малая родина Деда Мороза», направленная на формирование духовно-нравственных ценностей и внедрение современных здоровьесберегающих технологий на территории Трегубовского поселения.

Основной целью программы является: формирование у детей потребности в здоровом образе жизни.

Данная цель реализуется через выполнение следующих ключевых задач: воспитание чувства любви к своей исторической родине и основных нравственных качеств личности детей; создание условий для укрепления здоровья и развития физических качеств (силы, быстроты, ловкости и т. д.); формирование основ безопасного поведения в ситуациях, создающих угрозу физическому и психическому здоровью ребенка.

Программа «Морозовица - малая родина Деда Мороза» успешно реализуется в нашем учреждении с 2010 года с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Наиболее эффективными формами работы по реализации программы являются: заочные путешествия на родину Волшебника, экскурсии на Вотчину и Дом Деда Мороза, развлечения и праздники, КВН и викторины, спортивные состязания, эстафеты.

Значительный интерес у детей в 2012-2013 году вызвало мероприятие «Новогодняя игра-эстафета «Спасатели», проведенная перед Новогодним праздником.

Интегративно-образовательными областями мероприятия являются: «Физическая культура», «Здоровье», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Музыка», «Безопасность».

Игра-эстафета проводится на улице с использованием групповой и коллективной форм деятельности детей.

Для организации мероприятия необходимо следующее оборудование: музыкальное оформление, ёлка, костёр, обручи, мешки, санки, мячи, канат, верёвка, ложки, снежки, костюмы сказочных героев: Деда Мороза, Снеговика, Емели, Щуки, Василисы Прекрасной, Снегурочки, Бабы Яги.

Сценарий мероприятия

На территории образовательного учреждения устанавливается и украшается новогодняя елка. Приглашаются дети и взрослые. Начинается новогоднее представление «Игра-эстафета «Спасатели».

Дед Мороз (около ёлки встречает детей): Здравствуйте, юные друзья!

Дети и взрослые: Здравствуй, Дедушка Мороз!

Дед Мороз: По первому зову явился к вам. Снегоход быстро доставил меня с Вотчины, вижу здесь знакомые лица. Недавно были у меня в гостях. Какой скоро праздник будет отмечать вся наша страна?

Дети и взрослые: Новый год!

Дед Мороз: Хотите здесь праздник устроим, елка ждёт гостей.

Дети и взрослые: Очень хотим!

Дед Мороз: Тогда будем на улице вокруг ёлки хороводы водить, играть и веселиться. А всё ли готово у вас к празднику? Давайте-ка проверим. Я буду спрашивать, а вы отвечайте хором «Да» и в ладоши над головой хлопайте, если это сделали. А не сделали - молчите и ногами топайте. Всё поняли? Дружно начинаем отвечать:

  • Ёлку игрушками украсили?

  • Бабушкам, дедушкам, мамам, папам поздравительные открытки оформили?

  • А сосульки на уши повесели? Кто здесь повесил? Ну-ка, покажи свои ушки, да нет же там ничего, внимательнее надо быть.

  • В снежки с друзьями играли?

  • Землянику в зимнем лесу собирали? Молодцы! Знаете, что зимой земляника не растёт.

  • Хлопушки, гирлянды, бенгальские огни к празднику приготовили?

Вижу, встретили вы зиму и к празднику новогоднему подготовились.

Дед Мороз: Вставайте в хоровод, будем кружиться под любимую песню «В лесу родилась ёлочка». Влево идут девчонки, вправо - мальчишки. Сами придумывайте разные движения.

Дед Мороз: Ох, молодцы! Порадовали деда, давно я так не веселился, не смеялся! Внученька, а тебе весело было? (оглядывается). А где ж моя внученька-Снегурочка? Ребята, вы её не видели? Помогите мне, давайте все вместе позовём её.

Дети: Снегурочка, ау! Снегурочка…

Дед Мороз: Куда она пропала, может её похитили? Ах, я старый не доглядел! Она так хотела с вами поиграть, повеселиться. Может, кто из вас видел что-нибудь необычное или что - то нашёл? Должна она весточку подать, если с ней беда приключилась.

