- Преподавателю
- Директору, завучу
- Программа спортивно-оздоровительного летнего лагеря
Программа спортивно-оздоровительного летнего лагеря
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Будаев Б.Б. |
Дата | 19.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Агинская средняя общеобразовательная школа № 1»
ПРОГРАММА
военно-патриотического
спортивно-оздоровительного
летнего лагеря
Агинское, 2013
Программа военно-патриотического
спортивно-оздоровительного летнего лагеря
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Военно-патриотический спортивно-оздоровительный летний лагерь, в сущности, во многом продолжает практику школы - те же задачи воспитания, формы работы по военно-патриотическому направлению, праздники, конкурсы, игры. А игра, особенно военная сюжетно-ролевая, является формой работы, наполненной новым содержанием. Игры на свежем воздухе, соревнования, физические упражнения, полноценное питание, часы здоровья помогут ребятам окрепнуть, восстановить силы к новому учебному году. Деятельность лагеря помогает ребёнку жить в пространстве современного мира. Идея лагеря предполагает кардинально иные, по сравнению с традиционными, подходы к отбору содержания, структурированию и организационным формам времяпрепровождения, позволяя реализовать поставленные цели. Важнейшее отличие состоит в сдвиге акцентов с воспитания на развитие.
Гуманистические идеи проекта связаны со стремлением приобщить детей к высшим духовно-нравственным ценностям и культуре, развить творческие способности детей, постоянно подпитывать их познавательные интересы, и самое главное - способствовать полноценному личностному развитию в рамках военно-патриотического воспитания.
Реальное воплощение в жизнь этих целей возможно только на пути создания адекватных им условий отдыха в лагере. Незаменимым помощником в создании развивающей, комфортной для ребёнка среды может стать игра, включение её элементов во все сферы жизни лагеря.
Мы даем возможность ребятам попробовать себя в различных социальных ролях, накопить опыт общения.
Цели:
-
Совершенствование системы военно-патриотического воспитания, закрепление практических и теоретических навыков учащихся и воспитанников, полученных на занятиях по ОВС, кружках и секциях по военно-патриотическиому направлению.
-
создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала ребёнка, его самопознания и самореализации, условий, сочетающих развитие ребёнка, укрепление его здоровья и организацию досуга во время летних каникул.
-
Оздоровление подростков и воспитанников через активную физкультурно-оздоровительную деятельность в военно-спортивном лагере.
Задачи:
-
Духовно-физическое оздоровление и психологическая разгрузка участников смены;
-
Приобщение к традициям национальной культуры и общечеловеческим ценностям, привитие навыков здорового образа жизни;
-
Создание теплой комфортной эмоциональной атмосферы, способствующей созданию детьми ценности и целостности собственной личности, осознанию своей роли в коллективе, формирование навыков общения и эмпатии;
-
Творческий рост каждого ребенка через удовлетворение личностных потребностей в сфере художественного творчества, познание различных сфер эстетической деятельности, расширения креативного пространства смены, включение участников в различные виды деятельности;
-
Возрождение лучших традиций нравственного и патриотического воспитания.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Вся деятельность программы лагеря делится на 4 основных блока, тесно взаимосвязанные между собой:
-
Образовательный блок или деятельность лагеря представляют собой учебные занятия с учащимися и воспитанниками лагеря по программе «Основы военной службы» с проведением практических и контрольных занятий по вышеуказанной программе.
Цель занятий: закрепление знаний и навыков, полученных учащимися школ, воспитанниками в ходе учебного года по «основам военной службы». Встречи с работниками правоохранительных органов, прокуратуры, суда, работниками Комиссии по делам несовершеннолетних, врачами- специалистами, ветеранами ВОВ, участниками локальных войн.
-
Физкультурно- оздоровительная деятельность лагеря состоит из ежедневного проведения в лагере соревнований и физкультурно-оздоровительных мероприятий с учащимися и воспитанниками лагеря и сдачи ими контрольных нормативов по физподготовке. Проведение внутрилагерной спартакиады по различным видам спорта, а также военно-прикладным видам спорта.
