Положение о внутришкольном контроле

Настоящее Положение разработано в соответствии с ч.3. п.13ст.28.Федерального закона от 29.12.2012 №273 «Об образовании в Российской Федерации, Уставом МБОУ   Прокуроновская ООШ  Внутришкольный контроль — главный источник информации для диагностики состояния образовательного процесса, основных результатов деятельности образовательного учреждения. Под внутришкольным контролем понимается проведение членами администрации школы наблюдений, обследований, осуществляемых в порядке руководства, и контрол...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ Прокуроновская основная общеобразовательная школа


УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы ______

Задорожная М.Н.

Приказ № ____ от _________20 г

ПОЛОЖЕНИЕ

о внутришкольном контроле


I. Общие положения

1.1.Настоящее Положение разработано в соответствии с ч.3. п.13ст.28.Федерального закона от 29.12.2012 №273 «Об образовании в Российской Федерации, Уставом МБОУ

Прокуроновская ООШ

1.2. Внутришкольный контроль - главный источник информации для диагностики состояния образовательного процесса, основных результатов деятельности образовательного учреждения. Под внутришкольным контролем понимается проведение членами администрации школы наблюдений, обследований, осуществляемых в порядке руководства, и контроля в пределах своей компетенции за соблюдением работниками школы законодательных и иных нормативно-правовых актов РФ, субъекта РФ, муниципалитета, школы в области образования. Процедуре внутришкольного контроля предшествует инструктирование должностных лиц по вопросам его проведения.

1.3. Положение о внутришкольном контроле утверждается педагогическим советом, имеющим право вносить в него изменения и дополнения.

1.4. Целями внутришкольного контроля являются:

  • совершенствование деятельности образовательного учреждения;

  • повышение мастерства педагогических работников;

  • улучшения качества образования и воспитания в школе.

1.5.Задачи внутришкольного кон­троля:

  • осуществление контроля над исполнением законодательства в области образования;

  • выявление случаев нарушений и неисполнения законодательных и иных нормативно-правовых актов, принятие мер по их пресечению;

  • анализ причин, лежащих в основе нарушений, принятие мер по их предупреждению;

  • анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятель­ности педагогических работников;

  • изучение результатов педагогической деятельности, выявление положительных и отрицательных тенденций в организации образовательного процесса и разработка на этой основе предложений по распространению педагогического опыта и устранению негативных тенденций;

  • анализ результатов реализации приказов и распоряжений по школе;

  • оказание методической помощи педагогическим работникам в процессе контроля.

1.6. Функции внутришкольного контроля:

  • информационно-аналитическая;

  • контрольно-диагностическая;

  • коррективно-регулятивная.

1.7.Директор школы и (или) по его поручению заместитель директора или эксперты вправе осуществлять внутришкольный контроль результатов деятельности работни­ков по вопросам:

  • соблюдения законодательства РФ в области образования;

  • осуществления государственной политики в области образования;

  • использования финансовых и материальных средств, в соответствии с нормативами;

  • использования методического обеспечения в образовательном процессе;

  • реализации утвержденных образовательных программ и учебных планов, соблюдения утвержденных учебных графиков;

  • соблюдения устава, правил внут­реннего трудового распорядка и иных локальных актов школы;

  • соблюдения порядка проведения промежуточной аттестации обучающихся и текущего контро­ля успеваемости;

  • другим вопросам в рамках ком­петенции директора школы.

1.8.При оценке работы учителя в ходе внутришкольного контроля учитывается:

  • выполнение государственных программ в полном объеме (прохождение материала, прове­дение практических работ, конт­рольных работ, экскурсий и др.);

  • уровень знаний, умений, навы­ков и развитие учащихся;

  • степень самостоятельности уча­щихся;

  • владение учащимися общеучеб­ными навыками, интеллектуаль­ными умениями;

  • дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения;

  • совместная деятельность учите­ля и ученика;

  • наличие положительного эмоци­онального микроклимата;

  • умение отбирать содержимое учебного материала (подбор дополнительной литературы, ин­формации, иллюстраций и другого материала, направленного на усво­ение учащимися системы знаний);

  • способность к анализу педаго­гических ситуаций, рефлексии, самостоятельному контролю за результатами педагогической де­ятельности;

  • умение корректировать свою де­ятельность;

  • умение обобщать свой опыт;

  • умение составлять и реализовы­вать план своего развития.