Зайка: Дедушка Мороз. Прыгал я по дорожке и открытку нашёл. Может быть она от Снегурочки (подаёт открытку).

Дед Мороз: Ура! Знакомый почерк. Молодец Зайка, порадовал (читает открытку).

Текст открытки: «Любимый дедушка, помоги, похитила меня Баба Яга, да в лес на поляну утащила. Если ребята выполнят все её задания, тогда она подбросит карту, где меня отыскать. Очень вас жду». Да, недобрую я весточку получил, всякие тревожные мысли в голову лезут. Злые силы разрешения не спрашивают и с желанием нашим не считаются. Может уже сейчас кто-то из них рядом притаился, нас слушает и ждёт только случая, чтобы план свой коварный выполнить. Не бывать этому! Не позволим! Правда, ребята!

Зайка: Может быть, злодеи к нам на праздник потому и приходят, что знают: детей легко запугать и обмануть, не помеха они для замыслов преступных.

Дети и взрослые: Знаю я, как поступить надо! Нужно сделать так, чтобы всякие Бабы Яги и Чуды-Юды детей несмышлёнышами неопытными не считали, чтобы знали они, что встретят достойный отпор, если на праздник заявятся. А потому своей волшебной властью повелеваю создать спасательные отряды, которые научатся преодолевать все трудности, бороться со злоумышленниками. Дети, вы готовы прийти на помощь, стать спасателями?

Дети и взрослые: Да, постараемся.

Дети и взрослые: Для начала разделитесь на 4 команды по 10 человек в каждой и выберите старшего. Спасателями быть нелегко, надо подготовиться. В помощники возьмём известных сказочных героев, которые прошли огонь и медные трубы, научились бороться с нечестью. Они проведут с вами различные состязания, которые научат вас преодолевать трудности. Сейчас я произнесу волшебное заклинание, взмахну магическим посохом, и герои сказок по моей воле и по вашему желанию окажутся здесь у ёлки.

Могучие ветры, волшебные силы,

Хочу, чтобы вы мне сейчас послужили,

Хочу, чтоб герои из сказок явились

Скорее на помощь ко мне (с разных сторон детского сада бегут к ёлке сказочные герои: Иванушка, Василиса Прекрасная, Снеговик, Щука).

Герои: По-первому зову явились к тебе, немедля рассказывай, в чём тут дела?

Дед Мороз: Снегурка пропала, в плену у Ягуси, в лесу её держат. Нам помощь нужна, чтоб ребят подготовить для дальней дороги к лесам заповедным. Задания бабки давненько готовы, маршрутные карты вручим им сейчас, чтоб гладко прошли они все испытанья, которые требует Яга от нас. Выдача маршрутных листов командам (на листах нарисованы сказочные герои, к которым дети будут подходить на станции для выполнения заданий, у каждой команды свой порядок прохождения станций).

  • Емеля

  • Василиса Прекрасная

  • Снеговик

  • Щука

1станция. Встречает Василиса Прекрасная

Здравствуйте, мои родные!

Маленькие и большие.

Приготовила я вам заданье для развития ума.

На вопросы дружно отвечайте,

От других не отставайте.

  1. Игра «Бывает, не бывает»

Условия игры: Если бывает это явление - подпрыгиваете вверх, не бывает - делаете наклон вперёд. Готовы? Начинаем:

  • Летом иней

  • Снег зимой

  • Метель осенью

  • Мороз летом

  • Ледоход осенью

  • Роса зимой

  • Заморозки весной

Молодцы! Порадовали ответами, дальше труднее.

  1. Загадки отгадайте, смекалку проявив:

  • И свистит, и бьёт, а драться с ней нельзя (метель).

  • Без стука, без звука в дом заходит (мороз).

  • Холодное и сладкое, а когда кончается-остаётся палочка (мороженое).

  • Отгадали зимние загадки.

  1. Игра на внимание с интересным названием: «Сугроб, снежок и снеговик»

Условия: Если скажу слово «сугроб» - принимаем упор присев, «снежок»-ходьба на месте, «снеговик»-поднимаете руки, соединяете ладони с товарищами, образуете шатёр (повторяем 3-4 раза).

