- Преподавателю
- Директору, завучу
- Программа Серебряное кольцо Сибири, основанная на принципах патриотического движения на основе ЦОР
Программа Серебряное кольцо Сибири, основанная на принципах патриотического движения на основе ЦОР
Раздел | Завучу |
Класс | 10 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Семёнова Н.Е. |
Дата | 12.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Программа
«Серебряное кольцо Сибири»,
основанная на принципах детского патриотического интернет- тур- движения.
Автор идеи и разработчик:
Семёнова Надежда Евгеньевна-
кандидат педагогических наук
Цель и задачи
-
Социализация личности подростка через включение в различные виды деятельности - игру, общение, творчество, различные виды спорта, военное искусство, туризм и Интернет.
-
Формирование, развитие, самореализация личности подростка.
-
Приобщение подростка к здоровому образу жизни.
-
Основы безопасности жизнедеятельности подростка.
-
Гражданское и патриотическое воспитание.
-
Реализация детских творческих проектов через школьные и городские интернет - тур - центры.
Актуальность программы:
-
Решение цели и задач по занятости подростков, их развитию в области проектной, исследовательской, интернет-деятельности и воспитанию, адаптации и самореализации в современном мире.
Проблема
-
Результаты социально - педагогического исследования:
75.5% родителей считают, что досуг подростков недостаточно организован;
98% подростков и старших школьников хотели бы заниматься интернет - технологиями.
Проблема: социокультурная занятость подростка как формирующейся личности.
Пути достижения цели
-
Реализация образовательных программ (основы туристической техники, азбука Интернета, история, культура, экология ХМАО…).
-
Исследовательская деятельность (краеведение, география, история).
-
Досуговая деятельность (реализация детских проектов: игры, конкурсы, фестивали, гостивины).
-
Туристическая деятельность (создание интернет - тур - маршрутов, экскурсии и походы по историческим и памятным местам ХМАО)
Сроки реализации программы
Освоение программы подростками - 3 года, развитие, углубление - долгосрочное.
Каждый подросток проходит следующие ступени роста:
•Новичок (пробуют себя в различных направлениях деятельности, выполняет функции в выбранном виде деятельности в сотрудничестве со взрослыми).
•Помощник (накоплены ЗУНы; помогает новичкам , организует и проводит различные дела, участвует в разработке и защите творческих программ и проектов).
•Активным участникам деятельности из числа детей присваивается звание Инструктора, выполняющие функции наравне со взрослыми, присваивается отличительный знак ИНСТРУКТОРА ШСУ
Результаты реализации программы
-
Становление нравственной и гражданской позиции
-
Развитие и реализация творческого потенциала
-
Выработка потребности в здоровом образе жизни
-
Овладение передовыми Интернет технологиями
-
Приобретение экологической и культурологической грамотности
Организационные и содержательные основы деятельности
Подростки от 9 до 17 лет на добровольных началах объединяются в школьные Интернет - тур - клубы, которые под различными названиями и видами могут продолжать деятельность самостоятельно, организовываться в городах и поселках ХМАО.
Базовым средством педагогической деятельности является методика коллективно- творческого воспитания. Ребята вместе со взрослыми планируют, организуют и анализируют свою деятельность. Могут создавать свои органы управления; разрабатывать интернет - тур-маршруты; устанавливать взаимодействие с другими детскими и молодёжными объединениями; придумывать и обмениваться игровыми, творческими проектами; путешествовать и исследовать «Серебряное кольцо Сибири», вбирающее в себя «кольцо» городов и посёлков ХМАО, расположенных в Березовском, Белоярском, Октябрьском, Советском, Кондинском, Ханты - Мансийском, Сургутском, Нефтеюганском и Нижневартовском районах.
Обеспечение программы
-
Кадровое: психологи, учителя, педагоги дополнительного образования, тур. организаторы, начальник Интернет - турклуба.
-
Материально - техническое: помещение для клубов (классы - группы - школы), компьютерная техника, транспорт (желательно)
-
Финансовое обеспечение: бюджетные, спонсорские средства, призовые фонды конкурсов вариативных программ и проектов.
Воспитательная система школы может быть построена согласно программе «Серебряное кольцо Сибири», которая может развиваться в одной школе - городе -районе -области в целях объединения творческого потенциала творческих преподавателей, развитие исследовательских способностей учительского состава в целях самопознания - саморазвития - самореализации педагогов через привлечение к собственным идеям и проектам творческих групп учащихся по интересам, наклонностям, интеллектуальным способностям.