1.9. Методы контроля над дея­тельностью учителя:

  • анкетирование;

  • тестирование;

  • социальный опрос;

  • мониторинг;

  • наблюдение;

  • изучение документации;

  • анализ и самоанализы уроков;

  • беседа о деятельности учащих­ся;

  • результаты учебной деятельно­сти учащихся.

1.10. Методы контроля над ре­зультатами учебной деятельности:

  • наблюдение;

  • устный опрос;

  • письменный опрос;

  • письменная проверка знаний (контрольная работа);

  • комбинированная проверка;

  • беседа, анкетирование, тести­рование;

  • проверка документации.


  1. Внутришкольный контроль может осуществляться в виде:

  • пла­новых или оперативных прове­рок,

  • мониторинга,

  • проведения ад­министративных работ.

- Внутришкольный контроль в виде плановых проверок осуществляет­ся в соответствии с утвержденным планом-графиком, который обеспе­чивает периодичность и исключает нерациональное дублирование в организации проверок. Он доводит­ся до членов педагогического кол­лектива в начале учебного года.

- Внутришкольный контроль в виде оперативных проверок осуще­ствляется в целях установления фактов и проверки сведений о нарушениях, указанных в обраще­ниях обучающихся и их родителей или других граждан, организаций, урегулирования конфликтных ситу­аций в отношениях между участни­ками образовательного процесса.

- Внутришкольный контроль в виде мониторинга предусматривает сбор, системный учет, обработку и анализ информации об организации и результатах образовательного процесса для эффективного реше­ния задач управления качеством образования (результаты образова­тельной деятельности, состояние здоровья обучающихся, организа­ция питания, выполнение режим­ных моментов, исполнительная дисциплина, учебно-методическое обеспечение, диагностика педаго­гического мастерства и т.д.).


- Внутришкольный контроль в виде административной работы осу­ществляется директором школы или его заместителем по учебно-воспитательной работе с целью проверки успешности обучения в рамках текущего контроля успева­емости и промежуточной аттестации обучающихся.

1.12. Виды внутришкольного конгроля:

  • предварительный - предварительное знакомство;

  • текущий - непосредственное наблюдение за учебно -воспитательным процессом;

  • итоговый - изучение результатов работы школы, педагогов за четверть, полугодие, учебный год.

1.13. Формы внутришкольного контроля:

  • персональный;

  • тематический;

  • классно-обобщающий;

  • комплексный.

1.14. Правила внутришкольного контроля:

  • внутришкольный контроль осу­ществляет директор школы или по его поручению заместитель по учебно-воспитательной работе, руководители методических объе­динений, другие специалисты;

  • в качестве экспертов к участию во внутришкольном контроле мо­гут привлекаться сторонние (ком­петентные) организации и отдельные специалисты;

  • директор издает приказ (указа­ние) о сроках и теме предстоящей проверки, устанавливает срок предоставления итоговых матери­алов, план-задание;

  • план-задание определяет воп­росы конкретной проверки и должно обеспечить достаточную ин­формированность и сравнимость результатов внутришкольного кон­троля для подготовки итогового документа по отдельным разде­лам деятельности школы или дол­жностного лица;

  • продолжительность тематичес­ких или комплексных проверок не должна превышать 10 дней с по­сещением не более 5 уроков, за­нятий и других мероприятий;

  • эксперты имеют право запра­шивать необходимую информацию, изучать документацию, отно­сящуюся к предмету внутришкольного контроля;

  • при обнаружении в ходе внутришкольного контроля нарушений, о них сообщается директору школы;

  • внешние экспертные опросы и анкетиро­вание обучающихся проводятся только в необходимых случаях по согласованию с администрацией школы, классными руководителями;

  • при проведении планового кон­троля не требуется дополнитель­ного предупреждения учителя, если в месячном плане указаны сроки контроля. В экстренных слу­чаях директор и его заместители по учебно-воспитательной работе могут посещать уроки учителей школы без предварительного пре­дупреждения;

  • при проведении оперативных проверок педагогический работник предупреждается не менее чем за 1 день до посещения уроков;

  • в экстренных случаях педагоги­ческий работник предупреждается не менее чем за 1 день до посеще­ния уроков (экстренным случаем считается письменная жалоба на
    нарушения прав ребенка, законо­дательства об образовании).

