Дискуссия на тему Профессиональный стандарт педагога: границы деятельности или возможности для творчества

Раздел Завучу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дискуссионная площадка

Тема: «Профессиональный стандарт педагога: границы для деятельности или возможности для творчества»

Учительство - не труд, а отреченье,
Умение всего себя отдать,
Уйти на долгий подвиг и мученье,
И в этом видеть свет и благодать.

Ведущий:

Добрый день! Я рада приветствовать вас на дискуссии по теме «Профессиональный стандарт педагога: границы для деятельности или возможности для творчества».

Я предлагаю вам, уважаемые коллеги, «окунуться» в этот документ и попытаться найти ответ на вопрос: в чем границы деятельности и каковы возможности творчества?

Введение в тему

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, появлением новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью.

Стоит отметить, что 21 век - это время стремительного научного прогресса. Таким образом, сегодняшние учебные материалы для образовательных учреждений уже завтра становятся устаревшими. Требуется постоянное обновление преподаваемых знаний в соответствии с последними научными достижениями. В сказке Л.Кэрролла «Алиса в стране чудес» говорится: «Для того, чтобы оставаться на месте, нужно все время бежать вперед». Этот все нарастающий «бег», именуемый научно-технической революцией, представляется нам единственным способом дальнейшего развития общества и повышения его жизнестойкости.

В капельке росы и на бесконечно далеких звездах, среди которых наша солнечная система выглядит слабой мерцающей точкой, властвуют все те же законы Архимеда, Ломоносова, Ньютона, Эйнштейна…

«Может быть, что вся-то цель на земле, к которой человечество стремится, только и заключается в одной беспрерывности процесса достижения, иначе сказать, в самой жизни…» - так писал еще 100 лет назад Достоевский.


Основная часть дискуссии

Человек - самое сложное явление из всех существующих на Земле, это интересный предмет познания и самопознания. Человек - замечательный результат уникальной социально-культурной революции, поскольку только человек способен к осознанию самого себя, к самопознанию и к преобразованию окружающего мира.

Какую роль должна играть школа? Какой она должна быть в XXI веке? Каким должен быть выпускник? - эти вопросы должен решать учитель, ведь многое зависит от педагогов. «Каждый из нас творец нескольких сотен судеб; в наших классах, как в кузнице, куётся счастье наших воспитанников», - писал Ш.А. Амонашвили. И с ним невозможно не согласиться.

Давайте, попробуем ответить:

- Какую роль должна играть школа? Какой она должна быть в XXI веке?(Ответы коллег)

- Каким должен быть выпускник?(Ответы коллег)

Существует такая легенда.

«Много тысяч лет тому назад увидел Бог, что множатся пороки людей и решил помочь им. Созвал он высоких Духов и сказал: «Люди потеряли свой путь. Как быть?» Один из Духов предложил навеять на людей сон пророческий, другой - послать манну небесную, третий - воду от Бога. И только четвертый Высокий Дух изрек: «Вложи в каждого человека жажду к познанию и дай им учителя».

Когда произносишь слово «учитель», перед глазами возникает не абстрактный образ, а представляется конкретный человек этой профессии, с которым свела тебя жизнь. Учитель не только даёт знания по тому или иному предмету, но и влияет на личность человека, оставляет след в нашей душе, замечаем мы это или нет. Именно поэтому вопрос, каким должен быть настоящий учитель, актуален всегда.

Давайте проанализируем следующие высказывания:

(читают коллеги)

«Я вспоминаю нашу учительницу Ирину Ивановну. Вот - настоящий учитель. Она была чрезвычайно строга с нами, на уроках была мертвая тишина. Мы пикнуть боялись. Готовились к ее урокам как проклятые. Зато до сих пор помним все».
«Наша Ольга Петровна была просто чудным учителем. Сколько же добра было в ней. Мы все понимали, что можно что-то не знать, но стыдно ее подвести. На ее уроках могло быть шумно, но это был шум, сопровождающий настоящее живое обсуждение».
«В следующем году отдаем в школу старшего сына. Очень хотим попасть в класс к А.А. П-ой. У нее блестящие результаты. Да, она может и линейкой по рукам дать, и кричит на детей, но зато в средней школе у ее выпускников вообще нет проблем».

Меняется время, меняются люди. И вот уже сегодня каждое образовательное учреждение стремится жить и работать по-новому. Этого требует современное общество, которому необходимы высокообразованные, целеустремленные, конкурентоспособные, инициативные, духовно и физически здоровые личности, способные занять достойное место в обществе. Этого требуют современные задачи образования.

Очевидно, что прежде чем говорить о том, что должно измениться в деятельности педагога в связи с введением ФГОС НОО, следует определить, возможно, ли, не меняя требования к учителю, реализовать стандарт? (ответы коллег)

В дополнение.

