Педагогические технологии: технология продуктивного чтения

Описание педагогической технологии продуктивного чтения и применение её на уроках географии (возможно других).В документе представлены: Характеристика содержания обучения в данной технологии.Структура и последовательность этапов реализации технологии.Описание отдельных этапов.Основные методы и приемы организации деятельности учащихся и учителя на отдельных эта-пах технологии.Виды упражненийСпособы диагностики достигнутых результатов.Достоинства и недостатки технологии.Условия применимости технол...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технология продуктивного чтения

план описания технологии обучения


1. Основные идеи технологии.

Технология направлена на формирование читательской компетентности у учащихся:

  • понимание информации

  • поиск конкретной информации

  • самоконтроль

  • восстановление широкого контекста

  • интерпретация

  • комментирование текста

2. Цели обучения в рассматриваемой технологии.

- Самостоятельно понимать текст

3. Характеристика содержания обучения в данной технологии.

В Образовательной системе «Школа 2100» существует технология формирования типа правильной читательской деятельности «Технология продуктивного чтения», основанная на теории формирования читательской самостоятельности доктора педагогических наук, кандидата филологических наук, профессора Московского городского педагогического университета Н.Н. Светловской, которая обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. Эта технология направлена на формирование познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников, умения извлекать информацию из текста.

Технология способствует повышению грамотности чтения - способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использовании их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей

4. Структура и последовательность этапов реализации технологии.

Технология продуктивного чтения включает 3 этапа:

I этап - работа с текстом до чтения

II этап - работа с текстом во время чтения

III этап - работа с текстом после чтения

5. Описание отдельных этапов.

1. Предтекстовый

(работа с текстом до чтения)

Цель этапа - развитие антиципации - умения предполагать, предвосхищать содержания текста (урока)

- пробуждение и стимулирование мотивации к работе с текстом;

- актуализация личного опыта учащихся путем привлечения знаний из других

образовательных областей школьных предметов;

- прогнозирование содержания текста с опорой на знания учащихся, их жизненный

опыт, на заголовок и рисунки и т.д.

2.Текстовый

(чтение текста, отдельных его частей)

Цель этапа - понимание текста и создание читательской интерпретации

-понимание основной информации: определение его основной идеи, темы, проблемы и т.д.;

- поиск главной информации;

- установление логико-смысловых связей;

- поиск дополнительной, уточняющей информации.

3. Послетекстовый

(работа с текстом после чтения):

Цель этапа - достигнуть понимания текста на уровне смысла, корректировки читательской интерпретации, доведение читательских впечатлений до уровня законченной мысли.

- использование содержания текста для развития умений школьников выражать свои мысли в устной и письменной речи.

6. Основные методы и приемы организации деятельности учащихся и учителя на отдельных эта-пах технологии.

I. Работа с текстом до чтения

Приемы работы:

  • Выделение ключевых слов темы (запись на доске, нахождение слов в тексте параграфа)

  • Составление вопросов к теме высказывания;

  • Высказывание предположений по новой теме на основе уже имеющихся знаний, иллюстративного материала;

  • Организация проблемной ситуации и др.

Виды упражнений

  • Прочтите заглавие и скажите, о чѐм (ком) будет идти речь в

данном тексте.

  • Прочтите первые предложения абзацев и назовите

вопросы, которые будут рассматриваться в данном тексте.

  • Прочтите последний абзац текста и скажите, какое

содержание может предшествовать данному выводу.

  • Прочтите текст до указанного места и скажите как, по

вашему мнению, завершились события. Прочитайте текст до конца, чтобы выяснить, правы ли вы.

II.Работа с текстом во время чтения

Приемы работы:

  • Комментированное чтение

  • Чтение текста «с карандашом»;

  • Определение основных понятий (без чтения всего текста);

  • Составление таблиц (выборочное чтение);

  • Составление плана текста (для пересказа);

  • Поиск пропущенных слов

Виды упражнений

  • Прочтите текст, разделите его на смысловые части, подберите названия к каждой из них.