1.15. Основания для внутришкольного контроля:

  • заявление педагогического ра­ботника на аттестацию;

  • плановый контроль;

  • проверка состояния дел для подготовки управленческих решений;

  • обращение физических и юридических лиц по поводу нарушений в области образования.


  1. Результаты внутришкольного контроля оформляются в виде

  • аналитической справки,

  • справки о результатах внутришкольного кон­троля,

  • доклада о состоянии дел по проверяемому вопросу

  • протокола совещания при директоре


Итоговый материал должен содер­жать констатацию фактов, выводы и, при необходимости, предложе­ния.

Информация о результатах доводится до работников школы в течение 10 дней с момента за­вершения проверки. Педагогические работники после ознакомления с результатами внутришкольного контроля должны поставить подпись под итоговым материалом, удостоверяющую то, что они поставлены в известность о результатах внутришкольного контроля.

При этом они вправе сделать за­пись в итоговом материале о не­согласии с результатами контро­ля в целом или по отдельным фак­там и выводам и обратиться в кон­фликтную комиссию профкома школы или вышестоящие органы управления образования.

По итогам внутришкольного конт­роля в зависимости от его формы, целей и задач, а также с учетом реального положения дел:

  • проводятся заседания педагогического или методического со­ветов, производственные совеща­ния, рабочие совещания с педаго­гическим составом;

  • сделанные замечания и предло­жения фиксируются в документа­ции согласно номенклатуре дел школы;

  • результаты внутришкольного контроля могут учитываться при проведении аттестации педагоги­ческих работников, но не являют­ся основанием для заключения экспертной группы.

1.17. Директор школы по резуль­татам внутришкольного контроля принимает следующие решения:

  • об издании соответствующего приказа;

  • об обсуждении итоговых материалов внутришкольного контроля коллегиальным органом;

  • о проведении повторного конт­роля с привлечением определен­ных специалистов (экспертов);

  • о привлечении к дисциплинар­ной ответственности должностных лиц;

  • о поощрении работников;

  • иные решения в пределах своей компетенции.


  1. О результатах проверки све­дений, изложенных в обращениях, а также в обращениях и запросах дру­гих граждан и организаций, сооб­щается им в установленном по­рядке и в установленные сроки.

II. Личностно- профессиональный контроль

  1. Личностно-профессиональный контроль предполагает изу­чение и анализ педагогической деятельности отдельного учителя.

  2. В ходе персонального конт­роля руководитель изучает:

  • уровень знаний учителя в облас­ти современных достижений психо­логической и педагогической науки, профессиональное мастерство учи­теля;

  • уровень овладения учителем технологиями развивающего обу­чения, наиболее эффективными формами, методами и приемами обучения;

  • результаты работы учителя и пути их достижения;

  • способы повышения професси­ональной квалификации учителя.

2.3. При осуществлении персо­нального контроля руководитель имеет право:

  • знакомиться с документацией в соответствии с функциональными обязанностями, рабочими програм­мами (тематическим планировани­ем, которое составляется учителем на учебный год, рассматривается и утверждается на заседании методи­ческого объединения и может корректироваться в процессе рабо­ты),

  • поурочными планами,

  • классны­ми журналами,

  • дневниками и тетра­дями учащихся,

  • протоколами роди­тельских собраний,

  • планами воспи­тательной работы,

  • аналитическими материалами учителя;

  • изучать практическую деятель­ность педагогических работников школы через посещение и анализ уроков, внеклассных мероприя­тий, занятий кружков, факультати­вов, секций;

  • проводить экспертизу педагогической деятельности;

  • проводить мониторинг образо­вательного процесса с последую­щим анализом полученной инфор­мации;

  • организовывать социологичес­кие, психологические, педагоги­ческие исследования: анкетирова­ние, тестирование учащихся, ро­дителей, учителей;

  • делать выводы и принимать уп­равленческие решения.

2.4. Проверяемый педагогический работник имеет право:

  • знать сроки контроля и крите­рии оценки его деятельности;

  • знать цель, содержание, виды, формы и методы контроля;

  • своевременно знакомиться с выводами и рекомендациями ад­министрации;

  • обратиться в конфликтную ко­миссию профкома школы или вы­шестоящие органы управления образованием при несогласии с результатами контроля.

2.5. По результатам персонально­го контроля деятельности учителя
оформляется справка.

III. Тематический контроль


  1. Тематический контроль про­водится по отдельным проблемам деятельности школы.

