- Преподавателю
- Директору, завучу
- Урок «Повышение уровня эффективности образовательного процесса и ИКТ компетентности педагогов через совершенствование базы «1С: ХроноГраф» и введение электронного журнала и электронного дневника»
Урок «Повышение уровня эффективности образовательного процесса и ИКТ компетентности педагогов через совершенствование базы «1С: ХроноГраф» и введение электронного журнала и электронного дневника»
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Смыкова С.А. |
Дата | 24.12.2013 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Повышение уровня эффективности образовательного процесса и ИКТ компетентности педагогов через совершенствование базы «1С:ХроноГраф» и введение электронного журнала и электронного дневника
Смыкова С.А.
заместитель директора по УВР МБОУ г.Иркутска СОШ №39
Начать свое выступление мне бы хотелось со слов Дмитрия Медведева «Современные дети не такие, как были мы. Всякое поколение отличается от предыдущего. Они отлично ориентируются в мире коммуникаций, привыкли к новым способам поиска информации, любят пользоваться самыми разными технологическими новинками. …
Использование в обучении самых современных информационных программ и высокотехнологичных продуктов надо сделать нормой… и учителя обязательно должны всему этому учиться. Недопустимо, когда в школе ученики понимают современные коммуникации лучше, чем учителя, - учителя должны в этом разбираться».[1]
[1] Обращение Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному Собранию. 30.11.2010. Москва. Кремль.
В последние годы разработано много новых нормативных документов, согласно которым, осуществляется деятельность образовательных учреждений. В том числе такие документы как:
-
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года
Утверждена распоряжением Правительства РФ
17 ноября 2008 г. №1662-р
-
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
Утверждена приказом Президента РФ Д.А. Медведевым
04 февраля 2010 г. №271-пр
-
Федеральная целевая программа развития образования
на 2011-2015 гг.
Утверждена постановлением Правительства РФ
07 февраля 2011 г. №61
-
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ
06 октября 2009 г. №373
Введение ФГОС нового поколения диктует новые требования, как к условиям организации учебного процесса, так и к уровню квалификации педагогических работников.
ФГОС: Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования
В целях обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования в образовательном учреждении для участников образовательного процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможность: эффективного управления образовательным учреждением с использованием информационно-коммуникационных технологий.
ФГОС: Требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования включают:
Уровень квалификации работников образовательного учреждения, реализующего основную образовательную программу начального общего образования, для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности, а для педагогических работников государственного или муниципального образовательного учреждения - также квалификационной категории.
Так "Квалификационные характеристики должностей работников образования", утвержденные Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"", Зарегистрирован в Минюсте РФ 6 октября 2010 г. Регистрационный N 18638 включают в себя достаточно широкий перечень должностных обязанностей учителя, связанных с применением ИКТ в образовательном процессе.
Должностные обязанности по должности Учитель. Осуществляет обучение и воспитание обучающихся, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Обоснованно выбирает программы и учебно-методическое обеспечение, включая цифровые образовательные ресурсы. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения. Оценивает эффективность и результаты обучения обучающихся, используя компьютерные технологии в своей деятельности. Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся).
И, наконец, В соответствии с Законом РФ от 27.07.2010 № 210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде», Распоряжениями Правительства РФ от 17.12.2009 № 1993-р и от 07.09.2010 №1506-р, к 1 января 2014г. должен быть завершен перевод в электронный вид государственных и муниципальных услуг в сфере начального, основного и среднего общего образования (предоставление информации о текущей успеваемости учащегося, ведение электронного дневника и электронного журнала успеваемости).
Насколько эффективным является использование электронного документооборота?
Чтобы ответить на данный вопрос, необходимо проанализировать виды деятельности, перечислить основные цели использования электронного документооборота, выявить их достоинства и преимущества.
Зачастую, начиная разговор на данную тему, можно услышать от учителей такие реплики: «Опять про Базу Данных?! Что не о чем больше поговорить?». Совершенно правы коллеги-педагоги, тем для обсуждения у нас много. Однако необходимость освещения данной темы связана с тем, что большая часть учителей до сих пор в полной мере не осознают, зачем нужно заполнять электронный журнал и Базу Данных. Есть ряд педагогов, которые в заполнении электронного журнала видят только одну цель - информирование родителей.
В своем сообщении я попытаюсь показать, какие цели ведения электронного журнала существуют, и какие преимущества нам дает электронный документооборот.
Итак, для чего нужна единая База Данных и электронный журнал? Какова степень эффективности использования программного комплекса: виды деятельности.
Самым трудоемким видом деятельности является сбор информации.
-
сбор информации - заполнение базы необходимыми сведениями и их оперативное изменение в режиме реального времени;
Однако, эта работа не пройдет даром, если выполнить её качественно и в полном объеме.
На базе этой деятельности, на её результатах можно выполнить следующие виды деятельности:
-
информирование - предоставление различного рода данных об образовательном процессе в режиме реального времени;
-
одностороннее взаимодействие - направление участникам образовательного процесса и управляющим организациям различной информации;
-
двустороннее взаимодействие - обработка, анализ процессов и результатов, получаемых из имеющейся информации в режиме реального времени;
Остановимся на этом подробнее. Информирование - это, конечно же, в первую очередь, предоставление информации об успеваемости учащихся их родителям, посредством электронного дневника. Каким образом это происходит? Всем родителям были выданы идентификаторы и пароли для доступа к электронному дневнику на сайте ooo3t.ru/
Родители получают возможность контролировать успеваемость и посещаемость детей в электронном дневнике.
