- Преподавателю
- Директору, завучу
- Методическая разработка по теме Модель портфолио педагога как средство самоуправления и саморазвития
Методическая разработка по теме Модель портфолио педагога как средство самоуправления и саморазвития
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Орлова Н.В. |
Дата | 11.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
«Модель портфолио педагога как средство самоуправления и саморазвития» ( «Мониторинг профессиональной деятельности учителя на основе самоанализа»)
Все последние государственные инициативы в области образования, и в особенности, связанные с переходом на ФГОС, не могут быть успешно реализованными без профессионального роста учителя.
По словам М.М. Поташника, профессиональный рост учителя - это цель и процесс приобретения учителем знаний, умений, способов деятельности, позволяющих оптимальным образом реализовать своё предназначение.
Профессиональный рост учителя обеспечивается не только путём продуманной системы повышения его квалификации, но и установкой на саморазвитие.
Саморазвитие учителя - это процесс целенаправленных, планомерных осознанных действий над собой, включающий самосовершенствование своих знаний, качеств, навыков, умений и компетенции в целом, что дает возможность повысить результативность педагогической деятельности, то есть повысить качество образования школьников. По своей сути саморазвитие учителя предусматривает не только овладение теми или иными профессиональными компетентностями, но и личностное самосовершенствование.
Личностное самосовершенствование предполагает не только понимание учителем необходимости профессионального роста, но и мотивации на успех. Для учителя, как и для человека любой другой профессиональной деятельности, многое значит пережить радость достижения, осознать свои возможности, а следовательно, поверить в себя.
Средством саморазвития учителя, как профессионала, может стать портфолио. Портфолио учителя является своеобразным «досье успехов», всё интересное и достойное из того, что происходило и происходит в его профессиональной деятельности. Роль портфолио неоднозначна. Главное его назначение - продемонстрировать наиболее значимые результаты практической деятельности учителя. Именно они являются важными документами в оценке его профессиональной компетенции. Также, портфолио позволяет педагогу проанализировать, обобщить и систематизировать результаты своей работы, объективно оценить свои возможности и спланировать действия по преодолению трудностей и достижению более высоких результатов. Кроме того, важным предназначением портфолио учителя является использование его в качестве альтернативной формы оценки профессионализма и результативности работы педагога при проведении экспертизы на соответствие заявленной квалификационной категории. Велико значение портфолио в формировании у учителя чувства защищённости и уверенности в возможности материального и морального поощрения.
Моё портфолио является важным аттестационным документом. Как и любое нововведение, портфолио, или аттестационное дело учителя, было принято педагогами с определённой осторожностью: рассматривали это лишней нагрузкой. Однако, смысл и целесообразность введения портфолио, наверное, каждый из наших педагогов осознал и понял на финише аттестационного периода. Во-первых, это документ, где всё отражено и ничего не потеряно. Во-вторых, за последние 4 года 7 педагогов нашей школы подтвердили свою квалификационную категорию с помощью портфолио, то есть результаты деятельности в МАП были признаны за результаты аттестации.
Существует несколько видов портфолио:
-
Электронное портфолио как некий набор документов, сформированных на компьютере;
-
Бумажный эквивалент электронного портфолио в виде папки с документами;
-
Сайт-портфолио как способ публичной презентации профессиональных достижений педагога;
-
Портфолио достижений как способ сделать наибольший акцент на документы, подтверждающие успехи профессиональной деятельности;
-
Портфолио презентационный - необходим при поступлении на новое место работы;
-
Портфолио тематический - в этом варианте акценты расставляются на тематически обособленные творческие работы;
-
Портфолио комплексный - объединивший в себе вышеперечисленные виды портфолио.
Структура всех видов портфолио сходна. Обычно она представляет собой следующее содержание:
-
Общие сведения об учителе.
-
Результаты педагогической деятельности.
-
Научно-методическая деятельность.
-
Внеурочная деятельность по предмету.
-
Учебно-материальная база.
-
Приложения.
Научно-методическим советом МБОУ СОШ № 3 НГО была разработана своя структура портфолио педагога, которая была одобрена на педагогическом совете. Но это не закрытый документ. Педагог может вносить в него коррективы и дополнения. Я предлагаю свой вариант портфолио, который соединил в себе два вида этого документа: электронный и бумажный. В будущем, претерпев некоторые доработки, вполне может быть представлен как сайт-портфолио.