-
Культурно - досуговая деятельность лагеря: для учащихся и воспитанников во время проведения лагеря проводятся различные мероприятия военно-патриотического и духовно-нравственного воспитания, а также просмотр кино и видеофильмов вышеуказанной тематики.
-
Хозяйственно- трудовая деятельность строится на принципах содержания территории лагеря, спортивных сооружений, бытовых помещений в образцовом порядке.
Участники программы: Учащиеся МОУ «АСОШ №1» с 12 до 16 лет.
Сроки действия программы: Программа военно-патриотического спортивно-оздоровительного лагеря реализуется с 1 по 21 июня 2013года.
Основные направления программы:
- оздоровление детей;
- военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения;
- формирование духовно-нравственной и эстетической культуры;
- развитие творческих способностей детей;
- трудовое воспитание.
Основные направления деятельности лагеря:
- военно-патриотическое;
- спортивно-оздоровительное;
- психолого-педагогическое;
- художественно-эстетическое;
- экологическое;
- трудовое;
- развитие детского самоуправления.
Ожидаемые результаты:
- Укрепление физического и психологического здоровья детей, приобретение детьми навыков здорового образа жизни.
- Увеличение количества подростков, желающих заниматься военно-прикладными видами спорта, воспитание патриотов своего Отечества.
- Расширение кругозора детей в области истории родного края, его традиций и обычаев.
- Развитие самостоятельности, умения и стремления работать в коллективе.
Программа построена на следующих принципах:
1. Приоритет самореализации детей и подростков в жизнедеятельности временного разновозрастного коллектива.
2. Включённость в реальные социально значимые отношения.
3. Открытость для межличностного общения.
4. Возможность познать себя, осознать свои способности и задатки.
5. Ориентация детей на развитие творческих способностей и воображения.
Реализация программы проходит под девизами:
- Всё начинается с интересного!
- Все дела творчески - иначе зачем?
- Ни шагу назад, ни шагу на месте, а только вперёд, и только вместе!
- Самое главное - САМИ!
ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ.
-
Информационный блок - стенд:
-
Режим дня.
-
График работы кружков, секций, студий.
-
Маршрут путешествия (план смены).
-
Совет самоуправления.
-
Путевые заметки (отчёт отрядов о проведённой работе).
-
Стенды: «Дорога глазами детей», «Правила пожарной безопасности».
-
Оформление отрядов.
-
Название отрядов.
-
Девиз, эмблема, песня, другие символы.
-
Органы самоуправления (актив отряда).
-
Прочая информация, необходимая для деятельности.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ САМОУПРАВЛЕНИЯ.
СОВЕТ МУДРЫХ - высший законодательный орган смены. Принимает решения, касающиеся жизнедеятельности всех участников смены, утверждает документы, программы, планы и т.д.
СОВЕТ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ - высший исполнительный орган самоуправления, состоящий из представителей детского и педагогического коллектива. Координирует деятельность и осуществляет взаимодействие между другими центрами и органами самоуправления. Руководит работой оргкомитетов по подготовке дел, владеет информацией смены, решает текущие вопросы. Собирается один раз в неделю.
СОВЕТ ЧИСТОТЫ - осуществляет контроль за чистотой на территории лагеря. Контролирует работу отрядных санитарных дружин.
СОВЕТ ЗДОРОВЬЯ - осуществляет деятельность под руководством физрука; осуществляет контроль за организацией и проведением зарядки, спортивных соревнований, следит за состоянием спортивного инвентаря.
СОВЕТ ТВОРЧЕСТВА - разрабатывает, организует и проводит творческие дела, конкурсы. Разрабатывает задания для отрядов по подготовке и проведению КТД, подводит итоги и анализирует прошедшие дела.