А так же оценить не только текущую и итоговую успеваемость своего ребенка, но и успеваемость по различным предметам в сравнении с другими учащимися того же класса.
Преподаватели получают возможность:
-
Вести электронный аналог классного журнала, с возможностями занесения дат и тем проводимых уроков, домашних заданий, фиксировать отсутствие учащихся на уроке.
-
Выставлять текущие и итоговые оценки учащимся в принятой для общеобразовательного учреждения шкале, с возможностью указания основания постановки оценки.
-
Вести Записную книжку (блокнот) преподавателя, содержащую временно выставленные оценки, комментарии.
-
Анализировать текущую успеваемость, посещаемость учащихся и принимать обоснованные решения.
-
Организовать учет выполнения тематического и поурочного планирования.
Администрация школы получает возможность:
-
Оперативно анализировать текущие и итоговые результаты учебной деятельности учащихся, преподавателей и принимать соответствующие решения
-
Обеспечить конфиденциальность представления данных родителям конкретных учеников относительно данных остальных учащихся класса, а также защиту обрабатываемых персональных данных учащихся в соответствии с требованиями федерального законодательства
Следующий вид деятельности - одностороннее взаимодействие - направление участникам образовательного процесса и управляющим организациям различной информации. Ни для кого не секрет, что в течение учебного года нас постоянно просят предоставить ту или иную информацию различным управляющим организациям и в большей части работа по сбору и представлению этой информации ложится на плечи классных руководителей. Своевременное и полное заполнение базы «1С:ХроноГраф» полностью снимает с классных руководителей такую работу и предоставляет возможность администрации школы получить необходимую информацию оперативно и с минимальными затратами сил и времени. Рассмотрим несколько примеров.
Основными пользователями информационной среды образовательного учреждения «1С:ХроноГраф» являются:
-
директор;
-
зам. директора по ИКТ;
-
зам. директора по учебно-воспитательной работе;
-
зам. директора по ОБЖ и ДП;
-
педагог-организатор;
-
социальный педагог;
-
психолог;
-
секретарь;
-
библиотекарь;
-
классный руководитель;
-
учитель-предметник;
-
ученик;
-
родитель.
Пример 1. Ежегодно заместитель директора по ОБЖ и ДП собирает и подает в военкомат сведения об учащихся мужского пола, подлежащих постановке на первичный воинский учет. Сформировав необходимый отчет в базе «1С:ХроноГраф» заместитель директора по ОБЖ оперативно получает всю информацию, не привлекая к сбору данных классных руководителей.
Пример 2. Социальный педагог школы, не привлекая классных руководителей, может получить необходимую информацию, используя данные базы «1С:ХроноГраф».
Пример 3. Широкие возможности для формирования отчетности база «1С:ХроноГраф» дает заместителям директора по ВР и УВР
Еще одним видом деятельности является двустороннее взаимодействие - обработка, анализ процессов и результатов, получаемых из имеющейся информации в режиме реального времени. База «1С:ХроноГраф» представляет широкие возможности формирования различных аналитических отчетов.
-
Общешкольные отчеты
-
Отчеты по Тарификации
-
Отчеты по журналам
-
по учащимся,
-
по учителям,
-
по предметам,
-
по ученикам
-
Отчеты по ЕГЭ
По принадлежности данных:
-
внутренние и внешние
По способам формирования:
-
готовые
-
сводные отчеты
-
произвольные отчеты
Отчеты по учащимся
-
«Личная карта обучающегося»
-
«Алфавитная книга»
-
«Успеваемость ученика по все предметам за период…»
-
Справки по учащимся на основе личных дел:
-
«Списки обучающихся в классах»
-
«Состав учащихся по полу»
-
«Выборка учащихся по году рождения»
-
«Выпускники средней ступени обучения»
-
«Выпускники старшей ступени обучения»
-
Отчеты по сотрудникам
-
«Форма Т-2»
-
Сводные отчеты:
-
«Кадровое обеспечение учебного процесса»
-
«Состав педагогических кадров (без руководителей)
-
«Состав руководящих кадров»
-
«Анализ динамики кадров»
-
«Молодые специалисты»
-
Таким образом, подводя итог выше сказанному, переход на электронный документооборот позволит решить следующие проблемы:
-
Снятие дублирования электронного и бумажного варианта информационного содержания образовательного процесса
-
Введение возможности прямого информирования ученика и родителя
-
Решение вопроса рассылки успеваемости
-
Введение аналитических отчетов для УЧЕНИКА И РОДИТЕЛЯ
-
Внесение изменений в формирование отчета по успеваемости (итоговые колонки)
По решению педагогического совета, по окончании учебного года в школе будет создана рабочая группа для сверки бумажного и электронного журналов. При условии полной идентичности педагогический совет вправе принять решение об отказе от ведения бумажного журнала в следующем учебном году и переходе на электронный журнал. С переходом на электронный журнал с классного руководителя снимется огромный пласт работы по заполнению журнала.
Использованные материалы
-
Презентация 3Т:ХроноГраф Журнал Сайт компании в сети Интернет ooo3t.ru