В структуре портфолио я выделяю следующие разделы: общий раздел, целевой раздел, содержательный (мониторинговый) и оценочно-экспертный разделы (см. схему)
Общие сведения о педагогеСхема модели «Портфолио педагога»
Структурные блоки
Целевой
Содержательный
(мониторинговый)
Оценочно-
экспертный
Программа деятельности учителя по реализации инновационного проекта
Карта достижений педагога (по годам)
Оценочные листы по педформам
Проект и его обоснование
Мониторинг профессиональной деятельности учителя
Отзывы родителей и коллег
Этапы работы над проектом
Результаты деятельности педагога и распространение своего педагогического опыта
Мониторинг достижений учащихся
Формы представления
Программа саморазвития
Таблицы, диаграммы
Грамоты, благодарности
Проекты
Разработки педформ
Отзывы
Схемы
Сообщения, выступления
Публикации об учителе и его учениках
Публикации педагога
Подробно, остановлюсь на содержательном (мониторинговом) разделе, а конкретно на Мониторинге профессиональной деятельности учителя. Любой учитель, выходящий на публичную аттестацию результатов своей педагогической деятельности, всегда имеет затруднение, связанное с оформлением заявления. Так как нужно не просто дать обзор своей деятельности, а дать конкретные результаты своей работы, представить свои достижения количественные и качественные. Решить эту проблему нам помогает организованный мониторинг профессиональной деятельности. Результаты профессиональной деятельности учителя, полученные в ходе мониторинга, являются составной частью портфолио и позволяют обнаружить слабые звенья в собственном профессиональном росте, в самой педагогической деятельности. В основе мониторинга профессиональной деятельности лежит самоанализ.
Данный мониторинг позволяет установить степень интеграции профессиональных и личностных качеств педагога, выделить актуальные направления и формы его индивидуальной методической работы, а также дает основание для определения надбавок за качество работы. В содержание мониторинга положен компетентностный подход, позволяющий определить уровень теоретической и практической готовности педагога к выполнению профессиональных функций.
В контексте данных исследовательских задач сущность ведущих понятий мониторинга педагогической деятельности рассматривается согласно видению отечественных педагогов (Г.В. Горланов, Д.А. Мещеряков, А.В. Хуторской). В частности, компетенция как характеристика рабочего места, должности или позиции, а компетентность как характеристика работника (специалиста). Относительно педагогической деятельности, компетенция - это заданное требование к образовательной подготовке обучаемого, характеристика профессиональной роли педагога, а компетентность - это мера соответствия заданному требованию, степень освоения компетенции, личностная характеристика учителя.
Система компетенций является нормативной моделью для диагностики. Объектом слежения выступают педагогические явления (взаимодействие, поведение, отношения, индивидуально-личностные свойства субъектов образования). Субъектом диагностики являются: педагог, методические объединения педагогов (кафедра, ПТГ, временные организационно-творческие группы, НМС), педколлектив, родители и родительские объединения (совет школы, клуб «5 встреч с педагогами»), ученики и их объединения (юниорский союз, НОУ, города и мерии).
Средством выявления уровня сформированности профессиональных компетентностей является критериально ориентированные тесты. Критериями являются признаки сформированности профессиональных компетентностей. Их количество - 6: предметная, психологическая, педагогическая, методическая, инновационная и общекультурная. Мерой проявления критерия является показатель - качественная или количественная характеристика состояния объекта. Показатели выполняют роль внешне хорошо различимого индикатора критерия. В каждом из шести критериев в нашем мониторинге выделяется равное количество показателей - 10. Это позволяет сделать оценку качества профессиональной деятельности педагога системной и удобной при приведении всех результатов к статистической норме в условиях бальной оценки показателя: «0» баллов - отсутствие показателя, «1» балл - низкий уровень, «2 » - средний, «3» - высокий. Количественная отметка качества педагогической деятельности по каждой в отдельности компетентности рассчитывается по следующей формуле №1:
сумма баллов по каждому показателю * 100
К (компетентность) = 30
Количественная же итоговая отметка по всем критериям качества педагогической деятельности (КПД) рассчитывается по формуле №2
сумма всех баллов * 100
КПД =180
Полученные данные являются основанием для установления уровня педагогической деятельности (высокий, продвинутый, обязательный, недопустимый) и статуса педагога (творчески работающий учитель, учитель сложившегося стиля работы, учитель, требующий усиленного административного внимания, учитель не допускаемый к работе). На основании уровня и статуса педагога может быть внесено решение о стимулировании педагога. Оно может быть в виде материального или наградного поощрения. Данная информация представлена в следующей таблице №1.
Таблица №1 Определение уровня и статуса педагога.
КПД (качество педагогической деятельности)
Уровень
Статус
Стимулирование
90-100%
Высокий (творческий) уровень
Учитель, работающий творчески
Прибавление % к зарплате, представление к наградам, участию в конкурсах, получению грантов и др.
70-90%
Средний (продвинутый) уровень
Учитель с установившимся стилем работы
Прибавление % к зарплате
50-70%
Обязательный (низкий) уровень
Учитель, требующий усиленного внимания администрации
Допуск до работы
<49%
Недостаточный уровень
Учитель не может быть допущен до работы
Характеристика показателей уровня сформированности профессиональных компетентностей педагога по всем критериям представлены в 6 таблицах.