Отвечая на этот вопрос, следует сказать, что ФГОС предъявляет несколько иные требования к условиям образования. Реализовать в полной мере заявляемый системно-деятельностный, тем более - компетентностный подход, не меняя сложившуюся систему традиционной школы, просто невозможно. Так же, как, невозможно сформировать у учащихся ключевые компетенции, работая только в классно-урочной системе обучения. А потому, совершенно очевидно, что реализовать ФГОС в прежних условиях не представляется возможным.

Снова и снова возникают в профессиональной среде споры, что же такое профессия «учитель». Одни полагают, что, как и для любой другой профессии, у профессии «учитель» должны быть строгие и измеримые параметры качества, а это значит, что должны быть и единые требования к учителю как к профессионалу. Другие полагают, что учитель - это творческая профессия, что во многом о качестве учителя можно судить исключительно на основе собственной интуиции, а не стандартных признаков.
Обратимся к «Профессиональному стандарту педагога», где говорится «Педагог - ключевая фигура реформирования образования. «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» (К.Д. Ушинский). Профессиональный стандарт педагога, который должен прийти на смену морально устаревшим документам, до сих пор регламентировавшим его деятельность, призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию.

-Как вы считаете, какое профессиональное качество педагога выходит на первый план?

Читаем в «стандарте»: В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений - все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества. Труд педагога должен быть избавлен от мелочной регламентации, освобожден от тотального контроля.

Существующие громоздкие квалификационные характеристики и должностные инструкции, сковывающие инициативу учителя, обременяющие его формальными требованиями (например, предписывающими составлять образовательные программы) и дополнительными функциональными обязанностями, отвлекающими от непосредственной работы с детьми, не отвечают духу времени.

«Однажды мудрец напомнил учителю, что тот должен сделать ребенка крылатым. «Как сделаю его крылатым, если я сам хожу по земле?» - изумился педагог. Но спустя некоторое время мудрец увидел, как по небу летит мальчик, а за ним еле поспевает крылатый учитель. Они спустились к мудрецу, и учитель начал расхваливать крылья мальчика, любовно гладя их руками. «Но твои крылья нравятся мне больше!» - сказал мудрец педагогу». Ш.Амонашвили

В лексике «чиновничей братии» и экономистов не раз звучала формулировка, что «Школа - сфера услуг, а учителя поставщики образовательных услуг».

- Можно ли с этим согласиться? Не кажется ли вам, что этим давлением учитель загоняется в футляр, который его ограничивает рамками только учебного предмета? Ведь, эти рамки не требуют от него ни эмоциональности, ни личного отношения. Такому учителю очень удобно использовать средства ИКТ, так как они могут «наглядно» сообщать учебный материал, «объективно» проверять знания и совершенно не оказывать на ученика какого-либо эмоционально-личностного влияния, которое может оказывать на них учитель. Вам не кажется, что такого учителя очень легко убедить в том, что он поставщик услуг населению. Не кроется ли здесь только безличностное обучение? (Ответы коллег)

-Хочу обратить ваше внимание, коллеги, что образование не тождественно обучению. В процессе образования, если речь идет об образовании как процессе создания ОБРАЗА человека, доминирующим является процесс воспитания, который идет через взаимодействие взрослых и детей в процессе учебной и других видов деятельности и в большей мере, чем обучение, определяет дальнейший жизненный путь. Ведь, именно от воспитания зависит, какие мотивы будут управлять человеком, какие ценностные установки будут регулировать его поведение, отношение к людям, к своей стране, к способу заработка, своему труду, к своим родителям, к своим детям… Можно ли сказать, что «учительский труд - это работа глаза в глаза, и никак иначе. (Дополнения коллег)

Никакой услугой не станет взаимодействие личностей, а без этого не может быть педагогики ни как науки, ни как сферы деятельности людей, ни как образа жизни.

- Так каким же быть учителю и школе в условиях все возрастающих требованиях времени? (Высказывания коллег)

Дополнение.

Не время диктует нам требования, а люди из этого времени. И эти требования не всегда бывают разумны. Поэтому надо отбросить всю «шелуху», знать психологические механизмы развития и взросления ребенка, под эти механизмы искать адекватные педагогические средства. Создавать такие условия, чтобы оценки, которые мы ставим детям на уроках, добывались трудом. Учить думать и анализировать. А еще. Критически относиться к техническим новшествам с позиции их целесообразности. Делать все, чтобы, школу, в которой ты работаешь, уважали. Мы сами управляем тем, что делает нас для детей значимыми, какой след мы оставим в их жизни, или же после нас останется пустота. Не быть социально пассивными и отстаивать свое право быть учителем и право на достойную жизнь - это важно и для нас самих, и для тех детей, которых мы учим, потому что тогда им будет за что нас уважать.

Известно, что воспитать «крылатого» ребенка

может только «крылатый» педагог,

воспитать счастливого может только счастливый,

а современного - только современный.

