Методическая разработка по теме Модель портфолио педагога как средство самоуправления и саморазвития

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка по теме Модель портфолио педагога как средство самоуправления и саморазвитияМетодическая разработка по теме Модель портфолио педагога как средство самоуправления и саморазвитияМетодическая разработка по теме Модель портфолио педагога как средство самоуправления и саморазвитияМетодическая разработка по теме Модель портфолио педагога как средство самоуправления и саморазвитияМетодическая разработка по теме Модель портфолио педагога как средство самоуправления и саморазвитияМетодическая разработка по теме Модель портфолио педагога как средство самоуправления и саморазвитияМетодическая разработка по теме Модель портфолио педагога как средство самоуправления и саморазвитияМетодическая разработка по теме Модель портфолио педагога как средство самоуправления и саморазвитияМетодическая разработка по теме Модель портфолио педагога как средство самоуправления и саморазвитияМетодическая разработка по теме Модель портфолио педагога как средство самоуправления и саморазвитияМетодическая разработка по теме Модель портфолио педагога как средство самоуправления и саморазвитияМетодическая разработка по теме Модель портфолио педагога как средство самоуправления и саморазвитияМетодическая разработка по теме Модель портфолио педагога как средство самоуправления и саморазвитияМетодическая разработка по теме Модель портфолио педагога как средство самоуправления и саморазвитияМетодическая разработка по теме Модель портфолио педагога как средство самоуправления и саморазвитияМетодическая разработка по теме Модель портфолио педагога как средство самоуправления и саморазвитияМетодическая разработка по теме Модель портфолио педагога как средство самоуправления и саморазвитияМетодическая разработка по теме Модель портфолио педагога как средство самоуправления и саморазвитияМетодическая разработка по теме Модель портфолио педагога как средство самоуправления и саморазвитияМетодическая разработка по теме Модель портфолио педагога как средство самоуправления и саморазвитияМетодическая разработка по теме Модель портфолио педагога как средство самоуправления и саморазвитияМетодическая разработка по теме Модель портфолио педагога как средство самоуправления и саморазвитияМетодическая разработка по теме Модель портфолио педагога как средство самоуправления и саморазвитияМетодическая разработка по теме Модель портфолио педагога как средство самоуправления и саморазвитияМетодическая разработка по теме Модель портфолио педагога как средство самоуправления и саморазвитияМетодическая разработка по теме Модель портфолио педагога как средство самоуправления и саморазвитияМетодическая разработка по теме Модель портфолио педагога как средство самоуправления и саморазвитияМетодическая разработка по теме Модель портфолио педагога как средство самоуправления и саморазвития «Модель портфолио педагога как средство самоуправления и саморазвития» ( «Мониторинг профессиональной деятельности учителя на основе самоанализа»)

Все последние государственные инициативы в области образования, и в особенности, связанные с переходом на ФГОС, не могут быть успешно реализованными без профессионального роста учителя.

По словам М.М. Поташника, профессиональный рост учителя - это цель и процесс приобретения учителем знаний, умений, способов деятельности, позволяющих оптимальным образом реализовать своё предназначение.

Профессиональный рост учителя обеспечивается не только путём продуманной системы повышения его квалификации, но и установкой на саморазвитие.

Саморазвитие учителя - это процесс целенаправленных, планомерных осознанных действий над собой, включающий самосовершенствование своих знаний, качеств, навыков, умений и компетенции в целом, что дает возможность повысить результативность педагогической деятельности, то есть повысить качество образования школьников. По своей сути саморазвитие учителя предусматривает не только овладение теми или иными профессиональными компетентностями, но и личностное самосовершенствование.

Личностное самосовершенствование предполагает не только понимание учителем необходимости профессионального роста, но и мотивации на успех. Для учителя, как и для человека любой другой профессиональной деятельности, многое значит пережить радость достижения, осознать свои возможности, а следовательно, поверить в себя.