  • Прочтите текст и найдите в каждой части по одному предложению, передающему основную мысль этой части.

  • Прочтите текст и расположите пункты плана согласно логике повествования.

  • Скажите, какие из приведѐнных утверждений соответствуют

содержанию текста.

  • Расположите следующие предложения текста в логической последовательности и пронумеруйте их по порядку.

  • Прочтите текст, соотнесите его содержание с заглавием.

III. Работа с текстом после чтения

Приемы работы:

  • Диалог с автором

  • Постановка вопроса «почему»;

  • Повторное обращение к ключевым словам, вопросам, иллюстрациям;

  • Выполнение творческих заданий

Виды упражнений

  • Опираясь на содержание прочитанного текста, закончите предложения, используя предлагаемые варианты.

  • Объясните, как вы понимаете утверждение в тексте о том, что… . Скажите, разделяете ли вы эту точку зрения.

  • Выразите своѐ отношение к прочитанному.

  • Прокомментируйте часть текста, которая показалась вам наиболее интересной.

  • Сформулируйте цель, которую, на ваш взгляд, ставил перед собой автор текста.

  • Выразите своѐ отношение к прочитанному. Скажите, согласны ли вы с оценкой автором событий, фактов.

  • Скажите, какие из перечисленных фактов вы узнали впервые из прочитанного текста.

7. Способы диагностики достигнутых результатов.

Для выявления уровня сформированности правильной читательской деятельности у школьников на уроках может быть применена методика констатирующего эксперимента. Он включает в себя следующие методы: анкетирование и наблюдение за учениками во время уроков на практике. С помощью вопросов в анкете предполагается выявить, нравится ли детям читать, хорошо ли они читают, активно ли они работают на уроках где применяется технология продуктивного чтения, понимают ли учащиеся прочитанный ими текст, участвуют ли учащиеся в олимпиадах, конкурсах, викторинах и т.д. Разрабатываются показатели сформированности правильной читательской деятельности

Как правило результаты показывают, что в тех классах, гре применяется данная технология дети хорошо читают, понимают прочитанное и активно работают на уроке. Чтобы повысить уровень сформированности правильной читательской деятельности школьников следует больше опираться на технологию продуктивного чтения, разработанную Н. Н. Светловской. Она в полной мере способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых образовательных стандартах.

8. Достоинства и недостатки технологии.

Положительные стороны применения технологии:

  • Учащиеся учатся самостоятельно добывать знания;

  • Становятся активными участниками образовательного процесса.

  • Способствует достижению личностных, метапредметных и предметных результатов

Недостаток:

  • Занимает много времени на уроке

9. Условия применимости технологии, необходимые средства.

Особых условий и средств, для применения технологии продуктивного чтения не требуется, только изучение приемов и методов данной технологии учителем и его заинтересованность в результатах обучения детей.

3. Укажите источники информации.

  1. Бунеева Е. В., Чиндилова О. В. Технология формирования типа правильной читательской деятельности. - М.: Просвещение,2007. - 38

  2. Чиндилова, О.В. Технология продуктивного чтения на разных этапах непрерывного литературного образования в ОС «Школа 2100» : [Монография] / О.В. Чиндилова. -М. : Баласс, 2010. - 208 с

  3. Светловская, Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя / Н.Н. Светловская // Начальная школа. - 2003. - № 1. - С. 11-18.

  4. Образовательные технологии: сб. мат. М.: Баласс, 2012. - 160 с.12. Пятницына Т. Н. Преподавание русского языка и чтения с учётом регионального компонента // Начальная школа. - 2001. - №6. - 35 с

  5. Светловская Н.Н Методика внеклассного чтения. - М., 1977

  6. Матвеева Е. И. Учим младшего школьника понимать текст. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - с. 37 - 43

  7. school2100.ru/upload/iblock/0f9/0f9f2999bfbf6f376e3e73eab59c618b.pdf

Весь материал в виде одного файла прикрепите к ЗАДАНИЮ 5.1.

© 2010-2022