  1. Соревнование

Команда делится пополам. 5 человек бегут вправо вокруг ёлки, 5 человек влево. Побеждает та команда, которая наденет больше валенок после бега.

Справились ловко с заданиями, отправляйтесь дальше.

2станция. Встречает Шука

Жду вас, поджидаю, задачки Рассеянного решаю и вам их предлагаю:

  1. У животного две пары ног, две правые ноги, две левые ноги, две ноги сзади и две спереди. Сколько всего ног? (4)

  2. Наступил долгожданный декабрь, и к новому году зацвела одинокая дикая яблонька, а потом ещё 3 липы. Сколько зацвело деревьев? (в декабре яблони и липы не цветут).

  3. А кто про себя может сказать такое: «Живу в норе, там сплю, отдыхаю, затем охотиться начинаю. Ищу мышку полевую. Хочу зайца поймать, да мне его не догнать» (лиса).

  4. А это про кого: «Зимой я крепко сплю, зарывшись в тёплую нору. Готовлюсь с осени запас, грибы и ягоды припас. Трудился я, не ленился. Нам с медведем одна забота зимой - крепко спать да весну ждать»? (ёж).

- Молодцы! Есть знанья в головушках ваших!

- А сейчас проверю: как вы со спортом дружите.

1 испытание. Прыжки, сидя на футбольном мяче.

2 испытание. «Бег пингвинов» (зажать мяч между ногами, выше колен, добежать до финиша, обратно бегом).

3 испытание. Любимая игра Деда Мороза - «Чехарда» (первый участник садится на четвереньки, отпустил голову, второй перепрыгивает через него, также садится и т.д.)

Я довольна вами. Из вас получатся спасатели

  1. станция. Встречает Снеговик.

  1. Для начала викторинку приготовил я для вас. Проверю ваш кругозор на знание сказок.

  • Назовите сказочный персонаж, лезущий из кожи вон (лягушка).

  • Как называется русская народная сказка, в которой рассказана история о долгом пути хлебобулочного изделия к потребителю? (колобок).

  • Какое средство ориентировки самое надёжное в сказочных ситуациях? (клубок).

  • Кто обул Кота в сапоги, надел на девочку красную шапочку, а на волка чепчик? (Ш.Перро).

  1. А про кого эта загадка?

Он всегда стоит с метёлкой,

Но не хочет чистить снег.

Не могу понять толком,

Кто же этот человек? (снеговик).

Правильно, про меня загадка. Мне приято, что с первым заданием вы справились на «отлично».

  1. А сейчас мешки вас ждут, залезайте в них ногами. И вокруг меня в обход парой пробежите (бег в мешках).

  2. И другое есть задание, даже очень лёгкое. Ложку в руки вы возьмите, и снежок в ней пронесите. Ориентиром буду я (участники переносят снежок в ложке до цели и обратно).

Все оказались ловкими, умелыми.

4 станция. Встречает Емеля

Приготовил я для вас молодецкие задания, чтобы силу, ловкость смогли вы показать, чувство страха избежать.

1 испытание. Для начала ждёт канат (перетягивание каната, группа делится пополам).

2 испытание. Проползти в туннеле (друг за другом).

3 испытание. Смелых ждут ходули (ходьба на ходулях по желанию, остальные катаются с горки в тазах, не забываем соблюдать правила поведения во время игр).

4 испытание. На скорость. Развязывание узлов на верёвке. Это умение всегда пригодится в трудных ситуациях (две верёвки, развязывают по подгруппам).

Благодарю всех за работу. Испытания все прошли.

Построение команд около ёлки

Дед Мороз:

Видел всех я, наблюдал …

Бойко на вопросы отвечали,

Силу ловкость, быстроту развивали.

И друг другу помогали.

Всем сопутствовал успех.

Спасатели из вас получились.

А теперь все: «Марш вперёд!».

Приключения снова ждут.

Надо путь нам продолжать,

И Снегурочку всем отрядом от Ягуси избавлять.

Карта у меня в кармане,

Знаю, как пройти к Яге.

Вы, друзья, не стойте!

А смелее в путь за мной

По извилистой дорожке

В заколдованный лесок (участники идут за Дедом Морозом в лесок, используя карту).