Средством саморазвития учителя, как профессионала, может стать портфолио. Портфолио учителя является своеобразным «досье успехов», всё интересное и достойное из того, что происходило и происходит в его профессиональной деятельности. Роль портфолио неоднозначна. Главное его назначение - продемонстрировать наиболее значимые результаты практической деятельности учителя. Именно они являются важными документами в оценке его профессиональной компетенции. Также, портфолио позволяет педагогу проанализировать, обобщить и систематизировать результаты своей работы, объективно оценить свои возможности и спланировать действия по преодолению трудностей и достижению более высоких результатов. Кроме того, важным предназначением портфолио учителя является использование его в качестве альтернативной формы оценки профессионализма и результативности работы педагога при проведении экспертизы на соответствие заявленной квалификационной категории. Велико значение портфолио в формировании у учителя чувства защищённости и уверенности в возможности материального и морального поощрения.

Моё портфолио является важным аттестационным документом. Как и любое нововведение, портфолио, или аттестационное дело учителя, было принято педагогами с определённой осторожностью: рассматривали это лишней нагрузкой. Однако, смысл и целесообразность введения портфолио, наверное, каждый из наших педагогов осознал и понял на финише аттестационного периода. Во-первых, это документ, где всё отражено и ничего не потеряно. Во-вторых, за последние 4 года 7 педагогов нашей школы подтвердили свою квалификационную категорию с помощью портфолио, то есть результаты деятельности в МАП были признаны за результаты аттестации.

Существует несколько видов портфолио:

  • Электронное портфолио как некий набор документов, сформированных на компьютере;

  • Бумажный эквивалент электронного портфолио в виде папки с документами;

  • Сайт-портфолио как способ публичной презентации профессиональных достижений педагога;

  • Портфолио достижений как способ сделать наибольший акцент на документы, подтверждающие успехи профессиональной деятельности;

  • Портфолио презентационный - необходим при поступлении на новое место работы;

  • Портфолио тематический - в этом варианте акценты расставляются на тематически обособленные творческие работы;

  • Портфолио комплексный - объединивший в себе вышеперечисленные виды портфолио.

Структура всех видов портфолио сходна. Обычно она представляет собой следующее содержание:

  1. Общие сведения об учителе.

  2. Результаты педагогической деятельности.

  3. Научно-методическая деятельность.

  4. Внеурочная деятельность по предмету.

  5. Учебно-материальная база.

  6. Приложения.

Научно-методическим советом МБОУ СОШ № 3 НГО была разработана своя структура портфолио педагога, которая была одобрена на педагогическом совете. Но это не закрытый документ. Педагог может вносить в него коррективы и дополнения. Я предлагаю свой вариант портфолио, который соединил в себе два вида этого документа: электронный и бумажный. В будущем, претерпев некоторые доработки, вполне может быть представлен как сайт-портфолио.

В структуре портфолио я выделяю следующие разделы: общий раздел, целевой раздел, содержательный (мониторинговый) и оценочно-экспертный разделы (см. схему)

Общие сведения о педагогеСхема модели «Портфолио педагога»

Структурные блоки

Целевой

Содержательный

(мониторинговый)

Оценочно-

экспертный

Программа деятельности учителя по реализации инновационного проекта

Карта достижений педагога (по годам)

Оценочные листы по педформам

Проект и его обоснование

Мониторинг профессиональной деятельности учителя

Отзывы родителей и коллег

Этапы работы над проектом

Результаты деятельности педагога и распространение своего педагогического опыта


Мониторинг достижений учащихся

Формы представления

Программа саморазвития

Таблицы, диаграммы

Грамоты, благодарности

Проекты

Разработки педформ

Отзывы

Схемы

Сообщения, выступления

Публикации об учителе и его учениках

Публикации педагога

Подробно, остановлюсь на содержательном (мониторинговом) разделе, а конкретно на Мониторинге профессиональной деятельности учителя. Любой учитель, выходящий на публичную аттестацию результатов своей педагогической деятельности, всегда имеет затруднение, связанное с оформлением заявления. Так как нужно не просто дать обзор своей деятельности, а дать конкретные результаты своей работы, представить свои достижения количественные и качественные. Решить эту проблему нам помогает организованный мониторинг профессиональной деятельности. Результаты профессиональной деятельности учителя, полученные в ходе мониторинга, являются составной частью портфолио и позволяют обнаружить слабые звенья в собственном профессиональном росте, в самой педагогической деятельности. В основе мониторинга профессиональной деятельности лежит самоанализ.