Таблица №8-А Карта готовности к профессионально-педагогической деятельности (в баллах) по самооценке
Вид компетентности
Содержание готовности к профессиональной деятельности (профессионально-педагогической компетентности
Оценка в баллах
Предметная компетентность
0
1
2
3
Знание предмета и увлеченность предметом
+
Знание смежных наук
+
Знание и обеспечение реализации содержания и структуры базисного учебного плана
+
Знакомство с современными представлениями и состоянием преподаваемых дисциплин
+
Умение извлекать информацию и отбирать ее по преподаваемой дисциплине
+
Самостоятельная работа по накоплению научных материалов, проблем, решений
+
Постоянная работа с периодикой
+
Умение адаптировать научное знание с целью повышения интереса учащихся и для достижения учебных целей.
+
Глубокое понимание и умение использовать на практике основные ценности, понятия, нормы, достоинства, решения, процессы
+
Готовность и желание познавать, учиться, осваивать новое
+
Психологическая компетентность
Знание психологии как предмета
+
Умение использовать психологические методы, приемы, процедуры, нормы в своей профессиональной деятельности
+
Знание возрастной психологии
+
Знание психологии творчества
+
Знание психологии детского общения
+
Развитие в себе рефлексивной культуры
+
Эмпатия
+
Умение чувствовать, видеть, анализировать и оценивать состояние другого человека
+
Умение учитывать состояние другого человека
+
Умение стимулировать детскую активность
+
Педагогическая компетентность
Способность и желание работать с детьми
+
Умение увлечь детей
+
Способность привносить воспитывающее начало в свою деятельность
+
Наличие системы внеклассной работы
+
Умение организовывать коллективную деятельность детей
+
Умение организовывать индивидуальную деятельность, управлять индивидуальным образовательным маршрутом учащегося
+
Сохранность контингента учащихся
+
Умение создавать комфортную обстановку
+
Заинтересованность в результате своей работы
+
Уровень достижения поставленных целей
+
Методическая компетентность
Серьезная глубокая работа над методическим оснащением учебно-воспитательного процесса
+
Поиск разнообразных форм организации познавательной деятельности учащихся
+
Владение техникой самоанализа занятий, собственной педагогической деятельности
+
Владение искусством развивающего контроля сформированности ЗУН и ключевых компетентностей учащихся с учетом принятых в лицее норм оценки
+
Знание и использование в своей работе современных образовательных технологий (в том числе ИКТ)
+
Использование современных методов и форм работы, типов, видов, форм уроков в зависимости от целей
+
Использование дифференцированного подхода
+
Уровень программно-методического обеспечения образовательного процесса
+
Умение работать в микрогрупповом и индивидуальном режиме
+
Рациональное использование в своей работе ТСО и средств наглядности
+
Готовность к инновациям
Авторские и/или рабочие (модифицированные) учебные программы
+
Авторские программы факультативных и элективных курсов
+
Авторские программы дополнительного образования (кружки, клубы, центры)
+
Участие в педагогических конкурсах (проектов, «Учитель года», «Классный руководитель» и т.п.)
+
Создание и использование собственной образовательной технологии
+
Участие в деятельности ЭБП школы «Педагогическая поддержка в образовательном процессе школы»
+
Наличие авторской методической системы
+
Создание банка КИМ в соответствии с нормами внутренней СОКО
+
Подготовка детей к участию в олимпиадном и научно-исследовательском движении
+
Обобщение опыта инновационной работы (СМИ, НПК педагогов, семинары)
+
Общекультурна я и эмоционально-нравственная компетентность
Заинтересованность результатами коллективной работы
+
Способность к работе в группе
+
Готовность к творческой и исследовательской (экспериментальной) работе
+
Трудовая дисциплина
+
Активная жизненная позиция (инициативность, небезразличие, заинтересованное отношение к происходящему)
+
Педагогическая этика (способность избегать конфликтов, доброта, внимание)
+
Стремление к расширению кругозора
+
Реализация идей здоровьесберегающей педагогики
+
Взаимодействие и сотрудничество с родителями
+
Умение регулировать и эффективно строить процесс общения с различными участниками ОП
+
Таблица №9 Количественная и качественная оценка педдеятельности
Критерии
Выраженность в % по формуле №1
Уровень профессиональной деятельности
Статус учителя
Стимулирование
Предметная компетентность
Психологическая компетентность
Педагогическая компетентность
Методическая компетентность
Готовность к инновациям
Общекультурная и эмоционально-нравственная компетентность
ИТОГО КПД по формуле №2:
На основании указанных в таблицах критериев и показателей каждый педагог и администрация школы независимо друг от друга заполняют карты мониторинга отдельно по каждому критерию и итоговую карту. В первых из них вносится оценка качества педагогической деятельности по отдельному критерию, в баллах и процентах, рассчитываемых по формуле №1, определяется уровень и статус педагога. В итоговую карту мониторинга вносятся общие данные в баллах и процентах,рассчитанных по формуле №2, и определяется общий уровень и статус педагога.