СОВЕТ ТРУДА И ПОРЯДКА - организует и проводит трудовые дела, распределяет трудовые обязанности между отрядами; контролирует проведение общелагерных трудовых мероприятий; осуществляет контроль за исполнением законов лагеря.
МОДЕЛЬ САМОУПРАВЛЕНИЯ ВЗВОДА.
ВЗВОДНЫЙ - командир взвода выбирается решением взвода, который осуществляет взаимодействие между взводом и СОВЕТОМ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ; отвечает за организацию и проведение конкретных дел взвода.
СЕРЖАНТЫ - собирается два раза в день: утром планирует программу дня, информирует, распределяет поручения; подводит итоги дня.
СОЛДАТЫ (курсанты) - участвует во всех делах взвода, может выбирать и быть выбранным в органы самоуправления и самоуправления смены, имеет право высказывать и отстаивать свое личное мнение, выполнять временные поручения и т.д.
Девиз лагеря:
«Главное - вместе,
главное - дружно,
главное - с сердцем,
горящим в груди,
к новым вершинам
мы будем идти!»
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Деятельность лагеря осуществляется по следующим направлениям:
-
Военно-патриотическое.
-
Спортивно-оздоровительное.
-
ОБЖ, ОВС.
-
Историко-краеведческое.
-
Литературно-творческое.
-
Экологическое.
ПОДПРОГРАММА «СПОРТ НАМ ПОМОЖЕТ, ЗДОРОВЬЕ УМНОЖИТ»
Программа по формированию у детей навыков здорового образа жизни.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков здорового образа жизни.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
-
Обучить детей навыкам здорового образа жизни
-
Поддерживать у обучающихся интерес к безопасности и здоровью детей
-
Отслеживать результативность работы с помощью проведения игр, викторин и практических занятий.
ПОДПРОГАММА «МЫ БУДЕМ ЖИТЬ НА ЯРКОЙ ПЛАНЕТЕ»
Программа по формированию у детей экологической культуры и навыков бережного отношения к окружающему миру.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: создание условий для формирования у школьников экологической культуры и уважительного отношения к миру природы.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
-
Повышение интереса детей к изучению окружающего мира, природы Забайкальского края.
-
Развитие творческих способностей детей, а именно, воображения, изобретательности.
-
Воспитание здорового образа жизни, осознание детьми личной значимости в жизни планеты.
ПОДПРОГРАММА «ДОРОГА СОЛНЦА, СВЕТА И ДОБРА!»
Программа по формированию духовно-нравственной и эстетической культуры у детей.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: создание условий для воспитания школьников как носителей культуры.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
-
Приобщение детей к культурным ценностям.
-
Создание условий для развития творческих способностей детей.
ПОДПРОГРАММА «МИР, В КОТОРОМ Я ЖИВУ»
Программа по формированию у детей чувства патриотизма и гражданского самосознания.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: воспитание патриотизма, осознание детьми своего гражданского долга.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
-
Формирование первоначальных исторических знаний о своей малой родине.
-
Развитие индивидуальных способностей детей и чувства ответственности за дело всего коллектива (отряда).
-
Воспитание внимательного, чуткого отношения к людям старшего поколения, желание прийти на помощь, развитие эмпатии.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Благодаря соблюдению санитарно-гигиенических условий, режима воспитательных и оздоровительных мероприятий, дети могут снять физическое и психологическое напряжение организма, укрепить своё здоровье и овладеть умениями и навыками заботы о своём здоровье.
Целенаправленная эколого-краеведческая и военно-патриотическая работа расширит знания детей о мире.
Участие в конкурсах, праздниках, соревнованиях, выставках способствуют развитию индивидуальных и творческих способностей детей. У ребят появятся навыки работы в группе, они смогут самостоятельно решать проблемные ситуации, увидят свою роль в коллективе.