В условиях реализации ФГОС, педагог выступает не только в роли учителя, но и в роли

- инструктора (человека, который систематически ведут со школьниками индивидуально-групповую работу по разработке, согласованию, оценке хода и результатов выполнения учебной работы);

-наставника (человека, умеющего оказывать адресную помощь ребенку, не избавляя его от проблемной ситуации, а, помогая ее преодолеть);

-консультанта (специалиста, способного обсудить учебную задачу, дать консультацию по различным вопросам);

занимает позицию куратора (участника образовательного процесса, главной целью которого является создание условий для приобретения детьми жизненного опыта (обобщения, выбора, ответственного поведения) и жизненных ценностей);

-управленца (человека, владеющего такими управленческими технологиями, как педагогический анализ ресурсов, умение проектировать цели, планировать, организовывать, корректировать и анализировать результаты);

-помощника.

В соответствии с ФГОС НОО, он (учитель), является мудрым воспитателем, союзником психолога, социального педагога, в совершенстве владеет командной, совместной, коллективной и парной формой работы.

Ученик же становится активным участником образовательного процесса, который умеет думать, мыслить, рассуждать, свободно высказывать, а если необходимо и доказывать свое мнение.

Таким образом, с введением ФГОС ответственность учителя, которая во все времена была исключительной, возрастет вдвойне.

Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Но от педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил. Следовательно, введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации.

- Как на ваш взгляд должна проходит подготовка и переподготовка кадров?(высказывания коллег)

Расширяя границы свободы педагога, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда, предъявляя требования к его квалификации, предлагая критерии ее оценки.

Различаются не только уровни квалификации педагогов, но и те условия, в которых они осуществляют свою профессиональную деятельность. Поэтому в рамках профессионального стандарта педагога предусматривается введение региональной и школьной компоненты, учитывающей как региональные особенности (преобладание сельских школ, работа учителя в мегаполисе, моноэтнический или полиэтнический состав учащихся и т.п.), так и специфику реализуемых в школе образовательных программ (математический лицей, инклюзивная школа и т.п.). Наполнение региональной и школьной компоненты профессионального стандарта педагога потребует совокупных творческих усилий учителей, администраторов, родительской общественности, экспертного сообщества и должно быть принято и утверждено на основе консенсуса.

- Как вы считаете, какие региональные особенности стоит нам учитывать в работе?(высказывания коллег)

Необходимость наполнения профессионального стандарта учителя новыми компетенциями:

· Работа с одаренными учащимися.

· Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования.

· Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным.

· Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии.

· Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.

- Какие компетенции вам приходится учитывать в работе? Как вы с этим справляетесь? (высказывания коллег)

Заключение.

В разное время о качествах, целях, и идеалах учителя рассуждали многие писатели, философы, педагоги. Я предлагаю вспомнить высказывания классиков.

  • Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.

  • Хороший учитель может научить других даже тому, чего сам не умеет.

  • Учитель - человек, который может делать трудные вещи легкими. - Р. Эмерсон

  • Обучать - значит вдвойне учиться. - Ж. Жубер

  • Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а для того, чтобы будить чужую. - В. Ключевский

  • Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника. - В. Даль

  • Для того чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем для того чтобы научиться самому. - М. Монтень

  • Задача учителя не в том, чтобы дать ученикам максимум знаний, а в том, чтобы привить им интерес к самостоятельному поиску знаний, научить добывать знания и пользоваться ими. - Константин Кушнер

  • Иную педагогическую нагрузку можно сравнить только с космическими перегрузками. - Константин Кушнер

  • Хорошие учителя создают хороших учеников. - Остроградский М. В.

  • Учитель, могущий наделить своих воспитанников способностью находить радость в труде, должен быть увенчан лаврами. - Хаббард Э.

  • Учитель, образ его мыслей - вот что самое главное во всяком обучении и воспитании. - Дистервег А.

  • Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. - А. Дистервег

  • Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию. - Л. Толстой

  • Воспитателем и учителем надо родиться; им руководит прирожденный такт. - А. Дистервег

  • Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. - А. Дистервег

  • Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем. - Конфуций

  • Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель. - Л. Толстой

  • Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя. - И. Гете

  • Мы должны сами верить в то, чему учим наших детей. - В. Вильсон

  • Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь. - В. Ключевский

  • Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать. - У. Черчилль

  • Учитель должен иметь максимум авторитета и минимум власти. - Т. Шаш

  • Чтобы научить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому. - М. Монтень

-Что общего, на ваш взгляд у всех этих высказываний?

Очевидно, что повсеместное введение профессионального стандарта педагога не может произойти мгновенно, по команде сверху. Необходим период для его доработки и адаптации к нему профессионального сообщества. В связи с этим к документу прилагаются рекомендации по процедуре внедрения профессионального стандарта учителя.

Перемены неотвратимы. Они уже наступили. На память приходят известные строки Бориса Пастернака:

За поворотом, в глубине

Лесного лога,

Готово будущее мне

Верней залога.

Его уже не втянешь в спор

И не заластишь.

Оно распахнуто, как бор,

Все вглубь, все настежь.

Появление документа "Профессиональный стандарт педагога" своевременно и актуально. Документ четко регламентирует требования, предъявляемые к педагогу. После прочтения, каждый может сравнить свою профессиональную компетенцию и наметит цели для повышения своего профессионализма.

© 2010-2022