Данный мониторинг позволяет установить степень интеграции профессиональных и личностных качеств педагога, выделить актуальные направления и формы его индивидуальной методической работы, а также дает основание для определения надбавок за качество работы. В содержание мониторинга положен компетентностный подход, позволяющий определить уровень теоретической и практической готовности педагога к выполнению профессиональных функций.

В контексте данных исследовательских задач сущность ведущих понятий мониторинга педагогической деятельности рассматривается согласно видению отечественных педагогов (Г.В. Горланов, Д.А. Мещеряков, А.В. Хуторской). В частности, компетенция как характеристика рабочего места, должности или позиции, а компетентность как характеристика работника (специалиста). Относительно педагогической деятельности, компетенция - это заданное требование к образовательной подготовке обучаемого, характеристика профессиональной роли педагога, а компетентность - это мера соответствия заданному требованию, степень освоения компетенции, личностная характеристика учителя.

Система компетенций является нормативной моделью для диагностики. Объектом слежения выступают педагогические явления (взаимодействие, поведение, отношения, индивидуально-личностные свойства субъектов образования). Субъектом диагностики являются: педагог, методические объединения педагогов (кафедра, ПТГ, временные организационно-творческие группы, НМС), педколлектив, родители и родительские объединения (совет школы, клуб «5 встреч с педагогами»), ученики и их объединения (юниорский союз, НОУ, города и мерии).

Средством выявления уровня сформированности профессиональных компетентностей является критериально ориентированные тесты. Критериями являются признаки сформированности профессиональных компетентностей. Их количество - 6: предметная, психологическая, педагогическая, методическая, инновационная и общекультурная. Мерой проявления критерия является показатель - качественная или количественная характеристика состояния объекта. Показатели выполняют роль внешне хорошо различимого индикатора критерия. В каждом из шести критериев в нашем мониторинге выделяется равное количество показателей - 10. Это позволяет сделать оценку качества профессиональной деятельности педагога системной и удобной при приведении всех результатов к статистической норме в условиях бальной оценки показателя: «0» баллов - отсутствие показателя, «1» балл - низкий уровень, «2 » - средний, «3» - высокий. Количественная отметка качества педагогической деятельности по каждой в отдельности компетентности рассчитывается по следующей формуле №1:

сумма баллов по каждому показателю * 100

К (компетентность) = 30

Количественная же итоговая отметка по всем критериям качества педагогической деятельности (КПД) рассчитывается по формуле №2

сумма всех баллов * 100

КПД =180

Полученные данные являются основанием для установления уровня педагогической деятельности (высокий, продвинутый, обязательный, недопустимый) и статуса педагога (творчески работающий учитель, учитель сложившегося стиля работы, учитель, требующий усиленного административного внимания, учитель не допускаемый к работе). На основании уровня и статуса педагога может быть внесено решение о стимулировании педагога. Оно может быть в виде материального или наградного поощрения. Данная информация представлена в следующей таблице №1.

Таблица №1 Определение уровня и статуса педагога.

КПД (качество педагогической деятельности)

Уровень

Статус

Стимулирование

90-100%

Высокий (творческий) уровень

Учитель, работающий творчески

Прибавление % к зарплате, представление к наградам, участию в конкурсах, получению грантов и др.

70-90%

Средний (продвинутый) уровень

Учитель с установившимся стилем работы

Прибавление % к зарплате

50-70%

Обязательный (низкий) уровень

Учитель, требующий усиленного внимания администрации

Допуск до работы

<49%

Недостаточный уровень

Учитель не может быть допущен до работы

Характеристика показателей уровня сформированности профессиональных компетентностей педагога по всем критериям представлены в 6 таблицах.

Таблица №8-А Карта готовности к профессионально-педагогической деятельности (в баллах) по самооценке

Вид компетентности

Содержание готовности к профессиональной деятельности (профессионально-педагогической компетентности

Оценка в баллах

Предметная компетентность

0

1

2

3

Знание предмета и увлеченность предметом

+

Знание смежных наук

+

Знание и обеспечение реализации содержания и структуры базисного учебного плана

+

Знакомство с современными представлениями и состоянием преподаваемых дисциплин

+

Умение извлекать информацию и отбирать ее по преподаваемой дисциплине

+

Самостоятельная работа по накоплению научных материалов, проблем, решений

+

Постоянная работа с периодикой

+

Умение адаптировать научное знание с целью повышения интереса учащихся и для достижения учебных целей.