Снеговик:

Вижу, вижу огонёк,

Там вдали мерцает.

Видно Бабка ждёт уж нас,

Времечко считая (отряд подходит к костру).

Дед Мороз: Вот и пришли мы на сказочную полянку.

Дети: Здравствуйте, бабушка.

Баба Яга: Явились, не запылились!

И поздороваться не забыли!

Какие воспитанные, упитанные!

Дед Мороз:

Совершенно согласен с тобой.

Дети все воспитанные, здоровые.

А тебе Яга ответ держать:

Куда внучку дела? Зачем праздник испортила?

Испытание нам приготовила?

Баба Яга: Ишь, сколько вопросов?

Сам знаешь, что Новый год на дворе.

Надо мне подарки для нечисти приготовить,

Порадовать друзей закадычных.

А где денег взять? Вот и придумала Снегурочку украсть,

Чтоб ты за неё выкуп дал.

Дед Мороз: Будут тебе подарки. Поскорее Снегурочку отдай.

Баба Яга: Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Для начала выполните моё задание со своей ватагой.

Ещё больше бы собрал к моему костру (ворчит).

Как только разгадаете мои мудреные загадки,

Колдовство исчезнет, Снегурочка появится. Готовы?

Дети: Готовы!

Баба Яга: Отвечайте дружно, враз.

1. Их треплют, катают, а зиму таскают (валенки)

2. Две сестрички, две плетёнки из овечьей шерсти тонкой

Как гулять - так надевать, чтоб не мёрзли пять да пять (варежки).

  1. Бегут полозки, задрав носки (лыжи).

- Всё отгадали. Делать нечего: уговор дороже денег. Снегурка выходи.

Снегурочка: Спасибо вам, ребята! Спасибо и тебе дедушка.

Обещаю, что впредь буду внимательней, осторожней. С незнакомыми людьми не буду разговаривать, и в чужие сани садиться не буду.

Дед Мороз: Ты всё правильно поняла. Надо соблюдать все меры предосторожности, чтобы не попасть в беду.

Дети на славу потрудились, выполняя своё обещание, спасти тебя.

С тебя сюрприз по возвращению в детский сад.

Снегурочка: Я уже знаю, чем порадовать детей.

Баба Яга: Дед Мороз, а выкуп где? Уже забыл?

Дед Мороз: Приглашаю всех в терем расписной на праздник Нового года. Для каждого там будут приготовлены подарки. Приятно, что всё хорошо заканчивается. Всем большое спасибо за помощь. За мной все стройся! Возвращаемся в детский сад.

Снегурочка: Чтобы снять нашу усталость, порадовать своих спасителей, я попросила своих друзей покатать вас на лошадях.

Заканчивается развлечение катанием на лошадях вокруг детского сада.

Наиболее позитивными результатами проведенного мероприятия являются:

  1. Активизация ресурсных состояний детей и взрослых на укрепление психофизического здоровья.

  2. Положительное эмоциональное состояние участников игры-эстафеты.

  3. Высокая мотивационная готовность взрослых к использованию подвижных игр и игровых упражнений на свежем воздухе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, направленных на их гармоничное и всестороннее развитие.

Список литературы

  1. Айрих О. А. Эмоциональное развитие детей: занятия в первой младшей группе, дидактические игры, работа с семьей. - Волгоград: Учитель, 2008.

  2. Богина Т. И., Куркина И. Б. и др. Современные методы оздоровления дошкольников. - М., 2001.

  3. Бутко Г. А. Физическое развитие детей с задержкой психического развития. - М.: Книголюб, 2006.

  4. Голикова Н. И., Дружинина Е. Р. И др. Краеведческий альманах. Выпуск 4. - Вологда: ВГПУ, издательство «Русь», 2007.

  5. Кульневская О. П. Фотоальбом «Земля Великоустюжская: история и современность». Великий Устюг: «Издательский Дом Вологжанин».

  6. Пензулаева Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения с детьми 3-5 лет - М.: ВЛАДОС, 2000.

  7. Справочник по детской лечебной физкультуре/Под ред. М. И. Фонарева. - Л., 1983.


9



© 2010-2022