  2. Содержание тематического контроля может включать вопросы индивидуализации, дифференциа­ции, коррекции обучения, устране­ния перегрузки учащихся, уровня сформированности общеучебных умений и навыков, активизации познавательной деятельности обучающихся и другие вопросы.

  3. Тематический контроль на­правлен не только на изучение фак­тического состояния дел по конк­ретному вопросу, но и на внедре­ние в существующую практику тех­нологии развивающего обучения, новых форм и методов работы, опыта мастеров педагогического труда.

  1. Темы контроля определяются в соответствии с проблемно-ориенти­рованным анализом работы школы по итогам учебного года, основны­ми тенденциями развития образо­вания в регионе, стране.

  2. Члены педагогического кол­лектива должны быть ознакомле­ны с темами, сроками, целями, формами и методами контроля в соответствии с планом работы школы.

  3. В ходе тематического контро­ля:

  • проводятся тематические ис­следования (анкетирование, тес­тирование);

  • осуществляется анализ практи­ческой деятельности учителя, классного воспитателя, классно­го руководителя, руководителей кружков и секций, учащихся;

  • посе­щение уроков, внеклассных ме­роприятий, занятий кружков, сек­ций;

  • анализ школьной и классной документации.

  1. Результаты тематического контроля оформляются в виде зак­лючения или справки.

  2. Педагогический коллектив знакомится с результатами тема­тического контроля на заседани­ях педсоветов, совещаниях при директоре или заместителях, за­седаниях методических объедине­ний.

3.9. По результатам тематическо­го контроля принимаются меры, направленные на совершенство­вание учебно-воспитательного процесса и повышение качества знаний, уровня воспитанности и развития учащихся.

3.10. Результаты тематического контроля нескольких педагогов могут быть оформлены одним до­кументом.

IV. Классно-обобщающий контроль

4.1. Классно-обобщающий контроль осуществляется в конкретном классе или параллели.

  1. Классно-обобщающий конт­роль направлен на получение ин­формации о состоянии образова­тельного процесса в том или ином классе или параллели.

  2. В ходе классно-обобщающего контроля руководитель изучает весь комплекс учебно-воспита­тельной работы в отдельном клас­се или классах:

  • деятельность всех учителей;

  • включение учащихся в познава­тельную деятельность;

  • привитие интереса к знаниям;

  • стимулирование потребности в самообразовании, самоанализе, самосовершенствовании, самооп­ределении;

  • сотрудничество учителя и уча­щихся;

  • социально-психологический климат в классном коллективе.

4.4. Классы для проведения классно-обобщающего контроля определяются по результатам проблемно-ориентированного анализа по итогам учебного года, полугодия или четверти.

  1. Продолжительность классно обобщающего контроля определя­ется необходимой глубиной изуче­ния состояния дел в соответствии с выявленными проблемами.

  2. Члены педагогического кол­лектива предварительно знако­мятся с объектами, сроком, це­лями, формами и методами классно-обобщающего контроля в соответствии с планом работы школы.

4.7. По результатам классно-обобщающего контроля проводят­ся мини-педсоветы, совещания при директоре, классные часы, родительские собрания.

V. Комплексный контроль

5.1. Комплексный контроль проводится с целью получения полной информации о состоянии образо­вательного процесса в школе в це­лом или по конкретной проблеме.

5.2. Для проведения комплексно­го контроля создается группа, со­стоящая из членов администрации образовательного учреждения, ру­ководителей методических объе­динений, эффективно работающих учителей школы под руководством одного из членов администрации. Для работы в составе данной груп­пы администрация может привле­кать лучших учителей других школ, инспекторов и методистов районного Управления образованием.

Члены группы должны четко определить цели, задачи, разрабо­тать план проверки, распределить обязанности между собой.

  1. Перед каждым проверяющим ставится конкретная задача, устанавливаются сроки, формы обобщения итогов комплексной проверки.

  2. Члены педагогического кол­лектива знакомятся с целями, задачами, планом проведения ком­плексной проверки в соответствии с планом работы школы, но не ме­нее чем за месяц до ее начала.

  1. По результатам комплексной проверки готовится справка, на ос­новании которой директором шко­лы издается приказ (контроль за исполнение которого возлагается
    на одного из членов администра­ции) и проводится заседание педа­гогического совета, совещание при директоре или его заместителях.

  2. При получении положитель­ных результатов данный приказ снимается с контроля.

9


© 2010-2022