+

Глубокое понимание и умение использовать на практике основные ценности, понятия, нормы, достоинства, решения, процессы

+

Готовность и желание познавать, учиться, осваивать новое

+

Психологическая компетентность

Знание психологии как предмета

+

Умение использовать психологические методы, приемы, процедуры, нормы в своей профессиональной деятельности

+

Знание возрастной психологии

+

Знание психологии творчества

+

Знание психологии детского общения

+

Развитие в себе рефлексивной культуры

+

Эмпатия

+

Умение чувствовать, видеть, анализировать и оценивать состояние другого человека

+

Умение учитывать состояние другого человека

+

Умение стимулировать детскую активность

+

Педагогическая компетентность

Способность и желание работать с детьми

+

Умение увлечь детей

+

Способность привносить воспитывающее начало в свою деятельность

+

Наличие системы внеклассной работы

+

Умение организовывать коллективную деятельность детей

+

Умение организовывать индивидуальную деятельность, управлять индивидуальным образовательным маршрутом учащегося

+

Сохранность контингента учащихся

+

Умение создавать комфортную обстановку

+

Заинтересованность в результате своей работы

+

Уровень достижения поставленных целей

+

Методическая компетентность

Серьезная глубокая работа над методическим оснащением учебно-воспитательного процесса

+

Поиск разнообразных форм организации познавательной деятельности учащихся

+

Владение техникой самоанализа занятий, собственной педагогической деятельности

+

Владение искусством развивающего контроля сформированности ЗУН и ключевых компетентностей учащихся с учетом принятых в лицее норм оценки

+

Знание и использование в своей работе современных образовательных технологий (в том числе ИКТ)

+

Использование современных методов и форм работы, типов, видов, форм уроков в зависимости от целей

+

Использование дифференцированного подхода

+

Уровень программно-методического обеспечения образовательного процесса

+

Умение работать в микрогрупповом и индивидуальном режиме

+

Рациональное использование в своей работе ТСО и средств наглядности

+

Готовность к инновациям

Авторские и/или рабочие (модифицированные) учебные программы

+

Авторские программы факультативных и элективных курсов

+

Авторские программы дополнительного образования (кружки, клубы, центры)

+

Участие в педагогических конкурсах (проектов, «Учитель года», «Классный руководитель» и т.п.)

+

Создание и использование собственной образовательной технологии

+

Участие в деятельности ЭБП школы «Педагогическая поддержка в образовательном процессе школы»

+

Наличие авторской методической системы

+

Создание банка КИМ в соответствии с нормами внутренней СОКО

+

Подготовка детей к участию в олимпиадном и научно-исследовательском движении

+

Обобщение опыта инновационной работы (СМИ, НПК педагогов, семинары)

+

Общекультурна я и эмоционально-нравственная компетентность

Заинтересованность результатами коллективной работы

+

Способность к работе в группе

+

Готовность к творческой и исследовательской (экспериментальной) работе

+

Трудовая дисциплина

+

Активная жизненная позиция (инициативность, небезразличие, заинтересованное отношение к происходящему)

+

Педагогическая этика (способность избегать конфликтов, доброта, внимание)

+

Стремление к расширению кругозора

+

Реализация идей здоровьесберегающей педагогики

+

Взаимодействие и сотрудничество с родителями

+

Умение регулировать и эффективно строить процесс общения с различными участниками ОП

+

Таблица №9 Количественная и качественная оценка педдеятельности

Критерии

Выраженность в % по формуле №1

Уровень профессиональной деятельности

Статус учителя

Стимулирование

Предметная компетентность


Психологическая компетентность


Педагогическая компетентность


Методическая компетентность


Готовность к инновациям


Общекультурная и эмоционально-нравственная компетентность


ИТОГО КПД по формуле №2:

На основании указанных в таблицах критериев и показателей каждый педагог и администрация школы независимо друг от друга заполняют карты мониторинга отдельно по каждому критерию и итоговую карту. В первых из них вносится оценка качества педагогической деятельности по отдельному критерию, в баллах и процентах, рассчитываемых по формуле №1, определяется уровень и статус педагога. В итоговую карту мониторинга вносятся общие данные в баллах и процентах,рассчитанных по формуле №2, и определяется общий уровень и статус педагога.



© 2010-2022