Таким образом, ожидаемые результаты работы лагеря следующие:
-
Организационные:
-
успешная реализация сюжетно-игровой модели смены (умение детей самостоятельно организовать и провести различные игры),
-
подведение итогов реализации программы (умение воспитанников самостоятельно провести линейку, посвящённую праздничному закрытию лагеря)
-
Методические:
-
творческий рост коллективов - участников смены (участие детей, отдыхающих в лагере, в органах детского совета самоуправления в течение следующего учебного года)
-
Воспитательные:
-
личностное и духовное развитие участников смены ( соблюдение правил этикета каждым ребёнком),
-
физическое оздоровление (соблюдение санитарно-гигиенических правил является естественной необходимостью для каждого ребёнка, уменьшение уровня заболеваемости воспитанников),
-
получение умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой деятельности, самоуправления, социальной активности и творчества ( представление работ на выставки детского творчества, мониторинг участия каждого ребёнка в индивидуальной и творческой деятельности)
-
знакомство участников смены с культурно-историческими ценностями.
В рамках реализации проекта выделяют следующие этапы работы лагерной смены:
-
Организационный этап:
-
Распределение детей по отрядам.
-
Осмотр детей медработником.
-
Адаптационный этап:
-
Открытие смены
-
Знакомство детей с правилами жизни в лагере.
-
Выборы в Советы самоуправления и самоуправления.
-
Разработка и изготовление отрядной символики.
-
Изучение индивидуальных особенностей детей, их интересов и склонностей.
-
Адаптация детей к режиму работы лагеря.
-
Основной этап:
-
Составление отрядных планов.
-
Работа творческих мастерских.
-
Подготовка и проведение мероприятий по плану.
-
Ведение заметок и оформление коллективных дел.
-
Заключительный этап:
-
Подведение итогов работы.
-
Награждение детей.
-
Закрытие смены.
ПЛАН - СЕТКА РАБОТЫ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО
СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ
Дата
Мероприятия
Ответственный
Примечание
01.06
-
Организационные вопросы, ТБ.
2. Подготовка к открытию лагеря (девиз, речёвка, песня, эмблема взвода).
02.06
-
Открытие лагеря
-
Представление взводов, девизов, речёвок, песен и защита эмблем.
-
Оформление отрядных стендов.
03. 06
-
Час самопознания «Что такое моё «Я»? Знаю ли я себя?»
-
Эстафета «Веселые старты»
04.06
-
Беседа «Герои и подвиги».
-
Первенство лагеря по футболу
05.06
-
Беседа «Герб, флаг и гимн России».
-
Легкоатлетическая эстафета.
06.06
-
Выдающиеся люди Аги - беседа
-
Зарница.
07.06
-
Музыкальный ринг «Песни о войне».
-
Первенство лагеря по баскетболу
08.06
-
Беседа «Ветеран живёт рядом».
-
Тренинг «Курить или жить?»
09.06
-
Конкурс одной песни (инсценировка).
-
Экскурсия в краеведческий музей имени Г. Цыбикова
10.06
-
Просмотр фильмов о героических подвигах солдат нашей Родины.
-
Легкоатлетическая эстафета
11.06
-
КВН «На поле брани…»
-
Спартакиада.
12.06
-
Тренинг «Учись говорить нет».
-
Конкурсная программа «Как стать успешным».
-
Комплексно-силовые упражнения
1.Экологическая игра «Мы в ответе за нашу планету».
2.Музыкальный ринг «Песни о войне».
14.06
-
Игра «Счастливый случай».
-
Праздник Нептуна «33 богатыря».
15.06
-
Эстафеты.
-
Космический футбол.
16.06
1.Дискуссия «Право быть ребёнком и гражданином».
2.Экскурсия в Музей природы
17.06
1. Конкурс стенгазет «Наш отряд»
2.Спортивное ориентирование
18.06
-
Конкурс строевой песни
-
Военизированная эстафета
19.06
1.Дискуссия «Право быть ребёнком и гражданином».
2.Первенство лагеря по легкой атлетике
20.06
1.Конкурсная программа «Как стать успешным».
2. Первенство лагеря по волейболу
21.06
-
Закрытие лагерной смены.
-
Дискотека.