Основной темой воспитательной системы является исследование истории, этнографии, языка, природы и её ресурсов на территории ХМАО, включающей в себя огромное количество заповедных зон, исторических памятников, мастерских прикладного творчества, музеев под открытым небом, архитектурных памятников, важных географических зон, рыбных, лесных угодий, объектов и объединений патриотического воспитания.
Система располагает к созданию и развитию интереснейших научных и учебно-воспитательных программ и проектов учителями и учащимися, т.к. содержит в себе походы и поездки, экскурсии фактические и заочные с выходом в общегородскую, окружную и мировую интернет - системы, начиная с создания общешкольной.
Вся деятельность учителей и учащихся в данной системе направлена на самопознание, саморазвитие и самореализацию на основе патриотических качеств, заложенных в каждой личности, но находящихся в состоянии анабиоза по причине разъединённости действий людей, не сосредоточенных на достижении целей в силу отсутствия единой.
В основе воспитательной системы - работа под эгидой учителей по программам, н.п.:
"Леса Сибири" - работа исследовательская, воспитательная, научная под руководством преподавателей географии: доклады, исследования, выходы, анализ природоресурсов, разработка проектов по восстановлению природного комплекса, новые проекты по добыче полезных ископаемых, экономические игры, предложения по решению проблем занятости населения и прочих, заочные и фактические поездки в заповедники, экономические игры, работа с лесничеством.
"Живая вода" - работа под началом преподавателя химии, выходы, выезды для забора анализов воды, продуктов питья, питания, исследование почв, воздуха и прочие опыты по органической и неорганической химии, доклады, личные разработки экологических и прочих проектов, предложения по оздоровлению природы и человека, исследование песков, нефти и проч., экскурсии на нефтезаводы и нефтепромыслы, заочные и очные экскурсии на рыбные озёра, заводы, водохранилища.
"Живая история" - работа под руководством историка в сотрудничестве с литератором - языковедом; рефераты и исследование работа по языку, лит-ра, поездки по району, встречи с поэтами, писателями, заочные экскурсии в Берёзово (очные) - место после ссылки А.Меньшикова, история освоения Сибири, включая нефте-газа и прочие разработки, поисковые и исследовательские экспедиции и отряды (ВОВ, Афган, Чечня), реализация детских проектов по приобретению, поиску музейных материалов, состязание с выходом на интернет - соревнования.
"Школа робинзонов" - эколого - спортивно - патриотический проект для учащихся начальной школы с вкраплениями всех будущих подпрограмм (с5 по 11 класс).
"Этнография народов Севера" - программа, предполагающая работу с национальными наследиями, поездки в Варьеган, Мегион,.. фото - выставки, доклады, встречи с национ. Поэтами, писателями, художниками, ансамблями, выезд в летние школы - работа с районной администрацией.
"Прикладное творчество" - исследование прикладного творчества коренных народов Севера и всех народов, населяющих округ, город, подготовка эскизов, рисунков, панно, костюмов как копировального так и современного осознания магии и рисунка оберегов и прочих важных национальных фактов, примет и прочее.
"Школа мужества" - работа преподавателей спортивных или кадетских классов, спортивно-оздоровительная, «охранная» деятельность, военно - патриотическая работа.
"Зелёные и голубые патрули" - работа под руководством преподавателя биологии, оздоровительная деятельность, проведение зарядок, выпуск санбюллетеней, экологические и прочие агитационные работы, проверка качества освещения, контроль за соблюдением санитарно - гигиенического режима.
"Школа лидеров" - работа с детьми, по приобретению навыков психотренинга, искусство работы с аудиторией, ораторское искусство, туризм, интернет, агитационно - организационная деятельность, фестивали, КВНы, конкурсы, игры, гостивины, и т.д., создание маршрутов деятельности для уч-ся и педагогов, главный интернет - центр всех детских программ и проектов.
"Школа точных наук и природных явлений" - работа с детьми под началом математика и физика, расчёт природных явлений, архитектурных проектов, будущего города и проч., статистическая система, геометрия современной городской архитектуры и культурное наследие народов Севера.
Программа не предполагает авторитарного управления, рассчитана на развитие интересов и собственных идей каждой личности.